Динамика психологической структуры

Учебной деятельности в первоначальный период

Обучения

В качестве основных показателей развития психологической структуры деятельности в исследованиях системогенеза деятельности рассматриваются функциональные связи структурных компонентов, средний вес компонентов (Sср.), показатель интегрированности структуры (ИКС).

Анализ структур УВК показывает, что в процессе усвоения содержания образования происходят изменения функциональных связей компонентов психологической структуры учебной деятельности: одни связи распадаются и образуются новые, изменяется уровень значимости корреляций и вес отдельных компонентов структуры. Так, в начале учебного года наиболее значимым является качество «мотивы учения», его весовое значение составляет 25 усл. ед. К концу учебного года вес мотивов учения снижается до 21 усл. ед., наибольший вес в структуре деятельности приобретает качество «вводные навыки» (S = 28). К концу обучения грамоте в ПСДу увеличивается вес всех видов памяти: образной - с 3 до 8 усл. ед., логической - с 7 до 14 усл. ед., вербальной механической памяти - с 12 до 18 усл. ед. Вербальная механическая память на протяжении всего периода обучения продолжает играть ведущую роль, но увеличение значения образной и логической видов памяти более выражено. Существенно изменяются весовые значения качеств «произвольная регуляция деятельности» (с 15 до 12 усл.ед.) и «произвольное внимание» (с 5 до 13 усл.ед.), что свидетельствует о качественных изменениях механизмов регуляции деятельности. Увеличение веса отдельных УВК в структуре (вводных навыков, произвольного внимания, всех видов памяти и др.) может говорить о формировании на базе этих компонентов комплексов УВК, обеспечивающих выполнение конкретных учебных задач.

Наряду с изменением функциональных связей УВК в процессе первоначального обучения эти качества активно развиваются. Для 70% (15 из 22) выделенных нами УВК установлены достоверные различия средних значений по критерию Стьюдента (t) между результатами, полученными в начале (серия А) и в конце (серия Б) первого года обучения (Табл.2). В процессе первоначального обучения наиболее активно развиваются такие качества, как образная память, логическая память, произвольное внимание, слуховой анализ, графический навык, вводные навыки, принятие задачи, отношение к взрослым. Совершенствуется мелкая моторика руки. Выявлены также значимые различия для качеств: уровень обобщений, уровень притязаний, представления о содержании деятельности, зрительный анализ, восприятие пространственно ориентированных структур, произвольная регуляция деятельности.

Анализ интер-и интрафункциональных связей УВК, т.е. связей, образованных между блоками и внутри них, показывает значительное преобладание интерфункциональных связей УВК. Интрафункциональные связи УВК в обеих структурах представлены в меньшей степени, преимущественно слабыми корреляциями.

Таблица 2

Оценка достоверности различий средних значений УВК

В начале (серия А) и в конце (серия Б) первого года

Обучения в школе

№ п/п УВК Серия А – серия Б Серия А: «успешные» - «неуспешные» Серия Б: «успешные» - «неуспешные»
1. Мотивы учения (М) 0,48 2,44 * 1,21
2. Отношение к школе (ОШ) 1,95 1,47 1,14
3. Отношение к взрослому (ОВ) 5,37 * 0,79 1,58
4. Отношение к детям (ОД) 0,35 0,89 0,89
5. Отношение к себе (ОС) 0,80 3,10 * 2,10
6. Принятие задачи (ПЗ) 4,20 * 3,00 * 2,01
7. Уровень притязаний (УП) 2,15 * 0,24 0,89
8. Представление о содержании деят-ти (ПС) 2,58 * 0,23 1,97
9. Вводные навыки (ВН) 6,12 * 2,71 * 1,04
10. Графический навык (ГН) 4,70 * 2,30 * 1,90
11. Механическая вербальная память (МП) 0,53 3,13 * 2,48*
12. Логическая вербальная память (ЛП) 4,96 * 0,41 1,50
13. Образная память (ОП) 12,58 * 0,75 0,75
14. Слуховой анализ (СА) 5,86 * 0,62 0,87
15. Зрительный анализ (ЗА) 2,61 * 2,46 * 1,99
16. Синкинезии (СК) 3,97 * 2,66 * 1,00
17. Восприятие пространств. структур (ВПС) 2,85 * 0,94 0,89
18. Уровень обобщений (УО) 2,51 * 0,31 0,64
19. Произвольная регуляция деятельности (ПРД) 2,71 * 2,83 * 2,63 *
20. Произвольное внимание (ПВ) 5,56 * 0,02 1,20
21. Функциональная асимметрия мозга (ФА) 0,20 0,31 1,08
22. Обучаемость (Об) 1,80 2,18 0,77
  Интегральный показатель успешности обучения (ИПУ) 4,70* 3,95* 2,53*

Примечание: значения t, превышающие табличные при Р>0,95, отмечены (*).

 

Для исследования соотношения интер-и интрафункциональных связей в структурах УВК в начале и в конце учебного года был использован методический прием «расслоения» корреляционных связей в соответствии с психологической структурой деятельности (рис. 2). Оказалось, что структура деятельности пронизана, как бы «прошита» корреляционными связями, образованными УВК, относящимися к различным функциональным блокам.

Выявленная закономерность соотношения и характера интер- и интрафункциональных связей УВК в анализируемых структурах позволяет подтвердить сформулированный ранее вывод о том, что в процессе обучения под влиянием учебных задач индивидуальные качества учащихся образуют устойчивую структуру, обеспечивающую выполнение деятельности, направленной на усвоение нормативно-заданного содержания образования.

 

Рис. 2. Расслоение корреляций компонентов психологической структуры учебной деятельности в начале обучения (серия А). Уровни значимости корреляций: ====== Р > 0,99; ————— Р > 0,95; условные обозначения УВК и плоскостей см. в табл.1.

 

Преобладание в структуре слабых интрафункциональных (внутриблоковых) связей УВК дает возможность активной перестройки внутри функциональных блоков в соответствии с постоянно меняющимися в процессе обучения учебными задачами, при сохранении целостности деятельности, которая, как было сказано, обеспечивается устойчивыми интерфункциональными (межблоковыми) связями УВК. Полученные данные позволяют также сделать заключение о неправомерности выделения отдельных функциональных блоков и подструктур УВК (личностно-мотивационного, когнитивного, коммуникативного и т.д.) в качестве самостоятельного и единственного объекта диагностики готовности детей к обучению в школе, так как в этом случае оказываются неучтенными интерфункциональные связи УВК, которые, в конечном счете, и определяют успешность учебной деятельности в первоначальный период обучения.

Анализ основных показателей динамики структуры индивидуальных качеств учащихся позволяет сделать вывод о том, что в процессе первоначального обучения психологическая структура учебной деятельности приобретает свойства системы: увеличивается общее количество связей между компонентами структуры и средний вес одного компонента (Sср.), при этом количество сильных корреляций (P >0,99) уменьшается вдвое; уровень интегрированности структуры в целом (ИКС) значительно возрастает, снижается зависимость результатов деятельности от уровня развития отдельных УВК (в конце учебного года не выявлено значимых корреляций интегрального показателя успешности усвоения с отдельными УВК; число значимых различий средних значений УВК в группах «успешных» и «неуспешных» учащихся в конце обучения уменьшается в 4 раза). Анализируемые показатели представлены в табл. 3.

Таблица 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: