Динамика вариативности индекса готовности к обучению и интегрального показателя успешности усвоения

В течение первого года обучения

п/п

Показатели вариативности

Индекс готовности к обучению (ИГ)

Интегральный показатель успешности усвоения (ИПУ)

Начало учебного года Конец учебного года Начало учебного года Конец учебного года
1 Средний показатель 30 68 26 72
2 Дисперсия (s) 7,3 4,9 5,9 8,5
3 Отклонение от среднего значения 6,6 4,2 5,6 7,8

 

Это еще раз подтверждает сделанный ранее вывод о том, что психологическая структура учебной деятельности в процессе обучения приобретает свойства системы: достижение результата деятельности на этой стадии обеспечивается не отдельными УВК, а их комплексами, начинают действовать компенсаторные механизмы, формируется индивидуальный способ деятельности.

В - четвертых: в группе «успешных» учащихся в начале обучения наибольший вес в психологической структуре учебной деятельности имеет функциональный блок «представления о содержании и способах выполнения деятельности»; в конце обучения – блок «цель учебной деятельности» (табл.5).

Таблица 5

Средние значения развития УВК в функциональных

Блоках психологической структуры учебной деятельности в группах «успешных» и «неуспешных» учащихся

(серия А и серия Б)

№ блока

Функциональные блоки психологической структуры учебной деятельности

Средние значения развития УВК в группах учащихся

Серия А

Серия Б

А1 А2 Б1 Б2
I Личностно-мотивационный 57,7 41,3 47,7 51,2
II Целевой 58 41,9 55 44,9
III   Представления о содержании учебной деятельности 65 34,9 53 46,9  
IV   Информационная основа деятельности 58,7 40,3 52,3 46,7  
V Управление деятельностью 54,5 44,5 52 47,9

Примечание: А1 – «успешные» в серии А; А2 – «неуспешные» в серии А; Б1 – «успешные» в серии Б; Б2 – «неуспешные» в серии Б.

 

Эти данные означают, что в начале года лучшие результаты показывают учащиеся, имеющие больший объем учебных знаний и навыков, т.е. «более обученные» в подготовительный к школе период. В конце первого года обучения лучшие результаты демонстрируют те учащиеся, у которых в большей степени сформирована способность принимать учебную задачу, и, следовательно, обладающие более высоким уровнем учебной деятельности. Этот вывод подтверждают данные о том, что почти половина «успешных» в начале обучения учащихся в конце учебного года оказалась в группе «неуспешных». Это те дети, которых «готовили» к школе путем прямого обучения чтению, письму и счету, при этом развитию собственно психологической основы школьного обучения внимания уделялось недостаточно. Эти первоклассники, придя в школу, не учились, а демонстрировали уже имеющиеся у них знания, что послужило причиной меньшей эффективности процесса формирования учебной деятельности.

В ходе исследования динамики структуры УВК в процессе первоначального обучения были выявлены изменения учебной деятельности учащихся, которые могут рассматриваться как устойчивые тенденции психического развития детей в условиях школьного обучения. Закономерный характер выявленных тенденций подтверждается данными исследований первоначального этапа обучения [3, 8, 13, 15, 16, 45, 52 и др.] и процесса профессионального обучения [49], это позволяет сделать вывод о том, что выявленные в исследовании стадии формирования психологической структуры учебной деятельности следует отнести к общим (всеобщим) закономерностям системогенеза учебной деятельности.

 

Условия и факторы формирования

Психологической структуры учебной деятельности


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: