В течение первого года обучения
№ п/п | Показатели вариативности | Индекс готовности к обучению (ИГ) | Интегральный показатель успешности усвоения (ИПУ) | ||
Начало учебного года | Конец учебного года | Начало учебного года | Конец учебного года | ||
1 | Средний показатель | 30 | 68 | 26 | 72 |
2 | Дисперсия (s) | 7,3 | 4,9 | 5,9 | 8,5 |
3 | Отклонение от среднего значения | 6,6 | 4,2 | 5,6 | 7,8 |
Это еще раз подтверждает сделанный ранее вывод о том, что психологическая структура учебной деятельности в процессе обучения приобретает свойства системы: достижение результата деятельности на этой стадии обеспечивается не отдельными УВК, а их комплексами, начинают действовать компенсаторные механизмы, формируется индивидуальный способ деятельности.
В - четвертых: в группе «успешных» учащихся в начале обучения наибольший вес в психологической структуре учебной деятельности имеет функциональный блок «представления о содержании и способах выполнения деятельности»; в конце обучения – блок «цель учебной деятельности» (табл.5).
|
|
Таблица 5
Средние значения развития УВК в функциональных
Блоках психологической структуры учебной деятельности в группах «успешных» и «неуспешных» учащихся
(серия А и серия Б)
№ блока | Функциональные блоки психологической структуры учебной деятельности | Средние значения развития УВК в группах учащихся | |||
Серия А | Серия Б | ||||
А1 | А2 | Б1 | Б2 | ||
I | Личностно-мотивационный | 57,7 | 41,3 | 47,7 | 51,2 |
II | Целевой | 58 | 41,9 | 55 | 44,9 |
III | Представления о содержании учебной деятельности | 65 | 34,9 | 53 | 46,9 |
IV | Информационная основа деятельности | 58,7 | 40,3 | 52,3 | 46,7 |
V | Управление деятельностью | 54,5 | 44,5 | 52 | 47,9 |
Примечание: А1 – «успешные» в серии А; А2 – «неуспешные» в серии А; Б1 – «успешные» в серии Б; Б2 – «неуспешные» в серии Б.
Эти данные означают, что в начале года лучшие результаты показывают учащиеся, имеющие больший объем учебных знаний и навыков, т.е. «более обученные» в подготовительный к школе период. В конце первого года обучения лучшие результаты демонстрируют те учащиеся, у которых в большей степени сформирована способность принимать учебную задачу, и, следовательно, обладающие более высоким уровнем учебной деятельности. Этот вывод подтверждают данные о том, что почти половина «успешных» в начале обучения учащихся в конце учебного года оказалась в группе «неуспешных». Это те дети, которых «готовили» к школе путем прямого обучения чтению, письму и счету, при этом развитию собственно психологической основы школьного обучения внимания уделялось недостаточно. Эти первоклассники, придя в школу, не учились, а демонстрировали уже имеющиеся у них знания, что послужило причиной меньшей эффективности процесса формирования учебной деятельности.
|
|
В ходе исследования динамики структуры УВК в процессе первоначального обучения были выявлены изменения учебной деятельности учащихся, которые могут рассматриваться как устойчивые тенденции психического развития детей в условиях школьного обучения. Закономерный характер выявленных тенденций подтверждается данными исследований первоначального этапа обучения [3, 8, 13, 15, 16, 45, 52 и др.] и процесса профессионального обучения [49], это позволяет сделать вывод о том, что выявленные в исследовании стадии формирования психологической структуры учебной деятельности следует отнести к общим (всеобщим) закономерностям системогенеза учебной деятельности.
Условия и факторы формирования
Психологической структуры учебной деятельности