Компонентный состав психологической

Структуры учебной деятельности

В первоначальный период обучения

На основе психологического анализа элементарной учебной деятельности и содержания обучения в 1 классе был определен компонентный состав психологической структуры учебной деятельности в первоначальный период обучения (табл.1). В нее включены 22 учебно-важных качества, объединенные, в соответствии со структурной организацией деятельности, в пять функциональных блоков. I. Личностно-мотивационный. Учебно-важные качества, входящие в этот блок УВК, определяют то или иное отношение к школе и учению, желание (нежелание) принимать учебную задачу, выполнять задания педагога, т.е. учиться. II. Принятие учебной задачи - понимание задач, поставленных педагогом, и желание их выполнять; стремление к успеху или избегание неудачи. III. Представления о содержании деятельности и способах ее выполнения. Этот блок УВК отражает уровень элементарных знаний и умений, которыми владеет учащийся в начале обучения. IV. Информационный блок составляют качества, обеспечивающие восприятие, переработку и сохранение разнообразной информации в процессе обучения. V. Управление деятельностью. Учебно-важные качества, входящие в этот блок, обеспечивают планирование, контроль и оценку учащимися собственной деятельности, а также восприимчивость к обучающему воздействию.

В состав функциональных блоков психологической структуры учебной деятельности вошли качества, относящиеся к различным сферам психики ребенка (личностно-мотивационной, когнитивной, психомоторной), и различной степени интегрированности.

Таблица 1

Компонентный состав психологической структуры

Учебной деятельности в первоначальный период

Школьного обучения

N

бло-

ка

Функциональные

блоки психологической структуры учебной деятельности

Учебно-важные качества

(УВК)

Условные

обозначения

УВК

Вес УВК

в структуре

Нача-ло года Конец года
I.     - - - II.   - - - III.     - - - IV.   - - - V.   Личностно-мотива- ционный     - - - - - - - - - - - - - - - Представление о целях деятельности, принятие учебной задачи - - - - - - - - - - - - - - - - Представления о содержании и спо- собах выполнения учебной деятельности   - - - - - - - - - - - - - - - - Информационная основа деятельности     - - - - - - - - - - - - - - - - Управление деятель- ностью и пpинятие pешений Мотивы учения Отношение к школе и учению Отношение к взрослому Отношение к детям Отношение к себе - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - Принятие задачи Уровень притязаний     - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - Пpедставления о содеpжании учебной деятельности Вводные навыки Гpафический навык   - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - Веpбальная механическая слуховая память (объем) Веpбальная логическая слуховая память (точность) Зpительная обpазная память (точность) Слуховое воспpиятие pитми-чески оpганизованных стpуктуp (слуховой анализ) Зpительный анализ геометpи- ческих фигуp Зpительное воспpиятие пpостpанственно оpиентиpованных стpуктуp Кинестетическая чувствитель- ность мелкой мускулатуpы pук (выpаженность синкинезий) Уpовень обобщений - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - Произвольная pегуляция деятельности Пpоизвольное внимание Функциональная асимметpия двигательной системы pук Воспpиимчивость к обучаю-щей помощи (обучаемость) М ОШ ОВ ОД ОС - - - - - - ПЗ УП     - - - - - -   ПС ВH ГH   - - - - - -   МП   ЛП   ОП     СА   ЗА ВПС     СК УО - - - - - - ПРД ПВ   ФА     Об 25 12 1 13 11 - - - 16 10     - - -   5 20 15   - - -   12   7   3     5   17     9     11 17 - - - 15 5   2     15 21 18 4 9 12 - - - 22 14     - - -   14 28 17   - - -   18   14   8     5   20     9     4 21 - - - 12 13   7     16

Примечание к табл.1: весовые значения базовых УВК выделены жирным шрифтом.

Такие УВК, как «принятие задачи», «произвольная регуляция деятельности», «обучаемость», могут рассматриваться как сложные интегральные процессы, возникающие на основе синтеза когнитивных и иных процессов под влиянием реальных задач деятельности и в соответствии с необходимостью выполнения каких-либо частных ее функций: планирования, целеобразования, контроля и т.д. Расчленение этих психических образований на составляющие элементы на данной стадии системогенеза представляется невозможным.

Предложенная структура выделена в исследовательских целях и носит условный характер. В реальной деятельности все компоненты и блоки УВК тесно взаимосвязаны, взаимодействуют и взаимопроникают друг в друга. Необходимо отметить, что компонентный состав - это еще не сама «структура», а лишь ее содержательное наполнение. Описание структуры предмета исследования предполагает выявление функциональных связей ее компонентов и их «веса». Для решения этой задачи было проведено эмпирическое исследование с применением статистических методов обработки данных (описание процедуры и методов исследования, обработки и интерпретации экспериментальных данных приведено в п.3.2.2.). Критерием «включенности» компонента в психологическую структуру считается наличие значимых связей с другими компонентами и (или) с показателями успешности деятельности.

В результате анализа матриц интеркорреляций индивидуальных показателей, полученных в ходе психодиагностического обследования, установлено, что все УВК, выделенные в результате теоретического анализа, входят в психологическую структуру учебной деятельности как в начале (серия А), так и в конце (серия Б) первого года обучения, каждое из них образует связи различных уровней значимости с другими УВК и/или показателями эффективности деятельности. Структурограммы УВК в начале и в конце первого года обучения представлены на рис.1.

Полученные данные позволяют говорить о правильности теоретического анализа компонентного состава психологической структуры учебной деятельности в первоначальный период обучения. Психологическая структура элементарной учебной деятельности включает мотивы учения; отношение к себе и различным сферам школьной действительности; знания, представления и навыки; познавательные и психомоторные способности, а также сложные интегральные качества, такие как обучаемость, произвольная регуляция деятельности, принятие задачи. Недостаточное развитие этих УВК в индивидуальной структуре деятельности может быть причиной специфических трудностей в обучении первоклассников.

 

Структурно-функциональный анализ

Психологической структуры учебной деятельности


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: