Учебной деятельности в дошкольном возрасте

 

Третья серия дополнительного исследования. Учебная деятельность не возникает спонтанно из игровой деятельности, так как последняя не содержит в себе внутренней необходимости в приобретении знаний и усвоении общих способов действий, и то, и другое являются побочными продуктами игровой деятельности. Поэтому одним из важнейших факторов формирования психологической структуры учебной деятельности и готовности к обучению в школе являются организация и содержание образовательной работы с детьми дошкольного возраста. В этой серии исследования ставилась задача провести сравнительный анализ уровня развития УВК и готовности к обучению в школе детей из детских садов, работающих по разным образовательным программам. Исследование проводилось в трех дошкольных учреждениях, два из которых работали по традиционной программе («Программа воспитания и обучения в детском саду»), третье – по программе, основанной на идее свободного воспитания и значительно отличающейся от первой по своим исходным дидактическим принципам (программа «Шаг за шагом»). Диагностика уровня развития УВК проводилась по стандартной методике «КДГд» [31]. Результаты исследования представлены в виде усредненных профилей готовности к обучению в школе для каждой выборки (рис. 5).

Анализ результатов проводился попарно: ДОУ 2 – ДОУ 3 (традиционная программа – программа «Шаг за шагом»), ДОУ 1 – ДОУ 2 (традиционная программа – традиционная программа). Сопоставление усредненных профилей стартовой готовности к обучению выпускников дошкольных учреждений, работающих по разным образовательным программам, позволило выявить ряд существенных различий в индивидуальном развитии детей анализируемых выборок.

1. Индекс готовности к обучению в школе (ИГ), отражающий общий уровень индивидуального развития детей, в ДОУ 2 (традиционная программа) и ДОУ 3 (программа свободного воспитания) отличается значительно: ДОУ 2 – ИГ=28, что соответствует статистической норме; ДОУ 3 – ИГ=19, ниже нормы.

2. В ДОУ 2 из тринадцати учебно-важных качеств - двенадцать имеют уровень развития, соответствующий возрастной норме, одно – ниже нормы (вербальная механическая память – МП); в целом развитие детей можно охарактеризовать как гармоничное. В ДОУ 3 одно качество имеет уровень развития выше нормы (СК), шесть качеств соответствуют норме, шесть – ниже нормы, одно качество (ВН) имеет низкий уровень развития; в целом развитие детей носит дизгармоничный характер.

3. Наиболее существенные различия выявлены в отношении качеств: вводные навыки (ВН), уровень обобщения (УО), зрительный анализ (ЗА), произвольная регуляция деятельности (ПРД), обучаемость (Об), т.е. в отношении тех качеств, развитие которых непосредственно определяется содержанием и организацией обучения. Мотивация учения (М) и ориентация на школу (ОШ) у детей в ДОУ 3 значительно ниже, чем в ДОУ 2.

 

Уровни УВК

 

Высокий

 

Выше

среднего

 

Средний

(норма)

 

Ниже

среднего

 

Низкий

 

М ОШ ОД ОС ПЗ ВН ГН УО ЗА МП СК ПРД Об УВК

 

Рис. 5. Усредненные профили готовности к обучению в школе детей из выпускных групп дошкольных учреждений с разными образовательными программами. Традиционная программа: ДОУ 1 - —▲—, ДОУ 2 - —■—; программа «Шаг за шагом»: ДОУ 3 - —●—. Условные обозначения УВК даны в табл. 1.

 

Главное отличие традиционной «Программы воспитания и обучения в детском саду» от программы «Шаг за шагом» заключается в том, что по своим исходным дидактическим принципам традиционная программа ориентирована на традиционное школьное обучение, образовательные задачи и задача подготовки детей к школьному обучению имеют здесь приоритетное значение, особое внимание уделяется формированию системы знаний и умений и формированию элементарного уровня учебной деятельности. В программе «Шаг за шагом», напротив, задачи обучения не выделяются как основные, в работе с детьми приоритетной является установка на создание в группе благоприятного эмоционального климата и обеспечение условий для «саморазвития» ребенка в свободной деятельности. Достаточно высокий показатель развития мелкой моторики рук (СК) в ДОУ 3, скорее всего, обусловлен не особенностями образовательной программы, а спецификой работы с детьми в данном учреждении: психолог этого детского сада разработала и успешно применяет авторскую методику, направленную на развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

4. Выявлены существенные различия в показателях вербальной механической памяти (МП): в ДОУ 2 это качество имеет уровень ниже нормы, в ДОУ 3 – на уровне нормы. Учитывая то, что и во втором дошкольном учреждении, работающем по традиционной программе (ДОУ 1), этот показатель ниже нормы, можно сделать заключение о том, что традиционная программа в большей степени способствует появлению симптомов умственного утомления (результат методики «10 слов», по которому оценивался уровень качества МП, является одним из показателей функционального состояния головного мозга [25]), чем программа «Шаг за шагом», построенная на основе свободной, нерегламентированной деятельности детей.

Для того, чтобы убедиться в правильности вывода о специфическом влиянии разных образовательных программ на индивидуальное развитие детей и подготовку их к школе, в дополнение к проведенному анализу необходимо сопоставить результаты обследования детей в детских садах, работающих по одной (традиционной) программе – ДОУ 1 и ДОУ 2. В целом усредненные профили готовности детей к обучению в школе в этих дошкольных учреждения идентичны. Имеют место различия в развитии УВК, составляющих личностно-мотивационный блок структуры УВК: отношение к школе (ОШ) и отношение к сверстникам (ОД). Эти расхождения обусловлены не особенностями образовательной программы, а различиями в реальных условиях и содержании воспитательной работы с детьми. В ДОУ 2 имеется многолетний опыт совместной работы со школой микрорайона по подготовке детей к школе, в подготовительных группах детского сада каждый год проводятся экскурсии в школу и совместные мероприятия с учащимися начальной школы; в ДОУ1 систематическая работа по формированию у детей положительного отношения к школе (на момент обследования) отсутствовала. В ДОУ 2 с детьми старшей и подготовительной групп в дополнение к общеобразовательной программе проводятся занятия по методике «Информатика для детей», видимо, поэтому общий уровень индивидуального развития и готовности к обучению в школе у выпускников этого детского сада в целом выше, чем в ДОУ 1 (ИГ в ДОУ 2 = 28; ИГ в ДОУ1 = 26).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow