Учебно-важных качеств и готовности к обучению в школе у детей разных возрастных групп

Пятая серия дополнительного исследования предполагала решение следующей задачи: сопоставление показателей развития УВК у детей разных возрастных групп (пятилетних, шестилетних, семилетних, восьмилетних). Исследование проводилось на базе 25 дошкольных учреждений г.Ярославля. В экспериментальную группу вошли дети из старших и подготовительных групп детских садов в возрасте от 5 до 8 лет. Объем выборки 533 человека. Из общего массива данных были сформированы четыре возрастные выборки: пятилетних (возрастной интервал: 5,0 – 5,5 л.), шестилетних (5,6 – 6,5 л.), семилетних (6,6 – 7,5 л.) и восьмилетних (7,6 – 8,0 л.) детей, воспитанников дошкольных образовательных учреждений. Усредненные профили готовности к обучению в школе детей разных возрастных групп представлены на рис.7.

Анализ результатов обследования позволил выявить ряд тенденций, имеющих важное значение для понимания возрастной динамики развития УВК и готовности детей к обучению в школе.

1. Имеет место устойчивая тенденция повышения с возрастом средних значений индекса готовности к обучению в школе: у пятилетних - ИГ = 18,0 (низкий уровень); у шестилетних – ИГ = 21,9 (ниже нормы); у семилетних – 25,7 (норма); у восьмилетних – 27,0 (норма).

2. С возрастом увеличивается число УВК, уровень развития которых соответствует критериальной норме: у пятилетних – 1 качество; у шестилетних – 5; у семилетних – 13; у восьмилетних – 13. Соответственно снижается число УВК, имеющих развитие ниже нормы: у пятилетних таких качеств 12; у шестилетних – 8; у семи- и восьмилетних такие показатели отсутствуют. Только в группе пятилетних выявлены качества, имеющие низкий уровень развития (знания и умения (ВН) и графический навык (ГН).

 

Диапазоны

развития УВК

 

Выше среднего

 

Средний

(норма)

 

 

Ниже среднего

 

 

Низкий

 

 

М ОШ ОД ОС ПЗ ВН ГН УО ЗА МП СК ПРД Об УВК

 

Рис.7. Усредненные профили готовности к обучению в школе детей пяти (- - ● - -), шести (—▲—), семи (—●—) и восьми (—■—) лет.

Условные обозначения УВК даны в табл. 1.

 

3. В целом развитие семи- ивосьмилетних детей более гармонично, по сравнению с пяти- и шестилетними.

4. Если пятилетние дети в целом могут быть классифицированы как «не готовые» к систематическому школьному обучению, а семи- и восьмилетние – как «готовые» к школе, то шестилетние дети в этой градации занимают промежуточное положение и могут быть определены как «условно готовые» к обучению в школе.

5. Наиболее существенные различия, имеющие достаточно четкую возрастную динамику, выявлены в отношении УВК: вводные навыки (ВН), графический навык (ГН), зрительный анализ (ЗА), мотивы учения (М), отношение к школе (ОШ); в меньшей степени – уровень обобщения (УО). Показатели развития таких качеств, как способность принимать задачу (ПЗ) и произвольно управлять своей деятельностью (ПРД), у пяти- и шестилетних детей имеют близкие значения и заметно отличаются от соответствующих показателей у семи-восьмилетних детей.

6. Восьмилетние дети существенно отличаются от детей других возрастных групп по показателям личностно-мотивационной готовности к школе (качества: М, ОШ, ОД, ОС), по развитию образного мышления (ЗА), по знаниям и умениям (ВН, ГН). Показатели развития других УВК имеют значения, близкие соответствующим показателям в группе семилетних, а для качеств УО и ПРД ниже результатов семилетних детей.

Дополнительно была проведена оценка зависимости уровня развития УВК от возраста детей по критерию F. Анализ проводился на выборке детей шести, семи и восьми лет из старших и подготовительных групп четырех детских садов, принимавших участие в предыдущем исследовании. Объем общей выборки 136 человек. Результаты анализа представлены в табл.8, соотношения значений критерия F для разных УВК отражены на рис. 8.

Таблица 8


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: