Учебно-важных качеств и готовности к обучению в школе детей подготовительных и старших групп детских садов
Четвертая серия дополнительного исследования. Задачей этой серии исследования являлось сопоставление показателей развития УВК у детей подготовительных и старших групп детских садов. В исследовании принимали участие четыре дошкольных общеобразовательных учреждения г. Ярославля, работавшие на момент обследования по традиционной программе. Дети старших и подготовительных групп обследовались по стандартной методике «КДГд» [31]. Объем общей выборки – 136 человек, подготовительные группы – 77 чел., старшие – 59 чел. Усредненные профили готовности детей старших и подготовительных групп даны на рис.6.
Уровни УВК
Высокий
Выше
среднего
Средний
(норма)
Ниже
среднего
Низкий
М ОШ ОД ОС ПЗ ВН ГН УО ЗА МП СК ПРД Об УВК
Рис. 6 Усредненные профили готовности к обучению в школе детей старших (—●—) и подготовительных (—▲—) групп детских садов. Условные обозначения УВК даны в табл. 1.
|
|
Индекс готовности к обучению в школе (ИГ) у детей подготовительной группы равен 26 усл.ед., что соответствует возрастной норме. У детей старшей группы этот показатель значительно меньше (ИГ = 21) и соответствует уровню – ниже нормы. За исключением двух качеств (вербальной механической памяти и отношения к школе) уровень развития УВК у детей подготовительной группы соответствует возрастной норме. В старшей группе таких качеств только шесть, остальные семь имеют показатели на уровне – ниже нормы. Наиболее значимые различия в развитии УВК выявлены в отношении знаний и умений (ВН), способности принимать задачу (ПЗ), графического навыка (ГН), образного мышления (ЗА), произвольной регуляции деятельности (ПРД) и способности к обобщениям (УО). Показатели мотивационной готовности к обучению в школе у детей подготовительной и старшей группы отличаются незначительно. Процентное отношение детей с разным уровнем готовности к обучению в школе представлено в табл. 7.
Таблица 7
Процентное отношение детей в старших
И подготовительных группах с разным уровнем
Готовности к школе
№ п/п | Уровни готовности к школе | Дети старшей группы (n = 59) | Дети подготовительной группы (n= 77) | ||
Количество детей | % | Количество детей | % | ||
1 | Выше среднего | 0 | 0 | 6 | 7,8 |
2 | Средний (норма) | 17 | 28,8 | 54 | 70,1 |
3 | Ниже среднего | 11 | 18,6 | 12 | 15,6 |
4 | Низкий | 31 | 52,6 | 5 | 6,5 |
Известно, что по своему содержанию программы обучения и воспитания детей в старшей и подготовительной группах различаются. В то же время имеет место существенное различие возраста детей в анализируемых выборках (средний возраст детей подготовительных групп в нашем исследовании составил 6л. 8м.; старших – 5л. 7м.) Поэтому возникла необходимость провести анализ уровня индивидуального развития и готовности к обучению в школе у детей разных возрастных групп.
|
|
Известно, что по своему содержанию программы обучения и воспитания детей в старшей и подготовительной группах различаются. В то же время имеет место существенное различие возраста детей в анализируемых выборках (средний возраст детей подготовительных групп в нашем исследовании составил 6,8 лет.; старших – 5,7 лет.) Поэтому возникла необходимость провести анализ уровня развития УВК и готовности к обучению в школе у детей разных возрастных групп.
Сопоставление показателей развития