Сопоставление показателей развития

Учебно-важных качеств и готовности к обучению в школе детей подготовительных и старших групп детских садов

Четвертая серия дополнительного исследования. Задачей этой серии исследования являлось сопоставление показателей развития УВК у детей подготовительных и старших групп детских садов. В исследовании принимали участие четыре дошкольных общеобразовательных учреждения г. Ярославля, работавшие на момент обследования по традиционной программе. Дети старших и подготовительных групп обследовались по стандартной методике «КДГд» [31]. Объем общей выборки – 136 человек, подготовительные группы – 77 чел., старшие – 59 чел. Усредненные профили готовности детей старших и подготовительных групп даны на рис.6.

 

Уровни УВК

Высокий

 

Выше

среднего

 

Средний

(норма)

 

 

Ниже

среднего

 

 

Низкий

 

М ОШ ОД ОС ПЗ ВН ГН УО ЗА МП СК ПРД Об УВК

 

Рис. 6 Усредненные профили готовности к обучению в школе детей старших (—●—) и подготовительных (—▲—) групп детских садов. Условные обозначения УВК даны в табл. 1.

Индекс готовности к обучению в школе (ИГ) у детей подготовительной группы равен 26 усл.ед., что соответствует возрастной норме. У детей старшей группы этот показатель значительно меньше (ИГ = 21) и соответствует уровню – ниже нормы. За исключением двух качеств (вербальной механической памяти и отношения к школе) уровень развития УВК у детей подготовительной группы соответствует возрастной норме. В старшей группе таких качеств только шесть, остальные семь имеют показатели на уровне – ниже нормы. Наиболее значимые различия в развитии УВК выявлены в отношении знаний и умений (ВН), способности принимать задачу (ПЗ), графического навыка (ГН), образного мышления (ЗА), произвольной регуляции деятельности (ПРД) и способности к обобщениям (УО). Показатели мотивационной готовности к обучению в школе у детей подготовительной и старшей группы отличаются незначительно. Процентное отношение детей с разным уровнем готовности к обучению в школе представлено в табл. 7.

Таблица 7

Процентное отношение детей в старших

И подготовительных группах с разным уровнем

Готовности к школе

п/п

Уровни готовности к школе

Дети старшей группы

(n = 59)

Дети подготовительной

группы (n= 77)

Количество детей % Количество детей %
1 Выше среднего 0 0 6 7,8
2 Средний (норма) 17 28,8 54 70,1
3 Ниже среднего 11 18,6 12 15,6
4 Низкий 31 52,6 5 6,5

 

Известно, что по своему содержанию программы обучения и воспитания детей в старшей и подготовительной группах различаются. В то же время имеет место существенное различие возраста детей в анализируемых выборках (средний возраст детей подготовительных групп в нашем исследовании составил 6л. 8м.; старших – 5л. 7м.) Поэтому возникла необходимость провести анализ уровня индивидуального развития и готовности к обучению в школе у детей разных возрастных групп.

Известно, что по своему содержанию программы обучения и воспитания детей в старшей и подготовительной группах различаются. В то же время имеет место существенное различие возраста детей в анализируемых выборках (средний возраст детей подготовительных групп в нашем исследовании составил 6,8 лет.; старших – 5,7 лет.) Поэтому возникла необходимость провести анализ уровня развития УВК и готовности к обучению в школе у детей разных возрастных групп.

 

Сопоставление показателей развития


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: