Субъективные цели педагогов двух классов

И понимание их учениками

Урок русского языка в первом классе Урок русского языка во втором классе
Цели урока учителя: повторение пройденного материала Цели урока учителя: 1) повторение изученных орфографических правил, их составление; 2) подготовка к диктанту; 3) выявление слабых мест у учеников
Ответы учащихся на вопрос: «Чем вы занимались на уроке?»: -писали – 43,4 %; -учились – 30,4 %; -отвечали на вопросы – 8,6 %; -боялся – 8,6 %. Ответы учащихся на вопрос: «Чем вы занимались на уроке?»: -повторяли написание «ъ» и «ь» – 43,4 %; -учились родному языку – 30,4 %; -готовились к самостоятельной работе – 21,7 %; -повторяли из прошлого – 4,5 %.
«Как вы думаете, о чем был урок?»: -о словах – 30,4 %; -о приставках – 34,7 %; -про грамоту – 8,6 %. «Как вы думаете, о чем был урок?»: -о повторении – 47,8 %; -как хорошо подготовиться к диктанту – 34,7 %.
«Чему вы научились на уроке?»: -ничему – 60,8 %; -как писать слова – 17,3 %; -не знаю – 21,7 %. «Чему вы научились на уроке?»: -правильности русского языка – 30,7 %; -как готовиться к диктанту – 21,7 %; -вспоминали правила – 17,3 %.
«О чем рассказывал учитель на уроке?»: -ни о чем – 47,8 %; -ругал – 26,2 %; -о словах – 18,3 %. «О чем рассказывал учитель на уроке?»: -учил, как писать диктант – 43,4 %; -как вместе думать – 21,7 %; -куда ставить «ъ» и «ь» – 17,4 %.
Урок математики в первом классе Урок математики во втором классе
Цели педагога: Подготовка к контрольной работе Цели педагога: 1)Обучение алгоритму действий в решении примеров, направленных на умножение; 2)Повторение изученного (геометрические фигуры); 3) Работа со слабыми учениками.
Ответы учащихся на вопрос: «Чем вы занимались на уроке?»: -умножали – 39,1 %; -математикой – 30,4 %; -ничем – 21,7 %. Ответы учащихся на вопрос: «Чем вы занимались на уроке?»: -устный счет – 52,1 %; -повторяли устные приемы умножения – 30,4 %; -как чертить – 17,3 %.
«Как вы думаете, о чем был урок?»: -ни о чем – 34,7 %; -о всяких знаниях – 21,7 %; - о математике – 17,3 %.   «Как вы думаете, о чем был урок?»: -повторение изученного – 34,7 %; -о таблице умножения – 30,4 %; - о треугольниках – 21,7 %.
«Чему вы научились на уроке?» :-писать числа – 30,4 %; -ничему – 21,7%; -сколько будет в задаче – 21,7 %. «Чему вы научились на уроке?»:-научились повторять – 30,4 %; -хорошо решать примеры – 30,4 %; -нужно делать домашнее задание – 21,7 %.
«О чем рассказывал учитель на уроке?»:-о Паше – 34,7 %; -о домашнем задании – 26,2 %; -ни о чем – 21,7 %   «О чем рассказывал учитель на уроке?»:-найти ошибку у друга – 30,4 %; -сколько будет… - 21,7 %; -нельзя лениться – 21,7 %
Урок чтения в первом классе Урок чтения во втором классе
Цели педагога: Научить пересказывать Цели педагога: 1)Научить логическим приемам; 2)Развивать фантазию; 3)Умению находить общие признаки.
Ответы учащихся на вопрос: «Чем вы занимались на уроке?»: -внимательно слушали – 43,4 %; -получали оценки – 30,4 %; -читали – 13,2 5. Ответы учащихся на вопрос: «Чем вы занимались на уроке?»: -читали, играли, разговаривали – 52,1 %; -внимание развивали – 30,4 %
«Как вы думаете, о чем был урок?»: -ни о чем – 52,1 %; -о чтении – 30,4 % «Как вы думаете, о чем был урок?»: -о дружбе – 43,4 %; -об историях о жизни – 30,4 %
«Чему вы научились на уроке?» -ничему – 47,8 %; -рассказывать – 30,4 % «Чему вы научились на уроке?» -понимать друг друга – 43,7 %; -находить общее – 39,1 %
«О чем рассказывал учитель на уроке?»:-ругал – 39,1 %; -спрашивал домашнее задание – 21,7 %; -не знаю – 21,7% «О чем рассказывал учитель на уроке?»:-учил играть – 30,4 %; -допридумывал истории – 30,4%; -как нужно думать – 21,7 %

Как видно из представленных результатов, дети в обоих классах по-разному рефлексируют как содержание поставленных перед ними целей, так и содержание самой деятельности на уроке. Подавляющее большинство детей первого класса не понимают целей, которые ставит перед ними (точнее, перед собой) педагог. Дети же другого класса достаточно точно отражают большую часть целей урока. Такая же картина наблюдается и при анализе результатов урока: наиболее распространенным ответом учеников первого класса является отрицание результата («ничему не научились»), в то время как ученики второго класса отмечают конкретные достижения («научились находить общее», «готовиться к диктанту», «повторять», «решать примеры»).

Таким образом, рефлексия цели и результатов урока не является актуальной для подавляющего большинства педагогов проблемой. Вместе с тем, именно овладение рефлексией является одним из основных условий адекватного понимания цели и реализации оценочной функции при осуществлении целебразования и требует особого учета при эффективной организации учебной деятельности. При этом анализ показывает, что обучение рефлексии может быть успешным даже в первых классах школы, но при условии, что учитель осознает важность этой деятельности.

 

Модель деятельности


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: