Изучение процессов понимания

И рефлексии цели учебной деятельности

Для изучения проблем понимания цели учебной деятельности было проведено исследование характера понимания педагогами и учащимися средних школ некоторых наиболее распространенных целей различной степени обобщения: общие цели деятельности, цели отдельных предметов и цели отдельных заданий, сформулированные в учебниках по соответствующим предметам. Основные гипотезы исследования были сформулированы следующим образом: 1) чем меньше в формулировке цели представлена ее внутренняя структура, тем труднее она для понимания, а процесс понимания – менее продуктивен; 2) в случае представления цели как «очевидной» необходимость в обратной связи обычно не рассматривается, что приводит к несовпадению в личностных смыслах одной и той же формулировки цели у педагога и ученика.

Для поверки гипотез было проведено эмпирическое исследование понимания целей различной степени обобщенности учителями и учащимися средних классов школ № 43 и 59 г. Ярославля. В исследовании принимали участие 45 учеников и 12 учителей (физики, алгебры и геометрии, русского языка и литературы).

В качестве методов использовались нестандартизированное и стандартизированное интервью (участники должны были ответить, как они понимают предлагаемые цели педагогической деятельности; какие цели были поставлены на определенных уроках; как определяли характер понимания целей, заданий; какие критерии используются для выявления понимания при работе с незнакомыми учениками; критерии определения усвоения способа выполнения задания; критерии определения степени достижения цели урока), наблюдение (за характером постановки цели на уроке; способами выяснения степени понимания заданий, используемых терминов; характера реагирования педагога на непонимание у учащихся; характера реагирования учащихся на предлагаемую цель, характер вопросов, обращенных к педагогу; степень самостоятельности выполнения задания; результаты выполнения задания учениками), а также психологический анализ урока.

Для анализа были выделены 3 группы целей:

- наиболее важные с точки зрения педагогов цели педагогической деятельности, выделенные по результатам исследования (см. гл. 1): всестороннее развитие личности; повышение качества обучения;

- наиболее часто встречающиеся цели уроков (по результатам психологического анализа уроков): подробно анализируем, выполняем работу над ошибками;

- цели, сформулированные в учебниках по различным предметам (физика, геометрия, алгебра, русский язык, литература) для учеников седьмого класса: прочитайте и запишите, вставляя пропущенные буквы; сравните описания героев; определите отношение автора к героям.

Все полученные результаты в ходе анализа разбивались на три группы – адекватно понимаемые, содержащие наиболее полные и конкретные формулировки, максимально приближенные в соответствии с психологическим анализом их содержания к истинному значению, содержащие основные элементы внутренней структуры (далее АП); частично понимаемые, включающие отдельные частные вышеуказанные признаки (далее ЧАП); неадекватно понимаемые, не отражающие содержания соответствующей цели, в том числе, и отказы от прямого ответа, типа «не знаю», «не могу» (далее НАП). Приведем для примера некоторые из полученных результатов в табл.4.

Таблица 4

Результаты понимания целей учебной деятельности


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: