Это теории А. Маслоу, Ф. Герцберга, Д. Мак-Клелланда, Мак-Грегора.
Главным образом они ориентированы на две группы потребностей:
• первичные (связанные с физиологическими факторами);
• вторичные (психологические).
1) Иерархическая теория потребностей была разработана американским психологом Абрахамом Маслоу в 40-е годы 20 века.
По теории Маслоу все потребности можно расположить в виде строгой иерархической структуры, имеющей 5 уровней – групп потребностей.
2) Модель Ф. Герцберга опирается на две группы факторов: гигиенические и факторы мотивации.
Мотиваторы - потребности работника в самореализации на рабочем месте, профессионального роста, достижения, продвижении по службе, признания и ответственности.
Гигиенические - справедливое распределение заработной платы, технические аспекты руководства, условия работы, ее надежность и стабильность, а также общий административный стиль управления.
Сами по себе гигиенические факторы не являются мотивами, однако их необеспечение приводит в неудовлетворенности сотрудников.
|
|
3) Теория потребностей МакКлелланда основной свой акцент делает на потребностях высших уровней. К числу таких потребностей относятся власть, успех и причастность (достижение).
Потребность достижения проявляется в стремлении человека достигать стоящих перед ним целей более эффективно, чем он это делал ранее.
Потребность соучастия проявляется в виде стремления к дружеским отношениям с окружающими.
Потребность властвования является приобретенной, развивается на основе обучения, жизненного опыта и состоит в том, что человек стремится контролировать людей, ресурсы и процессы, протекающие в его окружении.
Х-, Y-теория Мак-Грегора
Теория X исходит из следующих базовых моментов мотивации работников:
• Работники не любят работать и пытаются избежать лишних (по их мнению) усилий.
• Работники безответственны и несамостоятельны.
• Для стимулирования работников необходимо их принуждение, контроль и угроза наказания.
• Ценность рабочего места заключается в его стабильности и гарантированности.
• Потребность в самореализации у работников отсутствует.
Теория Y исходит из следующих базовых моментов мотивации работников:
• Работники воспринимают труд как один из необходимых для любого человека процессов.
• Работник, при наличии интереса, способен к самоорганизации и самоконтролю.
• У работников есть потребности к ответственности и свободе принятия решений.
• Работники нуждаются в новой деятельности, проявлении креативности, достижениях (т.е. стремятся к самореализации).
• Ограничение свободы и возможностей самореализации приводит к снижению эффективности работы и настраивает работника на противостояние целям организации.