Содержательные теории мотивации

Это теории А. Маслоу, Ф. Герцберга, Д. Мак-Клелланда, Мак-Грегора.

Главным образом они ориентированы на две группы потребностей:

• первичные (связанные с физиологическими факторами);

• вторичные (психологические).

1) Иерархическая теория потребностей была разработана американским психологом Абрахамом Маслоу в 40-е годы 20 века.

По теории Маслоу все потребности можно расположить в виде строгой иерархической структуры, имеющей 5 уровней – групп потребностей.

 

 

 


2) Модель Ф. Герцберга опирается на две группы факторов: гигиенические и факторы мотивации.

Мотиваторы - потребности работника в самореализации на рабочем месте, профессионального роста, достижения, продвижении по службе, признания и ответственности.

Гигиенические - справедливое распределение заработной платы, технические аспекты руководства, условия работы, ее надежность и стабильность, а также общий административный стиль управления.

Сами по себе гигиенические факторы не являются мотивами, однако их необеспечение приводит в неудовлетворенности сотрудников.

3) Теория потребностей МакКлелланда основной свой акцент делает на потребностях высших уровней. К числу таких потребностей относятся власть, успех и причастность (достижение).

Потребность достижения проявляется в стремлении человека достигать стоящих перед ним целей более эффективно, чем он это делал ранее.

Потребность соучастия проявляется в виде стремления к дружеским отношениям с окружающими.

Потребность властвования является приобретенной, развивается на основе обучения, жизненного опыта и состоит в том, что человек стремится контролировать людей, ресурсы и процессы, протекающие в его окружении.


Х-, Y-теория Мак-Грегора

Теория X исходит из следующих базовых моментов мотивации работников:

• Работники не любят работать и пытаются избежать лишних (по их мнению) усилий.

• Работники безответственны и несамостоятельны.

• Для стимулирования работников необходимо их принуждение, контроль и угроза наказания.

• Ценность рабочего места заключается в его стабильности и гарантированности.

• Потребность в самореализации у работников отсутствует.

Теория Y исходит из следующих базовых моментов мотивации работников:

• Работники воспринимают труд как один из необходимых для любого человека процессов.

• Работник, при наличии интереса, способен к самоорганизации и самоконтролю.

• У работников есть потребности к ответственности и свободе принятия решений.

• Работники нуждаются в новой деятельности, проявлении креативности, достижениях (т.е. стремятся к самореализации).

• Ограничение свободы и возможностей самореализации приводит к снижению эффективности работы и настраивает работника на противостояние целям организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: