Характеристика понятий «лексика», «лексическая работа», «развитие словаря»

 

Охарактеризуем понятие «лексика».

Лексика — совокупность слов того или иного языка, части языка. Лексика является центральной частью языка, именующей, формирующей и передающей знания о каких-либо объектах, явлениях. Лексика любого живого языка находится в постоянном изменении — в язык непрерывно входят неологизмы и постепенно уходят старые слова.

Лексическая работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей. В современной методике лексическая работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка.

Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закреплённых значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.

Овладение словарём является важным условием умственного развития. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнений представлений, формирования понятий, развитие содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операций мышления: анализ, синтез, обобщение.

Своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Проводя лексическую работу, педагоги одновременно решают задачи нравственного и эстетического воспитания. Через слово формируются нравственность, навыки поведения.

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи, поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи. Словарь – это лексический состав речи, которым пользуется человек. Словарь делят на активный и пассивный. Объем активного словаря у любого человека меньше объема пассивного.

Осуществляя словарную работу, воспитатели придерживаются следующих принципов:

¾ работа над словом проводится при ознакомлении детей с окружающим миром на основе активной познавательной деятельности;

¾ формирование словаря происходит одновременно с развитием психических процессов и умственных способностей, с воспитанием чувств, отношений и поведения детей;

¾ все задачи словарной работы решаются в единстве и в определенной последовательности.

Исследователями выделены следующие направления развития словаря:

¾ расширение объема словаря;

¾ уточнение значения слова;

¾ развитие структуры значения слова;

¾ формирование семантических полей и лексической системности;

¾ расширение связей между словами в лексиконе.

Методика словарной работы предусматривает следующие направления:

¾ обогащение словаря, т. е. усвоение новых, ранее неизвестных учащимся слов. Осуществлять эту задачу — значит способствовать количественному накоплению слов, необходимых ребенку для речевого общения с окружающими.

¾ уточнение словаря, т. е. словарно-стилистическая работа, овладение точностью и выразительностью языка (наполнение содержанием слов, известных детям, усвоение многозначности, синонимики и т. п.). Эта задача понимается прежде всего как помощь ребенку в освоении обобщающего значения слов, а также в их запоминании. Наряду с закреплением словаря решается и другая задача: уточнение смысла слова, углубление его значения. Этот процесс происходит на протяжении всего дошкольного возраста.

¾ активизация словаря, т. е. перенесение как можно большего числа слов из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания. Активизация словаря — важнейшая задача словарной работы в детском саду. В процессе этой работы воспитатель побуждает детей употреблять в речи наиболее точные, подходящие по смыслу слова. Специальные приемы активизации словаря должны вызывать у ребенка внимание к выбору слова, формировать точность и ясность речи.

¾ устранение нелитературных слов, перевод их в пассивный словарь (просторечные, диалектные, жаргонные). Своеобразной задачей словарной работы является устранение из речи детей вульгаризмов, просторечных слов (башка, телок, прется и т. д.).

Все задачи словарной работы решаются в единстве с другими задачами развития речи. В то же время каждая из них имеет свою специфику, а следовательно, свои приемы и методы. В учебном процессе в детском саду выделяются занятия, главной целью которых будет решение какой-нибудь одной конкретной задачи словарной работы, а другие задачи (не только словарные) осуществляются попутно.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow