Методика формирования общих речевых навыков у детей дошкольного возраста

 

Рассмотрим основные методики формирования общих речевых навыков у детей дошкольного возраста.

К общим речевым навыкам, обеспечивающим правильное звучание речи, относятся:

Развитие слухового внимания и фонематического слуха.

Слуховое внимание – способность дифференцировать на слух звучание различных предметов, определять место и направление звука.

Фонематический слух – способность воспринимать звуки речи (фонемы), благодаря которым осуществляется различение слов, близких по звучанию (угол – уголь)

Задачи воспитателя:

¾ Воспитывать умение внимательно слушать и узнавать звучание различных предметов и направление звука.

¾ Различать звуки речи в словах.

¾ Отличать одни звуки от других, близких по акустическим и артикуляционным признакам.

¾ Улавливать на слух тонкости звукового оформления языка.

¾ Правильно пользоваться интонационными средствами выразительности.

¾ Сравнивать свою речь с речью окружающих.

¾ Контролировать с помощью слуха собственное речевое высказывание.

¾ «Слуховые игры».

Развитие речевого дыхания.

Речевое дыхание – способность человека в процессе речевого высказывания своевременно производить короткий глубокий вдох и рационально расходовать воздух при выдохе. Неправильное речевое дыхание нередко является причиной нарушения плавности речи, позднего или неправильного усвоения некоторых звуков; ослабления громкости голоса; непрерывного использования интонационных средств.

Задачи воспитателя – научить правильно пользоваться речевым дыханием.

Развитие голоса.

Голос – совокупность разнообразных по смоим характерам звуков, которые возникают в результате колебания голосовых связок. Голос образуется в периферическом отделе голосового аппарата.

Задачи воспитателя:

¾ развивать в играх и игровых упражнениях основные качества голоса – силу и высоту;

¾ приучать детей говорить без напряжения, умеренным голосом.

Воспитание темпа и ритма речи.

Темп – скорость речевого высказывания. Ритм – равномерное чередование ударных и безударных слогов различных по длительности и силе произношения.

Воспитание интонационной выразительности.

Интонация – сложный комплекс фонетических средств, выражающих смысловое отношение к высказываемому и эмоциональные оттенки речи.

Упражнения:

¾ Произнесение различных фраз с интонациями печали, радости, досады, нежности и др.

¾ Выделение с помощью голоса отдельных слов в предложении.

¾ Проведение конкурса чтецов.

¾ Пересказ литературных произведений по лицам.

Воспитание дикции.

Дикция – четкое и ясное произношение слов и словосочетаний при правильном произношении каждого звука в отдельности.

Пути работы над дикцией:

¾ Игры на звукоподражание.

¾ Проговаривание чистоговорок.

¾ Проговаривание скороговорок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: