Особенности развития словаря детей дошкольного возраста. Закономерности овладения словом. Принципы словарной работы

 

В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т.е. овладение значениями слов.

Остановимся кратко на характеристике каждой из сторон.

Количественный рост словаря. Дошкольный возраст – период быстрого обогащения словаря. Его рост находится в зависимости от условий жизни и воспитания, поэтому в литературе данные о количестве слов дошкольников одного и того же возраста очень разнятся между собой. Первые осмысленные слова появляются у детей к концу первого года жизни. В современной отечественной методике нормой считается 10–12 слов к году. Развитие понимания речи в значительной мере опережает активный словарь. После полутора лет обогащение активного словаря происходит быстрыми темпами, и к концу второго года жизни он составляет 300 – 400 слов, а к трем годам может достигать 1500 слов. Огромный скачок в развитии словаря происходит не только и не столько за счет заимствования слов из речи взрослых, сколько за счет овладения способами образования слов. Развитие словаря осуществляется за счет слов, обозначающих предметы ближайшего окружения, действия с ними, а также отдельные их признаки. В последующие годы количество употребляемых слов также быстро возрастает, однако темпы этого прироста несколько замедляются. Третий год жизни – период наибольшего увеличения активного словарного запаса. К 4 годам количество слов доходит до 1900, в 5 лет – до 2000 – 2500, а в 6 – 7 лет до 3500 – 4000 слов. Индивидуальные различия в словаре наблюдаются и в эти возрастные периоды.

Рассмотрим закономерности овладения словом.

¾ 1-й год жизни – 10-12 слов к году. Развитие понимания речи в значительной мере опережает активный словарь.

¾ 1,5-2 г. – 300-400 слов.

¾ 3 г. – 1500 слов. Огромный скачок происходит не только и не столько за счёт заимствования слов из речи взрослых, сколько за счёт овладения способами образования слов.

¾ 4 года – 1900 слов.

¾ 5 лет – 200-2050 слов.

¾ 6-7 лет – 3500-4000 слов.

Однако важно не само по себе количественное накопление словаря, а его качественное развитие – развитие значений слов, представляющее огромную сложность.

Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, медленно растёт число прилагательных. Это объясняется условиями воспитания, также характером имени прилагательного как наиболее абстрактной части речи.

Сначала слово выступает для ребенка лишь как компонент сложного воздействия взрослого, как компонент целой ситуации, которая включает и жесты, и интонацию, и обстановку, в которой это слово сказано. Затем слово становится интегрирующим сигналом, проходя при этом ряд промежуточных ступеней:

¾ Первая степень обобщения - слово замещает чувственный образ только одного предмета. Слово несколько раз совпало с ощущениями отданной вещи, и между ними образовалась прочная связь. Эта степень обобщения доступна детям конца первого – начала второго года жизни.

¾ Вторая степень обобщения - слово замещает чувственный образ ряда однородных предметов. Значение слова здесь шире. Эта степень обобщения может быть достигнута детьми к концу второго года жизни.

¾ Третья степень обобщения - слово обозначает несколько групп предметов, имеющих общее назначение (игрушки, мебель и т.п.). Сигнальное значение такого слова очень широко, но вместе с тем значительно удалено от конкретных образов предметов. Эта степень обобщения доступна детям в три – три с половиной года.

¾ Четвертая степень обобщения - слово достигает высшей стадии интеграции. В слове как бы дан итог предыдущих уровней обобщения. В слове как бы дан итог предыдущих уровней обобщения (слово вещь, например, содержит в себе обобщения, которые заключают в себе слова игрушки, посуда, мебель и др.). Сигнальное значение такого слова чрезвычайно широко, а связь его с конкретными предметами прослеживается с большим трудом. Такого уровня обобщения дети достигают лишь на пятом году жизни.

Охарактеризуем принципы словарной работы, которыеопределяют ее характер, содержание, формы организации, методы и приемы обучения.

1. Принцип единства развития словаря с развитием восприятия, представлений, мышления; установление в сознании ребенка связи между фактом действительности и словом, что означает этот факт.

2. Принцип связи содержания словарной работы с возможностями познания окружающего мира, постепенно развиваются, с мыслительной деятельностью детей.

3. Принцип комплексного решения всех задач словарной работы во взаимосвязи между собой и с формированием грамматической и фонетической строя речи, с развитием связной речи.

4. Принцип семантизации лексики - раскрытие значений новых слов, уточнение и расширение значений уже известных слов в определенном контексте, через сопоставление, подбор синонимов, словосочетаний.

5. Принцип единства учебных, воспитательных и задач словарной работы при выполнении определенных требований по всем разделам общеобразовательной программы как на занятиях, так и в повседневной жизни.

6. Принцип поэтапности. При разработке методики развития лексической системы учитывается онтогенетическая последовательность формирования лексики, степень сложности формирования различных компонентов структуры значения слова, характер труда в овладении лексикой дошкольниками с ПМР, последовательность изучения лексического материала по программе детского сада и общих этапов логопедической работы по коррекции различных недостатков речи.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow