Методы расчета рабочей силы.
Методы расчета транспорта.
Методы расчета производственных площадей та складских помещений.
Методы расчета освещенности.
Методы расчета рабочей силы.
Весь промышленно-производственный персонал предприятий подразделяют на три группы:
Ø административно-управленческий,
Ø рабочие основных и вспомогательных цехов,
Ø рабочие, занятые на погрузочно-разгрузочных работах.
Численность руководителей и специалистов (ИТР), служащих и младшего обслуживающего персонала принимается по типовым штатам или отраслевым нормативам. Такие штаты и нормативы устанавливаются научно-исследовательскими институтами по группам предприятий в зависимости от их мощности, типа и технической оснащенности. Они утверждаются приказами министерств и ведомств. Численность, указанную в типовых штатах и нормативах, нужно принимать за основу и корректировать с учетом особенностей проекта уровня механизации и автоматизации управленческого труда, предусмотренного в нем.
|
|
При определении численности цеховых рабочих исходят из режима работы во времени (прерывный, непрерывный, их разновидности), принятого графика выходов рабочих на работу, вица производственного потока, конструктивных особенностей оборудования, которое нужно обслуживать. График выходов устанавливает число сменных производственных бригад и в известной мере предопределяет их состав (подменные рабочие). Для отдельной бригады сначала выбирают явочный состав. Он показывает, сколько рабочих необходимо иметь на рабочих местах каждый день для нормального функционирования производственного процесса. Переход к штатной численности осуществляется с помощью коэффициента, который учитывает неявки на работу по болезни и другим причинам.
Численность рабочих по основному производству рассчитывают в соответствии с нормами времени но труду на 1 т вырабатываемой продукции (в чел.-ч) на 1 т продукции.
Численность рабочих вспомогательного производства (рабочие котельной, водоучастка, компрессорной, трансформаторной, механических мастерских, всех видов транспорта) планируют расчетным методом
Численность руководящих работников, ИТР и служащих определяют, исходя из штатного расписания предприятий и выбранной схемы управления.
Для расчета явочной численности производственной бригады выделяют рабочие места и устанавливают количество рабочих для обслуживания каждого из них. В производствах с вертикальным построением потока за основу принимают этаж производственного корпуса или цеха. В пределах этажей выделение рабочих мест и определение численности персонала, необходимого для их обслуживания, производится в зависимости от типа оборудования, особенностей его компоновки и обслуживания, проектируемого уровня механизации и автоматизации отдельных процессов. При этом широко используются отраслевые нормы обслуживания однотипного оборудования (число машин на одного рабочего), различные нормативы затрат рабочего времени, данные о типовых рабочих местах и штатах для их обслуживания.
|
|
В производствах с горизонтальным или смешанным построением производственного потока за основу принимают отдельные поточные линии. В пределах линий рабочие места и необходимый штат определяют в зависимости от конструктивных особенностей оборудования, уровня механизации и автоматизации производственных процессов с учетом отраслевых норм обслуживания поточных линий, нормативов времени и данных о типовых рабочих местах.
Количество рабочих, необходимых для выполнения погрузочно-разгрузочных работ, устанавливают обычными методами, принятыми при составлении планов. Выявляется объем работ, принимаются определенные нормы выработки или нормы времени, рассчитывается рабочее время, необходимое для выполнения всего объема работ, находится среднегодовое рабочее время одного рабочего, с учетом возможного уровня выполнения норм выработки устанавливается количество рабочих. В итоге расчета по такой схеме получают штатную численность указанного персонала.
Методы расчета транспорту.
Для перевозки в цехах и между цехами грузов, которые обычно затарены, применяют ручные и механические тележки, авто- и электропогрузчики, краны-штабелёры. Тележки используются для перемещения мешков, ящиков, бочек, пакетов и т.п. При нерегулярных перевозках, работе в тесных проходах складов применяются тележки грузоподъемностью 125-500 кг. Для перевозки бочек служит специализированная тележка.
Электротележки, используемые в отрасли, имеют грузоподъемность 500-2000 кг. Однако продолжительность работы заряженной батареи составляет 8... 10 ч, что ограничивает радиус действия электротележек.
Самоходные аккумуляторные тележки с подъемной платформой или вилами, управляемые с пола, используются при работе внутри цехов и складов для транспортировки тарно-штучных грузов на расстояние до 100 м и укладки грузов в один ярус. Рекомендуется применять их при погрузке и выгрузке материалов, находящихся в крытых железнодорожных вагонах, грузовых автомашинах и автофургонах.
Самоходные аккумуляторные тележки с подъемной платформой или вилами, управляемые с площадки, служат как для внутрицехового, так и межцехового перемещения материалов на расстояние до 200 м.
При перемещении грузов на расстояние до 800 м по дорогам с твердым покрытием, при внутрицеховых перевозках выгодно применять маневренные, дешевые и простые электрокары.
При работе внутри вагонов, перемещении грузов в помещениях цехов и складов, штабелировании грузов, а также при монтаже оборудования используются электропогрузчики. Автопогрузчики рекомендуется применять при межцеховых перевозках, работе на открытых площадках в тех же целях, что и электропогрузчики.
Скребковые конвейеры применяются для удаления производственных отходов из цеха.
Пластинчатые конвейеры применяются как для укладки в тару, так и для перемещения наполненных или пустых бутылок между машинами внутри цеха. Пластинчатый конвейер с вертикально-замкнутыми тяговыми цепями применяется для перемещения стеклянной тары.
Для механизации складских операций, укладки ящиков с бутылками в штабеля и перемещения их внутри склада рекомендуются малогабаритные штабелеукладчики, цепные, пластинчатые и троссные транспортеры и рольганги. Для штучных грузов:
|
|
Q = 3,6 GV / a т/час,
где Q - производительность транспортера;
G - вес единицы груза в кг;
V- скорость движения в м/сек;
a - расстояние между единицами груза.
Для укладки ящиков с вином в штабеля и подачи в экспедицию используют малогабаритные вилочные автопогрузчики.