В этом месте опять следует остановиться и сделать следующее разъяснение, которое читатель вряд ли найдёт в доступной литературе по музыкальной гармонии, тем более, что это разъяснение делается авторами в контексте предлагаемой книги. Одна октава являет собой цикл частот (вибраций), различающийся от соседних ровно вдвое. Иными словами, предыдущая октава разнится с последующей на коэффициент 2n (220 и 440 Гц – это нота «ля» соседних октав).
Далее следует провести водораздел между терминами «звук» и «тон». Всё, что звучит (вибрирует, колеблется), имеет свою причину и носитель, среду, в которой нечто звучит, и что может быть сосчитано в герцах. Налицо иллюстрация универсальных отношений типа СУО (субъект – управляющее действие – объект), где в роли субъекта выступают голосовые связки, управляющего действия – воздух, а объекта – уши самого субъекта, или слушателей. Но голосовые связки должны быть подстроены в «тон» некоего эталона, проявляющего свойства виртуальности по отношению к звуку. Вот первое и главное для нас различие между тоном и звуком, из чего можно сделать вывод, что тон является «программой» для звука.
|
|
Звучащий тон имеет свойство абсолютной различимости, узнаваемости для подготовленного уха, для чего он должен быть «назван». Так появляется нота. Цикл октавы может быть развёрнут в период, и тогда мы услышим последовательность звучащих нот (гамму, известную всем с детства), являющуюся действительным звуковым отражением (отражением в пространстве действительности) виртуальной последовательности тонов (последовательности событий пространства управления). Восходящие и нисходящие последовательности гаммы являют собой иллюстрацию разнонаправленных (по часовой и против часовой стрелки) движений пошаговых регистров конусов БД и БЗ в Метамашине.
Если различение высоты звука осуществляется в устройстве кортиева органа внутреннего уха человека, то как же различаются тоны, «населяющие» виртуальное пространство управления? Представим себе виртуальное пространство одной октавы в виде посылочного ящика. Не улыбайтесь, читатель, великий Шеннон тоже начинал с этого. Итак, тоны, упакованные в ящик, различаются не звуком, а местом, которое они занимают в этом ящике, а это значит, что каждое место должно быть чем-то отделено от соседнего. Никакими заборами этого не сделать, ведь пространство ящика в нашем воображении, целиком зависящем от памяти, но тем же воображением мы легко проводим сетку, которую условились называть разрядной сеткой, размечающую место каждого тона в ящике. После усердного изучения музыкальной грамоты, мы с удивлением узнаём, что разрядная сетка одной октавы отнюдь не однородна, что интервалы (объёмы, заполняющие пространства между линиями разрядной сетки), чередуют последовательности в 1 тон и ½ тона. Последовательность разрядной сетки: тон – тон – ½ тона – тон – тон – тон – ½ тона, принято называть натуральным мажором, или ионийским ладом. Следующая по звуковысотности октава будет не зеркальным, но тождественным повторением предыдущей в масштабе частот 1:2, и сохранит её разрядную сетку в том же масштабе, что будет означать возможность передачи сообщения без изменения (искажения) смысла в контексте любой октавы.
|
|
Следующее «открытие», которое мы делаем, изучая музыкальную гармонию, является то, что октава квантуется, делится разрядными сетками не только наружу, но и внутрь. Интервал в один тон можно поделить пополам (тот же коэффициент 2n). Полученный интервал в ½ тона, являющий собой зеркальную половину поделившегося тона, и обладающий функцией тяготения, разрешения в выще или нижестоящий тоны, снова делим пополам.
Остановимся на этом месте, чтобы лучше разъяснить, что квантование внутрь приносит тону различные качественные состояния. Деление тона пополам – это не механическое чередование белых и черных клавиш на рояле, а метафизический процесс, аналогичный возникновению гравитации и левитации. Читателю, знакомому с фактом наличия темперированных и не темперированных музыкальных инструментов понятно, что голос относится именно к последним. Поэтому дальнейшее разъяснение к темперированным инструментам не относится и не воспроизводится ими.
Снова представим объём интервала один тон почтовым ящиком, или расчёской, зубья которой от центрального сходят на нет в обе стороны. Центральный зуб имеет высоту 1, а вправо и влево зубья имеют высоту: +0,5 +0,25 +0,125 +0,0625 и -0,5 -0,25 -0,125 -0,0625. Интервал 0,5 имеет функцией тяготение, 0,25 – частая вибрация глубокой амплитуды, 0,125 – редкая вибрация поверхностной амплитуды и 0,0625 – функция не различения, означающая, что отклонение на такую долю тона ухом не регистрируется. Если теперь мы нанесём разрядную сетку нашего ящика с интервалами, равными высоте зубцов условной расчёски, то получим неоднородное пространство, «сгущающееся» в начале и конце тона. Отсюда, деление тона пополам не означает его механического расчленения, но деление его квантованной разрядной сетки, результатом чего будут два интервала в ½ тона, характеризующихся зеркально отражёнными разрядными сетками и обладающих противоположными свойствами тяготения, притяжения к разрешению в нижестоящую (гравитация), или вышестоящую (левитация) тоники. Отсюда всем известный, но необъясняемый феномен полутоновых интервалов, иллюстрируемый в до-мажоре нисходящим притяжением «фа» в «ми» и восходящим притяжением «си» в «до».
Вот теперь мы можем вернуться к месту, в котором прервали разъяснение квантования внутрь тона. Снова вспомним «феномен циферблата», где 12 интервалов (12 часов) ограничиваются 13-ю линиями однородной разрядной сетки цикла, абсолютно аналогично октаве хроматической темперации. Так же и в октаве диатонической темперации: 7 интервалов ограничивают 8 линий неоднородной разрядной сетки. Такое квантование одинаково как наружу, так и внутрь. Попутно выскажем спекуляцию, требующую экспериментального подтверждения, о том, что материя «овеществляется» при совпадении (структурном резонансе) разрядных сеток материи и пространства.
Рассмотрение парадокса частой вибрации глубокой амплитуды на низких тонах и медленной (редкой) вибрации поверхностной амплитуды на высоких, что на вербальном языке означает неоднородную, многомерную структуризацию пространства, представляется нам уместным только среди вокалистов и музыкантов смычковых инструментов, обладающих практическими навыками мышления многомерного согласования. Попробуйте одновременно отстучать ритм на пять правой рукой и на четыре – левой, тогда поймёте, какого напряжения внимания требует это элементарное упражнение. Такой мастер джаза, как трубач В.Б. Гайворонский, в своей книге по гармонии «У врат храма», об этом парадоксе акустики упоминает.
|
|
Таковы парадигма и предпосылки поисков интеллектуальности в открытых системах (в технических, закрытых системах, мы интеллекта не обнаружили), которые привели нас к живым организмам Природы, рассматриваемым с позиции порождения информации. Разум познаваем только для разума, рассудком или умом его не охватить, и чтобы две последние системы привести к интеллектуальной сложности Разума, личности предстоит сделать вполне определённые и последовательные усилия саморазвития, или эволюции не в Дарвиновском контексте.