О «постулате материальности» науки

 

«Есть ли более широкие понятия, с которыми могла бы оперировать теория познания, чем понятия: бытие и мышление, материя и ощущение, физическое и психическое? Нет. Это предельно широкие, самые широкие понятия, дальше которых… не пошла до сих пор гносеология. Только шарлатанство или крайнее скудоумие может потребовать такого «определения» этих двух «рядов» предельно широких понятий, которое бы не состояло в «простом повторении»: то или другое берется за первичное. …Какую величайшую бессмыслицу говорят махисты, когда они требуют от материалистов такого определения материи, которое бы не сводилось к повторению того, что материя, природа, бытие, физическое есть первичное, а дух, сознание, ощущение, психическое – вторичное».

В.И.Ленин. «Материализм и эмпириокритицизм»

 

Приведенная цитата в советской России считалась абсолютным доказательством. Сегодня любой студент доказательной эту фразу не посчитает. Но материя до сих пор, по ее фактическому пониманию в постановке научных исследований, определяется как первичное, как источник ощущений, восприятий, идей, сознания и даже информации, а само сознание, все также, считается вторичным, ибо оно есть «отображение материи».

Честно говоря, «определяется» не синоним термина «является». Постепенно противоборствующие стороны приходят к консенсусу, ибо все доказательства по своей разумности не превосходят приведенной выше цитаты. Общество внезапно сообразило, что «основной вопрос философии» в его ортодоксальном понимании не имеет смысла и заниматься доказательством первичности яиц или куриц равно бессмысленно.

Идеи Маха (читайте, не зря же боролся с ним В. И. Ленин) и Авенариуса, столь яростно раскритикованные апологетами материализма, по какой-то причине не получили распространения и признания не только в нашей стране, но и за рубежом.

Для ясности скажем о них следующее. Мах Эрнест. Австрийский физик и философ-идеалист, один из основателей эмпириокритицизма (махизма). Считал, что исходные понятия классической физики (пространство, время, движение) субъективны по своему происхождению (сравните с Эйнштейном и Инфельдом); мир – комплекс ощущений, задача науки – их описание. Труды по механике, газовой динамике.

Авенариус Рихард. Швейцарский философ-идеалист. Считал, что в опыте снимается противоположность материи и духа, выдвинул теорию «принципиальной координации», согласно которой без субъекта нет объекта (без сознания нет материи) или «объективный мир не может существовать без некоторого Я». (Полностью согласны – открытой системы нет без наблюдателя и без взаимодействия с окружением, а есть или нет без наблюдателя куча соединенных атомов и молекул – задача совсем другая, замкнутой же системы в Природе не существует и с наблюдателем, иначе как в виде виртуальном – авт.).

Ученые всех областей знания в массе своей, судя по сущности публикуемого ими материала, являются материалистами «по определению материализма и материалистической науки». Все связанное с нематериальной не то, что первичностью, но даже составляющей окружающей нас Природы, отдано «настоящей наукой» религии, или оккультизму. Не спешите напоминать авторам о науках, изучающих идеальное – далее мы еще подойдем к вопросу, как именно его изучают.

Итак, все информационные проблемы отданы техническим и математическим, но не физическим наукам. В принципе, это уже некоторое доказательство, что информация на уровне ее научного восприятия отнесена человечеством к кругу «изобретенного», вне Природного. Технические науки – науки «не о Природе». Это науки, в конечном счете, обеспечивающие создание (изобретение!) технических средств для изучения и разрушения или «созидания» Природы, т.е. для создания всего того, что Природе «противно» и в ней не существовало с момента ее возникновения.

 

Как же изучают информацию


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: