Фактическая неопределимость термина «информация» заставляет нас задуматься: является ли вообще этот термин научным в любом его сегодняшнем трактовании?
Поэтому начнем с повторения простого вопроса – что такое научный термин? Согласно вполне авторитетному «Логическому словарю - справочнику» Н. Кондакова научный термин определяется как «слово или совокупность слов, которыми обозначается в пределах определенной науки один единственный предмет (или единственная совокупность предметов) исследуемый данной наукой, например, «атом», «производительные силы» и т. п.». Можно ли подставить в этот ряд информацию в любом ее определении?
Вполне можно рискнуть выразить мнение, что информация научным термином сегодня не является, в отличие от «количества информации» никакой исследуемый предмет не обозначает ни в каких своих определениях, разве что только используется как красивый синоним или метафора (аналогично существующему определению искусственного интеллекта как «образной метафоры»).
|
|
Подготовленный читатель заметит, что кроме терминов существуют еще и метатермины, метавысказывания (метаязык), метатеории. Может быть, информация – метатермин, который, как это и положено метатермину, необходим для исследования некоторого объектного языка?
Метавысказываниями обычно называют утверждения о терминах и высказываниях. Можно ли относить к метавысказываниям утверждения типа «информация есть первичный неопределяемый термин»? По формальной ситуации вроде бы и можно. Но если принять такое соглашение, то буквально рассыплются, к примеру, основы физики, начинающейся, согласно Эйнштейну и Инфельду, с введения «свободных изобретений» – массы, импульса силы и инерциальной системы.
Известно, что эти три концепции, не являются прямым непосредственным обобщением данных некоторый наблюдений, это результат творческой деятельности человеческой мысли в ее работе по теоретическому осмыслению мира. Но, не определяя информацию или, вернее, определяя ее так, чтобы она осталась неопределенной, можно договориться и до «информационного» (тождественного «мысленному») порождения массы, силы и инерциальной системы, а заодно и до примитивных энтропийно-негэнтропийных преобразований, о которых мы уже говорили. Вдумайтесь в приведенное выше утверждение великих ученых, и «первичность информации, результатом которой является введение свободных изобретений», будет почти доказана.
Здесь уже начинается чистый идеализм (это не хорошо и не плохо – просто факт) с первичностью мысли и, соответственно, информации относительно «свободных изобретений». Что же тогда такое информация – «неопределяемое свободное изобретение»? Или основа для производства «свободных изобретений»? Неужели решением этой проблемы является объявление информации «основным свойством материи», выдуманное для ее материализации?
|
|
Поэтому зададим следующий вопрос. Субстанциональна ли информация? Ответ на него влечет за собой довольно интересный вывод – если субстанциональна, то должна существовать как проявление материи и быть предметом изучения науки. Если нет – то по современным понятиям предметом серьезной науки быть не может.
Материальность информации сегодня мало кто признает – для этого, как минимум, требуется нечто вроде информационного поля. Однако отметим, что материалистами этих полей наизобретено предостаточно. Встречается, например, следующее (мы уже встречали цитату из учебника, рекомендованного Министерством образования: «идея информационного поля есть материализованная диалектика»). Если этого мало, то оттуда же: «при построении информационного поля воспользуемся фундаментальным принципом материализма об адекватности отражения», и, соответственно, далее учебник «юмористически» подправляет В.И.Ленина: «материальные объекты даны нам в информации». Вообще говоря, из этого утверждения вроде бы следует вторичность информации (по аналогии с Ленинскими «ощущениями, в которых нам дана материя»). Но с другой стороны – речь вроде идет о материальности информации… Академик Яковлев и вообще утверждает первичность информации, относительно материи.
Так что с материализацией информации (диалектики?) все-таки, кажется, существуют сложности. Где она, хоть какая-нибудь, в конце-то концов? В голове воспринимающего, в объекте, который он воспринимает, или между ними?
Получается некоторый парадокс, на который каждый отвечает по-своему. Дабы осознанно примкнуть к тому или иному утверждению или осознать необходимость осмысления ситуации в других ракурсах, продолжим наши рассуждения об информации, рассматривая ее со стороны требований науки к своим предметам исследования и аппарату их изучения.
Авторы надеются, что читатель еще не забыл, что решения по поводу информации впрямую связаны со всеми проблемами существования и восприятия нами интеллектуальных возможностей некоторых систем.