Основные методы индивидуального психокоррекционного воздействия

ЛЕКЦИЯ 3. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ И ГРУППОВАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ

Вопросы:

1.Показания к применению и основные методы индивидуального психокоррекционного воздействия.

2. Особенности индивидуальной психокоррекционной работы.

3. Групповая психокоррекция специфика и организация работы

4. Особенности комплектования психокоррекционных групп

 

Показания к применению и особенности индивидуальной психокоррекционной работы

 

Психокоррекция на практике применяется в двух фор­мах: индивидуальной и групповой.

В случае индивидуальной психокоррекционной работы психолог работает с клиентом один на один при отсутствии посторонних лиц. Во втором случае он работает с группой клиентов, которые в психокоррекционном процессе взаи­модействуют не только с психологом, но и друг с другом.

Достоинством индивидуальной психокоррекции является то, что она обеспечивает конфиденциальность, тайну и по своему результату бывает более глубокой, чем групповая. Все внимание психолога направлено только на одного человека. Индивидуальная психокоррекция удобна тем, что лучше раскрывает особенности клиента, снимает у него психологические барьеры, которые неизбежно возникают и с трудом преодолеваются в том случае, когда человеку приходится откровенно высказываться в присутствии других людей.

Но этот вид психокоррекции малоэффективен при решении проблем межличностного характера, для которых необходима работа в группе.

Необходимыми условиями индивидуальной психологической коррекции являются следующие:

- добровольное согласие на получение такой помощи;

- доверие клиента к психологу;

- активность клиента и его творческо-исследовательское отношение к собственным проблемам;

- право клиента принимать или не принимать оказываемую помощь;

- право клиента самому решать вопросы в своей жизни.

 

Важной личностной предпосылкой эффективной работы является стремление самого психолога к самоактуализации и личностному росту. Освоение психокоррекции необходимо начинать с себя, с постоянной работы над развитием гиб­кости, спонтанности и мужества. Личностный рост предпо­лагает реалистичное отношение к себе, постоянную откры­тость новому опыту, готовность внутренне изменяться, ис­следовать и творить себя, брать на себя ответственность за свои решения и действия.

 

Форма индивидуальной психокоррекции выбирается в следующих случаях:

– когда проблемы клиента индивидуального, а не меж­личностного характера;

– когда клиент категорически отказывается работать в группе или по каким-либо причинам его работа в группе невозможна;

– когда применяются достаточно сильные методы пси­хологического воздействия и клиента необходимо постоян­но держать под наблюдением и контролем;

– когда у клиента выявлена сильная тревожность;

– когда выявлена сильная заторможенность;

– при неуверенности в себе;

– при необоснованных страхах;

– при проблемах недостаточного осознания самого себя;

– при утрате смысла и цели жизни.

 

Иногда бывает и так, что по характеру проблемы клиен­ту требуется групповая работа, но он категорически отка­зывается работать в группе. Тогда, в качестве первого шага на пути реабилитации можно использовать индивидуаль­ную работу. И постепенно, по мере готовности, подводить клиента к осознанию необходимости включения в группо­вую работу.

 

Противопоказаниями для групповой психокоррекционной работы могут служить сильно выраженная возбудимость и эмоциональная неуравновешенность клиента, трудный характер, физическая болезнь, недостаточный уровень ин­теллектуального или морального развития и т.п. При силь­нодействующих психокоррекционных процедурах у таких людей может наступить эмоциональный стресс или эмоци­ональный срыв.

 

В силу других причин клиент может сознательно или бес­сознательно мешать работать другим участникам группы.

И, наконец, он может не понимать, что от него требует­ся или вести себя в группе недостаточно культурно, шоки­руя других и выводя их из равновесия. Иногда клиент хочет и ему действительно необходимо работать в группе, но фак­тически внутренне он сопротивляется этому. Тогда психолог может постараться снять внутреннее сопротивление клиен­та, убедить его в необходимости включиться в групповую работу и помочь ему это сделать практически.

Есть клиенты, которые в обычных психокоррекционных ситуациях ведут себя вполне нормально, но теряют контроль над собой, когда чувствуют сильное психологическое воздей­ствие. В этом случае сильно действующую психологическую процедуру необходимо сначала опробовать на клиенте в инди­видуальном порядке, а затем уже включать его в группу.

Индивидуальная психокоррекция помогает только тем, у кого есть действительные психологические или поведен­ческие проблемы. Наличие таких проблем может установить профессиональный психолог или осознать сам клиент. Иногда человеку кажется, что у него есть проблемы, хотя на самом деле их нет. Иногда напротив, кажется, что проблемы нет, хотя на самом деле она существует.

 

Психокоррекция мало чем может помочь людям, у кото­рых психологические или поведенческие отклонения выз­ваны серьезными заболеваниями органического характера. Для таких людей необходима помощь психотерапевтов или психиатров.

 

Основные методы индивидуального психокоррекционного воздействия

 

1. Убеждение. В основном применяется к людям, облада­ющим высоким уровнем интеллектуального развития и спо­собным самостоятельно справиться со своими психологи­ческими проблемами. Это, как правило, люди с достаточно развитой силой воли, но до начала психокоррекционного воздействия не убежденные в том, что у них действительно есть проблемы, над которыми стоит работать, или просто не верящие в то, что с помощью психолога им удастся эти проблемы решить.

Убеждение начинается с выяснения того, что знает кли­ент о своих проблемах и как он их понимает. Затем психолог обсуждает и согласовывает с клиентом цели и задачи пси­хокоррекции, и только после того, как клиент согласится, начинает работу с ним.

Психолог подробно разъясняет клиенту что, как и поче­му он делает, а также — если в этом есть необходимость — объясняет причины возникновения и способ избавления от недостатков. Убеждение как метод психологического воз­действия обычно применяется по отношению к маловнушаемым людям. Что же касается сильно внушаемых, то для них наилучший способ воздействия - внушение.

 

Если клиент обладает высоким уровнем интеллектуаль­ного развития, то по отношению к нему целесообразно ис­пользовать убеждение и внушение в комплексе.

 

Используя метод убеждения, психолог пользуется сле­дующими приемами:

1. Выясняет собственное отношение клиента к беспокоя­щим его психологическим и поведенческим проблемам, ус­танавливает причины, в силу которых он придерживается той или иной позиции. Прежде чем пытаться в чем-то убе­дить клиента, необходимо выяснить его точку зрения на проблему. Зная заранее точку зрения клиента, легче подо­брать персонально для него убедительные аргументы, фак­ты и нужную логику доказательства.

2. Исходит из того, что в понимании своей проблемы клиент прав. Обсуждаются с ним различные точки зрения на данную проблему. Психолог, заранее не отвергая и не отрицая возможную правоту клиента, не пытаясь сразу и полностью его переубедить, приглашает его выслушать и взвесить разные точки зрения. Клиент, доверяющий психо­логу, как правило, соглашается на это и выражает готов­ность признать правоту психолога.

3. Предлагает клиенту самостоятельно принять решение о том, каким рекомендациям следовать и каким — не следо­вать. Прежде чем предоставить клиенту такую возможность, необходимо договориться с ним о том, что он и психолог находятся друг с другом в равнопартнерских отношениях и имеют право не только ставить друг перед другом вопросы, но и делать вполне самостоятельные выводы, принимать независимые решения.

4. Делит проблему, обсуждаемую с клиентом, на ряд ча­стных вопросов и последовательно добивается согласия кли­ента с теми ответами на эти вопросы, которые хочет полу­чить сам. Разговор с клиентом в этом случае целесообразно строить так, чтобы сначала клиент отвечал и выражал со­гласие с выводами психолога на частные вопросы, а затем постепенно переходил к более сложным принципиальным вопросам. Здесь применима техника «психологического по­глаживания». Для того чтобы убедить внушаемого клиента в собственной правоте, необходимо поставить ряд вопросов, на которые клиент вынужденно отвечает «да», потом не­сколько вопросов, на которые клиент отвечает «может быть», и потом переходить к тем вопросам, на которые клиент первоначально готов был ответить «нет», но пол воздей­ствием ответов «да» и «может быть» он уже готов ответить не столь категорично.

 

2. Внушение. «Это более простой, а для клиента — менее эффективный способ воздействия, чем убеждение, так как при внушении не задействована воля клиента, способная усилить психокоррекционный эффект. Но с другой сторо­ны, пользуясь внушением, можно быстрее добиться нуж­ного результата, так как этот метод не требует длительных разъяснений и долгих дискуссий психолога и клиента. Но зато воздействие, основанное на чистом внушении, исчеза­ет быстрее, чем влияние, базирующееся на убеждении. В основе внушения лежит механизм прямого влияния психо­лога на подсознание клиента, на использование не только разума, но и чувств, эмоций. Внушение обычно используют в условиях, когда внимание и сознание клиента чем-то от­влечены. Наилучшим условием для внушения является си­туация, при которой клиента вводят в состояние полного расслабления. Это могут делать только специалисты, имею­щие соответствующее образование и профессионально вла­деющие техникой.

3. Особое место среди методов индивидуального воздей­ствия занимает психологическое консультирование. Задача пси­хологического консультирования заключается в том, чтобы помочь клиенту разобраться в своих проблемах и вместе с клиентом найти пути разрешения этой ситуации.

Психологическое консультирование чаще всего рассмат­ривают как специальную область деятельности практичес­кого психолога. Существуют особые правила и техника ве­дения психологического консультирования.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: