Психологические особенности индивидуальной психокоррекции

Индивидуально-психологическая коррекция — это обо­снованное воздействие психолога на дискретные характери­стики внутреннего мира человека (Г.С. Абрамова). Принятие решения о проведении индивидуальной психологической коррекции, путях ее осуществления определяется представ­лением психолога о содержании своей коррекционной ра­боты.

 

Все богатство и разнообразие запросов клиентов может быть сведено к четырем основным стратегиям их отноше­ния к ситуации.

Клиенты могут хотеть: изменить ситуацию; изменить себя так, чтобы адаптироваться к ситуации; выйти из ситуации; найти новые способы жить в ситуации.

 

Конечные задачи психокоррекционной работы состоят в достижении изменений в трех основных сферах: когнитив­ной, эмоциональной и поведенческой. Однако степень измене­ний в этих трех сферах различна при индивидуальной и групповой формах психокоррекции. При индивидуальной психокоррекции общение ограничивается диадой «клиент — психолог». Инструментом воздействия в этом случае являет­ся психолог, что ограничивает диапазон реального эмоцио­нального воздействия и реальных вариантов поведения как в количественном плане, так и в качественном. При групповой форме коррекции инструментом воздействия высту­пает психокоррекционная группа. При этом складывается ситуация реального эмоционального взаимодействия, ре­ального поведения, в которую включены клиенты с широ­ким диапазоном различных отношений, установок, эмоци­ональных и поведенческих реакций. Благодаря этим особен­ностям акцент в индивидуальной работе переносится на сферу интеллектуального осознания, а непосредственная работа с эмоциональными и поведенческими стереотипами может ог­раничиваться взаимоотношениями «психолог — клиент». Учи­тывая специфику индивидуальной психокоррекции, мож­но сформулировать конкретные ее задачи в каждой из трех сфер.

 

1. Сфера интеллектуального осознания (когнитивный аспект). Если в групповой психокоррекции ведущей явля­ется интеракционная ориентация, то в индивидуальной – биографическая. Поэтому индивидуальная психокоррекция в большей степени ориентирована на генетическое осозна­ние. Во время индивидуальной коррекционной работы на основании анализа своей биографии клиент может:

– осознать мотивы своего поведения, особенности своих отношений, эмоциональных и поведенческих реакций;

– осознать неконструктивный характер ряда своих отно­шений, эмоциональных и поведенческих стереотипов;

– осознать связь между различными психогенными фак­торами и соматическими расстройствами;

– осознать меру своего участия в возникновении конф­ликтных и психотравмирующих ситуаций;

– осознать глубокие причины своих переживаний и спо­собах реагирования, а также условия формирования своей системы отношений.

 

2. Эмоциональная сфера. В индивидуальной психокор­рекции психолог имеет дело как с «живыми» эмоциями клиента, так и с их «отражением», поэтому задачи в эмо­циональной сфере в определенной степени также связаны с осознанием. В процессе психокоррекции клиент может:

– получить эмоциональную поддержку от психолога, способствующую ослаблению защитных механизмов;

–  научиться понимать и вербализовать свои чувства;

– испытывать более искренние чувства к самому себе; раскрыть свои проблемы с соответствующими им пережи­ваниями (часто скрытыми от самого себя);

– модифицировать способ переживаний, эмоционального реагирования.

 

3. Поведенческая сфера. В результате проведенной кор­рекционной работы клиент может научиться корректиро­вать свои неадекватные реакции и овладеть новыми форма­ми поведения.

 

Основные стадии индивидуальной психологической коррекции

 

1. Заключение контракта между клиентом и психологом, дающим согласие оказывать коррекдионное воздействие.

2. Исследование проблем клиента.

3. Поиск способов решения проблемы.

4. Формирование психологом коррекционной програм­мы и обсуждение ее с клиентом.

5. Реализация намеченной программы в соответствии с заключенным контрактом.

6. Оценка эффективности проведенной работы,

 

1. Заключение контракта между клиентом и психологом, дающим согласие оказывать коррекционное воздействие. Ре­шение клиента заключить контракт должно быть осознан­ным, поэтому психолог обязан во время первой встречи предоставить клиенту максимум информации об основных целях психокоррекции; о своей квалификации; об оплате за психокоррекционные мероприятия; о приблизительной про­должительности психокоррекции; о целесообразности про­ведения психокоррекционных мероприятий; о риске вре­менного ухудшения состояния в процессе психокоррекции; о границах конфиденциальности.

 

На данном этапе необходимо предоставить клиенту ис­черпывающую информацию об условиях психокоррекци­онной работы. Необходимо согласовать с ним возможность аудио- и* видеозаписи психокоррекционной работы. Недопустимо использование таких процедур без согласия клиен­та. Обсуждение данного вопроса – одно из условий конфи­денциальности и установления доверия между психологом и клиентом.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: