Выделяют два уровня конфиденциальности

Первый уро­вень относится к пределу профессионального использования информации, полученной от клиента. Каждый психолог мо­жет использовать информацию о клиенте только в профес­сиональных целях, он не должен распространять сведения о клиенте с другими намерениями. Сведения о клиентах (запи­си психолога, диагностические данные, индивидуальные кар­точки клиентов и т.д.) должны храниться таким образом, чтобы быть недоступными для посторонних лиц.

 

Второй уровень конфиденциальности относится к усло­виям, при которых полученная в процессе взаимодействия информация может быть использована исключительно для блага клиента. Иногда необходимо поделиться сведениями, полученными от клиента с его родителями, учителями, деть­ми, супругом. О своих намерениях психолог обязан поста­вить клиента в известность, и если клиент не возражает, то вопрос конфиденциальности из этического становится су­губо профессиональным.

 

Конфиденциальность нельзя возводить в абсолютный принцип, чаще всего приходится говорить о ее границах. Сформулированы основные правила по установлению тако­го рода границ.

1. Обязательство соблюдать конфиденциальность не аб­солютно, а относительно, поскольку существуют опреде­ленные условия, способные изменить такое обязательство.

2. Конфиденциальность зависит от характера представ­ленных клиентом сведений, тем не менее доверительность клиента несравненно строже связывает консультанта, неже­ли «секретность» событий, о которых сообщает клиент.

3. Материалы встреч, которые не могут причинить вред интересам клиента, не подпадают под правила конфиден­циальности.

4. Материалы встреч, необходимые для эффективной ра­боты психолога, также не подпадают под правила конфи­денциальности (например, возможно предоставление экс­перту материалов психокоррекционной работы по догово­ренности с клиентом).

5. Конфиденциальность всегда основывается на праве кли­ента на доброе имя и сохранения тайны. Психолог обязан уважать права клиентов и в определенных случаях может

даже поступать противозаконно (например, не предостав­лять информацию о клиенте правоохранительным органам, если при этом не нарушаются права третьих лиц).

6. Конфиденциальность ограничена правом психолога на сохранении собственного достоинства и безопасности своей личности.

7. Конфиденциальность ограничена правами третьих лиц и общественности.

 

Психолог, обеспечивая конфиденциальность, должен ознакомить клиента с обстоятельствами, при которых про­фессиональная тайна не соблюдается:

> Повышенный риск для жизни клиента или других лю­дей.

> Преступные действия (насилие, развращение, инцест и др.), совершаемые над несовершеннолетними.

> Необходимость госпитализации клиента.

> Участие клиента и других лиц в распространении нар­котиков и прочих тяжких преступных деяниях.

 

Если во время индивидуальной работы выясняется, что клиент представляет для кого-то серьезную угрозу, то пси­холог обязан принять меры для защиты потенциальной жер­твы, проинформировать об опасности ее саму, ее близких, правоохранительные органы, а также необходимо сообщить клиенту о своих намерениях.

 

2. Исследование проблем клиента. На этой стадии психо­лог устанавливает контакт с клиентом и достигает обоюд­ного доверия. Проведение индивидуальной психологичес­кой коррекции требует определенных.личностных качеств и установок от психолога, ее проводящего.

 

В целом для эффективной коррекционной работы необхо­дима положительная установка к личности другого челове­ка (клиента), ориентированность на его проблемы, заинте­ресованность в их решении. Излишняя критичность, преду­бежденность, невнимательность и неестественность психолога, безусловно, мешают его работе. Согласно гума­нистическим традициям положительная установка к друго­му человеку может быть создана благодаря безоценочному отношению и безусловному принятию личности другого, а также способности быть самим собой в процессе межлично­стного взаимодействия.

 

Безусловное принятие личности другого означает приня­тие клиента таким, каким он есть, без восхваления и пори­цания. Доброжелательность в этом случае означает доверие к клиенту, признание его права думать, чувствовать, по ступать так, как он считает для себя возможным, независи­мо от видимой нелепости. Безусловное принятие означает готовность психолога выслушать другого человека и при­нять его право на собственное мнение, даже если оно не совпадает с общепринятым или мнением психолога.

 

Способность быть самим собой (аутентичность) пред­полагает честное отношение к себе, отражение своей про­тиворечивости, сложности и неоднозначности, умение ис­кренне и открыто выражать свои чувства, мысли и наме­рения. Сомнения в искренности и честности психолога могут вызвать у клиента недоверие к нему и ощущение его нена­дежности.

Если у психолога нет внутренней готовности решать про­блему клиента, то ему лучше перенести встречу или отка­заться от работы вообще. В любом случае откровенное при­знание психологом в своих сомнениях и затруднениях ук­репляет его контакт с клиентами.

Одним из важнейших условий эффективной работы пси­холога является хороший контакт с клиентом. Гарантия та­кого контакта – профессиональное владение как вербаль­ными техническими средствами, так и важнейшими невер­бальными параметрами; интонация, контакт глаз, паузы.

 

Вербальный контакт. Весьма условно средства поддер­жания вербального контакта можно разделить на прямые и косвенные.

 

К первой группе относятся формы обращения к челове­ку, которые направлены на установление с ним довери­тельных и откровенных отношений (подбадривание, выра­жение поддержки и т.д.). Необходимость использования та­ких форм обращения возникает в самых разных случаях:

 

- в начале контакта с клиентом — для того, чтобы снять напряжение;

- в ситуациях, когда обсуждаются слишком важные, ще­котливые вопросы;

- когда клиент расстроен или плачет.

 

Одним из важнейших косвенных вербальных средств, направленных на поддержание контакта, является обраще­ние к клиенту по имени. Само упоминание имени человека обычно работает на контакт с ним. Наиболее традиционная форма поддержания вербального контакта — выражение согласия и поддержки, высказываемые психологом в то вре­мя, когда он внимательна слушает клиента.

 

Варьирование громкости голоса и темпа речи могут при­вести к изменениям состояния клиента. Обычно громкость голоса и темп речи психолога и клиента совпадают: если последний слишком возбужден, то это сразу отражается на том, как он говорит.

 

Бывает так, что в процессе взаимодействия психолог ощущает растерянность и не знает, что делать дальше, что сказать. Часто это бывает в ситуации, когда клиент плачет, охвачен какой-то сильной эмоцией или агрессивно спорит с психологом. Независимо от ситуации, выражение лица и голос психолога не должны выдавать его растерянности и смятения. Выражение спокойствия и уверенности на лице профессионала само по себе имеет психотерапевтический эффект, способствуя созданию у клиента впечатления, что все нормально, ничего страшного или из ряда вон выходя­щего не происходит и со всем этим можно справиться.

 

Наличие пауз в беседе создает ощущение неторопливости, продуманности происходящего, поэтому не следует слишком спешить задавать вопросы или комментировать то, что гово­рит клиент. Пауза подчеркивает значительность сказанного, необходимость осмысления и понимания. Психологу следует вьщерживать паузу практически после любого высказывания клиента, кроме тех, которые непосредственно содержат воп­рос. Время паузы воспринимается во время взаимодействия по-особому. Так, минутная пауза может выглядеть как «веч­ность». Для нормальной паузы достаточно 20 –30 с.

 

Невербальный контакт. Значение невербального контак­та достаточно широко описано. Во время взаимодействия клиент и психолог находятся в своеобразном телесном кон­такте, использование которого также повышает эффектив­ность коррекционного процесса. Обычно это выражается в том, что при глубокой вовлеченности в разговор клиент, не осознавая того, начинает зеркально отражать позы и пове­дение психолога. Так, если психолог напряжен — ощущение напряжения и неуверенности передается собеседнику, ко­торый неосознанно принимает позу, аналогичную позе про­фессионала. Наличие такого контакта предоставляет огром­ные возможности для психолога, который в случае, если клиент слишком закрыт или напряжен, может попробовать косвенно повлиять на него — расслабившись и заняв под­черкнуто более удобную позу. Неосознанно собеседник в той или иной степени постарается повторить ее.

 

На установление контакта с клиентом оказывает влия­ние позиция, занимаемая психологом.

 

Позиция психолога — это ролевые стратегии, принимае­мые психологом во взаимоотношении с клиентом. Ведущими здесь выступают авторитарность – партнерство в вы­боре целей и задач коррекции; директивность – недирективность в их технической реализации, являющейся одно­временно мерой разделения ответственности за результаты воздействия и активности психолога.

 

Предлагаемая схема, опирающаяся на оси авторитар­ность – партнерство, директивность – недирективность, по­зволяет разграничить описываемые партнерские позиции. Вы­бор позиции зависит, с одной стороны, от индивидуаль­ных особенностей психолога и установок клиента (высокая экстернальность клиента коррелирует с предпочтением ав­торитарных и директивных психологов), а с другой — дик­туется той концептуальной позицией (школой), которой при­держивается психолог, и техническими особенностями ис­пользуемых методов психокоррекции.

 

Выделяют три варианта позиции психолога по отноше­нию к клиенту:

 

1. Позиция «сверху»;

2. Позиция «на равных»;

3. Позиция «снизу».

1.. Позиция «сверху» заключается в том, что психолог про­тягивает руку помощи тем, кто в ней нуждается. Эта пози­ция подразумевает авторитарные отношения к клиенту как к объекту манипуляции, сопровождается пространственным дистанцированием и подкрепляется имиджем всезнающего, мудрого Гуру. Психолог оценивает действия клиента как хорошие или плохие, как правильные или неправильные, т.е. решает психологическую задачу клиента неадекватными ей этическими или социальными средствами. Это приводит к тому, что у клиента формируется зависимость от психо­лога, сам психолог может потерять основу профессиональ­ной рефлексии. Зачастую директивность психолога в такой позиции приводит к потере предмета взаимодействия: вме­сто обсуждения содержания психологической информации могут обсуждаться социальные, этические или нравствен­ные нормы.

 

Авторитарная позиция «сверху», или «отца», характерна для реализации поведенческих методов, а позиция партнер­ства характерна для клиентцентрированного взаимодействия. Нейтральная позиция «зеркала» соответствует психодина­мическим методам.

 

2. Позиция «наравных» предполагает снятие дистанции. Взаимодействие «на равных» является наиболее оптималь­ным вариантом в индивидуальной психокоррекции, когда

 

проблема ответственности за личностные изменения реша­ется в соответствии с ролями, обозначенными профессией психолога, который помогает личности расширить ее аль­тернативы, создает на материале предмета взаимодействия условия для принятия человеком ответственного, осмыс­ленного решения об изменении своего поведения, своих отношений и т.д. Осознание психологом этого момента в работе с клиентом возможно с помощью микротехник, обеспечивающих получение обратной связи. Главный мо­мент установления такой позиции — достижение конгру­энтности с клиентом.

 

Партнерский подход базируется на видении клиента в качестве равноправного субъекта при пространственном рас­положении лицом к лицу. В случае равенства позиции с психологом клиент чувствует себя полноправным партне­ром и поэтому активно и продуктивно работает наравне с психологом. У него нет оснований скрывать или искажать какую-нибудь информацию о себе, поскольку психолог от­крыт, не оценивает и не судит собеседника.

 

В позиции равенства и сам психолог менее уязвим по отношению к клиенту, поскольку чем более авторитарен человек, чем более неприступную позицию он занимает, тем больше требований и ожиданий предъявляется к нему и тем труднее им соответствовать. Однако, занимая позицию равенства, психолог не только выигрывает, но и теряет. Ведь с авторитетом, занимающим позицию «сверху», больше счи­таются и к нему больше прислушиваются. Хороший про­фессионал — это во многом актер, который умеет в случае необходимости занять позицию «сверху», говоря о чем-то с непоколебимым знанием авторитета, или «снизу» — заиг­рывая с клиентом, стремясь повысить его самооценку, под­черкнуть его знания и авторитет.

 

3. Позиция «снизу» позволяет психологу повысить само­оценку клиента, апеллировать к его значимости. Однако вза­имодействие с позиции «снизу» может дать клиенту воз­можность манипулировать психологом. Увидеть в клиенте манипулятора — профессиональный долг психолога, иначе из этой ситуации взаимодействия клиент выйдет победите­лем с укоренившимся в сознании превосходством в своих манипулятивных способностях.

Психолог, постоянно занимающий позицию «снизу», по существу отказывается от своей профессии, от обобщенной научной теории, попадая под власть житейского манипуля­тора. Однако нахождение психолога в позиции «снизу» иногда может способствовать повышению самосознания клиента его самооценки, чувства уверенности.

Осознание психологом своей позиции во взаимодействии с клиентом важно как показатель возможных изменений во внутреннем мире клиента. Умение психолога рефлексиро­вать над содержанием позиций во взаимодействии дает ему материал для фиксации содержательной динамики процесса взаимодействия. Ориентируясь на текст клиента, на под­текст и контекст взаимодействия, психолог получает дос­туп к этому компоненту взаимодействия.

Показателем профессионализма психолога является его способность сознательно и пластично занимать различные позиции, исходя из интересов клиента и требований ис­пользуемых методов.

 

3. Поиск способов решения проблемы. На данном этапе необходимо согласие клиента на исследование собственных психологических трудностей, поиски, принятие на себя от­ветственности за выбираемые решения. Психолог старается как можно более точно рассмотреть проблемы клиента, вы­деляя как эмоциональные, так и когнитивные их аспекты. Необходимо вести уточнение проблем до тех пор, пока кли­ент и психолог не достигнут одинакового понимания. Зада­чу уточнения проблемы можно считать реализованной толь­ко в том случае, когда в сознании не только психолога, но и клиента построена своеобразная цепочка событий: выяв­лены чувства или переживания клиента, длительно суще­ствующие или периодически возникающие в связи с логи­кой развития отношений, толкающие его на то, чтобы до­биваться достижения своих целей и потребностей (любви, власти, понимания и т.д.); неадекватные средства, избира­емые для реализации этих целей, приводящие к сложнос­тям во взаимоотношениях; негативные реакции других, час­то усугубляющие проблему клиента.

 

Точное определение проблем позволяет понять их при­чины, а иногда даже указывает способы их разрешения. Пси­холог побуждает клиента называть и рассматривать возмож­ные альтернативы решения проблем, помогает выдвигать дополнительные альтернативы, ни в коем случае не навя­зывая собственных решений. Необходимо искать такие аль­тернативы решения проблем, которые клиент мог бы ис­пользовать непосредственно. При критической оценке выб­ранных альтернатив решения проблемы необходимо помочь клиенту понять, что не все проблемы разрешимы: одни про­блемы требуют слишком много времени, другие требуют значительного ресурса сил, которыми клиент на данном этапе не располагает, третьи могут быть решены лишь частично, посредством уменьшения их деструктивного воздействия на поведение.

 

4. Формирование психологом коррекционной программы и обсуждение ее с клиентом. Цель психолога на данном этапе состоит в том, чтобы помочь клиенту сформулировать как можно большее возможное число вариантов поведения, за­тем внимательно проанализировать их вместе с клиентом, выбрать наиболее подходящие для данного человека в его ситуации и помочь в овладении этими поведенческими сте­реотипами или навыками. В основе воздействия на клиента лежат теоретические представления о норме осуществления действий, о норме содержания переживаний, протекания познавательных процессов, целеполагания в том или ином конкретно-возрастном периоде.

 

Психолог использует полученную ранее диагностическую информацию для сопоставления ее с теоретическими дан­ными о закономерностях возрастного и индивидуального развития и составляет программу коррекционной работы с конкретным человеком.

Кроме общепсихологических оснований психолог, за­нимающийся коррекцией, должен решить для себя вопрос о мере воздействия на другого человека. Он имеет дело с нормальным здоровым человеком, который нуждается в совершенствовании характеристик своего внутреннего мира, и в связи с этим возникает ряд вопросов: кто отвечает за результаты коррекции? каковы возможные пути их дости­жения?

Ответ на эти вопросы выглядит следующим образом: пси­холог отвечает за обоснованность программы коррекции, а за ее осуществление отвечает клиент и пользователь про­граммы.

Коррекция осуществляется с преимущественной ориен­тацией на собственные резервы клиента. Для этого их необ­ходимо знать. И это знание дает возрастная психология, описывающая закономерности и механизмы психического развития клиента. Для осуществления психологической кор­рекции большое внимание уделяется именно дискретным характеристикам внутреннего мира человека. Важен факт несовпадения личностных показателей развития и показате­лей общего психического развития, который позволяет осу­ществить психологу профессионально-ориентированную реф­лексию для содержания взаимодействия с клиентом, обосновать для него свои профессиональные возможности и ограничения.

Существующее в отечественной психологии понятие об основных психических новообразованиях позволяет рассмат­ривать их в качестве теоретических обобщений, необходи­мых для решения вопроса о резервах развития человека. Среди этих психических новообразований есть такие, которые от­ражают общее психическое развитие (произвольность, внут­ренний план действий, рефлексия, интеллектуализация пси­хической активности и др.), и те, которые отражают лич­ностное развитие человека (самосознание, жизненные цели и перспективы, мировоззрение). Возможность работы с этими показателями в коррекционной работе основывается на по­нимании их происхождения, понятия ведущей деятельнос­ти, социальной ситуации развития, которые могут высту­пать в качестве теоретических и методических основ для организации психологической коррекции (Г. С. Абрамова, 1977).

Безусловно важным для коррекционной работы является понятие зоны ближайшего развития (Л.С. Выготский), ко­торое позволяет анализировать содержание задач во взаимо­действии людей разного возраста. Каждый практический психолог создает аксиоматию при подходе к профессио­нальной деятельности. Важно, чтобы она была отрефлекси-рована им в виде обобщенной теории, а значит, доступна для обсуждения и оценки коллегами.

5. Реализация намеченной программы в соответствии с заключенным контрактом. На этой стадии уточняется план реализации решения и осуществляется последовательное его выполнение. Психолог помогает клиенту организовывать свою деятельность с учетом обстоятельств, времени, эмо­циональных затрат, а также с учетом возможных неудач в достижении цели. Необходимо постараться внушить клиен­ту, что частичные неудачи — еще не катастрофа, а возмож­ный промежуточный результат и ему следует продолжать реализовывать намеченную коррекционную программу, свя­зывая все действия с конечной целью.

6. Оценка эффективности проведенной работы. На этой стадии клиент вместе с психологом оценивает уровень дос­тижения цели (степень разрешения проблемы) и обобщает достигнутые результаты. В процессе коррекционной работы у клиента происходят изменения, которые могут в той или иной мере повлиять на его личность и жизнь в целом. В любом случае клиенту предоставляется возможность получить новый опыт, и чем глубже он осознает это, тем благо­приятнее для него окажется впоследствии воздействие и, следовательно, тем выше его эффективность.

 

Выделяют следующие возможные результаты коррекци­онной работы, в зависимости от уровня изменений, проис­ходящих в клиенте:

– усиление внимания к собственным потребностям, пе­реживаниям и мыслям;

– развитие способности к самопознанию и осознанию нового опыта;

– изменение отношения к себе и к окружающему миру;

– приобретение способности заботиться о себе, самосто­ятельно решать свои проблемы, делая выбор, принимая ре­шения и неся за них ответственность;

– улучшение понимания проблемы, себя, окружающих и т.д.;

– изменение эмоционального состояния (разрядка эмо­ционального напряжения, исследование своих чувств, при­нятие некоторых своих чувств и т.д.);

– способность принять решение;

- способность осуществить принятое решение;

– подтверждение своих мыслей, чувств, решений;

– получение поддержки;

– приспособление к ситуации, которую невозможно из­менить;

– поиск и изучение альтернатив;

– получение практической помощи через прямые дей­ствия психолога или других специалистов, которых при­влек психолог;

– развитие имеющихся умений и навыков, приобрете­ние новых;

– получение информации;

– новое реагирование на действия других людей и ситу­ацию.

 

Наиболее важны здесь следующие моменты: осознава­ние, помогающее субъекту сохранять активную позицию даже при невозможности реально изменить ситуацию. Наличие цели позволяет направить осознавание в сторону принятия ответственности за свои желания и истинные цели своего поведения.

 

Ценность - убеждение, которое было свободно выбрано из ряда альтернатив, после взвешивания последствий каж­дой из них. Ценности определяют то, ради чего клиент осоз­нает, формулирует и формирует цели, добывает необходимую информацию, приобретает нужные навыки. Отсутствие или неосознание собственных ценностей ведет к фиктивно­му и иллюзорному развитию личности.

 

Информация – представляет собой материал, который клиент может использовать для осознавания себя и окру­жающего мира, а также для формирования собственных целей. Организации, сообщества и отдельные люди часто строят свою деятельность и безопасность на основе инфор­мации, находящейся в их распоряжении. Информация — это не просто количество знаний, но и концепция того, как эти знания получать и использовать. Действия (осознавание, формирование целей и ценностей) требуют фор­мирования навыков. Только навыки позволяют реализо­вать ценности в поведении.

Данная модель позволяет рассмотреть общую схему коррекционного процесса. Реальный процесс взаимодействия значительно шире. Выделение стадий достаточно условно, поскольку в практической работе возможно их слияние и более сложные взаимозависимые связи, чем в рассмотрен­ной схеме. Необходимо отметить, что в процессе реальной практической работы важны настолько общие схемы (хотя представление и понимание хода коррекционного процесса обязательны), сколько профессиональная и человеческая компетенция психолога.

 

Существуют правила и установки, позволяющие психо­логу структурировать процесс индивидуальной психокор­рекции и делать его более эффективным:

1. Не бывает двух одинаковых клиентов и ситуаций психокорреции. Человеческие проблемы только на первый взгляд могут показаться схожими, однако они возникают, раз­виваются, существуют в контексте уникальных человечес­ких жизней, поэтому проблемы в действительности явля­ются уникальными и соответственно каждое коррекционное воздействие уникально и неповторимо.

 

2. В процессе коррекции психолог и клиент постоянно изменяются сообразно их отношениям (в психологической коррекции не может быть статичных ситуаций).

 

3. Самым лучшим экспертом собственных проблем явля­ется клиент, поэтому следует помочь ему принять на себя ответственность за их решение. Видение собственных про­блем клиентом не менее, а, может быть, более важно, не­жели представление о них психолога.

 

4. В процессе коррекции чувство безопасности клиента важнее, чем требования психолога. Таким образом, в коррекции неуместно добиваться цели любой ценой, не обра­щая внимания на эмоциональное состояние клиента.

 

5. Стремясь помочь клиенту, психолог обязан «подклю­чить» все свои профессиональные и личностные возможно­сти, однако в каждом конкретном случае он не должен забывать, что он всего лишь человек и поэтому не способен полностью отвечать за другого человека, за его жизнь и трудности.

 

6. Не следует ожидать непосредственного эффекта от каж­дой отдельно взятой коррекционной встречи. Решение про­блем, а также успех коррекции не похожи на равномерно поднимающуюся вверх прямую — это процесс, в котором заметные улучшения сменяются ухудшениями, потому что самоизменение требует многих усилий и риска, которые не всегда и не сразу завершаются успехом.

 

7. Компетентный психолог знает уровень своей профес­сиональной квалификации и собственные недостатки, он ответствен за соблюдение правил этики и работы на благо клиентов.

 

8. Для обозначения и концептуализации каждой пробле­мы могут быть использованы различные теоретические под­ходы, но нет и не может быть единственного наилучшего теоретического подхода.

 

9. Некоторые проблемы в принципе неразрешимы (на­пример, проблема экзистенциальной вины, принятие утра­ты). В таких случаях психолог должен постараться помочь клиенту принять неизбежность ситуации и смириться с ней.

 

10. Эффективная коррекция – это процесс, который вы­полняется вместе с клиентом, но не вместо клиента.

 

Преимущество групповой психокоррекционной работы над индивидуальной: во-первых, в том, что в группе начинают действовать дополнительные, стимулы, заставляющие человека нужным образом изменять свое поведение. Установлено, например, что:

- группа облегчает человеку выражение эмоций и чувств, позволяет ему вести себя более раскованно, способствует разрядке внутренней напряженности, возникающей при индивидуальной работе.

- Во-вторых, в группе человек чувствует себя психологически более защищенным, так как в ней обычно создается благоприятная атмосфера человеческих отношений. В такой группе ведущий и другие ее участники в любой момент могут прийти на помощь, защитить каждого от психологических травм и переживаний.

- В-третьих, группа помогает человеку более глубоко раскрыться, что само по себе может принести ему желаемое облегчение.

- В-четвертых, группа стимулирует появление и закрепление у индивида новых форм адаптивного межличностного поведения, таких, которые трудно вызвать при индивидуальной психокоррекционной работе с клиентом.

- В-пятых, группа помогает лучше понять самого себя, сравнивая себя с другими. В результате у человека складывается о себе более правильное представление.

                3. Групповая психокоррекция специфика и организация работы

 

В групповой психокоррекции основным инструментом кор-рекционного воздействия выступает группа, помогающая выявить и скорректировать проблемы клиента за счет межличностного взаимодействия и групповой динамики, сфокусированных на процессе «здесь и теперь». На этом основании иногда формируется точка зрения, согласно которой групповая психокоррекция направлена на проработку конфликтов в сфере межличностного взаимодействия, в то время как индивидуальная — на раскрытие, проработку глубинного внутрилично-стного конфликта.

 

Цели и задачи групповой психокоррекции как метода, ориентированного на личностное изменение, в определенной степени различаются в зависимости от теоретических представлений о личности и природе ее нарушений. Однако опора на групповую динамику существенно сближает данные различия.

 

Цели групповой психокоррекции определяются как раскрытие, анализ, осознание и проработка проблем клиента, его внутриличностных и межличностных конфликтов и коррекция неадекватных отношений, установок, эмоциональных и поведенческих стереотипов на основе анализа и использования межличностного взаимодействия.

 

И.В. Бачков отмечает, что можно выделить общие цели, объединяющие различные по направленности и содержанию психокоррекционные группы:

 

— исследование психологических проблем участников группы и оказание помощи в их решении;

– улучшение субъективного самочувствия и укрепление психического здоровья;

- изучение психологических закономерностей, механизмов и эффективных способов межличностного взаимодействия для создания основы более эффективного и гармоничного общения с людьми;

- развитие самосознания и самоисследование участников для коррекции или предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутренних и поведенческих изменений;

- содействие процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности и ощущения счастья и успеха.

В связи с наличием обозначенных целей становится очевидным, что процесс психокоррекции является сложным и многоаспектным. В связи с этим принято выделять три структурных компонента, характерных для самосознания (Я-концепции) личности, на которых фокусируются задачи психокоррекции.

Таким образом, задачи психокоррекции затрагивают:

--Самопонимание (когнитивный аспект).

--Отношение к себе (эмоциональный аспект).

--Саморегуляцию (поведенческий аспект).

В зависимости от теоретической ориентации представители различных направлений придают большее или меньшее значение каждому из них, подчеркивая при этом и определенную роль двух других. В качестве основных механизмов коррекционного воздействия могут рассматриваться корригирующие эмоциональные переживания, конфронтация и научение.

Более конкретно задачи психокоррекции (при этом учитывается групповой процесс) можно сформулировать следующим образом:

В познавательной сфере (когнитивный аспект, интеллектуальное осознание) групповая психокоррекция должна способствовать тому, чтобы клиент осознал:

--связь между психогенными факторами и возникновением, развитием и сохранением своих проблем;

--какие ситуации в группе и в реальной жизни вызывают напряжение, тревогу, страх и другие негативные эмоции, провоцирующие появление, фиксацию и усиление органических или психических симптомов;

--связь между негативными эмоциями и появлением и усилением различного рода нарушений и расстройств;

--особенности своего поведения и эмоционального реагирования;

--как он выглядит со стороны, как воспринимается его поведение другими, как оценивают окружающие те или иные особенности поведения, эмоционального реагирования, как откликаются на них, какие последствия это поведение имеет;

--существующее рассогласование между собственным образом «Я» и восприятием себя другими;

--собственные мотивы, потребности, стремления, отношения, установки, особенности поведения, эмоционального реагирования, а также степень их адекватности, реалистичности и конструктивности;

--характерные защитные механизмы;

--внутренние психологические проблемы и конфликты;

--особенности межличностного взаимодействия, межличностные конфликты и их причины;

--более глубокие причины переживания и способы реагирования, начиная с детства, а также условия, особенности формирования системы отношений;

--собственную роль, меру своего участия в возникновении и сохранении конфликтных и психотравмирующих ситуаций, а также то, каким путем можно было бы избежать их повторения в будущем.

 

В эмоциональной сфере групповая психокоррекция должна помочь клиенту:

— получить эмоциональную поддержку со стороны группы и психолога, что приводит к ощущению собственной ценности, ослаблению защитных механизмов, росту открытости, активности и спонтанности;

-- пережить в группе те чувства, которые он часто испытывает в реальной жизни, воспроизвести те эмоциональные ситуации, которые были у него в действительности и с которыми ранее он не мог справиться;

-пережить неадекватность некоторых своих эмоциональных реакций;

-научиться искренности в отношении к себе и к другим людям;

-стать более свободным в выражении собственных негативных и позитивных чувств;

-научиться более точно понимать и вербализовать свои чувства и эмоциональные состояния;

-раскрыть свои проблемы с соответствующими им переживаниями, зачастую ранее скрытыми от самого себя или искаженными;

 

-модифицировать способ переживаний, эмоционального реагирования, восприятия себя самого и своих отношений с другими;

— произвести эмоциональную коррекцию своих отношений.

 

В поведенческой сфере групповая коррекция должна помочь клиенту:

-увидеть собственные неадекватные поведенческие стереотипы;

-приобрести навыки более искреннего, глубокого, свободного общения;

— преодолеть неадекватные формы поведения, проявляющиеся в группе, в том числе связанные с избеганием субъективно сложных ситуаций;

--развить формы поведения, связанные с сотрудничеством, взаимопомощью, ответственностью и самостоятельностью;

--закрепить новые формы поведения, в частности те, которые будут способствовать адекватной адаптации и функционированию в реальной жизни;

--вырабатывать и закреплять адекватные формы поведения и реагирования на основе достижения в познавательной и эмоциональной сферах.

 

Специфика групповой психокоррекции заключается в целенаправленном использовании групповой динамики, т.е. всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы, включая и психолога, в коррекционных целях. Групповая психокоррекция не является самостоятельным направлением психокоррекции, а представляет лишь специфическую форму, при использовании которой основным инструментом воздействия выступает группа клиентов, в отличие от индивидуальной психокоррекции, где таким инструментом является только сам психолог.

 

Психокоррекционная группа — это искусственно созданная малая группа, объединенная целями межличностного исследования, личностного научения, самораскрытия.

Это взаимодействие «здесь и теперь», при котором участники изучают происходящие с ними процессы межличностного взаимодействия в данный момент и в данном месте.

 

Взаимоотношения и взаимодействия, в которые вступает клиент в группе, в значительной степени отражают его истинные взаимоотношения. Группа выступает как модель реальной жизни, где клиент проявляет те же отношения, установки, ценности, те же способы эмоционального реагирования и те же поведенческие реакции. Использование групповой динамики направлено на то, чтобы каждый участник имел возможность проявить себя.

 

В большинстве исследований отмечается, что потенциальное преимущество условий группы — это возможность получения обратной связи и поддержки от людей, имеющих общие проблемы или переживания с конкретным участником группы. В процессе группового взаимодействия приходит принятие ценностей и потребностей других. В группе человек чувствует себя принятым и принимающим, пользующимся доверием и доверяющим, окруженным заботой и заботящимся, получающим помощь и помогающим. В поддерживающей и контролируемой обстановке человек может обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров. У человека возникает, как правило, определенное ощущение комфортности, когда он находится с равными партнерами, а не с психотерапевтом.

 

По мнению И.В. Вачкова, специфическими чертами психокоррекционных групп, являются:

--соблюдение основных принципов групповой работы (активность, открытость, конфиденциальность и т.п.);

--нацеленность на психологическую помощь участникам группы в саморазвитии, которая исходит не столько от ведущего, сколько от самих участников;

--наличие более или менее постоянной группы (обычно от 7 до 15 человек), периодически собирающейся на встречи;

--определенная пространственная организация (чаще всего — работа в удобном изолированном помещении, участники большую часть времени сидят в кругу);

--акцент на взаимоотношениях между участниками группы, которые развиваются и анализируются в ситуации «здесь и теперь»;

--применение активных методов групповой работы;

--объективация субъективных чувств и эмоций участников группы относительно друг друга и происходящего в группе, вербализованная рефлексия;

--атмосфера раскованности и свободы общения между участииками, климат психологической безопасности.

 

К. Рудестам (по Лэкину) выделил шесть процессов, являющихся общими для психокоррекционных групп: 1) облегчение выражения эмоций; 2) порождение ощущения принадлежности к группе; 3) обязательность самораскрытия; 4) опробование новых видов поведения; 5) санкционированное групповое осуществление межличностных сравнений и 6) разделение с назначенным лидером ответственности за руководство группой. Эти процессы, в основном, применимы ко всем группам, возможно, за исключением последнего: некоторые психокоррекционные группы сохраняют сильного руководителя, не разделяющего своих руководящих функций с членами группы.

 

Обобщая вышесказанное, можно выделить основные преимущества групповой психокоррекции, как с точки зрения клиента, так и самого руководителя психокоррекционной группы.

1. Наблюдая происходящие в группе взаимодействия, участники могут идентифицировать себя с другими и использовать установившуюся эмоциональную связь при оценке собственных чувств и поведения.

2. Значимая обратная связь оказывает влияние на оценку индивидуумом своих установок и поведения, формирование его Я-концепции.

3. Особый тип взаимоотношений в группе (клиент — клиент, клиент — руководитель группы) способствует прояснению психологических проблем каждого члена группы.

 

Группа может также облегчить процесс самоисследования и интроспекции. Часто люди знают, чего они хотят, но требуется соучастие и принятие их группой, чтобы стала возможной попытка самораскрытия. Когда такая попытка самораскрытия и изменения поощряется другими, то, как следствие, усиливается уверенность в себе.

4.У групповой формы есть и экономические преимущества. Обычно одновременная встреча шести, десяти или более человек обходится менее дорого и терапевту-руководителю, и клиенту-участнику, чем контакты один на один.

Разновидности групповой коррекции:.

Групповая психокоррекция имеет несколько разновидностей, основные из которых — группы тренинга умений, группы встреч, гештальтгруппы, психодрама, группы телесной, танцевальной психокоррекции и группы коррекции искусством.

Группы телесной психокоррекции основаны на связи между органическими процессами и психологическими состояниями людей, на предположении о том, что, воздействуя на организм человека, можно повлиять и на его психологию и поведение.

Группы танцевальной психокоррекции отличаются от групп телесной психокоррекции тем, что в них в качестве психокоррекционных упражнений используются танцевальные движения.

Группы психокоррекции искусством в качестве приемов нормализации психической жизни людей используют различные виды творчества: рисование, лепку, изготовление поделок.

В основе телесноориентированной терапии и танце-двигательной терапии лежит теория Вильгельма Райха о влиянии на характер человека защитного панциря, сдерживающего инстинктивные сексуальные или агрессивные проявления человека. Райх полагал, что каждое проявление характера имеет соответствующую ему физическую позу, и, что характер индивидуума выражается в его теле в виде мышечной ригидности и зажимов. По Райху, человек, освободившись с помощью специальных физических упражнений от мышечного панциря, познает свое тело, осознает свои внутренние побуждения и принимает их. Это ведет к развитию в человеке способности к саморегуляции и гармоничной жизни в соответствии с его глубинными стремлениями чувствами, иначе говоря, к физическому и психологическому росту. Своей теорией В.Райх положил начало многим известным системам, ориентированным на работу с телом с целью улучшения психологического и физического функционирования.

Психодрама имеет долгую историю, во многом связанную с деятельностью Якоба Морено, которого часто считают основателем групповой психотерапии. Психодрама – это первый способ работы с группами, который не является исключительно вербальным, поскольку по своей сути он близок к драматическому действию. Основными понятиями в психодраме являются ролевые игры, спонтанность, теле, катарсис и инсайт. В процессе работы в группах психодрамы у участников возникают эмоциональные переживания, ведущие к инсайту и изменениям в поведении. Участники в драматической форме представляют важные для них внутренние конфликты или проблемы в отношениях с другими. Для этого существуют специальные технические приемы, которые были разработаны Якобом Морено и в настоящее время применяются во многих психокоррекционных группах.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: