Особенности государственного контроля за экономической концентрацией, осуществляемой группой лиц

Статьей 31 Закона о защите конкуренции установлены особенности контроля антимонопольного органа за экономической концентрацией, осуществляемой лицами, входящими в одну группу лиц. Как предусмотрено в ч. 1 данной статьи, суть этих особенностей состоит в том, что сделки или иные действия, в отношении которых ст. 27 - 29 Закона о защите конкуренции установлено требование о получении предварительного согласия антимонопольного органа, могут осуществляться без такого предварительного согласия, а лишь с последующим уведомлением антимонопольного органа в порядке, предусмотренном ст. 32 Закона о защите конкуренции, если соблюдаются в совокупности следующие три условия:

1) сделки (действия) осуществляются лицами, входящими в группу по одному или нескольким основаниям, предусмотренным в ч. 1 ст. 9 Закона о защите конкуренции;

2) не позднее чем за месяц до осуществления сделок (действий) в ФАС России был представлен перечень лиц, входящих в одну группу, составленный по форме, утвержденной ФАС России <171>; перечень вправе представить любое лицо, входящее в группу, сведения о которой представляются в ФАС России;

3) перечень лиц, входящих в одну группу, остался неизменным (по сравнению с перечнем, направленным в ФАС России) на момент осуществления сделки (действия).

--------------------------------

<171> Такая форма утверждена Приказом ФАС России от 20.11.2006 N 293 "Об утверждении формы представления перечня лиц, входящих в одну группу лиц".

 

В отношении первого упомянутого выше условия важно отметить, что все лица, участвующие в соответствующих действиях или сделках (общества, осуществляющие слияние; присоединяющее и присоединяемое общество, приобретатель и лицо, являющееся объектом экономической концентрации; и т.п.), должны входить в одну группу лиц на момент направления в ФАС России перечня лиц, входящих в группу. Если это условие не соблюдено (например, если группа лиц только формируется между такими лицами в результате совершения сделки, а на момент совершения сделки в одну группу они не входили), положения указанной статьи к сделкам или действиям, совершаемым такими лицами, будут неприменимы <172>.

--------------------------------

<172> См.: Постановление ФАС МО от 12.07.2011 N КА-А40/7050-11.

 

В отношении второго условия (перечень лиц, входящих в группу, должен быть представлен в ФАС России не позднее чем за месяц до совершения сделки) отметим, что это означает, что сделка не может быть совершена до истечения такого месячного (30-дневного) срока. Совершение сделки до истечения 30-дневного срока будет означать неприменимость ст. 31 Закона о защите конкуренции к такой сделке и обязанность соответствующих лиц обратиться в антимонопольный орган с ходатайством о ее предварительном согласовании <173>.

--------------------------------

<173> См.: Постановление 9 ААС от 27.04.2009 N 09АП-5371/2009-АК и Постановление ФАС МО от 13.08.2009 N КА-А40/7376-09, а также Постановление ФАС УО от 04.03.2009 N Ф09-870/09-С1.

 

Примечательно, что перечень лиц, входящих в группу, направляется в федеральный антимонопольный орган (ФАС России), тогда как вышеупомянутое последующее уведомление о совершенной сделке может быть направлено как в ФАС России, так и в конкретный территориальный орган ФАС России в соответствии с правилами подведомственности, изложенными в соответствующих административных регламентах ФАС России.

Как следует из вышеизложенного, основными обязательными условиями для освобождения сделок (действий) от предварительного согласования с антимонопольным органом являются соблюдение формы представления перечня лиц, входящих в группу, и его неизменность на момент совершения сделки.

 

§ 4. Порядок подачи и рассмотрения ходатайств и уведомлений

о совершении сделок (иных действий), подлежащих

государственному контролю

 

Порядок подачи и рассмотрения ходатайств и уведомлений о совершении сделок (иных действий), подлежащих государственному контролю, и правовые последствия его несоблюдения, нарушения.

Субъектами, на которых лежит обязанность по согласованию действий и сделок с антимонопольным органом, являются:

1) в случае предварительного согласования:

а) лица, осуществляющие слияние или присоединение;

б) лица или одно из лиц, которые принимают решение о создании коммерческой организации;

2) в случае уведомительного порядка согласования - коммерческая организация, которая была создана или образовалась в результате слияния или к которой была присоединена другая организация;

3) в любом случае согласования лица, приобретающие акции (доли), имущество, активы хозяйствующих субъектов, права в отношении хозяйствующих субъектов в результате совершения сделок. За рассмотрение антимонопольным органом ходатайства о даче согласия на совершение действия или сделки уплачивается пошлина. Уведомления государственной пошлиной не облагаются.

Одновременно с ходатайством или уведомлением об осуществлении сделок, иных действий, подлежащих государственному контролю, в антимонопольный орган представляются документы (сведения), перечень которых указан в ч. 5 ст. 32 Закона о защите конкуренции.

В случае представления не в полном объеме необходимых документов и сведений ходатайство считается непредставленным, о чем антимонопольный орган в десятидневный срок уведомляет заявителя. При этом срок хранения антимонопольным органом представленных документов, в течение которого заявитель вправе истребовать их, составляет 14 дней с даты получения заявителем уведомления.

В отношении уведомлений закон оговорок не делает, но данное правило распространяется также и на уведомления. При этом необходимо отметить: если заявитель не представил вместе с ходатайством (уведомлением) сведения о видах деятельности, которые им осуществлялись, и копии документов, подтверждающих право на осуществление этих видов деятельности, а также финансово-экономическую отчетность финансовых организаций, представляемую в Банк России, то указанные сведения должны быть запрошены антимонопольным органом самостоятельно у соответствующих структур в порядке межведомственного взаимодействия. Непредставление таких сведений заявителем не может являться основанием для возврата ходатайства или уведомления.

Форма представления антимонопольному органу сведений при обращении с ходатайствами и уведомлениями утверждена Приказом ФАС России от 17.04.2008 N 129.

При этом само ходатайство или уведомление оформляется в произвольной форме, а сведения заносятся в таблицу согласно форме, утвержденной ФАС России. Антимонопольный орган рассматривает ходатайство в течение 30 дней с даты его получения и по истечении этого срока обязан сообщить заявителю о принятом решении с указанием мотивов его принятия.

Указанный срок может быть продлен не более чем на два месяца. В случае принятия такого решения антимонопольный орган на своем официальном сайте в сети Интернет обязан разместить сведения о сделке или действии, заявленных в ходатайстве. В этом случае заинтересованные лица вправе представить в антимонопольный орган сведения о влиянии на состояние конкуренции такой сделки или действия.

С вступлением в силу "четвертого антимонопольного пакета" появилась возможность представления ходатайства или уведомления в антимонопольный орган в электронной форме в порядке, установленном федеральным антимонопольным органом.

Сведения о поступившем в антимонопольный орган ходатайстве о даче согласия на осуществление сделки, иного действия подлежат размещению на официальном сайте антимонопольного органа в сети Интернет.

По результатам рассмотрения ходатайства антимонопольный орган может принять одно из следующих решений:

1) об удовлетворении ходатайства, если сделка, иное действие, заявленные в ходатайстве, не приведут к ограничению конкуренции;

2) удовлетворении ходатайства и одновременной выдаче субъекту, объекту экономической концентрации и (или) лицам, входящим в их группу лиц, предписания об осуществлении действий, направленных на обеспечение конкуренции, в случае осуществления указанными лицами заявленных в ходатайстве сделки, иного действия;

3) отказе в удовлетворении ходатайства, если сделка, иное действие, заявленные в ходатайстве, приведут или могут привести к ограничению конкуренции (в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения) или если информация, представленная в антимонопольный орган, является недостоверной либо неполной и при отсутствии этой информации не может быть принято решение об ограничении конкуренции или об отсутствии ограничения конкуренции;

4) отказе в удовлетворении ходатайства, если в отношении сделки, иного действия, заявленных в ходатайстве, в соответствии с Федеральным законом "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" принято решение об отказе в их предварительном согласовании.

Кроме того, антимонопольный орган может принять промежуточные решения о продлении срока рассмотрения ходатайства в следующих случаях:

1) в связи с необходимостью рассмотрения ходатайства, а также получения дополнительной информации для принятия решения по результатам рассмотрения ходатайства, если установлено, что заявленные в ходатайстве сделка, иное действие могут привести к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения лица (группы лиц);

2) в связи с определением условий, после выполнения которых субъектами экономической концентрации или объектом экономической концентрации антимонопольный орган принимает решение об удовлетворении этого ходатайства, и определением срока выполнения таких условий, который не может превышать девять месяцев;

3) если сделка, иное действие, заявленные в ходатайстве, подлежат предварительному согласованию в соответствии с Федеральным законом "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" до дня принятия решения в отношении такой сделки, такого иного действия в соответствии с указанным Законом.

Решение антимонопольного органа о даче согласия на осуществление сделок, иных действий прекращает свое действие, если такие сделки, иные действия не осуществлены в течение года с даты принятия указанного решения.

Одним из примеров согласования сделки с антимонопольным органом является рассмотрение ФАС России ходатайства компаний "Яндекс" и "UBER" об объединении бизнеса в России (сервисы онлайн-заказа такси). 24 ноября 2017 ФАС России согласовала ходатайство публичной компании с ограниченной ответственностью "Яндекс Н.В.", партнерства с ограниченной ответственностью "Убер Интернэшнл С.В." о заключении соглашения о создании совместного предприятия с выдачей предписания. Результаты анализа рынка организации информационного взаимодействия водителей и пассажиров такси показали, что рынок находится в стадии активного роста, обусловленного в значительной степени качественными преобразованиями, а именно появлением агрегаторов, предоставляющих услуги информационного взаимодействия с использованием нового удобного способа заказа такси - в приложении мобильного устройства.

Вместе с этим с учетом возрастающей роли цифровых технологий в экономике и социальной сфере, увеличения проникновения беспроводного доступа к сети Интернет и увеличения доли смартфонов в общем объеме абонентских устройств, тенденций и перспектив развития рынка с "цифровой составляющей" ФАС России принято решение о выдаче предписания, направленного на развитие конкуренции в новых условиях взаимодействия пассажиров и водителей.

Компаниям предписано обеспечить максимально полное и доступное информирование пользователей о юридическом лице, осуществляющем перевозку с сохранением истории поездок; не устанавливать запрет для партнеров, водителей и пассажиров на работу с иными агрегаторами услуг такси.

Закон также определяет правовые последствия нарушения порядка получения предварительного согласия антимонопольного органа на осуществление сделок, иных действий, а также порядка представления в антимонопольный орган уведомлений об осуществлении сделок, иных действий, подлежащих государственному контролю.

Согласно ч. 1 ст. 34 Закона о защите конкуренции коммерческая организация, созданная без получения предварительного согласия антимонопольного органа, ликвидируется либо реорганизуется в форме выделения или разделения в судебном порядке по иску антимонопольного органа, если ее создание привело или может привести к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения.

Сделки, требующие предварительного согласования антимонопольного органа и осуществленные без получения такого согласия, признаются недействительными в судебном порядке по иску антимонопольного органа, если такие сделки привели или могут привести к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения. Также основанием для признания сделок недействительными может являться факт неисполнения предписания, выданного по результатам рассмотрения ходатайства.

Нарушение уведомительного порядка совершения действий и сделок также может являться основанием для ликвидации или реорганизации (в форме разделения или выделения) организаций в судебном порядке или признания в судебном порядке по иску антимонопольного органа сделок недействительными. Такие последствия возможны лишь при условии, что действия или сделки привели или могут привести к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения.

Кроме того, непредставление в антимонопольный орган ходатайств и уведомлений, предусмотренных антимонопольным законодательством, представление ходатайств (уведомлений), содержащих заведомо недостоверные сведения, нарушение установленных антимонопольным законодательством порядка и сроков подачи ходатайств и уведомлений, а также неисполнение предписаний, выданных по результатам рассмотрения ходатайств, являются основанием для административной ответственности.

С вступлением в силу "четвертого антимонопольного пакета" лица, представляющие в антимонопольный орган ходатайства и уведомления об осуществлении сделок, иных действий, подлежащих государственному контролю, вправе обратиться в антимонопольный орган в целях информирования о предстоящей сделке или об ином действии.

Следствием изменений пороговых значений критериев контроля экономической концентрации, введенных "вторым и третьим антимонопольными пакетами", явилось многократное сокращение количества рассматриваемых антимонопольными органами ходатайств и уведомлений. В наибольшей степени это отразилось на практике рассмотрения уведомлений: в 2016 году их число уменьшилось более чем в сто раз по сравнению с 2009 годом (см. график). Прежде всего это связано с отменой уведомительного контроля за экономической концентрацией (Федеральный закон от 28.12.2013 N 423-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции") с 30 января 2014 года. Так, только за 2014 год резко сократилось (почти в 5 раз) число рассматриваемых антимонопольными органами уведомлений. При этом полного исключения уведомлений из практики антимонопольных органов не происходит, поскольку сохраняется уведомительный порядок совершения сделок и иных действий внутри группы лиц.

 

График

 

           │

     10 000│

           │

      9 000│ ┌─┐

           │ │*│

      8 000│ │*│

           │ │*│

      7 000│ │*│

           │ │*│ ┌─┐

Количество 6 000│ │*│ │*│

           │ │*│ │*│ ┌─┐

      5 000│ │*│ │*│     │*│

           │ │*│ │*│ │*│

      4 000│ │*│┌─┐ │*│ │*│

           │ │*││ │ │*│ │*│

      3 000│ │*││ │ │*│┌─┐ │*│┌─┐

           │ │*││ │ │*││ │ │*││ │ ┌─┐ ┌─┐

      2 000│ │*││ │ │*││ │ │*││ │ ┌─┐│ │ ┌─┐│ │ ┌─┐ ┌─┐

           │ │*││ │ │*││ │ │*││ │ │*││ │ │*││ │ │ │ │ │ ┌─┐

      1 000│ │*││ │ │*││ │ │*││ │ │*││ │ │*││ │ │ │ │ │ │ │

           │ │*││ │ │*││ │ │*││ │ │*││ │ │*││ │ ┌─┐│ │ │ │ │ │

          0└─┴─┴┴─┴──┴─┴┴─┴──┴─┴┴─┴──┴─┴┴─┴──┴─┴┴─┴──┴*┴┴─┴──*─┴─┴──*─┴─┴─

              2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

            ┌─┐             ┌─┐

            │*│ Уведомления │ │ Ходатайства

            └─┘             └─┘

 

В соответствии с Докладами о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2013, 2014, 2015 и 2016 годы в сфере государственного контроля за экономической концентрацией сохраняется тенденция снижения числа рассмотренных ходатайств и уведомлений. Например, в 2016 году ФАС России и ее территориальными органами получено 83 уведомления о совершении сделки, что практически в два раза меньше, чем в 2015 году (165 уведомлений). В 2016 году количество ходатайств, поданных в антимонопольные органы, снизилось более чем на четверть (1 749 - 2015 год; 1 379 - 2016 год).

Частично на динамику повлияли нововведения "четвертого антимонопольного пакета", согласно которым теперь требования о необходимости получения предварительного согласования федерального антимонопольного органа распространяются на случаи заключения хозяйствующими субъектами - конкурентами соглашений о совместной деятельности, если суммарная стоимость их активов (активов их групп лиц) по последним балансам превышает 7 млрд рублей или суммарная выручка таких организаций (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году заключения соглашения, превышает 10 млрд рублей.

 

Контрольные вопросы:

 

1. Раскройте понятие экономической концентрации.

2. Охарактеризуйте основные формы антимонопольного контроля за экономической концентрацией.

3. Каковы особенности контроля за экономической концентрацией финансовых организаций?

4. В каких случаях создание и реорганизация компаний требует согласия антимонопольного органа?

5. Каков порядок получения компаниями предварительного согласия антимонопольного органа на совершение сделки?

6. Каков порядок подачи ходатайств и уведомлений в рамках контроля за экономической концентрацией?

 

Библиографический список

 

Монографии

 

1. Юридические лица в российском гражданском праве: Монография: В 3 т. / А.В. Габов, К.Д. Гасников, В.П. Емельянцев и др.; Отв. ред. А.В. Габов. М.: ИЗиСП; ИНФРА-М, 2015. Т. 3: Создание, реорганизация и ликвидация юридических лиц.

2. Экономическая концентрация: опыт экономико-правового исследования рыночных и юридических конструкций: Монография / Отв. ред. доктор юридических наук М.А. Егорова. М.: Юстицинформ, 2016.

 

Научные статьи

 

1. Гутерман А.Е. Последствия нарушения правил государственного контроля за экономической концентрацией // Конкурентное право. 2016. N 1.

2. Егорова М.А. Влияние совершения последовательных сделок на антимонопольное регулирование экономической концентрации (компаративный анализ европейского и российского антимонопольного законодательства) // Юрист. 2016. N 4.

3. Егорова М.А. Некоторые вопросы государственного контроля экономической концентрации группы лиц // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2016. N 1.

4. Егорова М.А. Понятие "экономическая концентрация" в американском антимонопольном законодательстве: компаративный аспект // Право и экономика. 2016. N 1.

5. Истомин В.Г. Антимонопольные требования к торгам: юридический анализ норм Закона "О защите конкуренции" и практики их применения // Юрист. 2015. N 1.

6. Maria A. Egorova. A Set of Actions on Economic Concentration // RUSSIAN LAW: THEORY AND PRACTICE. 2016. No. 2.

7. Никоноров С.Ю. Некоторые особенности экономической концентрации в области торговой деятельности в Российской Федерации // Закон. 2016. N 4.

8. Увакина Т.В. Сделки по реорганизации юридических лиц в рамках государственного контроля за экономической концентрацией // Юрист. 2016. N 2.

 

Учебники, учебные пособия и комментарии законодательства

 

1. Конкурентное право России: Учебник / Отв. ред. И.Ю. Артемьев, А.Г. Сушкевич. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012.

2. Корпоративное право: Учебный курс / Отв. ред. И.С. Шиткина. М.: Кнорус, 2015.

 

Авторефераты диссертаций

 

1. Гутерман А.Е. Антимонопольное регулирование соглашений хозяйствующих субъектов по законодательству Российской Федерации: Автореф. дис.... канд. юрид. наук / РАНХиГС при Президенте РФ. М., 2015.

2. Казачкова З.М. Государственное антимонопольное регулирование в России и США: Сравнительное правовое исследование: Дис.... д-ра юрид. наук. М., 2002.

3. Касымов Р.Ш. Правовые модели координации экономической деятельности в Российской Федерации: Автореф. дис.... канд. юрид. наук / РАНХиГС при Президенте РФ. М., 2015.

4. Кинев А.Ю. Административно-правовая защита конкуренции: проблемы и пути совершенствования: Автореф. дис.... д-ра юрид. наук / Московский гос. юрид. ун-т им. О.Е. Кутафина (МГЮА). М., 2014.

 

Судебная практика

 

1. Постановление ФАС МО от 12.07.2011 N КА-А40/7050-11.

2. Постановление 9 ААС от 27.04.2009 N 09АП-5371/2009-АК.

3. Постановление ФАС МО от 13.08.2009 N КА-А40/7376-09.

4. Постановление ФАС УО от 04.03.2009 N Ф09-870/09-С1.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: