В) Профессиональное речное образование

 

С 1945 по 60-е годы ХХ века ведется восстановление речного хозяйства. Восстанавливаются поврежденные корабли, строятся новые. В этих условиях особое значение получили специальности судокорпусника-судоремонтника, электрогазосварщика, судового электрика и столяра. При многих судостроительных заводах и речных портах образуются курсы подготовки этих специалистов. Некоторые вскоре становятся самостоятельными училищами начального профессионального обучения.[14]

С 1956г. по всей стране, в том числе в Перми, постепенно изменяется профиль подготовки на судомеханических факультетах – вместо механиков парового флота начинают готовить судомехаников-дизелистов[15].

В 1960г. Пермское речное училище переезжает в новый учебный корпус. В новом здании разместилось 26 учебных аудиторий, условия учебы значительно улучшились. Училище стало выпускать в два, а в некоторые годы и в три раза больше специалистов. С 1962г. в Пермском речном училище работали три факультета: «Судовождение на внутренних водных путях», «Судовые силовые установки», «Речное путевое хозяйство».

В 1963 году, в год пятидесятилетия училища отмечалось, что большинство выпускников, работая на судах и предприятиях, проявляют себя умелыми и грамотными специалистами. «За этот период подготовлено около трех тысяч специалистов речного флота»[16]. Воспитанников училища можно было встретить на Волге, Оби, Днепре, Амуре, Печоре и многих других реках страны. Но основная часть выпускников работала на Каме и ее притоках.

В связи с введением в 80е годы практики совмещения профессий, курсанты речных училищ стали получать две специальности: например, на факультете судовождения курсант приобретал специальность «техник-судоводитель» с совмещением «IIIий помощник механика».

 

Г) Дополнительное образование флотского профиля для детей

         Часть учреждений дополнительного образования флотского профиля, существовавших до распада Советского Союза  «выросла» из кружков и клубов ОСОАВИАХИМА (в 1948-51 – ДОСФЛОТ, а с 1951 – ДОСААФ СССР) в крупных речных и морских портовых городах. В них юноши и девушки продолжали заниматься судомоделированием, малым судостроением, историей флота, в кружках сигнальщиков, радистов, боцманов, старшин шлюпок и др.

    В 1956-78г.г. было создано по всей стране, даже в небольших городах и поселках, около 140 детских клубов юных моряков (речников), детских пароходств и флотилий.[17] Как правило, они создавались по инициативе ветеранов Военно-морского флота, ветеранов речных и морских пароходств, комсомольских и пионерских организаций. Некоторым из этих учреждений присваивались имена героев Гражданской и Великой Отечественной войны, пионеров-героев, героев освоения Севера.

    В образовательных программах кружков и секций этих клубов обязательными предметами были: «Устройство корабля», «Судовые системы и установки», «Устав службы на судах морского (речного) флота», «История Военно-морского флота СССР», «Такелажные работы» (+ морские узлы), «Связь и радиодело», «Плавательская и шлюпочная практика», «Общая физическая и строевая подготовка». Воспитанники (курсанты) клубов и флотилий обеспечивались форменной одеждой моряков и речников.

    Престижным и довольно обычным делом было шефство Морских и Речных пароходств, боевых кораблей и соединений ВМФ над этими детскими учреждениями, ведь в них росла их смена.

           Как правило, все учреждения обладали какой-либо флотилией учебных судов – от байдарки и шлюпки до списанных и восстановленных, а иногда и самых современных кораблей.[18] Например, березниковскому клубу юных моряков и речников удалось за год до распада Советского Союза построить на средства предприятий города на Московском судостроительном заводе пассажирский теплоход (тип «Московский») «Юнга Камы» с самой современной и новейшей системой автоматизации управления судовыми системами и установками.

    В 1986г. состоялся Первый Всесоюзный слет юных моряков в г.Петрозаводске (Карелия). На слет съехались более 1500 воспитанников из 75 детских и юношеских учреждений флотской направленности. Юные моряки соревновались в плавании, стрельбе из мелкокалиберной винтовки, гребле на шлюпках, гонке под парусом, вязании морских узлов, флажном семафоре, викторине по истории флота, смотре строя и песни и других видах. В 1990г. – второй Всесоюзный слет в г.Ярославле. В 1992г., в г.Пенза, состоялся третий слет, он уже именовался как Первый Международный слет, так как присутствовали представители не только стран СНГ, но и других, бывших «союзных» республик. Если на первом слете березниковские юные моряки лишь вошли в десятку лучших, в Ярославле заняли призовые места по видам спорта морского многоборья, то в Пензе в общекомандном зачете заняли второе место, а по многим видам – первые места, далеко оставив позади такие сильные и крупные учреждения, как Астраханский, Московский и Ленинградский клубы.

 

Современное состояние и возможности


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: