Получения флотского образования в России

 

В современной России получать морское-речное образование можно с 7 лет – во многих Клубах юных моряков и речников, других детских учреждениях дополнительного образования флотской направленности[19] есть объединения (кружки, секции) под названием «Юный моряк», куда принимают детей начального школьного возраста. Выпускники этого «подготовительного» кружка могут перейти на обучение в любое специализированное объединение – «Юные судоводители», «Юные судомеханики», «Судовые электрики», «Старшины шлюпок», «Клуб знатоков истории флота», «Военно-морской оркестр (ансамбль песни и танца)», «Юные морские пехотинцы», «Судомоделирование», «Малое судостроение», «Парусный спорт» и другие. К сожалению,сеть учреждений дополнительного образования, имевшаяся в СССР, после 1992г. значительно сократилась[20].

Восьмиклассник может поступить в Нахимовское училище или кадетский корпус[21]. Однако конкурс туда (даже при строжайшем медицинском отборе) доходит до 5 человек на место. Выпускники поступают в Высшие военно-морские учебные заведения.

К моменту окончания 9 или 11 класса выпускник школы, решивший посвятить себя флоту и параллельно занимавшийся в учреждении дополнительного образования, получает сертификат или свидетельство об изученных науках в рамках образовательной программы своего учреждения. Это в большинстве ВУЗов и ССУЗов морского-речного профиля дает ему право на поступление вне конкурса или даже без экзаменов[22].

Учреждения профессионального образования[23] (как морские, так и речные) делятся на: высшего, среднего специального и начального профессионального образования. Высшие учебные заведения – Академии и институты, высшие военно-морские училища. Средние специальные учебные заведения – техникумы и командные училища (речные и морские), колледжи и учебные центры профессионального обучения, Школы командного состава. Учреждения начального профессионального образования – профессиональные училища (морские и речные), бывшие ПТУ, дают основы профессии очень востребованных на флоте рабочих специальностей (но без перспективы занятия командных должностей на судне).

 

Заключение

История государственного флотского образования для несовершеннолетних начинается с создания в Москве в 1701г. Школы математических и навигацких наук.

До середины XIX века не существовало гражданских мореходных и речных учебных заведений. Знания передавались, в основном, в рамках семьи.

С развитием промышленности, в том числе пароходостроения, появилась потребность в подготовке большого количества специалистов морского и речного флота. Создаются государственные и частные мореходные школы и училища, речные училища и курсы.

После революции сеть флотских учебных заведений пополнилась новым видом – детским внешкольным учреждением. В годы Великой Отечественной войны возникает новый вид учебного заведения – одногодичная Школа юнг, готовившая детей 15-16 лет к несению флотской службы в условиях боевых действий, впоследствии преобразованная в Нахимовские училища.

В современной России спектр флотского образования для несовершеннолетних представлен учреждениями основного общего (Нахимовские училища, кадетские корпуса); начального, среднего и высшего профессионального образования (речные и мореходные училища, речные техникумы, колледжи, речные и морские высшие учебные заведения (институты и Академии); дополнительного образования (детские морские центры, клубы юных моряков и речников, детские флотилии и пароходства).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Акопиан А.И. Потомкам в пример. Л., «Знание», 1990г., 32с.

2. Аммон Г.А. Морские памятные даты. М., ''Военное издательство'', 1987 г., 398с.

3. Барбашев Н.И. «К истории мореходного образования в России». М., Изд. АН СССР,  1959г.

4. Болгурцев Б.Н. «Морской биографический справочник Дальнего Востока России и Русской Америки».  Владивосток, «Уссури», 1998г.

5. Глинка М.С. Петровская набережная. Л., «Детская литература», 1986г., 156с.

6. Гришин Ю. А. «История мореплавания». М., «Транспорт», 1972г.

7. Губанов П.П. Путь в Колу. Л., «Детская литература», 1986г., 141с.

8. Дыгало В.А. Флот государства Российского. Откуда и что на флоте пошло. М., «Прогресс», 1993г., 352с.

9. Митрофанов В.П., Митрофанов П.С. Школа под парусами. Л., ''Судостроение'', 1989 г., 232с.

10. Морской транспорт СССР. Под ред. Т.Б.Гуженко. М., «Транспорт», 1984г., 272с.

11. Раздолгин А.А., Фатеев М.А. На румбах морской славы. Л., ''Судостроение'', 1988 г., 384с.

12. Рябчиков П.А. Морские суда. М., ''Морской транспорт'', 1959 г., 632с.

13. Пикуль В.С. Реквием каравану PQ-17. Мальчики с бантиками. М., «Вече», 2004г., 432с.

14. Черкашин Н.А. Судеб морских таинственная вязь. М., «Воениздат», 1990г., 460с.

15. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (на 3 CD-R), М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007г.

16. CD-R-энциклопедии: «Энциклопедия кораблей: Справочник военно-морского флота», «Флот во славу России».

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Санкт-Петербургское (Ленинградское) НВМУ Адрес: 197046, Санкт-Петербург, П-46, Петроградская наб.,2/4 Телефон: (812) 232-86-94  
  Кронштадский морской кадетский корпус Адрес: 197760, Санкт-Петербург, Кронштадт, ул. Зосимова, 15 Телефон: (812) 236-62-28

 

Нахимовские военные училища в России

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: