История и развитие основных видов экскурсий в рамках туризма

Кафедра русской и сопоставительной филологии

Направление 45.03.01 «Филология»

Направленность (профиль) подготовки “Практическая филология: филологическое обеспечение внутреннего туризма”

 

Прикладная филология (филологическое обеспечение сферы внутреннего туризма

 

 

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

 

 на тему

 «Проблемы создания экскурсионного текста»

 

Выполнил:

Студент 3-го курса

Очной формы обучения группы

«Прикладная Филология»

Кимик-Аминев Мухаммад Хайреддинович

Научный Руководитель:

………………………

 

Уфа – 2019

 

Содержание

 

Введение. 3

Глава 1 Теоретические особенности экскурсионных текстов в рамках исторического туризма. 6

1.1. История и развитие основных видов экскурсий в рамках туризма. 6

1.2. Методические приѐмы экскурсионного показа и специфика текста в экскурсии 9

Выводы - гл1

Глава 2. Особенности экскурсионного текста в рамках техники проведения экскурсий экскурсоводами. 15

2.1. Техника проведения экскурсий экскурсоводами. 15

2.2. Практические особенности создания текста экскурсии. 18

Выводы к гл2

Заключение. 22

Список использованной литературы.. 24

 



Введение

 

Актуальность темы. Туризм в контексте глобализационных процессов конца ХХ - начала XXI веков приобретает новое качество как своеобразная культурная практика. Ориентация туристической деятельности на культурные ценности возникает в контексте глобализации туристических коммуникаций и побуждает, согласно Д.Урри, к формированию институализации феноменов культуры, которые становятся составной культурного туризма. Роль туризма - в формировании личности, ее всестороннем развитии, в том числе способности адаптироваться в современном глобализированном мире общепризнанна. Туризм - это, прежде всего человеческое предпринимательство, к которому человек прибегает, чтобы удовлетворить свои мировоззренческие и духовные потребности, познать окружающий мир, реализовать свою личность в пространстве «Другого»: других культур, обычаев, образов жизни [1].

Активное развитие туристической деятельности обуславливает повышенный интерес туристов к объектам туризма не только в своей, но и, прежде всего в чужой стране как к объекту иной культуры, иного языка и иных традиций. Задача эффективной передачи качественно новой информации о другой культуре, а также задача формирования у туриста правильного и положительного представления о другой культуре выполняется, как правило, представителям экскурсионного дискурса. Экскурсионный дискурс способствует в большей степени, чем другие виды туристской коммуникации формированию этнокультурной, меж- и транскультурной компетенции, культурной самоидентификации человека, определяет культурные ценности представителей «своей» и/или «чужой» культуры [1]. д Экскурсионный дискурс представляет I собой особый вид дискурса в рамках туристического, вычленяемого на основании сформированности особого вида вербально-деятельностного взаимодействия субъектов в определенных статусах и ролях [2].

Экскурсия характеризуется тем, что всегда представляет синтез показа экспонатов с рассказом об их роли в истории, культуре и т.д. Эти два главных составляющих элемента экскурсии взаимосвязаны и взаимообусловлены. Наличие тех или иных объектов показа определяет содержание рассказа, сам же рассказ непременно предполагает наличие определенных объектов показа. Но на первое место в экскурсии ставится показ. Осмотр сопровождается рассказом, включающим в себя анализ объектов, необходимые пояснения и выводы.

Проблемы, связанные с туристическими реалиями массовой культуры, конечно, не вписываются в сугубо утилитарную и технологическую матрицу туристических концепций. Речь идет о необходимости осмысления теории культуры как определенного маркера идентичности любой культурной практики, в частности, такой, которой является туризм, а также осмысления массовой культуры как явления ХХ века. Туризм как культурная практика в пределах острых трансформаций сегодня - это культурные ценности, которые определяются как ценности потребления культурных продуктов, турпродукта. Это ценности, которые созданы в истории развития цивилизации человечества и которые производятся в конкретных практиках и реалиях массовой культуры: масс-медиа, дизайне, рекламе, менеджменте. Все это побуждает к решению актуальной проблемы создания интересного экскурсионного текста.

Степень разработанности темы. Изучению проблем создания экскурсионного текста как особой сферы человеческой деятельности посвящено достаточно много научных трудов. Наиболее весомый вклад в рассмотрение создания экскурсионного текста как специфической сферы и вида человеческой деятельности сделан в произведениях русского исследователя В. Квартальнова. Проблема активизации познавательной деятельности экскурсантов в процессах создания интересного текста экскурсий анализируется в трудах Б.А. Столярова, М.Ю. Юхневич, A.B. Святославского, Е. Поповой, М. Литвак, И. Будылин, М. Коваль, др.

Цель курсовой работы – исследовать особенности проблем создания экскурсионного текста.

Задачи курсовой работы:

- Изучить историю и развитие основных видов экскурсий в рамках туризма,

- раскрыть методические приѐмы экскурсионного показа и специфику текста в экскурсии,

- изучить технику проведения экскурсий экскурсоводами,

- исследовать практические особенности создания текста экскурсии.

Объект курсовой работы - экскурсионный текст.

Предмет курсовой работы – процессы  создания экскурсионного текста.

Методы исследования курсовой работы – систематизация, обобщение, анализ литературы.


Глава 1 Теоретические особенности экскурсионных текстов в рамках исторического туризма

История и развитие основных видов экскурсий в рамках туризма

 

Туризм является одной из крупнейших и перспективных сфер мировой экономики, которая в своем развитии ориентируется на потребителя, в частности, как на организованных, так и самодеятельных туристов. Сегодня многие молодые люди увлекаются форт-турами, совершают автомобильные поездки в города и районы, где некогда проходили ожесточенные сражения.

На сегодня особый интерес туристов, увлеченных историей Отечества, вызывают различные фортификационные сооружения, архитектура старинных зданий, история развития кустарных промыслов и местной промышленности и, конечно же, история отдельных сражений различных войн [11].

Многие муниципалитеты европейских государств давно научилась зарабатывать на интересе к истории. Довольно активно развивается военно-исторический туризм на территории Московской, Калужской, Тульской, Волгоградской областей, где имеются многочисленные исторические и культурные объекты, такие как Куликово поле, Бородино, Зайцева гора.

Безусловно, внимание туристов привлекают многочисленные мемориалы, памятники и воинские захоронения. Таким образом, военно-исторический туризм является активным и, в то же время, познавательным и отчасти, воспитательным видом отдыха.

Военный туризм - это один из видов культурно-исторического туризма. Интеллектуальное обогащение общества это основная цель, которую должен преследовать туризм как система. Расширение кругозора знания истории необходимы для дальнейшего развития людей. Как говорили великие мудрецы: «Незнание своего прошлого лишает светлого будущего». А военная тематика одно из необходимых направлений туристического развития.

Развитие туристической сферы именно в этом направлении поможет молодому поколению увидеть ситуацию с разных сторон, чтобы делать самостоятельные выводы и оценку прошедшим событиям.

Раньше туризм ассоциировался лишь с изучением древних достопримечательностей или биографии великих художников поэтов ученый и прочих деятеле, чьи труды принесли им мировую известность.

Но технологический прогресс вносит свой отпечаток на мир. И теперь люди ищут новых приключений, экстрима и экзотики. Им интереснее погружаться целиком в эпоху активных действий, а величайшие войны человечества оставили множество заброшенных объектов, где велись боевые действия.

Такое погружение в боевые действия теперь носит название «Военный туризм». Это сфера очень привлекательна с точки зрения [12-14]:

- Экономики;

- Обогащения знаний молодого поколения;

- Развитие культурного достояния страны благодаря изучению военной техники и инженерного искусства той эпохи.

«Военная тема» все больше захватывает европейские страны, где как известно каждое столетие происходили войны после которых стались руины и памятники представляющие историческую ценность. В Польше знаменитую крепость Осовец посещают до 46 тысяч туристов каждый год.

Военно-исторический туризм в основе своей должен привлекать не только экстримом и ощущением адреналина, но и помогать развития культурной составляющей общества.

Для туристов предполагается:

- Поездка по самым известным местам боевых действий в каждой стране они есть, и сейчас многие правительства финансируют развитие именно военной тематики туризма.

- Возможность туристам использовать военную технику той эпохи.

- Пострелять из оружия и примерить военную форму.

- Увидеть имитацию боя, где обученные актеры визуально покажут зрителю, как разворачивались действия.

- Визуальное изучение исторических действий поможет молодому поколению лучше понять.

Чтобы развить военный туризм необходимо начать восстанавливать памятники культуры и проводить специальные тематические выезды при поддержке местных властей.

Что касается возраста для военного туризма, ограничения могут быть разве что от 12 лет. До этого возраста дети не воспринимают осознанно истинное положение вещей. Для них война ассоциируется с картинками в компьютерной игре или фильме.

В целом, военная тематика необычная и крайне интересная сфера туризма, которую обязательно стоит изучить.

Последнее десятилетие – это годы интенсивного обновления педагогического процесса. Перед учреждениями культуры и образовательными организациями стоит задача приобщения обучающихся к отечественному и мировому культурно-историческому наследию через максимально эффективное использование образовательных ресурсов музеев. Музей и, в том числе, школьный музей – это пространство культуры. Обращение к педагогическому потенциалу музейных коллекций позволяет значительно обогатить и расширить образовательную среду. В последнее время в образовательных организациях активно используется потенциал школьных музеев, содержание работы в которых тесно связано с содержанием учебной и внеурочной деятельностью школы. Педагоги образовательных организаций применяют в своей практике экскурсии, используя их как форму дополнительного образовательного элемента. Основная цель экскурсии – содействие всестороннему развитию личности учащегося: экскурсии призваны способствовать формированию мировоззрения, воспитанию личностных качеств. Если открыть любую образовательную программу или методические рекомендации – не важно по какому предмету – среди форм и методов обучения и воспитания на первом месте в большинстве случаев стоит экскурсия.

История не сохранила воспоминаний о том, когда и кем была проведена самая первая экскурсия вообще, но мы точно знаем, что в качестве учебного метода экскурсии стали внедряться в образовательный процесс педагогами Западной Европы и России в конце 18 - начале 19 вв.

Экскурсию можно отнести к одной из самых популярных педагогических методик в предоставлении дополнительных знаний по предметам. Она может применяться и как самостоятельная форма воспитания и обучения, и как составная часть других форм, и в качестве формы организации культурного досуга, воспитательной работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: