Методические приемы экскурсионного показа и специфика текста в экскурсии

 

Экскурсия характеризуется тем, что всегда представляет синтез показа экспонатов с рассказом об их роли в истории, культуре и т.д. Эти два главных составляющих элемента экскурсии взаимосвязаны и взаимообусловлены. Наличие тех или иных объектов показа определяет содержание рассказа, сам же рассказ непременно предполагает наличие определенных объектов показа. Но на первое место в экскурсии ставится показ. Осмотр сопровождается рассказом, включающим в себя анализ объектов, необходимые пояснения и выводы.

Средства наглядности подразделяются на три группы [1-3]:

- подлинные экскурсионные экспонаты по маршруту экскурсии;

- дополнительный иллюстративный материал;

- словесно-образная наглядность, достигаемая описанием событий.

Показ на экскурсии в большинстве случаев предшествует рассказу, ведь основой экскурсии является зрительное восприятие. Сначала в поле зрения экскурсантов появляется объект, затем экскурсовод даѐт необходимые пояснения к наблюдаемому объекту. Важно, чтобы каждый экскурсант отчѐтливо видел предмет рассказа, а это значит, что экскурсовод должен подвести группу к такому пункту осмотра, где характерные и нужные особенности особенно чѐтко выявляются, улавливаются глазом.

Успех музейной экскурсии во многом зависит от правильности расположения группы перед объектом. Выбрав место для показа объекта, нужно правильно расставить группу. Важно проследить за тем, чтобы всем экскурсантам был хорошо виден как объект, так и экскурсовод. Наиболее удобным является расположение группы полукольцом. Экскурсовод стоит с краю и полуоборотом к экскурсантам. Такая позиция позволяет экскурсоводу видеть как экскурсионный объект, так и группу.

Постоянное наблюдение за реакцией экскурсантов – важное условие эффективной работы. Очень важно избегать длительных задержек у витрин, так как долгое стояние на месте утомительнее всякого движения.

При проведении экскурсии большую роль играет не только показ, но и рассказ. Рассказ – основной элемент экскурсии, он неотделим от показа. По отношению к показу он вторичен, подчинен показу и вне показа не существует. В своѐм рассказе экскурсовод призван систематизировать наблюдения экскурсантов, поддерживать их интерес к теме, направлять внимание на различные стороны изучаемого экспоната, активизировать их мышление [4-7].

Рассказ является дополнением к анализу зрительного материала, но он особенно необходим, когда зрительный материал по теме плохо сохранился или совсем утрачен. При помощи рассказа экскурсовод акцентирует внимание экскурсантов на объекте, о котором он говорит.

Приемы рассказа можно разделить на две большие группы. Первая группа объединяет приемы, связанные с формой рассказа. Приемы этой группы выполняют задачу донести до экскурсантов содержание рассказа, способствуют формированию информации, еѐ запоминанию, хранению и воспроизведению в памяти экскурсантов.

К этой группе приемов относятся: Экскурсионная справка – сжатое изложение фактического материала об объекте. Прием описания, то есть последовательное перечисление основных качеств и свойств экскурсионного объекта, призван оказать помощь экскурсантам – правильно отобразить объект в их сознании.

Для описания объекта характерны точность и конкретность. Экскурсовод излагает характерные черты, приметы, особенности внешнего вида объекта в определенной последовательности. Прием описания относится не только к объектам, но и историческим событиям.

Вторая группа приёмов рассказа рисует внешнюю картину событий, действия конкретных персонажей. Эта группа объединяет следующие методические приемы:

- Приём характеристики близок к приему описания, но отличается от него тем, что даѐт более полное представление о данном объекте, позволяет лучше понять его сущность.

- Приём объяснения – форма изложения материала, когда в рассказе, помимо справки об историческом событии, раскрываются сущность и причины, его вызвавшие. То есть событие не только излагается, но и объясняется. Особенность приема объяснения состоит в том, что рассказ об объекте носит доказательный характер.

-  Прием персонификации. Используется для мысленного создания образа конкретного человека (писателя, государственного деятеля и т.д.). Рекомендуется делать это с помощью яркого рассказа об отдельных эпизодах из жизни тех людей, с которыми связана тема экскурсии.

В зависимости от целей текст рассказа экскурсовода может носить повествовательный или реконструктивный характер. При повествовании рассказчик дает слушателям представление о том, где и как происходили события. Реконструктивный рассказ ставит своей задачей восстановить перед мысленным взором слушателей тот или иной предмет в первоначальном виде (например, здание, не дошедшее до нашего времени). Выделяют четыре речевых типа экскурсовода [6] – рис. 1.

Рис. 1 – Речевые типы текста рассказа экскурсовода

 

При проведении экскурсии используются и другие методические приемы, многие из которых обладают значительной силой эмоционального воздействия. Эти приемы помогают лучше усвоить содержание материала. Среди них особое место занимают те приемы, которые делают экскурсию более доказательной.

- Прием применения технических средств. В электронной записи дают не только выступления участников событий, но и отрывки литературных, музыкальных произведений. Использование приема не должно быть длительным, а материал должен быть подчинен теме экскурсии [8-11].

- Прием заданий используется не только как прием рассказа, и выражается в обращении к экскурсантам с вопросом. Задача этого приема – заинтересовать экскурсантов, заставить их задуматься, активизировать мышление и деятельность экскурсантов в ходе экскурсии. Одна из главных задач экскурсовода при подготовке экскурсии – связать между собой содержание всех подтем в единое целое. Этому способствует определѐнная последовательность показа музейных объектов. Не менее важную роль здесь играют логические переходы. Предваряя содержание очередной подтемы, в ряде случаев вызывая нужные эмоции у экскурсантов, такие переходы создают благоприятные условия для лучшего усвоения всей темы в целом.

Содержание логического перехода диктуется не столько экскурсионным объектом, сколько содержанием самой экскурсии, той подтемы, после которой используется переход, как словесно – зрительный мостик к следующей подтеме, к другому объекту внимания Логические переходы – очень важная часть экскурсии, хотя и не имеющая самостоятельного характера, придающая ей необходимую строгость и последовательность.

Продолжительность логического перехода по времени не должна превышать 2 мин. Не менее важно связать между собой отдельные составные части внутри подтем. Меньшую, но всѐ же значительную роль играет в экскурсии жест экскурсовода. Посредством жеста он ведѐт за собой внимание экскурсантов, жестом заставляет следовать по должному пути от предмета к предмету; жестом он направляет их взгляд на нужный объект. Плавность, четкость и выразительность жеста также желательны при проведении экскурсии, как выразительность и ясность слова.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: