Практические особенности создания текста экскурсии

 

После формирования маршрута творческая группа приступает к созданию контрольного текста экскурсии. Данный текст состоит из основных положений, фактического материала для максимального раскрытия всех подтем, которые входят в экскурсию.

Экскурсионный текст – это информационный материал, подготовленный для освещения всех подтем, их которых состоит экскурсия. Его основное назначение - обеспечение тематической направленности рассказа экскурсовода и формулировка определенной точки зрения на события, которым посвящена экскурсия, и объективная оценка достопримечательностей [15].

Главными требованиями, предъявляемыми к контрольному тексту, является: лаконичность, четкость формулировок, достаточное количество информационного материала, полное освещение темы, литературный язык.

Текст экскурсии разрабатывается творческой группой при формировании новой темы и выполняет определенной функции. Это означает, что каждый экскурсовод должен формирует свой рассказ согласно требованиям конкретного текста.

При разработке контрольного текста методист и руководитель методической секции экскурсоводов должны добиться, чтобы информация излагалась с учетом темы и цели мероприятия. Контрольный текст - это основа всех экскурсий, которые будут проводиться по данной теме. Этот момент обуславливает достаточно серьезный подход при составлении этого документа.

Контрольный текст состоит из хронологического изложения материала, в его задачу не входит отражение структуры экскурсии и не выстраивается в последовательности маршрута с распределением излагаемого материала по остановкам около достопримечательностей.

Контрольный представляет собой тщательно подобранный и выверенный по источникам материалом, который излагается в соответствии с критериями научности и партийности.

Контрольный текст содержит информацию, связанную с объектами, которые могут быть не включены в маршрут данной экскурсии. Контрольный текст - это развернутый рассказ в помощь экскурсоводам, которые готовятся проводить или уже проводящие экскурсию на данную тему. На основе контрольного текста разрабатываются несколько вариантов экскурсий одну и ту же тему, в том числе рассчитанных на детей и взрослых, для различных групп населения.

В некоторых ситуациях, когда информацию нельзя оформить в хронологическом порядке, например, при организации обзорной городской экскурсии, контрольный текст выступает основой подтем экскурсионных мероприятий.

Требования, предъявляемые к индивидуальному тексту Контрольный текст - это директивный документ для всех экскурсоводов, которые составляют свои индивидуальные тексты. Главные положения экскурсий на эту тему излагаются и трактуются согласно содержанию контрольного текста. Другим видом экскурсионного текста является индивидуальный.

Данный текст экскурсовод, готовящийся проводить экскурсию, оформляет самостоятельно. Главным отличием индивидуального текста является отражение структуры экскурсии и построение соответственно с маршрутом.

Информация в индивидуальном тексте оформляется исключительно в той последовательности, в которой показываются объекты. Индивидуальный текст подразделяется на отдельные части, каждая из которых посвящена одной подтеме.

Индивидуальный текст - это законченный документ, содержащий полное и четкое изложение экскурсионного рассказа. Он не содержит неоправданных сокращений при изложении исторических фактов, их анализа и выводов по подтемам. Также является недопустимым изложение фактов без дат, ссылок на источники, где они изложены с достаточной полнотой.

Вступление делится на две части - организационную и информационную. Первая часть содержит фамилию, имя, отчество гида-экскурсовода, ознакомление группы с водителем экскурсионного транспортного средства (ФИО, класс, опыт), с темой экскурсии, ее маршрутом, длительностью по времени, сообщение времени и места ее окончания, называния учреждения, разработавшего экскурсию. Далее проводится инструктаж о правилах поведения и безопасности участников на маршруте [16].

Вторая часть вступления также называется информационной. Здесь содержится краткое изложение предстоящей экскурсии, ее основные задачи. Здесь указываются отдельные подтемы, сообщаются названия двух-трех наиболее интересных объекта. Не стоит в материалах вступительной части кратко излагать текст экскурсии, давать подробную характеристику объектам показа. Вступление содержит информацию по организационным вопросам. Задача экскурсовода – обратить внимание аудитории на достопримечательности, которые будут показаны, и к самой теме. Основными требованиями к вводному слову являются лаконичность и динамичность. Оно не должно вызывать чувство утомления. Продолжительность вступления по времени должно быть не более 5-7 мин.

Отличительной чертой вступительной части является то, что рассказ экскурсовода не должен сопровождаться демонстрацией экскурсионных объектов. Вступление проводится сразу же после посадки в автобус, до начала движения по маршруту, чтобы здания и объекты природы за окном не отвлекали экскурсантов [17].

От степени их внимания к информации, которую сообщает экскурсовод, зависит успех всей экскурсии. Далее излагается основная часть, то есть основа экскурсионного мероприятия, - демонстрация и рассказ, раскрывающие тему. Данная часть обладает более сложной структурой и состоит из нескольких подтем, каждая из которых раскрывается на одном или нескольких объектах.

Также у экскурсии есть заключительная часть, подводящая итоги того, что увидел и услышал экскурсант. Заключительная часть содержит краткое изложение выводов по теме в целом, подчеркивает основное, обобщает впечатления экскурсантов.


 


Заключение

 

Экскурсии раскрывают широкие возможности для воспитания восприятия ребенка, а также для воспитания музейной культуры. При помощи экскурсии можно научить детей школьного возраста не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть, наблюдать. Эффективность любой экскурсии во многом зависит от ряда обстоятельств: темы, цели, содержания, методики и техники ведения, знаний, умений экскурсовода; подготовленности участников к усвоению экскурсионного материала; условий проведения экскурсии. Методически правильно организованная и проведѐнная экскурсия позволит расширить кругозор учащейся молодѐжи по истории своего региона, страны и приобщиться к наследию отечественной и мировой культуры.

Экскурсионный текст – это информационный материал, подготовленный для освещения всех подтем, их которых состоит экскурсия. Его основное назначение - обеспечение тематической направленности рассказа экскурсовода и формулировка определенной точки зрения на события, которым посвящена экскурсия, и объективная оценка достопримечательностей.

Главными требованиями, предъявляемыми к контрольному тексту, является: лаконичность, четкость формулировок, достаточное количество информационного материала, полное освещение темы, литературный язык.

Текст экскурсии разрабатывается творческой группой при формировании новой темы и выполняет определенной функции. Это означает, что каждый экскурсовод должен формирует свой рассказ согласно требованиям конкретного текста.

Речь экскурсовода представляет собой целенаправленную деятельность по реализации возможностей языка. Успех этой деятельности зависит от того, какое внимание уделяет экскурсовод улучшению своего речевого мастерства. Самый лучший способ – это исправить – постоянная практика. Для одних экскурсоводов – это изучение различных методов оживления речи, для других – борьба со словами-паразитами, для третьих – выявление и избавление от ошибок в языке, для многих – устранение тавтологии в речи. Следует избегать в речи штампов, обезличивающих речь, а также слов, в произношении которых сам экскурсовод сомневается. Часто бывает, что речь экскурсовода обедняют тавтологии, то есть употребление похожих слов или фраз. Самый действенный способ преодоления тавтологии – поиски похожих слов и выражений в справочниках, энциклопедиях, словарях.

 

 



Список использованной литературы

 

1. Добрина, Н. А. Экскурсоведение / Н.А. Добрина. - Москва: СИНТЕГ, 2012. - 288 c.

2. Долженко, Г. П. Экскурсионное дело / Г.П. Долженко. - М.: Феникс, 2012. - 320 c.

3. Скобельцына, А. С. Технологии и организация экскурсионных услуг / А.С. Скобельцына, А.П. Шарухин. - М.: Академия, 2010. - 192 c.

4. Скобельцына, А. С. Технология и организация экскурсионных услуг / А.С. Скобельцына, А.П. Шарухин. - М.: Academia, 2013. - 176 c.

5. Экскурсии и культурное наследие. Русская экскурсионная школа. Музейное дело. Вып. № 26 ГЦМСИР. М.2001.

6. Долженко Г.П. Экскурсионное дело: учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2005.

7. Дьякова Р.А., Емельянов Б.В., Пасечный П.С. Основы экскурсоведения: учебное пособие для пединститутов. М. 1985.

8. Кутьина Н.Б. Программа «Ребѐнок в XXI веке. Воспитание культурой».С.- Петербург. «Детство - пресс».2004.

9. Шварева Н.В., Третьякова Н.И. Современные образовательные практики от детского сада до профессионального образования //Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2016.

10. Айдарова О.А., Тамбовский областной народный музей образования, кафедра управления образовательных систем. Статья «Методика организации экскурсии для школьников».тания и обучения, и как составная часть других форм, и в качестве формы организации культурного досуга, воспитательной работы.

11. Димитрова Е.В. Техника проведения экскурсий экскурсоводами // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XLII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(42). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/2(42).pdf (дата обращения: 25.01.2019).

12. Емельянов Б.В. Экскурсоведение – М: Советский спорт, 2012. – 216 с

13. Институт повышения и переквалификации кадров – Профессия «Экскурсовод» – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.mnogokursov.ru.

14. Официальны сайт “EDUNEWS” – Профессия «Экскурсовод» – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://edunews.ru.

15.  Иргашева Тамара Гулямовна, Белова Светлана Александровна Текст экскурсии как особый речевой жанр // Наука и школа. 2015. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tekst-ekskursii-kak-osobyy-rechevoy-zhanr (дата обращения: 25.01.2019).

16. Сазонова Полина Игоревна Перевод экскурсии: дискурсивно-обусловленные особенности // Вестник ВолГУ. Серия 9: Исследования молодых ученых. 2016. №14. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perevod-ekskursii-diskursivno-obuslovlennye-osobennosti (дата обращения: 26.01.2019).

17. Савина Нина Владимировна Синопсис экскурсионного дискурса // Современные инновации. 2016. №1 (3). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sinopsis-ekskursionnogo-diskursa (дата обращения: 26.01.2019).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: