Необходимо отметить, что методы регулирования инфляции будут эффективны лишь в случае их адекватного соответствия ее сущностным причинам. Поскольку инфляция в нашей стране носит, во-первых, структурно-системный характер, то есть порождена сложившейся структурой экономики и действовавшей длительное время системой управления хозяйством, и только во-вторых, традиционными монетарными факторами, рычаги регулирования этого процесса должны базироваться на снятии всех барьеров на пути действия рыночных механизмов, обеспечении условий структурной перестройки экономики и включать в себя широкий спектр кредитно-денежных и бюджетно-финансовых регуляторов.
Для эффективного регулирования инфляции необходимы:
формирование цивилизованных рыночных отношений и реализация стратегии устойчивого социально-экономического развития России. Первоочередной мерой в этом направлении является активизация инвестиций в основной капитал.
Ключевое место в регулировании инфляции занимает укрепление бюджетов всех уровней и эффективный контроль за их исполнением.
Налоги, составляющие основную часть бюджетных расходов, также должны активнее использоваться как инструмент регулирования инфляции. Важным аспектом управления инфляцией является регулирование государственного внутреннего и внешнего долга, который представляет угрозу стабильности цен, создавая бюджетную нагрузку в связи с его обслуживанием и поглощая значительную часть расходов федерального бюджета. -Специфическое для России направление регулирования инфляции - преодоление неплатежей.
Регулирование денежных факторов инфляции - эмиссии денег и скорости их обращения - непосредственно влияет на темп роста цен, если не противодействуют иные факторы.
Одним из направлений регулирования инфляции является реструктуризация и модернизация банковской системы, ее реальная рекапитализация, увеличение кредитования производственного сектора экономики. Регулирование цен - самое трудное направление сдерживания темпа инфляции.
Регулирование внешних факторов инфляции требует разработки стратегии международных валютных и кредитных отношений России, не ограничиваясь мерами текущей политики в этой сфере.
Наконец, для эффективного управления инфляционным процессом необходимо противостоять "теневой" экономике, контролирующей, по оценке, до 40% ВВП России. Таким образом, инфляция в России должна стать регулируемым процессом. Это один из факторов социально-экономической стабилизации страны.
Для эффективного регулирования инфляции требуются согласованные действия Банка России и Правительства, с учетом всех факторов, воздействующих на процесс обесценения денег.
Не менее важно антимонопольное регулирование.
Основные инструменты инфляционной политики
1. Рост предложения товаров | ==> | Таможенные пошлины Субсидирование процентных ставок Налоговая политика |
2. Монетарные факторы | ==> | Обменный курс рубля, регулирование денежного предложения Процентная политика и финансовые инструменты Стабилизационный фонд и бюджетная политика |
3. Факторы, влияющие на издержки | ==> | Тарифы естественных монополий |
4. Регулирование локальных монополий | ==> | Предельный рост тарифов ЖКХ Антимонопольные меры |
Основные направления действий по сдерживанию инфляции:
Сдерживание роста регулируемых цен на продукцию естественных монополий и тарифов на услуги ЖКХ. Усиление контроля за издержками в данной сфере.
Меры по сдерживанию роста цен на ГСМ, предусматривающие рост конкуренции, в том числе за счет организации биржевой торговли и увеличение предложения на внутреннем рынке за счет снижения фискальной нагрузки и стимулирования развития нефтяного сектора.
Рост предложения продовольственных товаров, повышение уровня конкуренции.
Меры по увеличению склонности населения к сбережениям и повышению доверия к инвестированию в активы финансовых рынков.
Проведение консервативной денежной и бюджетной политики.
Инфляция сегодня - это переплетение трех процессов, которые в разной пропорции представлены на различных рынках товаров и услуг: проявление эффектов локальных монополий; удорожание затрат ("инфляция издержек"); действие монетарного фактора и фактора увеличения доходов населения.
В конечном счете, инфляция вызвана избыточным по сравнению с потребностями экономики ростом денежного предложения и доходов населения. Но это, именно, в конечном счете. Дополнительные антиинфляционные меры должны базироваться не только на продолжении консервативной денежной и бюджетной политики, но и предлагать решение структурных проблем экономики, что позволит снизить инфляцию по сравнению с инерционным уровнем примерно на 1 процентный пункт.
Перейдем к рассмотрению отдельных "проблемных" рынков и предлагаемых антиинфляционных мер:
1. Жилищно-коммунальные услуги. Главная задача - отработка практики регулирования тарифов, т.е. разработка правил регулирования тарифов на коммунальные услуги, создание механизма контроля и мониторинга за изменением цен на коммунальные услуги. Вместе с тем, необходимо, чтобы сдерживание роста тарифов подкреплялось мерами по стимулированию снижения издержек и реформированию ЖКХ.
2. Услуги естественных монополий для населения. Для ослабления инфляции издержек, ограничения роста тарифов ЖКХ и на транспорте в 2005 году Правительство изменило подходы к формированию тарифов естественных монополий. Тарифная политика стала еще более сдержанной - ориентируюсь на достижение целевых показателей инфляции и темпов роста экономики.
3. Рынки нефтепродуктов.
Меры по сдерживанию роста цен на ГСМ | Дополнительные меры |
1. Организация биржевой торговли нефтепродуктами. 2. Совершенствование системы налогообложения отрасли (дифференциация НДПИ, акцизы). 3. Меры по стимулированию нефтепереработки (снижение таможенных пошлин на оборудование). | 1. Антимонопольные расследования на локальных рынках. 2. Стабильные ставки акцизов на нефтепродукты на 2007-2008 годы. 3. Отмена импортных пошлин на бензин. 4. Корректировка экспортных пошлин в случае резкого роста внутренних цен. |
Необходимо сформировать механизмы биржевой торговли нефтепродуктами и ввести дифференциацию налога на добычу полезных ископаемых по нефти.
4. Рынки плодоовощной продукции. Это - наиболее проблемная сфера. Интенсивный рост цен на плодоовощную продукцию в последние два года во многом стал результатом значительных затрат на производство и реализацию овощей.
Борьба с монетарной инфляцией. В целях снижения вклада монетарных факторов в инфляцию необходимо:
удерживать рост социальных расходов бюджета в году в рамках параметров, установленных Законом о бюджете;
Банку России необходимо добиваться реализации параметров денежной политики (расширения денежной массы, обменного курса), обеспечивающих выход на базовую инфляцию, которая отвечает установленному целевому показателю индекса потребительских цен. В дальнейшем целесообразно наряду с показателем индекса потребительских цен фиксировать и целевое значение базовой инфляции;
Банку России следует также разработать концепцию перехода к политике таргетирования инфляции, учитывая необходимость сдерживания укрепления рубля и развития инструментов рефинансирования банков;
совместно с ФСФР Банку России целесообразно разработать комплекс мер по стимулированию сберегательной активности граждан, в том числе, активизации инвестирования населения в государственные и корпоративные ценные бумаги.
В соответствии с "Основными направлениями Денежно-кредитной политики на 2007 г" перед Центробанком встали 2 проблемы: инфляция и укрепление рубля, - причем борьба с инфляцией названа основной задачей. главным антиинфляционным оружием сделана учетная ставка.
На 2008 г прогноз роста инфляции от Минэкономразвития составляет 10%, однако скорее всего корректируется в сторону повышения и будет колебаться около 12 - 13%. Для поддержания инфляции на этом уровне Минфин внес несколько предложений (при участии Минэкономразвития России, Минпромэнерго, ФСФР и Банка России по поручению Правительства от 1 декабря 2006 г):
1. ограничение расходов федерального бюджета теми параметрами, которые определены бюджетом на 2008 г;
2. направление доходов Газпрома не на покуку непрофильных активов в РФ, а на досрочное погашение внешнего долга;
3. направление части прибыли Банка России на увеличение капитала Банка.