В связи с особенностями ситуации общения выделяют следующие виды речевого поведения человека:
1. По положению собеседников в пространстве и во времени различают контактное и дистантное общение. При контактном они видят друг друга, могут опираться на ситуацию общения, использовать мимику, жесты, интонацию. При дистантном общении люди разделены в пространстве и времени, собеседник отсутствует в поле зрения (общение в письмах).
2. С точки зрения средств выражения речевого акта (звук, письменный знак, жест) общение может быть устным или письменным. Устный текст, производство которого связано с ситуацией общения и подкрепляется «считыванием» жестов, мимики, интонации, позволяет разного рода недомолвки, подчиняясь правилам лексико-грамматического отбора разговорной речи. Письменный текст требует обдумывания, а правила отбора языковых средств отражают сложные формы мышления,
3. По степени коммуникативности (наличию или отсутствию собеседника) определяется непосредственное (диалог, полилог, монолог) или опосредованное (перевод, различная аппаратура) общение. Понятие непосредственного общения связано с контактным (обычно это разговор, беседа, доклад и др.). К видам опосредованного общения относят телефонный разговор, письмо, теле-, радиопередачу, общение с книгой.
|
|
4. По тому, предполагается ли реакция получателя информации или речь однонаправленна, как речь диктора на радио, различают диалогическое и монологическое общение. С точки зрения переменной/постоянной позиции я-говорящего и ты-слушающего диалог представляет собой текст как сумму реплик собеседников. Он характеризуется относительной краткостью и специфической «простотой» синтаксического строения реплик. Монолог — речь, принадлежащая одному лицу, хотя она может быть адресована нескольким или множеству лиц. И монологическая, и диалогическая речь многожанровы.
5. С точки зрения количества участников различают общение межличностное, групповое и массовое. Количественные отношения один — один приводят к межличностной форме общения, один — несколько — к групповой (разговор, дискуссия, собрание), один — много — к массовой (печать, радио, телевидение, публичное выступление и т. п.). Письменная форма — общение художника с обобщенно-массовым адресатом, с будущим читателем.
6. По способу общения выделяются вербальное (словесное) и невербальное (неречевое) общение.
7. По установочной задаче выделяют общение: фатическое (контактоустанавливающее), информационное (нефатическое), воздействующее (убеждающее, внушающее). В подавляющем большинстве общение начинается именно с установления контакта. Цель инициатора общения — установить и поддержать контакт различными средствами (взглядом, интонацией). Когда инициатор общения не рассчитывает на ответную реакцию, он ограничивается сообщением информации — это информационный вид общения. Когда ставится задача убедить или переубедить собеседника, общение принимает убеждающий характер (дискуссия, полемика, публицистические высказывания). Внушающий вид общения — проповедь, речь гипнотизера. Внушение основывается на полном доверии слушателей к говорящему, его авторитету, на некритическом восприятии информации. Оно обращено в основном к эмоциональной сфере слушателей, к их чувствам и переживаниям.
|
|
8. По своим внешним условиям и соблюдению социальных ролей общение делится на официальное и неофициальное. Значение слова «официальный» (лат. «должностной»): а) правительственный или деловой, б) с соблюдением всех правил, формальностей, в) бесстрастный, сдержанный (тон). Значение слова «неофициальный» - не имеющий официального значения, дружеский.
2. Дыхание и его тренировка.
«Дыхание правит всем» (индийская пословица). Мы дышим от рождения до смерти. И это стоит того, чтобы делать правильно. Для поддержания жизни достаточно просто вдыхать и выдыхать. При вдохе мы набираем кислород и с его помощью создаем энергию. При выдохе мы выделяем вещества, вредные для организма.
Нередко можно услышать жалобы от людей на то, что им трудно выдержать большую голосовую нагрузку: голос устает, перехватывает дыхание. Многие даже не подозревают, что большинство этих недостатков связано с отсутствием навыков правильного речевого дыхания.
Всех, чья деятельность профессионально связана со звучащей речью, в первую очередь должно интересовать дыхание, обслуживающее речь, так называемое фонационное дыхание, которое характеризуют:
1. Активность, связанная с тем, что дыхание служит энергетической базой нашей речи.
2. Организованный выдох. При обычном дыхании мы не заботимся, как совершается выдох, куда он направлен. Фонационное дыхание связано с возникновением и распространением звука, следовательно выдох должен быть организован, струя выдыхаемого воздуха должна как бы «фокусироваться» в одной точке.
3. Распределение выдоха – умение сознательно делить весь объем выдыхаемого воздуха на равномерные отрезки – порции. Ритм фонационного дыхания резко отличается от привычного. Здесь вдох в 10-15 раз короче выдоха. При этом нет необходимости увеличивать объем вдыхаемого воздуха, гораздо важнее научиться распределять имеющийся запас на равные по активности выдоха порции.
4. Добор дыхания в процессе речи. Нужно научиться быстро, энергично, а главное, незаметно для слушателей подхватывать новую порцию воздуха, пополнять его запас в каждой удобной паузе.
Вдохнутый воздух совершенно необходим для речи, пения и других жизненных проявлений.
Наша задача не хватать воздух, а набирать его в легкие, и по возможности, именно через нос. При дыхании только через рот быстро пересыхает гортань — в результате осипший голос и воспаления дыхательных путей.
Обходитесь с дыханием экономно, большего достигайте при меньших затратах воздуха. (Не допускайте никакого «дикого воздуха»). Тренируйте «поддержку дыхания»: выговаривайте каждое слово в предложении предельно медленно и протяжно, говорите в нормальном темпе как можно дольше на одном дыхании.
Основное правило речевой практики: вдыхай воздух только тогда, когда по смыслу допускается пауза. При быстрой манере речи у нас время только для недолгой передышки, не допускающей полного дыхания.
Овладение навыками правильного дыхания — предпосылка хорошей, богатой оттенками речи. Мы часто слушаем ораторов, которые через 10 минут выступления задыхаются, будто поднялись на горную вершину.
|
|
Управление дыханием еще больше, чем все другие проблемы речи, нуждается в нашем контроле.
Основные элементы дыхания, способствующие насыщенному произношению:
1. Глубокий, энергичный, короткий вдох, в основном через нос.
2. Равномерный, активный, не ослабевающий к концу («незатухающий») выдох.
3. Организационный выдох, сфокусированный на кончиках губ.
3. Голос и интонация.
Говорящий человек передает слушающему информацию трех родов. Во-первых, мы узнаем, что (о чем?) говорит человек. Это логическая, или семантическая, информация. Она передается через отбор смыслового содержания слов, их порядка, синтаксических конструкций. Во-вторых – кто говорит, благодаря характерным индивидуальностям голоса каждого человека. Это опознавательная информация. По голосу можно определить физическое и психоэмоциональное состояние человека, его намерения и некоторые черты характера. Именно благодаря голосу часто КАК СКАЗАНО превращается в ЧТО СКАЗАНО, существенно дополняя или даже замещая словесное содержание речи.
ГОЛОС (речевой голос) - звуки, возникающие вследствие колебания голосовых связок при разговоре, крике, пении, смехе. Голос как совокупность разнообразных по силе, высоте и тембру звуков, издаваемых человеком при помощи голосового аппарата, обладает различными диапазоном, выразительностью и выносливостью.
Поскольку звучащий текст отдельного человека обладает закономерностями ритмико-интонационного строения, мы узнаем, как он говорит, то есть с каким настроением, чувством.
Голос – индивидуальный «инструмент» человека, как и отпечатки пальцев. Умелое владение голосом делает более эффективной нашу речь. Хорошо поставленный голос дает возможность передать в звучащем слове мельчайшие смысловые оттенки, помогает воспринять мысль говорящего во всей ее содержательной полноте, создает определенный эмоциональный настрой, облегчающий восприятие. Наоборот, тусклый, монотонный, неразвитый голос быстро притупляет восприятие слушающих, мешает им вникнуть в существо дела.
|
|
Динамика голоса характеризуется различной степенью силы звучания, громкости. Громкость обеспечивается хорошей работой дыхательного аппарата, а также активной артикуляцией, отсутствием лишних мышечных напряжений.
ТЕМБР [ франц. timbre] - качество, окраска звука, по которому различаются друг от друга звучания одной и той же высоты.
Тембр звука - результат совокупности основного тона и обертонов, т.е. результат сложных колебательных движений, дающих звуковую волну. Как известно из акустики, всякое звучащее тело (напр., струна) колеблется всё в целом, что дает основной тон звучания, а его колеблющиеся части дают гармонические призвуки, обертоны, которые воспринимаются в совокупности как та или иная окраска звука, или его тембр.
Тембр речи - качество голоса, с помощью которого может быть передана разнообразная информация о самом говорящем и о предмете речи; может быть описано в терминах звукового, светового, осязательного и пространственного плана.
Для характеристики тембра используются собственно звуковые представления: глухой, дрожащий, звонкий, крикливый, резкий и т.д.
Световая характеристика заложена в таких определениях, как светлый, темный, золотой, серебряный, медный, тусклый, яркий, ясный и др.
Обязательные характеристики не столь часто употребляются по сравнению со звуковыми и световыми определениями, но весьма выразительны: бархатный, мягкий, жесткий, гладкий и т.д.
Иногда тембр определяют по тому чувству, которое он отражает: эмоционально-волевой, шутливо-иронический, грустный, нежный, спокойный, угрюмый и т.д.
Голоссобразование — сложный многофункциональный процесс. Он совершается в организме человека автоматически, согласно особой «программе», вырабатываемой специальными центрами, которые находятся в коре головного мозга. Эта программа зависит от того, какую речевую задачу должен решать человек в данной ситуации.
В обыденной жизни наш голосовой аппарат довольно легко справлялся с нагрузкой, предлагаемой ему возникающими обстоятельствами. Но вот человеку приходится говорить перед аудиторией, говорить активно, убеждая десятки людей, говорить длительное время. В этих изменившихся условиях бытовых навыков речи, привычных приемов голосоведения уже недостает. Публичная речь ставит перед голосовым аппаратом сложные задачи, неумелое пользование им в условиях повышенной нагрузки чаще всего приводит к возникновению различных функциональных, а порой и органических заболеваний.
Хорошо поставленный голос оратора дает возможность передать слушателям в звучащем слове мельчайшие смысловые оттенки, помогает аудитории воспринять мысль говорящего во всей ее содержательной полноте, создает определенный эмоциональный настрой, облегчающий восприятие. Наоборот, тусклый, монотонный, неразвитый голос быстро притупляет восприятие слушающих, мешает им вникнуть в существо дела. Выделяются следующие основные качества профессионального речевого голоса:
Первое — достаточная сила звука. Он должен быть слышен в любой аудитории, даже при отсутствии технических средств усиления. Это качество носит название динамического диапазона голоса. Диапазон голоса - звуковой объем, определяющийся интервалом между самым низким и самым высоким звуком голоса. Умение „перебрасывать", легко поднимать и опускать звук, не делая никаких мышечных напряжений, слышать высокие и низкие тона звучания своего голоса - необходимое условие владения интонацией речи. Способность без особых усилий менять высоту голоса, т.е. пользоваться своим диапазоном, обеспечивает гибкость, подвижность голоса.
Второе — посыл звука, то есть его способность достигать нужной точки, долетать до каждого слушателя.Это способность достигать нужной точки, долетать до конкретного слушателя. О важности этой характеристики голоса говорить не приходится. Истинные мастера сцены всегда отличались тем, что каждое их слово доходило до каждого слушателя, на какой бы дальней галерке тот не находился. А если нужно, то и наоборот. Про выдающегося актера Евгения Евстигнеева коллеги восхищенно рассказывали, что на сцене он среди своих реплик, слышных каждому в зале, мог сказать партнеру что-то, но так, что никто другой (даже близко стоящие) не слышали этого.
Третье — подвижность, гибкость голоса, так называемый звуковысотный диапазон, позволяющий передавать мысль говорящего во всей ее полноте и разнообразии оттенков в меняющемся интонационно-мелодическом рисунке устной речи.
Четвертое — тембр голоса – это звуковая окраска, характерная для каждого голоса (или инструмента), которая создает оттенки речи (оптимистичный, грустный, веселый), а также отражает устойчивые характерные особенности голоса (баса, тенора, баритона). От того, насколько выразителен голос в своей окраске, зависит легкость восприятия слушателями смысла высказывания.
Пятое — полетность звука, его способность выделяться на фоне других звуков и шумов, не смешиваясь с ними, не теряясь среди них. Полётность голоса - длительность звучания отдельных фраз, слов и звуков. Когда звук насыщен интонациями, слова произносятся с определенной эмоциональной окраской, ясно, четко, достаточно сильно, и речь оратора как бы заполняет все пространство, достигая самых дальних уголков аудитории. Полетность голоса помогает голосу выделиться среди других звуков и шумов, не смешиваясь с ними и не теряясь среди них. Особенно это важно, когда в помещение проникают посторонние звуки (производственные или уличные шумы).
Шестое — выносливость, малая утомляемость голоса, позволяющая не терять основные свойства звучания при длительном интенсивном выступлении, выдерживать значительную голосовую нагрузку. Данное свойство важно для людей, часто и подолгу выступающих перед слушателями, зрителями, то есть для профессионалов.
Сила и громкость звука должна быть достаточна, чтобы голос был хорошо слышен в любой аудитории. Не следует смешивать понятия «сила звука» и «громкость». Сила звука - величина объективная, это реальная энергия звука, измеряемая в децибелах. Громкость - субъективное понятие, связанное с нашим восприятием звука той или иной силы.
Сила звука должна быть такой, чтобы каждый слушатель воспринимал его как приемлемый.
Громкость речи является одним из показателей культуры человека. Некоторые говорящие по телефону говорят слишком громко, другие - чуть слышно, даже после напоминания о плохой слышимости. В общественном транспорте нередко приходится быть невольной жертвой громкого назойливого разговора, не испытывая ничего, кроме раздражения.
Бывает, что при выступлении в аудитории ее размеры и акустика таковы, что возникает сомнение в том, что присутствующие хорошо услышат оратора. Это является серьезным сигналом к принятию соответствующих мер. И не только из-за заботы о каждом слушателе. Но и из-за заботы о выступающем.
Во-первых, желая быть всеми услышанным, выступающий неминуемо начнет надрывать голосовые связки и быстро «посадит» свой голос. Если такое происходит систематически, оратор заработает болезнь голосовых связок и потерю нормального голоса.
С другой стороны, опытные переводчики и гиды, которым приходится говорить помногу, утверждают, что можно говорить практически целый день без последствий для голоса, если только не напрягать его.
Во-вторых, если кто-то из присутствующих не слышит речь, то начинает отвлекаться на разговоры, возникает шумок, который усиливается, так как еще большая часть перестает слышать и начинает разговаривать. Оратор попадает в пренеприятнейшую ситуацию: его не слышит все большая часть аудитории.
Наиболее эффективный способ быть услышанным - настоять на том, чтобы организаторы установили микрофон. Только необходимо помнить, что микрофон должен быть не напротив рта, а ниже или рядом.
На крайний случай остаются следующие средства:
- подойти к первому ряду и говорить оттуда;
- так заинтересовать слушателей, чтобы была «звенящая тишина»;
- говорить как можно громче (только что не кричать), если ничего другого не остается.
Иногда микрофону приписывают «чудесную» способность исправления дефектов произношения. Это ошибочное впечатление. Микрофон хорошо выявляет индивидуальные особенности голоса и подчеркивает дефекты речи, которые мы не замечаем у человека, говорящего без микрофона.
Если человек «проглатывает» согласные или «съедает» окончания слов, текст становится неразборчивым, а голос - «лающим».
Иногда мы громко произносим одни слова, а другие «глотаем». А что слышат люди? Отдельные фразы, шумное дыхание, когда вплотную приближаешь лицо к микрофону, щелканье и причмокивание. Все это раздражает слушающих.
Еще хуже, если ты запутался в своих записях и судорожно подбираешь нужные слова, заполняя вынужденную паузу словами-паразитами «значит... таксказать». И микрофон усиливает то, что почти не замечается в обыденных разговорах.
Интонация — сложное явление. Она включает в себя четыре акустических компонента: тон голоса, интенсивность или силу звучания, его длительность и тембр.
ТОН
Термин тон восходит к греческому слову tonos (буквально «натянутая веревка, натяжение, напряжение»).
Используется этот термин в разных науках: в физике; в музыке; в живописи; в медицине. Когда говорят о тоне звуков речи, то имеют в виду высоту гласных, сонорных и звонких шумных согласных. Тон формируется при прохождении воздуха через глотку, голосовые связки, полости рта и носа. В результате колебания голосовых связок возникает основной тон звука, важнейший компонент речевой интонаций.
Ученые подсчитали, что мужчины говорят на частоте 85-200 гц, а женщины — 160-340 тц. Это средний тон речи.
С помощью изменения тона создается мелодический рисунок речи. Не только ораторы, но и каждый, кто стремится донести свои мысли до слушателя, должен уметь тонировать речь, придавать ей мелодическое разнообразие.
Большим недостатком считается монотонность. Она возникает в том случае, когда высота звука остается неизменной на всем протяжении речи.
Не украшает речь и слишком высокий или слишком низкий тон. Предельно высокий тон физически утомляет, вызывает усталость, а низкий тон зачастую раздражает, поскольку требует от слушателя большего напряжения.
Высота тона определяется состоянием говорящего, его отношением к речи, к собеседникам. Эмоциональные ораторы, увлеченные и энергичные, чаще всего говорят в повышенном тоне. Так же поступают разгневанные люди или спорящие между собой. Робкие, пассивные говорят, наоборот, низким тоном.
Задача оратора: определить диапазон своего голоса и стараться разнообразить его тональность.
Основной тон высказывания служит для выражения как смысловых, так и эмоционально дополнительных оттенков речи. Тонов может быть столько, сколько разных эмоций, разных отношений.