Виды речевого общения

В связи с особенностями ситуации общения выделяют следующие виды речевого поведения человека:

1. По положению собеседников в пространстве и во времени различают контактное и дистантное общение. При контактном они видят друг друга, могут опираться на ситуацию общения, использовать мимику, жесты, интонацию. При дистантном об­щении люди разделены в пространстве и времени, собеседник отсутствует в поле зрения (общение в письмах).

2. С точки зрения средств выражения речевого акта (звук, пись­менный знак, жест) общение может быть устным или письмен­ным. Устный текст, производство которого связано с ситуацией общения и подкрепляется «считыванием» жестов, мимики, ин­тонации, позволяет разного рода недомолвки, подчиняясь пра­вилам лексико-грамматического отбора разговорной речи. Пись­менный текст требует обдумывания, а правила отбора языковых средств отражают сложные формы мышления,

3. По степени коммуникативности (наличию или отсутствию собеседника) определяется непосредственное (диалог, полилог, монолог) или опосредованное (перевод, различная аппаратура) общение. Понятие непосредственного общения связано с кон­тактным (обычно это разговор, беседа, доклад и др.). К видам опосредованного общения относят телефонный разговор, пись­мо, теле-, радиопередачу, общение с книгой.

4. По тому, предполагается ли реакция получателя информа­ции или речь однонаправленна, как речь диктора на радио, раз­личают диалогическое и монологическое общение. С точки зрения переменной/постоянной позиции я-говорящего и ты-слушающего диалог представляет собой текст как сумму реплик собе­седников. Он характеризуется относительной краткостью и спе­цифической «простотой» синтаксического строения реплик. Мо­нолог — речь, принадлежащая одному лицу, хотя она может быть адресована нескольким или множеству лиц. И монологиче­ская, и диалогическая речь многожанровы.

5. С точки зрения количества участников различают общение межличностное, групповое и массовое. Количественные отноше­ния один — один приводят к межличностной форме общения, один — несколько — к групповой (разговор, дискуссия, собрание), один — много — к массовой (печать, радио, телевидение, публич­ное выступление и т. п.). Письменная форма — общение художника с обобщенно-массовым адресатом, с будущим читателем.

6. По способу общения выделяются вербальное (словесное) и невербальное (неречевое) общение.

7. По установочной задаче выделяют общение: фатическое (контактоустанавливающее), информационное (нефатическое), воздей­ствующее (убеждающее, внушающее). В подавляющем большинстве общение начинается именно с установления контакта. Цель ини­циатора общения — установить и поддержать контакт различны­ми средствами (взглядом, интонацией). Когда инициатор обще­ния не рассчитывает на ответную реакцию, он ограничивается сообщением информации — это информационный вид общения. Когда ставится задача убедить или переубедить собеседника, об­щение принимает убеждающий характер (дискуссия, полемика, публицистические высказывания). Внушающий вид общения — проповедь, речь гипнотизера. Внушение основывается на полном доверии слушателей к говорящему, его авторитету, на некрити­ческом восприятии информации. Оно обращено в основном к эмо­циональной сфере слушателей, к их чувствам и переживаниям.

8. По своим внешним условиям и соблюдению социальных ролей общение делится на официальное и неофициальное. Значение слова «официальный» (лат. «должностной»): а) правительственный или деловой, б) с соблюдением всех правил, формальностей, в) бесстрастный, сдержанный (тон). Значение слова «неофициальный» - не имеющий официального значения, дружеский.

2. Дыхание и его тренировка.

«Дыхание правит всем» (индийская пословица). Мы дышим от рождения до смерти. И это стоит того, чтобы делать правильно. Для поддержания жизни достаточно просто вдыхать и выдыхать. При вдохе мы набираем кислород и с его помощью создаем энергию. При выдохе мы выделяем вещества, вредные для организма.

Нередко можно услышать жалобы от людей на то, что им трудно выдержать большую голосовую нагрузку: голос устает, перехватывает дыхание. Многие даже не подозревают, что большинство этих недостатков связано с отсутствием навыков правильного речевого дыхания.

Всех, чья деятельность профессионально связана со звучащей речью, в первую очередь должно интересовать дыхание, обслуживающее речь, так называемое фонационное дыхание, которое характеризуют:

1. Активность, связанная с тем, что дыхание служит энергетической базой нашей речи.

2. Организованный выдох. При обычном дыхании мы не заботимся, как совершается выдох, куда он направлен. Фонационное дыхание связано с возникновением и распространением звука, следовательно выдох должен быть организован, струя выдыхаемого воздуха должна как бы «фокусироваться» в одной точке.

3. Распределение выдоха – умение сознательно делить весь объем выдыхаемого воздуха на равномерные отрезки – порции. Ритм фонационного дыхания резко отличается от привычного. Здесь вдох в 10-15 раз короче выдоха. При этом нет необходимости увеличивать объем вдыхаемого воздуха, гораздо важнее научиться распределять имеющийся запас на равные по активности выдоха порции.

4. Добор дыхания в процессе речи. Нужно научиться быстро, энергично, а главное, незаметно для слушателей подхватывать новую порцию воздуха, пополнять его запас в каждой удобной паузе.

Вдохнутый воздух совершенно необходим для речи, пения и других жизненных проявлений.

Наша задача не хватать воздух, а набирать его в легкие, и по возможности, именно через нос. При дыхании только через рот быстро пересыхает гортань — в результате осипший голос и воспаления дыхательных путей.

Обходитесь с дыханием экономно, большего достигайте при меньших затратах воздуха. (Не допускайте никакого «дикого воздуха»). Тренируйте «поддержку дыхания»: выговаривайте каждое слово в предложении предельно медленно и протяжно, говорите в нормальном темпе как можно дольше на одном дыхании.

Основное правило речевой практики: вдыхай воздух только тогда, когда по смыслу допускается пауза. При быстрой манере речи у нас время только для недолгой передышки, не допускающей полного дыхания.

Овладение навыками правильного дыхания — предпосылка хорошей, богатой оттенками речи. Мы часто слушаем ораторов, которые через 10 минут выступления задыхаются, будто поднялись на горную вершину.

Управление дыханием еще больше, чем все другие проблемы речи, нуждается в нашем контроле.

Основные элементы дыхания, способствующие насыщенному произношению:

1. Глубокий, энергичный, короткий вдох, в основном через нос.

2. Равномерный, активный, не ослабевающий к концу («незатухающий») выдох.

3. Организационный выдох, сфокусированный на кончиках губ.

3. Голос и интонация.

Говорящий человек передает слушающему информацию трех родов. Во-первых, мы узнаем, что (о чем?) говорит человек. Это логическая, или семантическая, информация. Она передается через отбор смыслового содержания слов, их порядка, синтаксических конструкций. Во-вторых – кто говорит, благодаря характерным индивидуальностям голоса каждого человека. Это опознавательная информация. По голосу можно определить физическое и психоэмоциональное состояние человека, его намерения и некоторые черты характера. Именно благодаря голосу часто КАК СКАЗАНО превращается в ЧТО СКАЗАНО, существенно дополняя или даже замещая словесное содержание речи.

ГОЛОС (речевой голос) - звуки, возникающие вследствие колебания голосовых связок при разговоре, крике, пении, смехе. Голос как совокупность разнообразных по силе, высоте и тембру звуков, издаваемых человеком при помощи голосового аппарата, обладает различными диапазоном, выразительностью и выносливостью.

Поскольку звучащий текст отдельного человека обладает закономерностями ритмико-интонационного строения, мы узнаем, как он говорит, то есть с каким настроением, чувством.

Голос – индивидуальный «инструмент» человека, как и отпечатки пальцев. Умелое владение голосом делает более эффективной нашу речь. Хорошо поставленный голос дает возможность передать в звучащем слове мельчайшие смысловые оттенки, помогает воспринять мысль говорящего во всей ее содержательной полноте, создает определен­ный эмоциональный настрой, облегчающий восприя­тие. Наоборот, тусклый, монотонный, неразвитый голос быстро притупляет восприятие слушающих, мешает им вникнуть в существо дела.

Динамика голоса характеризуется различной степе­нью силы звучания, громкости. Громкость обеспечива­ется хорошей работой дыхательного аппарата, а также активной артикуляцией, отсутствием лишних мышеч­ных напряжений.

ТЕМБР [ франц. timbre] - качество, окраска звука, по которому различаются друг от друга звучания одной и той же высоты.

Тембр звука - результат совокупности основного тона и обертонов, т.е. результат сложных колебатель­ных движений, дающих звуковую волну. Как известно из акустики, всякое звучащее тело (напр., струна) ко­леблется всё в целом, что дает основной тон звучания, а его колеблющиеся части дают гармонические призву­ки, обертоны, которые воспринимаются в совокупно­сти как та или иная окраска звука, или его тембр.

Тембр речи - качество голоса, с помощью которого может быть передана разнообразная информация о са­мом говорящем и о предмете речи; может быть описано в терминах звукового, светового, осязательного и про­странственного плана.

Для характеристики тембра используются собствен­но звуковые представления: глухой, дрожащий, звон­кий, крикливый, резкий и т.д.

Световая характеристика заложена в таких опреде­лениях, как светлый, темный, золотой, серебряный, медный, тусклый, яркий, ясный и др.

Обязательные характеристики не столь часто упот­ребляются по сравнению со звуковыми и световыми определениями, но весьма выразительны: бархатный, мягкий, жесткий, гладкий и т.д.

Иногда тембр определяют по тому чувству, которое он отражает: эмоционально-волевой, шутливо-ирониче­ский, грустный, нежный, спокойный, угрюмый и т.д.

Голоссобразование — сложный многофункциональ­ный процесс. Он совершается в организме человека автоматически, согласно особой «программе», выраба­тываемой специальными центрами, которые находятся в коре головного мозга. Эта программа зависит от того, какую речевую задачу должен решать человек в данной ситуации.

В обыденной жизни наш голосовой аппарат доволь­но легко справлялся с нагрузкой, предлагаемой ему возникающими обстоятельствами. Но вот человеку приходится говорить перед аудиторией, говорить ак­тивно, убеждая десятки людей, говорить длительное время. В этих изменившихся условиях бытовых навы­ков речи, привычных приемов голосоведения уже не­достает. Публичная речь ставит перед голосовым аппа­ратом сложные задачи, неумелое пользование им в условиях повышенной нагрузки чаще всего приводит к возникновению различных функциональных, а порой и органических заболеваний.

Хорошо поставленный голос оратора дает возмож­ность передать слушателям в звучащем слове мельчай­шие смысловые оттенки, помогает аудитории воспри­нять мысль говорящего во всей ее содержательной полноте, создает определенный эмоциональный настрой, облегчающий восприятие. Наоборот, тусклый, моно­тонный, неразвитый голос быстро притупляет воспри­ятие слушающих, мешает им вникнуть в существо дела. Выделяются следующие основные качества профес­сионального речевого голоса:

Первое — достаточная сила звука. Он должен быть слышен в любой аудитории, даже при отсутствии тех­нических средств усиления. Это качество носит назва­ние динамического диапазона голоса. Диапазон голоса - звуковой объем, определяющий­ся интервалом между самым низким и самым высоким звуком голоса. Умение „перебрасывать", легко подни­мать и опускать звук, не делая никаких мышечных напряжений, слышать высокие и низкие тона звуча­ния своего голоса - необходимое условие владения ин­тонацией речи. Способность без особых усилий менять высоту голо­са, т.е. пользоваться своим диапазоном, обеспечивает гибкость, подвижность голоса.

Второе — посыл звука, то есть его способность до­стигать нужной точки, долетать до каждого слушателя.Это способность достигать нужной точки, доле­тать до конкретного слушателя. О важности этой характеристики голоса говорить не приходится. Истинные мастера сцены всегда отличались тем, что каждое их слово доходило до каждого слушате­ля, на какой бы дальней галерке тот не находился. А если нужно, то и наоборот. Про выдающегося ак­тера Евгения Евстигнеева коллеги восхищенно рас­сказывали, что на сцене он среди своих реплик, слышных каждому в зале, мог сказать партнеру что-то, но так, что никто другой (даже близко стоящие) не слышали этого.

Третье — подвижность, гибкость голоса, так называе­мый звуковысотный диапазон, позволяющий передавать мысль говорящего во всей ее полноте и разнообразии оттенков в меняющемся интонационно-мелодическом рисунке устной речи.

Четвертое — тембр голоса – это звуковая окраска, характерная для каждого голоса (или инструмента), кото­рая создает оттенки речи (оптимистичный, грустный, веселый), а также отражает устойчивые характерные особенности голоса (баса, тенора, баритона). От того, насколько выразителен голос в своей окраске, зависит легкость восприятия слушателями смысла высказывания.

Пятое — полетность звука, его способность выде­ляться на фоне других звуков и шумов, не смешиваясь с ними, не теряясь среди них. Полётность голоса - длительность звучания отдель­ных фраз, слов и звуков. Когда звук насыщен интона­циями, слова произносятся с определенной эмоцио­нальной окраской, ясно, четко, достаточно сильно, и речь оратора как бы заполняет все пространство, достигая самых дальних уголков аудитории. Полетность голоса помогает голосу выделиться среди других звуков и шумов, не смешиваясь с ними и не теряясь среди них. Особенно это важно, когда в помещение проникают посторонние звуки (произ­водственные или уличные шумы).

Шестое — выносливость, малая утомляемость голо­са, позволяющая не терять основные свойства звуча­ния при длительном интенсивном выступлении, выдерживать значительную голосовую нагрузку. Данное свойство важно для людей, часто и подолгу выступающих перед слушателями, зрителями, то есть для профессионалов.

Сила и громкость звука должна быть достаточна, чтобы голос был хорошо слышен в любой аудитории. Не следует сме­шивать понятия «сила звука» и «громкость». Сила звука - величина объективная, это реальная энергия звука, измеряемая в децибелах. Громкость - субъек­тивное понятие, связанное с нашим восприятием зву­ка той или иной силы.

Сила звука должна быть такой, чтобы каждый слушатель воспринимал его как приемлемый.

Громкость речи является одним из показателей культуры человека. Некоторые говорящие по телефону говорят слишком громко, другие - чуть слыш­но, даже после напоминания о плохой слышимости. В общественном транспорте нередко приходится быть невольной жертвой громкого назойливого раз­говора, не испытывая ничего, кроме раздражения.

Бывает, что при выступлении в аудитории ее раз­меры и акустика таковы, что возникает сомнение в том, что присутствующие хорошо услышат оратора. Это является серьезным сигналом к принятию соот­ветствующих мер. И не только из-за заботы о каж­дом слушателе. Но и из-за заботы о выступающем.

Во-первых, желая быть всеми услышанным, выс­тупающий неминуемо начнет надрывать голосовые связки и быстро «посадит» свой голос. Если такое про­исходит систематически, оратор заработает болезнь голосовых связок и потерю нормального голоса.

С другой стороны, опытные переводчики и гиды, которым приходится говорить помногу, утверждают, что можно говорить практически целый день без по­следствий для голоса, если только не напрягать его.

Во-вторых, если кто-то из присутствующих не слышит речь, то начинает отвлекаться на разговоры, возникает шумок, который усиливается, так как еще большая часть перестает слышать и начинает раз­говаривать. Оратор попадает в пренеприятнейшую ситуацию: его не слышит все большая часть ауди­тории.

Наиболее эффективный способ быть услышанным - настоять на том, чтобы организаторы установили микрофон. Только необходимо помнить, что микрофон дол­жен быть не напротив рта, а ниже или рядом.

На крайний случай остаются следующие средства:

  1. подойти к первому ряду и говорить оттуда;
  2. так заинтересовать слушателей, чтобы была «зве­нящая тишина»;
  3. говорить как можно громче (только что не кри­чать), если ничего другого не остается.

Иногда микрофону приписывают «чудесную» спо­собность исправления дефектов произношения. Это ошибочное впечатление. Микрофон хорошо выявля­ет индивидуальные особенности голоса и подчеркива­ет дефекты речи, которые мы не замечаем у человека, говорящего без микрофона.

Если человек «проглатывает» согласные или «съе­дает» окончания слов, текст становится неразборчи­вым, а голос - «лающим».

Иногда мы громко произносим одни слова, а дру­гие «глотаем». А что слышат люди? Отдельные фра­зы, шумное дыхание, когда вплотную приближаешь лицо к микрофону, щелканье и причмокивание. Все это раздражает слушающих.

Еще хуже, если ты запутался в своих записях и судорожно подбираешь нужные слова, заполняя вынужденную паузу словами-паразитами «значит... таксказать». И микрофон усиливает то, что почти не за­мечается в обыденных разговорах.

Интонация — сложное явление. Она включает в себя четыре акустических компонента: тон голоса, ин­тенсивность или силу звучания, его длительность и тембр.

ТОН

Термин тон восходит к греческому слову tonos (бук­вально «натянутая веревка, натяжение, напряжение»).

Используется этот термин в разных науках: в физике; в музыке; в живописи; в медицине. Когда говорят о тоне звуков речи, то имеют в виду высоту гласных, сонорных и звонких шумных соглас­ных. Тон формируется при прохождении воздуха через глотку, голосовые связки, полости рта и носа. В ре­зультате колебания голосовых связок возникает основ­ной тон звука, важнейший компонент речевой интона­ций.

Ученые подсчитали, что мужчины говорят на часто­те 85-200 гц, а женщины — 160-340 тц. Это средний тон речи.

С помощью изменения тона создается мелодичес­кий рисунок речи. Не только ораторы, но и каждый, кто стремится донести свои мысли до слушателя, дол­жен уметь тонировать речь, придавать ей мелодическое разнообразие.

Большим недостатком считается монотонность. Она возникает в том случае, когда высота звука остается неизменной на всем протяжении речи.

Не украшает речь и слишком высокий или слиш­ком низкий тон. Предельно высокий тон физически утомляет, вызывает усталость, а низкий тон зачастую раздражает, поскольку требует от слушателя большего напряжения.

Высота тона определяется состоянием говорящего, его отношением к речи, к собеседникам. Эмоциональ­ные ораторы, увлеченные и энергичные, чаще всего говорят в повышенном тоне. Так же поступают разгне­ванные люди или спорящие между собой. Робкие, пассивные говорят, наоборот, низким тоном.

Задача оратора: определить диапазон своего голоса и стараться разнообразить его тональность.

Основной тон высказывания служит для выражения как смысловых, так и эмоционально дополнительных оттенков речи. Тонов может быть столько, сколько разных эмоций, разных отношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: