Этапы подготовки речи

С античных времен в риторике принято выделять пятиступенчатую схему этапов подготовки речи:

I. Инвенция – изобретение. На этапе изобретения оратор должен:

- определить цель и вид речи;

- выявить уровень подготовки и деятельность свои и слушателей;

- отобрать информацию для раскрытия темы, выделить наиболее значимое для сообщения;

- решить, писать ли текст выступления?

II. Диспозиция – расположение. На этапе расположения выступающий должен:

- составить план;

- выписать к пунктам плана цифры, цитаты, примеры;

- продумать, какие будут вступление, основная часть выступления, заключение;

- определить переходы от одной части к другой;

- решить, какие приемы изложения и объяснения материала будут использоваться.

III. Элокуция – выражение. На этапе выражения оратор должен:

- определить, какие Изобразительно-выразительные средства публичной речи уместны;

- продумать, как будет удерживаться интерес аудитории;

- продумать приемы привлечения внимания аудитории.

IV. Меморио – запоминание. На этапе запоминания оратор должен:

- решить выступать с опорой на текст или без записей;

- запомнить основные мысли своей речи, последовательность их раскрытия;

- прорепетировать свое выступление.

V. Акцио – произношение. На этапе произнесения оратор должен:

- установить и поддерживать контакты с аудиторией;

- знать психологию слушателей;

- обратить внимание на жесты, мимику, внешний вид говорящего;

- продумать способы борьбы со страхом и волнением;

- проанализировать удачные и неудачные выступления других ораторов.

Классификация речей.

Основным риторическим законом является закон соответствия типа речи типу ситуации. Если такого соответствия нет, то речь не достигнет своей цели.

В связи с основным риторическим законом существует классификация речей по целеполаганию:

1 – информационная (сообщение сведений, передача информации): объявление, выступление на совещании, доклад на конференции, лекция, ответ на экзамене;

2 – убеждающая (преследует цель склонить слушателя к определенной точке зрения);

3 – побуждающая к действию: поручение исполнить задание, приказ, просьбу;

4 – воодушевляющая (вызывает эмоциональный подъем): приветствия, поздравления, комплименты;

5 – развлекающая: анекдоты, забавные истории;

6 – сокровенная (имеют цель поделиться наболевшим, получить моральную поддержку).

Большинство речей однозначно относится к тому или иному типу. Но немало речей включают в себя элементы разных типов. Опытный руководитель, прежде чем дать задание (т.е. побудить к действию), проинформирует подчиненного о ситуации, затем приведет аргументы, убеждающие в необходимости предлагаемых действий. Мудрый полководец перед тем, как отдать приказ идти в бой (побуждение к действию), произносит воодушевляющие слова, повышающие боевой дух воинов.

Однако всегда легко увидеть, какой компонент является главным, а какой - вспомогательным.

Виды выступлений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: