Окружающий мир, 2 класс. Тема: «Будь природе другом! Возьми под защиту!»
Создание проблемной ситуации
- Я хочу спеть вам песню «У дороги чибис». Кто такой чибис? Вот так выглядит эта птичка. (Показываю картинку чибиса).
У дороги чибис, у дороги чибис
Он кричит, волнуется, чудак.
«А скажите чьи вы? А скажите чьи вы?
И зачем, зачем идёте вы сюда?» - 2р.
«Не кричи, пернатый,
Не тревожься зря ты:
Мы твоих не тронем чибисят.
Видишь – мы ребята.
Мы – друзья пернатых,
Мы твоих, твоих не тронем чибисят». – 2р
Возможны затруднения.
- Птица.
- Как в песне ребята себя называют?
- Почему они себя так называют? (Прикрепляю на общий рисунок Художника картинку двух детей – девочку и мальчика).
-Я тоже хочу стать Другом Природы и пойти с ними в лес. Поднимите руку, кто из вас готов с нами путешествовать и совершать добрые дела?
- Друзья пернатых.
- В лесу они будут охранять, беречь, защищать природу, развешивать знаки по охране природы.
Руку поднимают все дети.
- Что же нам сделать, как помочь, чтобы животные и растения не исчезли совсем, чтобы чибис не беспокоился о своих чибисятах?
- Предположите, какая тема нашего урока?
- Чтобы стать природе другом, мы должны выполнять что...?
- Какая наша с вами задача?
- Мы должны стать их друзьями. Их надо охранять, взять под защиту.
- «Будь природе другом! Возьми под защиту!»
-Правила поведения в природе.
- Наша задача вывести правила поведения в природе и выполнять их.
Проблемная ситуация «с удивлением».
Обучение грамоте, 1 класс. Тема «Буква Ц, ц, звук [ц]».
Предлагаются слова: ци рк, ци ркуль, кузне цы, молод цы.
- Сделайте вывод: когда пишется ци, а когда цы?
Создание проблемной ситуации. Отгадайте загадку:
Явился в жёлтой шубке –
Прощайте две скорлупки.
- ы или и напишем в этом слове? Почему?
- Ци пишется в начале слова, а цы – в конце.
- Ц. плёнок.
Пытаются объяснить. Мнения разделились. Принимаются оба мнения.
Учитель пишет слово ц ы плёнок.
- Есть такая группа слов с [ц], которая не относится ни к первой группе, ни ко второй. Такие слова называются слова – исключения, и их надо запоминать. К таким словам относятся: цыган, цып, цыпочки, цыц.
Проблемная ситуация «с удивлением». Дети удивлены: «Почему?»
Выводится тема урока, УЗ. Разучивается стихотворение про эти слова-исключения.
4. Приём «с затруднением».
Урок математики, 2 класс. Тема «Конкретный смысл действия умножения».
Цель: ввести новое арифметическое действие – умножение.
- Решите задачу: «На каждой тарелке по 3 груши. Сколько груш на четырёх тарелках?»
- «На одну рубашку пришивают 6 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 12 рубашек?»
– Ребята, попробуйте записать выражение к этой задаче.
- Всем ли было легко выполнить запись?
– А почему, в чём затруднение?
– Значит, что нам сегодня надо найти?
Решают: 3+3+3+3=12 (г.)
Решают. Всегда найдётся в классе тот, кто сумеет. Но будут ответы и ошибочные.
- Нет.
– Получается слишком длинная запись. Считать неудобно.
- Надо найти новый способ решения таких примеров.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) задаёт вектор развития российской школы в направлении перехода к реализации в образовании деятельностного метода, с помощью которого учитель может активизировать мыслительную деятельность учеников. Эффективным приёмом реализации данного метода является создание проблемных ситуаций. Постановка проблемы обеспечивает познавательную мотивацию учеников, поиск путей решения проблемы и означает более глубокое понимание и усвоение учебного материала.
В заключение хотелось бы отметить, что формирование личности обучающегося и формирование универсальных учебных действий является сегодня приоритетом начального общего образования и отвечает требованиям ФГОС НОО. Эффективнее всего это осуществляется в процессе системно – деятельностного подхода. Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Наша с вами задача – вырастить ученика, который может увидеть проблему и решить ее.