Основные современные парадигмы международных отношений: реализм и неореализм

ОСНОВНЫЕ СОВРЕМЕННЫЕ ПАРАДИГМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ: РЕАЛИЗМ И НЕОРЕАЛИЗМ, НЕОЛИБЕРАЛИЗМ, НЕОМАРКСИЗМ

Природа международных отношений не является неизменной и не сводится к «естественному состоянию». Сложность и противоречивость такого развития порождают множество дискуссий, составляющих важную часть содержания теории международных отношений. Без знания основных положений этих дискуссий затруднительно понять эволюцию теории международных отношений и составить общее представление о ее объекте и тех трансформациях, которые она претерпевает в ходе исторического развития человечества. Противостояние традиций и новизны, реализма и идеализма в сочетании с новейшими научными открытиями и осмысленными ошибками политической практики прошлого в любых исторических условиях предопределяли и определяют характер прогнозов на будущее и содержание создаваемых на их основе стратегий на будущее. На данном этапе людям, вне зависимости от того, имеют они доступ к процессам разработки национальной и мировой политики или являются лишь рядовыми гражданами, озабоченными судьбами своих детей и своей жизнедеятельности, необходимо осмысливать комплекс качественно новых научных концепций, политических доктрин и философских категорий, которые оказывают все более ощутимое влияние на практику международных отношений.

Основные современные парадигмы международных отношений: реализм и неореализм

Многообразие существующих сегодня в международно-политической науке теорий и взглядов в конечном счете может быть сведено к трем известным парадигмам: реалистской (включающей в себя классический реализм и неореализм), либеральной (традиционный идеализм и неолиберализм) и неомарксистской, каждая из которых исходит из своего понимания природы и характера международных отношений. Данные парадигмы не исчерпывают содержания теории международных отношений. Но наиболее распространенными на сегодняшний день остаются именно они, а сердцевинной дискуссий по вопросам теории международных отношений остается дискуссия между неореализмом и неолиберализмом.

Политический реализм своими истоками восходит к работам Платона (концепция Фрасимаха в «Государстве»), Фукидида («История Пелопонесской войны»), Н. Макиавелли (политический имморализм), Т. Гоббса (теория естественного состояния), Д. Юма (теория политического равновесия). Значительное влияние на политический реализм оказали идеи и практика К. фон Клаузевица и О. фон Бисмарка.

Собственно политический реализм возникает в первой половине XX века как критическая реакция на либерально-идеалистическую парадигму в осмыслении международных отношений, которая была доминирующей после Первой мировой войны и которую реализм рассматривал как моралистическую и утопическую, игнорирующую реалии силовых отношений в мировой политике. В качестве основных представителей политического реализма мы можем назвать – Э. Карра, Дж. Шварценбергера, Р. Нибура, Г. Моргентау, Дж. Кеннана.

Ключевая установка политического реализма – предельно точно и реалистично описывать международные отношения, исследовать то, что есть, а не то, что предпочтительно или возможно появится в будущем. Реализм исходит из эгоистической природы человека, которую считают неизменной. В рамках реализма международные отношения определяются как реальность, обладающая своими законами, определяемыми не отвлеченными «идеалами» альтруизма и гуманизма, а некоторым набором «реальностей»: военной мощью, экономическим потенциалом, национальными интересами той или иной страны и т. д.

В качестве основных положений реализма можно выделить следующие:

1. Главными единицами анализа и субъектами международных отношений являются национальные государства, которые воспринимаются как рациональные, способные просчитать плюсы и минусы своей внешней политики, и в политическом отношении единые образования. Собственно международные отношения – это отношения между государствами. Реалисты не отрицают наличие таких акторов, как международные организации, транснациональные союзы и объединения и другие, однако считают их второстепенными на международной арене и не оказывающими влияние на мировую политику.

2. Концепции национального суверенитета и национальных интересов являются основными теоретическими предпосылками политического реализма.

3. Мотив международных отношений – борьба государств за расширение своего влияния во внешней среде.

4. Регулятором международной политики выступает сила и баланс сил.

5. Как теория принятия решений, политический реализм предлагает модель анализа внешней политики и алгоритм поведения государства в критической ситуации, в соответствии с которой стратегия любого государства направлена на максимально возможное удовлетворение национальных интересов.

6. Как теория, объясняющая характер и закономерности международных отношений, политический реализм исходит из следующих положений:

- международные отношения предстают как хаотичное взаимодействие государств на мировой арене («война всех против всех») и описываются как анархические. Источником имеющегося мирового порядка является конкуренция между государствами;

- государство во внешней политике исходит из своих национальных интересов, которые неизменны и находятся в противоречии с интересами других государств. Существование государств и международных отношений зависит от четкого следования национальным интересам. Отсюда, отношения между государствами есть ни что иное, как постоянный процесс торга по поводу распределения или перераспределения ограниченных материальных ресурсов;

- государства осуществляют свою внешнюю политику как хорошо просчитанный ответ на вызовы враждебного международного окружения;

 - независимо от внутренней политической системы, социальных и культурных особенностей того или иного государства, индивидуальных особенностей его лидеров, первейшей заботой любого государства является обеспечение его безопасности;

- действуя на международной арене и следуя своим интересам, государства должны исходить из оценки своих возможностей – силы или могущества – и полагаться только на них;

- международные отношения являются взаимодействием с нулевой суммой. Самым эффективным способом сохранения системы международных отношений выступает баланс сил – такое положение, при котором мощь распределена между государствами так, чтобы не допустить преобладания кого-то одного и его гегемонии над всеми.

Ключевой категорией политического реализма является понятие интереса, определенного в терминах власти. Именно оно обусловливает специфику политической сферы, ее отличие от других сфер жизни, без чего было бы невозможно создать теорию политики. Политики думают и действуют, опираясь на понятие интереса, определенного в терминах власти. Политический реализм признает, что случайность и иррациональность присутствуют в политической реальности и оказывают влияние на внешнюю политику. Тем не менее, политический реализм делает основной упор на рациональных элементах политической реальности, поскольку именно рациональные элементы позволяют ее теоретически осмыслить. Более того, политический реализм полагает, что рациональная внешняя политика является наилучшей, поскольку только такая политика способна минимизировать риски и принести максимальные выгоды. Он утверждает, что внешняя политика должна быть рациональной с точки зрения своих моральных принципов и практических целей.

Считается, что наиболее законченное и системное изложение реалистической концепции в международной политике содержится в книге Г. Моргентау «Politics Among Nations». Под политическим реализмом Г. Моргентау понимал такую политическую доктрину, которая основана на учете противоречивых сторон человеческой природы и признании ограниченных возможностей для построения справедливого и нравственного политического порядка. Основные положения теории политического реализма Г. Моргентау формулирует в виде шести принципов:

1. Политика подчинена объективным законам, которые коренятся в человеческой природе. Реализм, признавая объективность законов политики, также признает возможность создания рациональной теории, которая описывала бы эти законы.

2. Ключевой категорией политического реализма является понятие интереса, определенного в терминах власти. Именно оно обусловливает специфику политической сферы, ее отличие от других сфер жизни, без чего было бы невозможно создать теорию политики.

3. Реализм предполагает, что его ключевое понятие – интерес, понятый в терминах влияния, – объективная категория, которая обладает универсальной применимостью, но он не наделяет это понятие установленным раз и навсегда значением. Тип интереса, определяющего политические действия в конкретный исторический период, зависит от политического и культурного контекста, в рамках которого формируется внешняя политика.

4. Политический реализм признает моральное значение политического действия. Он также признает неизбежность несоответствия морального императива и требований успешной политики. С точки зрения реализма, универсальные моральные принципы не могут быть применены для анализа действий государств в их абстрактной универсальной формулировке, прежде они должны быть пропущены через фильтр конкретных условий места и времени.

5. Политический реализм отрицает тождество морали конкретной нации и универсальных моральных законов. Проводя различие между истиной и мнением, он разделяет также истину и идолопоклонство.

6. Политический реализм утверждает, что политической сфере присуща своя специфика, которая отличает ее от сферы экономики, права, этики и других сфер.

Формирование нереалистического направления (иное наименование – структурный реализм) в теории международных отношений связано со стремлением приблизить ее к идеалам научного познания и внедрением в нее методологии структурализма, так, как она была разработана в рамках французской философии второй половины XX века. Формирование неореализма также часто связывается с попытками адаптировать классический реалистический подход к изменениям, происшедшим в международных отношениях к 1970-м годам – глобализации международных экономических отношений, увеличению роли транснациональных корпораций и неправительственных организаций. В это же время стало меняться представление о рычагах доминирования. Военная мощь уже не гарантировала глобального превосходства. Все большее значение стала приобретать экономическая мощь, а также возможности культурной экспансии и технологического доминирования. Основные представители неореализма – К. Уолтц, Р. Гилпин, Б. Бузан. Исходная установка – государства, являясь основными и самостоятельными единицами международных отношений, рассматриваются не сами по себе, но с учетом тех структур, которые они образуют. Неореализм сохраняет ряд исходных положений политического реализма:

- рассмотрение государства в качестве ключевого элемента международных отношений;

- закрепление за категорией силы (прежде всего рассматриваемой с точки зрения военного превосходства) доминирующей роли;

- использование концепции «баланс сил»;

- понимание международных отношений как анархичных.

При этом в неореализме относительно указанных пунктов происходят следующие трансформации:

- государства рассматриваются не только сами по себе, но и с учетом тех структур, которые они образуют;

- происходит расширение содержания категории силы за счет включения в нее невоенных составляющих;

- «баланс сил» рассматривается со структурной точки зрения (как правило, – на основе идеи полярности международных отношений);

- вводится идея «зрелой анархии», которая в определенной степени подается регулированию.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: