Основные принципы проектирования интерьеров

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

 

Интерьер (от франц. interieur - внутренний), в архитектуре - внутреннее пространство здания или помещение в здании (вестибюль, комната, зал). Изображение интерьера - жанр живописи.

Дизайн интерьеров - это проектирование и организация внутреннего пространства помещений, линий, форм, фактуры, мебели, цвета и освещенности, в результате чего возникает особая среда обитания человека, характеризующаяся функциональным удобством, безопасностью, здоровым микроклиматом, комфортом и художественной привлекательностью.

 

ТРЕБОВАНИЯ К ИНТЕРЬЕРУ

 

1. Функциональная целесообразность: внутреннее пространство должно обеспечить возможность протекания тех или иных процессов (определение возможных вариантов расположения функциональных зон; функциональные взаимосвязи (график движения в пространстве, определение коммуникаций).

2. Создание оптимальных и комфортных условий: планировка; выбор и размещение оборудования; освещение; акустика; микроклимат (температура, влажность); выбор и размещение мебели (встроенной, переносной).

3. Эргономические требования: психофизиологические особенности человека (восприятие пространства, цвета, света); антропометрия; гигиенические требования; закономерности моторики человека.

4. Эстетические требования: идея организации пространства как художественного образа; использование художественных средств для создания единства (единство стиля, наличие концепции, синтез искусств – живописи, скульптуры, декоративного искусства)

5. Социальные требования: учет социального статуса; экономические вопросы.

 

Интерьеры относят к ограниченным архитектурным пространствам. Средствами построения и выявления таких пространств являются композиционные оси и композиционные центры и доминанты.

Композиционные оси – основа (костяк) архитектурного пространства. В композиции может быть использован принцип симметрии и асимметрии. Основа симметричного построения - ось симметрии, которая является главным направлением развития композиции, организует последовательность движения и восприятия. Основа асимметричного построения – ось равновесия. В композиции она не зафиксирована жестко, определяется позицией наблюдателя и размещением элементов и окружающего их пространства.

Очертания осей: прямолинейное или криволинейное (ломаная). Часто встречаются пространственные построения, имеющие несколько композиционных осей: параллельные оси, пересекающиеся оси, исходящие из одной точки (лучевое построение). Композиционные оси могут проходить и в вертикальной плоскости. Место пересечения осей – важнейший пункт пространственной композиции, которое определяет расположение композиционного центра и доминанты.

Композиционные центры и доминанты предполагают подчинение второстепенных элементов главному композиционному элементу – композиционному центру или доминанте. Центр и доминанта могут быть совмещены, выражены самостоятельными элементами либо отсутствовать.

 

ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА

 

Выявить (поверхность, объем,) пространство – подчеркнуть особенность и характер пространства, масштабным, сделать его выразительным при направленном и рассеянном освещении и ясно воспринимаемым зрителем.

    Основные приемы выявления: членения, сопоставление контрастных поверхностей, сопоставление массы и пространства, введение цвета и фактуры. Наиболее распространенные средства выявления (членения) могут быть вызваны функциональной организацией, конструктивным решением, идейно-художественным замыслом (напр., использование в интерьере панно, росписи, рельефа и пр.). Расчленения пространства и введение членящих элементов позволяет получить зрительный отсчет в пространстве, человек может оценить пространство и определить свое место в нем. Расчленение пространства создает порядок, целостность, определенность. Расчленениями можно задать определенное направление движения человека, направить его по определенному пути. Членение основания в интерьере - ступени, озеленение, цвет, фактура. Членение перекрытия – несущие конструкции, элементы освещения, декоративные рельефы, цвет, фактура.

 

     При проектировании интерьеров помещений необходимо учитывать важные моменты восприятия пространства:

-впечатление при входе в здание

-восприятие пространства в движении

-состояние человека, пришедшего к цели.

 

 

Рисунок 1 – Выявление формы потолка декоративными балками контрастного цвета

 

Рисунок 2 – Членение стен при помощи интерьерных конструкций – пилястр и архитектурных деталей (молдинги, карнизы)

 

Рисунок 3 – Членение потолка при помощи интерьерных конструкций многоуровнего потолка. Позволяет выделить функциональные зоны.

 

Рисунок 4 – Членение пола при помощи цвета отделочного материала. Позволяет выделить и акцентировать обеденную зону

Рисунок 5 – Членение потолка позволяет выделить обеденную зону

 

Рисунок 6 – Членение потолка позволяет выделить зону отдыха

 

ОСОБЕННОСТИ ЦВЕТОВОГО РЕШЕНИЯ

 

Цветовое решение интерьера зависит от четырех взаимосвязанных факторов:

-ориентация по сторонам света

-пропорции помещения

-освещение

-назначение помещения.

При учете ориентации помещения по сторонам света следует учитывать, что любая отделка помещения с окнами на север будет иметь более холодный оттенок, чем отделка помещения, освещенного с южной стороны. «Северные» помещения окрашивают в более теплые тона, чтобы компенсировать недостаток теплоты и сгладить впечатление холодности и пасмурности. В «южных» комнатах в окраске должны преобладать холодные цвета, чтобы успокоить яркий солнечный свет.

Размеры и пропорции помещений воспринимаются по-разному в зависимости от примененных в интерьере цветов. Стены, окрашенные в тяжелые плотные цвета давят и теснят; в легкие светлые тона – создают впечатление простора и свободы. Теплые цвета выступают вперед (укорачивают комнату при выделении торцевой стены), холодные отступают назад (удлиняют помещение). Теплые цвета уменьшают пространство, холодные – увеличивают. В маленьких помещениях теплые цвета почти осязаемо давят на человека.

Восприятие пропорций помещения связано также с рисунком и фактурой. Мелкий рисунок с расплывчатым контуром делают комнату просторнее. Отделочные материалы с крупным и четким рисунком делают помещение меньше. Чтобы помещение казалось более высоким, цвет доводят до потолка.

При окраске стен, потолка и пола значительно увеличивается количество отраженного света, а следовательно, общая освещенность помещения. Кроме того, большая или более равномерная освещенность достигается при матовой поверхности, т.к. она отражает свет во все стороны, а глянцевая – преимущественно в одном направлении.

При недостаточной освещенности помещений резко снижается насыщенность цветов. При этом меньше изменяются голубые, синие и фиолетовые тона; больше изменяются – красный, оранжевый, желтый. Поэтому, в слабо освещенных помещениях (напр., прихожие, коридоры), стены лучше окрашивать в холодные тона. Плохо освещенные помещения нельзя окрашивать в белый цвет, поверхности будут казаться тусклыми и серыми.

С изменением источника света (естественное, искусственное; дневное, вечернее)меняется и цвет объекта. Чем ближе спектральная характеристика цвета к спектральной характеристике падающего на него света, тем цвет интенсивней. Так, в свете лампы накаливания преобладают желтые, оранжевые и красные цвета, что повышает яркость теплых тонов. Холодные тона при таком свете темнеют и приобретают другие оттенки: голубые зеленеют; фиолетовые краснеют, причем насыщенные цвета больше изменяются, чем малонасыщенные.

При желтом и белом освещении повышается острота зрения, скорость восприятия и устойчивость видения, при холодном освещении – снижаются.

При помощи цвета можно создать соответствующую эмоциональную атмосферу или цветовой климат интерьера.

Цветовое окружение в значительной степени влияет на эмоциональное и физиологическое состояние человека, его настроение, самочувствие, работоспособность. Влияние это может быть как положительным, так и отрицательным. Восприятие цвета очень индивидуально, зависит от возраста, пола, индивидуальных предпочтений и актуального состояния. Считается, что предпочтение цвета – не столько вкусовой, сколько психофизиологический показатель. Поэтому очень важно, чтобы любимые цвета окружали человека.

Характер воздействия цветов изменяется в зависимости от их насыщенности. Яркие насыщенные цвета вызывают зрительное напряжение, что приводит к излишнему возбуждению, усталости, головной боли и снижению работоспособности. Интенсивные тона навязчивы. Чем насыщенней цвет, тем меньшую площадь он должен занимать и применять его следует в помещениях кратковременного пребывания. В помещениях для длительного пребывания для основных поверхностей лучше применять цвета небольшой насыщенности. Цвета коротковолновые (красный, оранжевый) и длинноволновые (синий, фиолетовый) должны быть менее насыщенными, чем средневолновые (желтый, зеленый, голубой).

 

ИСКУССТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ

 

Искусственное освещение - неотъемлемый элемент зрительного комфорта и важный элемент архитектурного дизайна. Свет способен расставлять акценты, концентрировать или рассеивать внимание, стимулировать работоспособность, влиять на настроение. Характер освещенности в соответствии с функциональными особенностями интерьера - важная задача при разработке проектов интерьеров.

Особенности современных интерьеров предъявляют к светильникам следующие требования: простота установки и обслуживания, высокий уровень освещенности, малое энергопотребление, длительный срок эксплуатации, небольшой вес.

 

    Светильники различают по типам светораспределения. 

Их несколько:

· Прямое - свет направлен строго в одну сторону, узкий световой пучок предназначен для точного направленного освещения.

· Преимущественно прямое - основная часть светопотока направлена вниз, меньшая - мягко рассеивается вверх, создавая декоративное освещение.

· Равномерное - свет распределяется ровно во все направления, используется светильник из прозрачного материала (например, шар из матового стекла). При этом создается ровное фоновое освещение, однако отсутствуют акценты для создания настроения.

· Преимущественно рассеянное - свет ламп высокой мощности направлен на рефлектирующие стены или потолки, меньшая доля косвенного света подчеркивает форму светильника и расставляет акценты.

· Рассеянное - свет направлен только на отражающие поверхности стен и потолка. Гармоничное освещение достигается при помощи комбинации светильников с различным распределением света.

 

 

Выделяют следующие виды ламп:

обычные лампы накаливания;

дуговые ртутные лампы;

люминесцентные лампы;

галогенные лампы накаливания;

газоразрядные лампы.

 

Лампы накаливания являются на сегодняшний день самым распространенным источником света, используемым как в бытовых, так и в промышленных, общественных, административных и других видах светильников. Основным источником оптического излучения в лампах накаливания является разогретый до температуры свечения проводник, находящийся в инертной атмосфере.

 

Дуговые ртутные лампы

ДРЛ, ДРВ, ДРТ, ДРУФ, ДРШ, ДРИФ, ДРФ, ДМГФ, ДРИШ, ДРИЗ, ДРИ

 

Дуговые ртутные лампы используются, как правило, для местного и общего освещения промышленных помещений и зданий, а также для уличного освещения. Основным источником оптического излучения в дуговых ртутных лампах является электрический разряд в парах ртути.

 

Люминесцентные лампы

ЛБ, ЛД, ДТБЦЦ, ЛЕЦ, ЛГ,ЛЖ,ЛЗ,ЛК, ЛУФ, КЛ/УФ, ЛЭ, КЛ

 

Люминесцентные лампы используются обычно для местного и общего освещения жилых и общественных помещений. Основным источником оптического излучения в люминесцентных лампах является пары ртути.

Вследствие большой излучающей поверхности люминесцентные лампы создают свет не столь яркий, как у "точечных" источников света (таких как лампы накаливания). Благодаря этому свойству, а также энергетической эффективности, люминесцентные лампы являются идеальными для освещения больших помещений, таких, как офисы, коммерческие, промышленные и общественные здания.

 

Галогенные лампы накаливания

КГ, КГВ, КГК, КГП, КГМ, МНГ,КГМН, КГИ, КГЭИ, КГЗ, АКГ, КГД, КГТ

 

Галогенные лампы накаливания используются в основном в кинематографии, телевидении, транспортных средствах, а также для специальных целей. Кроме того, галогенные лампы могут быть использованы для местного и общего освещения помещений. Основным источником оптического излучения в галогенных лампах накаливания является разогретый электрическим током до температуры свечения проводник, находящийся в среде, обеспечивающей галогенный цикл.

Галогенный свет делает цвета окружающей среды более живыми и интенсивными. Предметы из стекла, хрусталя, хрома и серебра приобретают дополнительный блеск, что придает им исключительно привлекательный внешний вид.

 

Газоразрядные лампы

ДКСРМ, ДКсШ, ДБ, ДРБ, ДНеСГ, ДНаС, ДНаТ

 

Газоразрядные лампы используются в основном для местного и общего освещения промышленных помещений и зданий, а также для уличного освещения. Основным источником оптического излучения в газоразрядных лампах является электрический разряд в газах, парах или их смесях.

 

Светодиодные лампы

Применяют для общего, местного освещения. Применяют как полноценные осветительно-декоративные системы при создании оформлении фасадов коттеджей, интерьерного, ландшафтного и архитектурного светодизайна, декоративной подсветки элементов мебели и стеклянных.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: