double arrow

Основные дефиниции


дисциплина «Технологии социальной интеграции и сбережения здоровья для студентов с ограниченными возможностями здоровья»

Серия научно-методического обеспечения

реабилитационных услуг в сфере образования

Под редакцией А.Г. Станевского

Москва

Автор: доцент, кандидат медицинских наук Асламазова Валентина Ивановна

Методические материалы на тему «Основные дефиниции по дисциплине «Технологии социальной интеграции и сохранения здоровья для студентов с ограниченными возможностями здоровья» относятся к научно-методическому обеспечению реабилитационной услуги в сфере инклюзивного образования по дисциплине «Обучение жизни с инвалидностью» курса«Технологии социальной интеграции и сохранения здоровья для студентов с ограниченными возможностями здоровья».

Материал содержит основные определения, используемые в нормативных документах:

1. Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом»

2. Постановление Правительства РФ «О внесении изменений в Правила признания лица инвалидом» от 07.04.08 № 247, 30.12.09 № 1121, 16.04.12 № 318

3. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов РФ» от 24.11.1995 № 181-ФЗ (в новой редакции закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, доп. от 06.11.11 № 299-ФЗ, 10.07.12 № 117-ФЗ, 20.07.12 № 124-ФЗ)

4. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22.08.05 № 535 при участии общероссийских общественных объединений инвалидов и по согласованию с Министерством образования и науки РФ и Министерством финансов РФ об утверждении «Классификации и критериев, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» (с доп. от 26.01.12 № 60-н)

5. Постановление Правительства РФ от 31.05.12 № 535 «Вопросы Министерства труда и социальной защиты в РФ»

6. Основные виды социальных услуг. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52 143-2003. Росстандарт России.

Дефиниции (определения) позволяют студентам и их родственникам (или родственникам студента-ребенка-инвалида) правильно излагать мысли при взаимодействии со всеми медицинскими и социальными структурами в случае первичного оформления инвалидности и переосвидетельствования группы инвалидности в период обучения в МГТУ им. Н.Э.Баумана.

Методические материалы рассчитаны на административно-управленческий персонал, специалистов, преподавателей образовательных учреждений, обеспечивающих реабилитацию и социализацию лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного профессионального образования, а также на студентов-инвалидов и их родителей.

Методические материалы, кроме того, могут использоваться как дополнительный материал для отработки студентом пропущенных занятий по различным модулям и при проведении рубежного контроля.

Акустика- физическая наука о звуке

Акустический анализатор -с точки зрения филогенетического развития, самый поздний из всех органов чувств, адекватным раздражителем которого является звук (акустический сигнал)

Акустические сигналы (звуки) – делятся на 3 группы: 1) чистые тоны, 2) сложные звуки, 3) шумы

Амплитуда колебаний- расстояние между средним и крайним положением колеблющейся частицы среды, соответствует физиологическому ощущению громкости

Аудиограмма -графическое выражение порогового восприятия на каждой частоте, получаемое в результате исследования остроты слуха с помощью аудиометра

Аудиология- наука о слуховой функции, базирующаяся на достижениях акустики, физиологии и морфологии органа слуха, электроники, радиотехники

Вент –дополнительный канал в ушном вкладыше для снижения или полного устранения эффекта окклюзии и снижения усиления низкочастотных звуков.

Виды основных функций организма человека, определяющие инвалидность:

1. Психические функции (воля, восприятие времени и пространства, внимание, память, мышление, интеллект, эмоции, сознание, поведение, психомоторные функции)

2. Языковые и речевые функции (устная и письменная, вербальная и невербальная речь, голосообразование и пр.)

3. Сенсорные функции (слух, зрение, обоняние, осязание, тактильная, болевая, температурная и др. виды чувствительности)

4. Статодинамические функции (двигательные функции головы, туловища, конечностей, статики, координация движений)

5. Функции кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, обмена веществ и энергии, кроветворения, внутренней секреции, иммунитета

6. Внешние и внутренние физические уродства (деформации лица, головы, туловища, конечностей, нарушения размеров тела и др.)

Виды психологической компенсации при нарушении слуховой функции- 1) внутрисистемная компенсация (коррекция) - осуществляется за счет привлечения сохранных нервных элементов пострадавших структур, развитие остаточного слуха, 2) межсистемная компенсация (частичное замещение) - осуществляется путем перестройки функциональных систем и включения в работу новых элементов из других структур, выполнения ими несвойственных ранее функций. У глухого ребенка компенсация происходит за счет развития зрительного восприятия, кинестетической и тактильно-вибрационной чувствительности. При нарушениях слуха наблюдаются оба типа компенсации функций

Виды реабилитации:

- медицинская

- профессиональная

- социальная

- с помощью спорта и физической культуры

Высота -физиологическое ощущение частоты колебаний

Герц - число колебаний в 1 сек

Громкость - физиологическое ощущение амплитуды звука. Громкость голоса снижается на 6 дБ с каждым удвоением расстояния от источника звука (например, при громкости голоса в 85 дБ на расстоянии в 1 м она будет снижаться до 65 дБ)

Дефект – (лат. defectys – недостаток) – изъян, недостаток, отсутствие целостности ткани, органа, функции в организме

Децибел (дБ)- 1) относительная единица измерения акустических величин

2) десятая доля бела, общепринятая условная сравнительная единица интенсивности звука

Диапазон слышимых частот по воздушной проводимости –от 5 до 20 000 Гц

Диапазон речевых частот - разборчивость речи обеспечивается вполне удовлетворительно при сохранении полосы частот от 500 до 4000 Гц

Динамический диапазон = слуховое поле– диапазон восприятия между порогом слышимости и уровнем дискомфорта

Динамический диапазон «речевого банана»- соответствует слуховому полю нормального слуха, приблизительно равен 48 дБ

Жизнедеятельность –1) совокупность видов деятельности, которые в основном составляют необходимые компоненты повседневной жизни в соответствии с полом и возрастом;

2) специфическая человеческая форма осознанного и активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование

Задачи сурдопсихологии- заключаются в следующем:

- выявление общих и специфических закономерностей психического развития людей с нарушенным слухом по сравнению с нормально слышащими людьми

- определение особенностей развития или сохранности отдельных видов познавательной деятельности людей с нарушенным слухом

- изучение закономерности развития личности слабослышащих и глухих

- использование методов диагностики и психологической коррекции нарушений психического развития людей с недостатками слуха

- психологическое обоснование и использование наиболее эффективных путей и способов педагогического воздействия на детей и взрослых с нарушенным слухом

- определение психологических проблем интеграции слабослышащих и глухих в общество, проблем интегрированного и инклюзивного обучения

Законный представитель инвалида -родители инвалида или любой человек (сурдопереводчик, преподаватель, дальний родственник или знакомый), имеющий на руках нотариально заверенную доверенность на ведение Ваших дел по оформлению инвалидности. Гражданин в возрасте 18 лет и старше может оформлять доверенность самостоятельно на любое совершеннолетнее лицо, а гражданину до 18 лет такую доверенность могут оформлять только его родители

Замещение- 1)качественное использование других сохранных функций неродственных органов и систем (для лиц с потерей слуха замещение за счет зрения, для лиц с потерей зрения замещение осуществляется за счет слуха и т.д.)

2) в образовании – одна из составляющих реабилитации инвалидов:

- использование специальных технологий поддержки и обучения

- использование пособий, дидактического материала

- использование технических средств обучения

Звук -1)естественный адекватный раздражитель слухового органа

2) основной раздражитель при методах исследования слуховой функции

3) с физической точки зрения - колебания материальных тел, распространяющиеся в упругой, эластичной окружающей среде

4) с физиологической точки зрения - механические колебания, воздействующие на акустический рецептор и вызывающие в нем определенный физиологический процесс, воспринимаемый как ощущение звука

Звуковые волны -попеременное образование в воздушной среде участков сгущения и разрежения. В зависимости от величины плотности и упругости окружающей среды имеет различное распространение (в воздухе и жидкостях - продольно, в твердой среде - поперечно) и различную скорость

Звуковосприятие- превращение физической энергии звуковых колебаний в нервное возбуждение в структурах Кортиева органа (рецепторного аппарата внутреннего уха)

Звукопроведение- доставка звуковой энергии к рецепторному аппарату внутреннего уха (Кортиеву органу улитки)

Импеданс - характеризуется количеством отраженной энергии

Инвалид –(лат. invaliditus – слабость, немощность) – лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функции организма из-за заболевания, последствий травмы, дефектов или уродств, приводящих к ограничению жизнедеятельности, и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Инвалидность –социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящим к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты

Индивидуальная программа реабилитации инвалида –документ, который:

1)включает отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных, психологических и других реабилитационных мероприятий, направленных на коррекцию, компенсацию и замещение утраченных функций для создания возможностей инвалиду выполнять определенные виды деятельности,

2) содержит перечень бесплатных мероприятий в соответствии с законодательством и мероприятий, которые инвалид оплачивает сам или другое лицо или организация, независимо от форм собственности,

3) разрабатывается в обязательном порядке федеральным учреждением МСЭ по месту постоянного жительства на основании результатов реабилитационно-экспертной диагностики, оценки реабилитационного потенциала и реабилитационного прогноза

Инклюзия –система образования, подстраиваемая под каждого обучаемого, учитывая его особенности, на всех уровнях образования и обучение в течение всей жизни

Интеграция –адаптация обучаемого к требованиям системы образования, которая при этом остается неизменной

Интенсивность звука -физиологическое ощущение амплитуды

Категория «ребенок-инвалид» - определяется при наличии ограничений жизнедеятельности любой категории и любой из трех степеней выраженности (которые оцениваются в соответствии с возрастной нормой), вызывающих необходимость социальной защиты, в возрасте до 18 лет

Категория «инвалид»- устанавливается в возрасте 18 лет и старше

Качественная оценка слуховой функции –нарушение звукопроведения, нарушение звуковосприятия, смешанное нарушение слуховой функции

Квалификация –

-уровень подготовленности или мастерства

- степень готовности к выполнению труда по определенной специальности или должности

- уровень усовершенствования, определяемый разрядом, классом, званием и другими категориями

Классификации,используемые комиссией МСЭ для установления инвалидности:

1. Основные виды нарушений функций организма

1.2. Степени их выраженности

2. Основные категории жизнедеятельности

2.1. Степени выраженности ограничений этих категорий

Количественная оценка слуховой функции –разными способами высчитанный средний уровень потери слуха в дБ или процентах

Компенсаторные возможности организма –возможности организма частично или полностью возместить нарушенные функции организма

Компенсация -(лат. compensatio – уравновешивание, замещение) -

1)общий биологический принцип частичного или полного возмещения нарушенных функций организма за счет деятельности или перестройки неповрежденных родственных систем, отдельных органов или их частей

2) в образовании – одна из составляющих реабилитации:

- уменьшение выраженности и следствий дефекта за счет использования специальных технических средств и технологий коррекции и методов слухоречевого развития

- уменьшение выраженности и последствий нарушенных функций с помощью методов развития остатков функций

Компенсация тугоухости (снижения слуха) –уменьшение или полная компенсация нарушения слуха с помощью консервативного или хирургического слухопротезирования

Компете́нция (от лат. competere — соответствовать, подходить) — способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также, в определенной широкой области

Коррекция –1)исправление или приведение в соответствие

2) в образовании – одна из составляющих реабилитации:

- исправление нарушенных функций

- исправление (доразвитие) в процессе образования психических и физических функций из-за отклонений

- усвоение социального опыта

- исправление (преодоление) недостатков физических и сенсорных функций с помощью индивидуальных и групповых технических средств и специальных технологий обучения

Коррекция слуха –приведение в соответствие с нормой или близко к ней слуховой функции с помощью технических средств реабилитации, хирургического вмешательства

Кортиев орган = спиральный орган -рецептор органа слуха, состоящий из чувствительных волосковых клеток, расположенных на основной мембране. Наружные волосковые клетки воспринимают тихие звуки, внутренние волосковые клетки - громкие

Кохлеарная имплантация – 1) хирургическая реабилитация утраченного слуха с помощью специального экстра (речевой процессор)- и эндоэлектронного (собственно имплант, помещаемый в улитку) устройства

2)хирургическое слухопротезирование с помощью специального импланта

Критерии,используемыекомиссией МСЭ,для определения:

1. Условий установления групп инвалидности (I, II, III)

2. Условий установления степени ограничения способности к трудовой деятельности

Критерии установления групп инвалидности:

1 - по степени расстройства основных функций,

2 - по степени выраженности ограничений категорий жизнедеятельности

3 - по необходимости социальной поддержки

Критерии установления ограничения способности к трудовой деятельности:

1 - способность к воспроизведению специальных профессиональных знаний, умений и навыков в виде продуктивного и эффективного труда

2 - способность осуществлять деятельность на рабочем месте, не требующем изменений санитарно-гигиенических условий труда, дополнительных мер по организации труда, специального оборудования и оснащения, темпов, сменности, объема и тяжести работы

3 - способность взаимодействовать с другими людьми в социально-трудовых отношениях

4 - способность к мотивации труда

5 - способность соблюдать рабочий график

6 - способность к организации рабочего дня (организации трудового процесса во временной последовательности

Критерии установления групп инвалидности:

III группа – нарушение здоровья со стойким умеренно (2ст)выраженным расстройством функций, приводящее к ограничению способности к трудовой деятельности

или ограничению категорий жизнедеятельности в их различных сочетаниях и вызывающее необходимость его социальной защиты:

способности к самообслуживанию – 1 степень ограничения

способности к передвижению - 1 степень ограничения

способности к ориентации – 1 степень ограничения

способности к общению – 1 степень ограничения

способности к обучению – 1 степень ограничения

способности контролировать свое поведение – 1 степень ограничения

II группа –нарушение здоровья со стойким выраженным (3 ст.) расстройством функций, приводящее к ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию и вызывающее необходимость его социальной защиты:

способности к самообслуживанию – 2 степень ограничения

способности к передвижению - 2 степень ограничения

способности к ориентации - 2 степень ограничения

способности к общению - 2 степень ограничения

способности к обучению – 3 или 2 степень ограничения

способности контролировать свое поведение - 2 степень ограничения

способности к трудовой деятельности - 3 или 2степеньограничения

Лечебно-профилактическое учреждение (ЛПУ) - поликлиника, больница, любой стационар, ведомственное медицинское учреждение, медсанчасть и др. государственного или частного подчинения, регионального или федерального уровня

Лучше слышащее ухо- то ухо, где имеется 1) более ровный рельеф аудиометрической кривой, 2) наблюдается более широкий динамический диапазон слуха, 3) отмечаются высокие пороги дискомфорта, или дискомфорт не достигается, 4) лучшая разборчивость речи, 5) не нарушена функция громкости (ФУНГ отсутствует или слабо выражен), 6) отсутствует фонемическая регрессия, 7) не нарушена слуховая адаптация

Медико-социальная экспертиза (МСЭ) –определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством основных функций организма. Она осуществляется с целью:

1) освидетельствования лица с ограниченными возможностями здоровья на предмет инвалидности,

2) переосвидетельствования группы инвалидности,

3) определения в установленном порядке потребностей в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, и содействие в их реализации,

4) выдачи инвалиду индивидуальной программы реабилитации

Медицинская реабилитация –

- лечение,

- протезирование,

- профилактика прогрессирования ограничений жизнедеятельности

Международная классификация тугоухости:

Степени тугоухости Характеристика восприятия
I Повышение тональных порогов до 26-40 дБ (плохо определяется местоположения говорящего и плохо понимается речь на фоне общего шума)
II Повышение тональных порогов от 41 до 55 дБ (затруднено понимание речи средней громкости на расстояниях, превышающих 1-1,5 м ; не всегда различаются сигналы бытового назначения)
III Повышение тональных порогов от 56 до 70 дБ (слышен голос у ушной раковины в виде отдельных слов)
IV Повышение тональных порогов от 71 до 85 дБ (глубокая тугоухость)

Музыкальный слух = абсолютный слух– способность точно анализировать звук, выделяя его составные части (обертоны), и запоминать эти особенности в результате тренировки

Нарушение здоровья –физическое, душевное и социальное неблагополучие, связанное с потерей, недоразвитием (аномалией), расстройством психологической, физиологической, анатомической структуры и/или функции организма человека

Область слухового восприятия = поле слуха человека- область восприятия, заключенная между пороговым восприятием и порогом дискомфорта в диапазоне слышимых частот

Образованиепредусматривает:

- обеспечение готовность личности к самоопределению и самореализации в основных сферах деятельности (трудовой, общественно-политической, общеобразовательной, культурно-досуговой, семейно-бытовой)

- способность личности к выбору сферы профессиональной деятельности

Ограничения жизнедеятельности –1) отклонение от нормы деятельности человека вследствие стойкого или обратимого нарушения здоровья, которое характеризуется ограничением способности осуществлять самообслуживание, самостоятельное передвижение, ориентацию, общение, контролировать свое поведение, а также способности к обучению и трудовой деятельности;

2) полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

Окклюзия –ощущение, возникающее при повышении низкочастотного усиления при закупорке слухового прохода

Основные категории жизнедеятельности:
1. Способность к самообслуживанию
2. Способность к самостоятельному передвижению
3. Способность к ориентации
4. Способность к общению
5. Способность к обучению
6. Способность контролировать свое поведение
7.Способность к трудовой деятельности

Основные функции организма –преимущественно влияющие на процесс обучения:1) психические – восприятие, внимание, мышление, интеллект, память, эмоции, воля, сознание, поведение, психомоторные реакции,

2) языковые и речевые – устная и письменная речь, вербальная и невербальная коммуникация, голосообразующая способность,

3) сенсорные – зрение, слух, обоняние, осязание, тактильная, болевая, температурная и другие виды чувствительности,

4) статодинамические – двигательная функция головы, туловища, конечностей, статика, координация движений

Остаточный слух– имеющаяся или сохранившаяся слуховая способность восприятия при глубокой потере слуха

Оценка показателей способности к трудовой деятельности производится с учетом имеющихся профессиональных знаний, умений и навыков

Периферическая часть слуховой системы- 1) анатомически состоит из отделов: наружного уха (ушная раковина и наружный слуховой проход), среднего уха (барабанная перепонка, барабанная полость в сосцевидном отростке, система слуховых косточек, слуховая труба, образования, закрывающие вестибулярное и улитковое окна) и внутреннего уха (жидкие среды преддверия лабиринта и улитки, улитка)

2) физиологически состоит из отделов: звукопроводящего (ушная раковина, наружный слуховой проход, барабанная перепонка, цепь слуховых косточек, вестибулярное и кохлеарное окна, жидкие среды внутреннего уха), воспринимающего (Кортиев орган)

Позднооглохшие лица - лица, потерявшие слух после сформирования речи

Помехоустойчивость– сохранение хорошего восприятия речи, несмотря на окружающий шум

Порог дискомфорта- определяется максимальным звуковым давлением в виде неприятного ощущения на грани болевого восприятия

Пороговый звук = порог слышимости -определяется минимальным звуковым давлением в виде минимального звукового раздражения, ощущаемого слышимого звука «едва-едва»

Профессиональная деятельность -относительно постоянныйрод трудовой деятельности, занятости инвалида, владеющего комплексом специальных знаний, умений и навыков, полученных путем образования, обучения. Основной профессией следует считать выполняемую работу наиболее высокой квалификации или работу, выполняемую более длительное время

Профессия –род трудовой деятельности или занятий человека, владеющего комплексом специальных знаний, умений и навыков, полученных путем образования, обучения

Ранооглохшие дети - потерявшие слух после рождения до начала речевого развития или на очень ранних его этапах

Реабилитационно-экспертный диагноз– основывается на клинико-функциональном диагнозе, в соответствии с которым устанавливается фаза реабилитационного процесса, и определяется реабилитационный потенциал

Реабилитационные мероприятия –комплексмедицинских, психологических, педагогических и социально-экономических мероприятий, направленных на восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости. Имеется гарантированный список бесплатных мероприятий федерального и регионального уровня

Реабилитационный потенциал – комплекс биологических психофизиологических характеристик инвалида, а также социально-средовых факторов, позволяющих в той или иной степени реализовать его потенциальные и образовательные возможности (скрытые резервы)

Реабилитационный прогноз- предполагаемая вероятность реализации реабилитационного потенциала.

Реабилитация –(приставка re- придает слову значение «снова, обратно, еще раз», ability – возможность, способность, компенсация) –

1) это процесс и система медицинских, психологических, педагогических и социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма

2) это система и процесс полного или частичного восстановления способностей к бытовой, общественной и профессиональной деятельности в целях социальной адаптации инвалида, достижения им материальной независимости и интеграции в общество

Реабилитация с помощью спорта и физической культуры –

- создание и реализация комплексов мероприятий по использованию физкультуры и спорта

Реабилитация социальная –комплекс мер, направленных на создание и обеспечение условий для социальной интеграции инвалидов, восстановление их социального статуса и способностей к самостоятельной общественной и семейно-бытовой ориентации и социально-бытовой адаптации, различных видов патронажа и социального обслуживания. Достигается через:

- социальную адаптацию

- социально-бытовую адаптацию

- социально-средовую ориентацию

- социально-психологическую адаптацию

- социальные услуги

Речевой банан -усредненный спектр речи, отражающий звуки речи (русской) по частотам и по громкости их звучания относительно порога нормальной остроты слуха

Речевой диапазон частот -

Речевые навыки –способность устного общения

СВП– слуховые вызванные потенциалы

Сенсоневральная тугоухость- нарушение звуковосприятия

Сила звука -характеризуется амплитудой звуковых колебаний

Слабослышащие - лица с частичной потерей слуха (с тугоухостью)

Слухулучшающие операции – операции, рассчитанные на улучшение слуха (при дефектах барабанной перепонки, нарушении подвижности цепи слуховых косточек, при отсутствии цепи слуховых косточек, кохлеарной недостаточности)

Системы организма –сердечная, сосудистая, нервная, пищеварительная, выделительная, эндокринная и др., от сохранения функций которых зависит состояние здоровья

Социализация -1)процесс освоения социально-культурного опыта инвалидом, готовящимся к самостоятельной жизни в обществе, результаты которого позволяют активно, компетентно и ответственно участвовать в различных видах социальной деятельности. Включает определенную систему ценностей, установок, знаний и умений, норм межличностного взаимодействия и правил поведения,

2) в более узком понимании – процесс формирования готовности к успешному исполнению комплекса социальных ролей, свойственных взрослому члену общества

Социальная защита –система гарантированных государством постоянных и/или долговременных экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения, компенсации ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества

Социальная поддержка инвалида- Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения

Социально пригодный слух– способность разбирать речь на расстоянии не менее 1-1,5 м

Специальность –профессиональная деятельность в определенной области труда или знаний, усовершенствованная путем специальной подготовки

Способность контролировать свое поведение –1)способность к осознанию себя и адекватному поведению с учетом социально-правовых норм, 2) способность оценивать поведение в сложных ситуациях, относящихся к отдельным сферам жизни, выполнение ролевых функций

1 степень нарушения – периодически возникающее ограничение способности контролировать свое поведение в сложных жизненных ситуациях и/или постоянное затруднение выполнения ролевых функций, затрагивающих отдельные сферы жизни, с возможностью частичной самокоррекции

2 степень нарушения – постоянное снижение критики к своему поведению и окружающей обстановке с возможностью частичной коррекции только при регулярной помощи других лиц

Способность к обучению -способность к восприятию и воспроизведению знаний (общеобразовательных, профессиональных и др.), овладению навыками и умениями (социальными, культурными и бытовыми)

1 степень нарушения - способность к обучению, а также к получению образования определенного уровня в рамках ГОС в образовательных учреждениях общего назначения с использованием специальных методов и режима обучения, с применением при необходимости вспомогательных технических средств и технологий

2 степень нарушения - способность к обучению только в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии или на дому по специальным программам с использованием при необходимости вспомогательных технических средств и технологий

Способность к общению -способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки (понимания) и передачи информации

1 степень нарушения – способность к общению со снижением темпа и объема получения и передачи информации; использование при необходимости вспомогательных технических средств помощи

2 степень нарушения – способность к общению при регулярной частичной помощи других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств

Способность к ориентации -1) способность определяться во времени и пространстве;

2) способность к адекватному восприятию окружающей обстановки, оценке ситуации, способности к определению времени и места нахождения

1 степень нарушения - способность к ориентации только в привычной ситуации самостоятельно и/или с помощью вспомогательных технических средств

2 степень нарушения – способность к ориентации с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств

Способность к самообслуживанию –способность самостоятельно удовлетворять основные физиологические потребности, а также способность выполнять повседневную бытовую деятельность, в том числе навыки личной гигиены

1 степень нарушения – это нарушение способности к самообслуживанию при более длительной затрате времени, дробности его выполнения, сокращении объема, с использованием при необходимости технических средств

2 степень нарушения – это нарушение способности к самообслуживанию с регулярной частичной помощью других лиц, с использованием при необходимости вспомогательных технических средств

Способность к самостоятельному передвижению -способность самостоятельно перемещаться в пространстве, преодолевать препятствия, сохранять равновесие тела в покое и перемене положения тела, пользоваться общественным транспортом, в процессе бытовой, общественной, профессиональной деятельности

1 степень – нарушение способности к самостоятельному передвижению при более длительной затрате времени, дробности выполнения и сокращении расстояния с использованием при необходимости вспомогательных технических средств

2 степень – нарушение самостоятельного передвижения с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств

Способность к трудовой деятельности –1) способность выполнять работу в соответствии с требованиями к ее содержанию, объему и условиям выполнения;

2) способность осуществлять деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему, качеству и условиям выполнения работы, оцениваемым с учетом имеющихся профессиональных знаний, умений и навыков

Степени выраженностипоказателей стойких нарушений функций организма при их оценке:

1 степень – незначительные нарушения

2 степень – умеренные нарушения

3 степень – выраженные нарушения

4 степень – значительно выраженные нарушения

Степень ограничения жизнедеятельности –это величина отклоненияотнормы деятельности вследствие нарушения основных функций организма, здоровья, соответствующей определенному периоду (возрасту) биологического развития человека

Степень ограничения функций организма –1) комплексная оценка различных качественных и количественных показателей, характеризующих стойкое нарушение функций организма,

2) величина отклонения от нормы деятельности человека вследствие нарушения основных функций организма, здоровья

Сурдология– наука о нарушении слуха

Сурдопсихология -(психология лиц с нарушениями слуха) - отрасль специальной психологии, которая анализирует особенности формирования психики человека, имеющего серьезные дефекты слуха, вплоть до глухоты

Тон -звук, возникающий в результате периодического колебания и распространяющийся в виде синусоидальной волны

Трансформационный механизм уха- обеспечивает преобразование звуковых колебаний с большой амплитудой и относительно малой силой в звуковые колебания с малой амплитудой, но относительно большим давлением

Трехступенчатый процесс понимания речи– специфическая функция мозга, обеспечиваемая:

· наличием центров первоначального анализа всей входящей акустической информации по физическим параметрам

· избирательной способностью вычленять и переключать внимание на необходимую полезную информацию

· слуховой системой автоматической настройки на особенности акустической информации, слежения за ней, формирования запоминания, понимания и подготовки ответной звуковой или поведенческой реакции

Тугоухость -частичная потеря слуха

Фазы звуковой волны - участки сгущения или разрежения

Феномен бинауральной суммации- ощущение большей громкости при двустороннем восприятии, по сравнению с односторонним восприятием, при одинаковом пороге интенсивности подаваемого сигнала

Феномен ускоренного нарастания громкости(ФУНГ) = феномен рекруитмента- возникает при поражении улитки и характеризуется неадекватно громким восприятием громких звуков нарушении восприятия тихих звуков

Фонемическая регрессия- падение разборчивости речи при повышении громкости (при нарушении функции громкости)

Цель реабилитации:

-восстановление социального статуса инвалида

- достижение им материальной независимости

- социальная адаптация путем интеграции его в общество

Центральная часть слуховой системы - состоит из отделов: 1) ретролабиринтного проводящего отдела (слуховой нерв, проводящие слуховые пути ствола мозга), 2) центрального анализирующего отдела (центры первичного анализа в височной части головного мозга, центры формирования речевого сигнала в височной области, центры интеллектуальной переработки речи в теменной области головного мозга)

Чистый(простой) тон -правильная синусоида, имеющая только одну частоту колебания

Шумы -звуки, не имеющие периодического характера и состоящие из смеси тонов самых разных частот, соотношение между которыми выражается не целыми, а дробными числами, в которых невозможно выделить основной тон

Экспертно-реабилитационная диагностика -процесс распознавания болезни и оценка индивидуальных биологических и социальных особенностей субъекта, включающий целенаправленное обследование, истолкование полученных результатов и их обобщение в виде диагноза

Электроакустическая коррекциянарушения слуха у взрослых - восстановление способности узнавания речевых сигналов

Электроакустическая коррекциянарушения слуха у маленьких детей - реализация способности к обучению речи

Энергия понимания– технология обеспечения эффективности слухопротезирования за счет

· улучшение разборчивости речи, используя меньшего усиления сигнала

· понимания речи в сложных ситуациях благодаря использованию интеллектуальной обработке входящих сигналов

· обеспечения уверенности и способности свободно общаться и естественно взаимодействовать

Эхо - отражение звуковой волны от большой гладкой поверхности

Литература:

Богданова Т.Г. Сурдопсихология. М. ACADEMIA. 2002

Практические рекомендации по слухопротезированию. «Исток-Аудио Интернэшнл» (под руководством Н.Д.Шматко)

Сапожников Я.М., Богомильский М.Р. Современные методы диагностики, лечения и коррекции тугоухости и глухоты у детей. М. 2001

Crandall C., Smaldino I. Улучшение акустики учебных классов для детей со сниженным слухом. The Volta Review, 1994, 96,291-306

Moeler M.P., et al. Ear and Hearing, 1996, 17, 28-41


Сейчас читают про: