И между тем, когда заходит речь о примерах «свободного» выполнения нравственного долга, на сцену появляется все та же неизменная милостыня, поданная нищему, или отказ от лжи в условиях, когда можно со- ■ лгать безнаказанно, и т. п. С другой стороны, совершенно правильно замечает Каутский, что правило: рассматривай другого человека как самоцель — имеет смысл там, где г практически человек может быть сделан средством для ' другого. Нравственный пафос неразрывно связан с без- -нравственностью социальной практики и ею питается. Этические учения претендовали изменить и исправить мир, тогда как на самом деле они явились искаженным отражением всего лишь одной стороны этого действительного мира, а именно той стороны, где отношения людей под- -чинены закону стоимости. Не надо забывать, что мораль-.
150
Общая теория права и марксизм
ная личность — это только одна из ипостасей триединого субъекта; человек как самоцель — это другая сторона эгоистического хозяйствующего субъекта. Акт, являющийся действительным и единственным реальным воплощением этического начала, в себе самом заключает отрицание последнего. Крупный капиталист «добросовестно», Ьопд fide, разоряет мелкого, ни минуты не посягая на абсолютную ценность его личности. Личность пролетария «принципиально равноценна» с личностью капиталиста; это находит себе выражение в факте «свободного» договора о найме. Но из этой же самой «материализованной свободы» вытекает для пролетария возможность преспокойно умереть с голоду.
|
|
Эта двусмысленность этической формы не есть что-то случайное, какой-то внешний дефект, обусловленный специфическими недостатками капитализма. Наоборот, это существенный признак этической формы как таковой. Устранить двусмысленность этической формы — это значит перейти к планомерному общественному хозяйству, а это значит осуществить такой строй, в котором люди смогут строить и мыслить свои отношения, пользуясь простыми и ясными понятиями вреда и пользы. Уничтожить двусмысленность этической формы в наиболее существенной области, т. е. в сфере материального существования людей, значит уничтожить эту форму вообще "*.
Чистый утилитаризм, стремясь рассеять метафизический туман, который окружает этическое учение, подходит к понятиям добра и зла именно с точки зрения вреда и пользы. Этим он, разумеется, просто уничтожает этику или, вернее, пытается ее уничтожить и преодолеть. Ибо преодоление этических фетишей на деле может совершиться лишь одновременно с преодолением товарного и правового фетишизма. Люди, руководящиеся в своих поступках ясными и простыми понятиями вреда и пользы, не будут нуждаться ни в стоимостном, пи в юридическом выражении своих общественных отношений. Пока же эта историческая ступень развития пе будет достигнута человечеством, т. е. пока не будет изжито наследие капиталистической эпохи, усилие теоретической мысли может лишь предвосхищать это грядущее освобождение, но не воплотить его практически. Мы должны здесь вспомнить слова Маркса о товарном фетишизме: «Позднее научное
|
|
Общая теория права и марксизм
открытие, что продукты труда, поскольку они суть стоимости, представляют собой лишь вещное выражение человеческого труда, затраченного на их производство, составляет эпоху в истории развития человечества, но оно отнюдь не рассеивает вещной видимости общественного характера труда» 8.
Но, возразят мне, классовая мораль пролетариата освобождается уже сейчас от всех фетишей. Морально должное есть классово полезное. В такой форме мораль не заключает в себе ничего абсолютного, ибо полезное сегодня может перестать быть полезным завтра, и ничего мистического или сверхъестественного, так как принцип пользы прост и разумен.
Нет сомнения, что мораль пролетариата или, вернее, передовых слоев его теряет свой сугубо фетишистский характер, освобождаясь, скажем, от религиозных элементов. Но мораль, даже совершенно свободная от примеси религиозных элементов, все же остается моралью, т. е. такой формой социального отношения, в которой не все еще сведено к самому человеку. Если живая связь с классом на деле так сильна, что границы «я» как бы стираются и польза класса действительно сливается с личной пользой, тогда нет смысла говорить об исполнении морального долга, тогда феномен морали вообще отсутствует. Там же, где такого слияния не произошло, там неизбежно возникает абстрактное отношение морального долга со всеми вытекающими отсюда последствиями. Правило: поступай так, чтобы принести наибольшую пользу классу,— будет звучать одинаково с формулой Канта: поступай так, чтобы максима твоего поведения могла послужить принципом всеобщего законодательства. Вся разница в том, что мы в первом случае вносим конкретное ограничение, ставим классовые рамки этической логике9. Но в этих рамках она остается в полной силе. Классовое содержание этики само по себе не уничтожает ее формы. Мы имеем в виду не только логическую форму, но и форму реального проявления. В недрах пролетарского, т. е. классового, коллектива мы наблюдаем те же, формально, способы осуществления морально должного, складывающиеся из двух противоположных моментов. С одной стороны, коллектив не отказывается от всевозможных средств давления на своих сочленов для побуждения их к морально должному.
152
Общая теория права и марксизм
С другой стороны, тот же коллектив квалифицирует поведение как моральное только тогда, когда это внешнее давление как мотив признается отсутствующим. Именно поэтому мораль и моральное поведение в общественной практике так тесно связаны с лицемерием. Правда, условия жизни пролетариата заключают в себе предпосылки для развития повой, более высокой, более гармоничной формы отношения между личностью и коллективом. Об этом свидетельствуют факты, относящиеся к проявлению классовой солидарности пролетариата. Но рядом с этим новым продолжает существовать старое. Рядом с социальным человеком будущего, который сливает свое «я» с коллективом, находя в этом величайшее удовлетворение и смысл жизни 18*, продолжает существовать моральный человек, несущий на себе тяжесть более или менее абстрактного долга. Победа первой формы равносильна полному освобождению от всех пережитков частнособственнических отношений и окончательному перевоспитанию человечества в духе коммунизма. Разумеется, что задача отнюдь не является чисто идеологической или педагогической. Новый тип отношений требует создания и упрочения нового материального, хозяйственного базиса.
|
|
Итак, следует иметь в виду, что мораль, право и государство суть формы буржуазного общества.
Если пролетариат вынужден ими пользоваться, то это вовсе не означает возможности дальнейшего развития этих форм в сторону наполнения их социалистическим содержанием. Они не способны вместить это содержание и должны будут отмирать по мере его реализации. Но тем не менее в настоящую переходную эпоху пролетариат необходимо должен использовать в своем классовом интересе эти унаследованные от буржуазного общества формы и тем самым исчерпать их до конца. Для этого ему нужно прежде всего иметь совершенно ясное, свободное от идеологического тумана представление об историческом происхождении этих форм. Пролетариат должен критически трезво отнестись не только к буржуазному государству и буржуазной морали, но и к своему собственному государству и своей собственной пролетарской морали, т. е. познать историческую необходимость их существования, равно как и их исчезновения10.
Общая теория права и марксизм
153
В своей критике Прудона Маркс, между прочим, указывает, что абстрактное понятие справедливости отнюдь не является абсолютным и вечным критерием, пользуясь которым мы могли бы построить идеальное, т. е. справедливое, отношение обмена 19*. Это означало бы попытку «преобразовать химический обмен веществ сообразно «вечным идеям» «особенных свойств» и «сродства», вместо того чтобы изучать его действительные законы». Ибо само понятие справедливости почерпнуто из менового отношения и вне его ничего не выражает. В сущности говоря, в самом понятии справедливости не заключается ничего существенно нового по сравнению с понятием равенства людей, которое мы анализировали выше. Поэтому смешно видеть в идее справедливости какой-то самостоятельный и абсолютный критерий. Правда, при искусном использовании она дает больше возможностей истолковать неравенство как равенство и потому особенно пригодна для затушевывания двусмысленности этической формы. С другой стороны, справедливость — это та ступенька, по которой этика спускается к праву. Нравственное поведение должно быть «свободным»; справедливость может быть вынуждена. Принуждение к нравственному поведению стремится отрицать свое собственное существование; наоборот, справедливость открыто «воздается» человеку; она допускает внешнее осуществление и активную эгоистическую заинтересованность. Здесь намечаются главнейшие точки соприкосновения и расхождения этической и правовой формы.
|
|
Обмен, т. е. циркуляция товаров, предполагает, что 1 обменивающиеся признают друг в друге собственников. Это признание, фигурируя в форме внутреннего убеждения или категорического императива, представляет собой тот мыслимый максимум, до которого может подняться общество товаропроизводителей. Но кроме этого максимума существует некоторый минимум, при котором циркуляция товаров может еще протекать беспрепятственно. Для осуществления этого минимума достаточно, чтобы товаровладельцы вели себя так, как если бы они признавали друг в друге собственников. Поведение моральное противопоставляется поведению легальному, которое характеризуется как таковое вне зависимости от вызвавших его мотивов. Возвращен ли долг потому, что «все равно
154
Общая теория права и марксизм
заставят заплатить», или потому, что должник считает себя морально обязанным это сделать, с юридической точки зрения совершенно безразлично. Очевидно, что идея внешнего принуждения, и не только идея, но и организация его, составляют существенную сторону правовой формы. Если чисто теоретически правовое общение может быть конструировано как обратная сторона менового отношения, то для практической его реализации требуется наличие более или менее твердо установленных общих шаблонов, разработанной казуистики и, наконец, особой организации, которая применяла бы эти шаблоны к отдельным случаям и обеспечивала бы принудительное выполнение решений. Наилучшим образом эти потребности обслуживаются государственной властью, хотя нередко правовое общение обходится и без содействия последней, на основе обычного права, добровольных третейских судов, самоуправства и т. д.
Там, где функция принуждения не организована и не находится в ведении особого аппарата, стоящего над сторонами, она выступает под видом так называемой «взаимности»; начало взаимности при условии равновесия сил до сих пор представляет единственную и, надо сказать, весьма шаткую основу международного права.
С другой стороны, правовое притязание выступает в отличие от морального не в виде «внутреннего голоса», но как внешнее требование, исходящее от конкретного субъекта, который по правилу является в то же время носителем соответствующего материального интересаи. Поэтому выполнение правового долга окончательно отчуждается от всяких субъективных элементов со стороны лица обязанного и принимает внешнюю, почти вещественную форму удовлетворения требования. Само понятие правового долга становится в силу этого весьма проблематичным. Будучи вполне последовательным, приходится вообще сказать, как это делает Биндер12, что обязанность, которая соответствует праву, не имеет ничего общего с «долженствованием» (Pflicht), но существует юридически только как ответственность (Haftung); «обязан» означает не более как «отвечает своим имуществом (а в уголовном праве — также своей личностью) в порядке судебного процесса и принудительного исполнения приговора». Парадоксальные для большинства юристов выводы, к которым
Общая теория права и марксизм
155
приходит Биндер и которые выражаются краткой формулой «Das Recht verpflichtet rechtlich zu nichts» (право юридически не возлагает никакого долженствования), представляют на самом деле лишь последовательное проведение того разделения понятий, которое установил еще Кант. Но как раз эта отчетливость в размежевании моральной и юридической сфер служит источником самых неразрешимых противоречий для буржуазной философии права. Если правовое долженствование не имеет ничего общего с «внутренним» моральным долженствованием, тогда подчинение праву никаким способом нельзя отличить от подчинения силе как гаковой. Если же, с другой стороны, допустить в качестве существенного признака в праве момент долженствования, носящий хотя бы самую слабую субъективную окраску, то немедленно теряется смысл права как общественно необходимого минимума. Буржуазная философия права исчерпывает себя в этом основном противоречии, в этой бесконечной борьбе со своими собственными предпосылками.
При этом интересно, что одно и то же, в сущности, противоречие выступает в двух различных формах, смотря по тому, говорится ли об отношении права и нравственности или об отношении государства и права. В первом случае, когда утверждается самостоятельность права по отношению к нравственности, право сливается с государством благодаря усиленному подчеркиванию момента внешней властной принудительности. Во втором случае, когда право противопоставляется государству, т. е. фактическому господству, на сцене неизбежно появляется момент долженствования в смысле немецкого sollen (а не mtissen), и мы уже имеем перед собой, так сказать, единый нравственно-правовой фронт.
Попытка проф. Л. И. Петражицкого (см. «Введение в изучение права и нравственности») найти для права такое долженствование, которое, будучи абсолютным, т. е. этическим, в то же время- отличалось бы от нравственного долженствования, не увенчалась успехом. Профессор Петражицкий, как известно, строит категорию правового долга как долга, который за кем-то закреплен, кому-то причитается и может быть этим лицом от нас истребован. Наоборот, нравственная обязанность, по его мнению, только предписывает нам определенное поведе-
156
Общая теория права и марксизм
ние, но не предоставляет другим лицам требовать того, что им следует. Право имеет, следовательно, двусторонний императивно-атрибутивный характер, нравственность — односторонне связывающий или чисто императивный. Опираясь на самонаблюдение, профессор Петражиц-кий уверяет нас, что он без труда отличает правовое долженствование, которое его побуждает вернуть кредитору взятому взаймы сумму, от нравственного, которое побуждает его подать милостыню нищему. Оказывается, однако, что эта четкость — исключительное достояние профессора Петражицкого, а, например, профессор Е. Трубецкой уверяет, что обязанность подать милостыню нищему психологически так же закреплена за последним, как обязанность вернуть долг закреплена за кредитором (положение, кстати сказать, весьма не вредное для нищего, но не для кредитора) 13. С другой стороны, профессор Рейснер того мнения, что эмоция закрепленной обязанности относится целиком к психологии власти. Если, следовательно, у профессора Трубецкого кредитор со своим требованием «психологически» попадает на одну линию с нищим, то у профессора М. А. Рейснера он оказывается ни более ни менее, как начальством. Другими словами, противоречие, намеченное нами в форме логической и систематической, как противоречие понятий, возрождается здесь как противоречие данных самонаблюдения. Но смысл его остается тем же самым. Правовое долженствование не способно найти для себя самостоятельного значения и вечно колеблется между двумя крайними пределами: внешней вынужденностью и «свободным» нравственным долгом.
Как всегда, так и в этом случае противоречие системы отражает собой противоречие действительной жизни, т. е. той общественной среды, которая создала внутри себя формы морали и права. Противоречие индивидуального и социального, частного и общего, которое никак не может примирить буржуазная философия права, составляет жизненную основу самого буржуазного общества, как общества товаропроизводителей. Здесь оно воплощено в реальных отношениях людей, которые свои частные усилия могут рассматривать как социальные усилия лишь в нелепой и мистифицирующей форме стоимости товаров.
Общая теория права и марксизм
1 См.' Туган-Барановский М. И. Основы политической экономии
4-е изд. Пг., 1917, с. 60.
2 В этих взаимно друг друга уничтожающих противоречиях тра
гически запутались мелкобуржуазные революционеры-якобинцы,
которые хотели подчинить действительное развитие буржуазно
го общества формулам цивической добродетели, позаимствован
ным у Древнего Рима. Вот что говорит но этому поводу Маркс:
«Какое колоссальное заблуждение — быть вынужденными при
знать и санкционировать в правах человека современное бур
жуазное общество, общество промышленности, всеобщей конку
ренции, свободно преследующих своп цели частных интересов,
анархии, самоотчужденной природной и духовной индивидуаль
ности,— быть вынужденными признать и санкционировать все это
и вместе с тем желать аннулировать вслед за тем в лице от
дельных индивидуумов жазненныв проявления этого общества
и в то же время желать построить по античному образцу поли
тическую верхушку этого общества!» {Маркс К., Энгельс Ф. Соч.,
т. 2, с. 136).
3 Этическое учение Канта очень хорошо уживается с верой в бога,
более того, оно представляет собой последнее для нее убежище,
но, вообще говоря, логически эта связь не обязательна. Кроме
того, бог, укрывшийся в тени категорического императива, сам
становится тончайшей абстракцией, мало пригодной для того,
чтобы пугать ею народные массы. Поэтому феодально-поповская
реакция считает долгом возражать против безжизненного фор
мализма Канта, выдвигая своего более надежного, так сказать,
«начальствующего» бога и подставляя на место абстрактного ка
тегорического императива живые чувства «стыда, жалости
и благоговения» (В. Соловьев).
4 Поэтому, например, несомненно прав проф. Магазинер, который
трактует этику именно в этом духе «умеренности и аккуратно
сти» и противопоставляет ей героику, которая толкает людей на
сверхдолжное (см.: Магазинер Я. М. Общее учение о государст
ве. 2-е изд. Пг., 1922, с. 50).
5 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 154.
6 Ср.: Мэн Г. С. Древнее право, его связь с историей общества и
его отношение к новейшим идеям. СПб., 1873, с. 40 и 47.
7 Kant J. Kritik der praktischen Vernimft. Leipzig, 1914, S. 196.
8 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 84.
9 Нечего и говорить, что внеклассовая этика в обществе, разди
раемом классовой борьбой, может существовать лишь в вообра
жении, но отнюдь не на практике. Рабочий, решающий принять
участие в забастовке, несмотря на те лишения, с которыми для
него лично это участие связано, может формулировать это реше
ние как моральный долг подчинить свои частные интересы об
щим интересам. Но само собой ясно, что в это понятие общих
интересов пе могут быть включены и интересы капиталиста,
против которого ведется борьба.
10 Значит ли это, что «в будущем обществе не будет нравственности?» Конечно, не значит, если понимать нравственность в широком смысле, как развитие высших форм гуманности, как превращение человека в родовое существо, по выражению Маркса;
158
Общая теория права и марксизм
в данном же случае речь идет о другом, о специфических формах морального сознания и морального поведения, которые, сыграв свою историческую роль, должны будут уступить место иным, более высоким формам отношения личности и коллектива (примеч. к 3-му изд.).
11 Так обстоит дело в частном праве, которое является прототипом
правовой формы вообще. «Правовые» требования, исходящие от
органов публичной власти, требования, за которыми не стоит
никакой частный интерес, суть не более как юридическая сти
лизация фактов политической жизни. Характер этой стилизации
различен в зависимости от различия установок; поэтому юриди
ческое понимание государства неизбежно впадает в плюрализм.
В том случае, когда государственная власть изображается как
воплощение объективного правила, стоящего над сторонами-
субъектами, она как бы сливается с нормой, достигая макси
мальной степени безличности и абстрактности. Требование го
сударства выступает как беспристрастный и незаинтересованный
закон. Государство в этом случае почти невозможно мыслить как
субъект — до такой степени оно лишено всякой субстанциональ
ности и превращено в отвлеченную гарантию общения действи
тельных субъектов-товаровладельцев. Именно эту концепцию,
как наиболее чистую юридическую концепцию государства, от
стаивает австрийская нормативная школа во главе с Кельзеном.
Наоборот, в международных отношениях государство выступает вовсе не как воплощение объективной нормы, но как носитель субъективных прав, т. е. со всеми атрибутами субстанциональности и эгоистической заинтересованности. Ту же роль оно играет, когда в качестве фиска выступает стороной в спорах с частными лицами. Между этими двумя концепциями возможны многочисленные промежуточные и гибридные формы.
12 Binder J. Rechtsnorm und Rechtspflicht. Leipzig, 1912.
13 См.: Трубецкой Е. Н. Энциклопедия права. М., 1908, с. 28.
ГЛАВА СЕДЬМАЯ
ПРАВО И ПРАВОНАРУШЕНИЕ
«Русская Правда» — этот древнейший юридический памятник киевского периода нашей истории — насчитывает из 43 статей (так называемого академического списка) всего-навсего две статьи, не относящиеся к уголовным или гражданским правонарушениям.' Остальные статьи или определяют санкцию, или содержат в себе процессуальные правила, применявшиеся в случае правонарушения. Следовательно, отклонение от нормы и там и здесь составляет предпосылку \ Ту же самую картину представляют собой так называемые варварские правды германских племен. Так, например, в «Салической Прав-
Общая теория права и марксизм
де» из 408 статей только 65 не имеют карательного характера. Древнейший памятник римского права, законы XII таблиц начинаются с правила, определяющего порядок привлечения к суду: «Si in jus vocat, ni it, antesta-mino. Igitur im capito» (А в суд зовет, а не идет, опослу-шествовать; то тут его хватать) 2.
По замечанию известного историка права Мэна, «следует принять за правило, что чем древнее кодекс, тем полнее и подробнее изложен в нем уголовный отдел» 3.
Неподчинение норме, нарушение ее, разрыв нормального общения и вытекающий отсюда конфликт — вот что является исходным моментом и главнейшим содержанием архаического законодательства. Наоборот, нормальное не фиксируется сначала как таковое — оно просто существует. Потребность зафиксировать и точно установить объем и содержание взаимных прав и обязанностей возникает там, где спокойное и мирное существование нарушено. С этой точки зрения прав Бентам, когда он говорит, что закон создает права, создавая преступления. Юридическое общение получает свою специфическую характеристику исторически, прежде всего на фактах правонарушений. Понятие кражи определяется раньше, чем понятие собственности. Отношения, возникающие при займе, фиксируются на тот случай, если взявший не хочет отдать: «...аще где взыщет на дроузе проче, а он ся запирати почнет» и т. д. («Русская Правда». Академический список, с. 14). Первоначальное значение слова «pactum» есть вовсе не значение договора вообще, но pax' а, мира, т. е. полюбовного окончания вражды; «мировая» (Vertrag) полагает конец «пемиролюбию» (Unvertraglich-keit4.
Таким образом, если частное право непосредственнее всего отражает самые общие условия существования правовой формы как таковой, то уголовное право есть та сфера, где юридическое общение достигает максимальной напряженности. Здесь юридический момент прежде всего и ярче всего отрывается от бытового и приобретает полную самостоятельность. В судебном процессе особенно отчетливо выступает превращение действий конкретного человека в действие стороны, т. е. юридического субъекта. Чтобы подчеркнуть отличие обыденных житейских действий и волеизъявлений от юридических волеизъявле-
160
Общая теория права и марксизм
ний, древнее право пользовалось особенными торжественными формулами и обрядами. Драматизм судебного процесса создавал наглядно, рядом с фактическим миром, особое юридическое бытие.
Из всех видов права именно уголовное право обладает способностью самым непосредственным и грубым об-. разом задевать отдельную личность. Поэтому оно всегда вызывало к себе наиболее жгучий, и притом практический, интерес. Закон и кара за его нарушение вообще тесно ассоциируются друг с другом, и, таким образом, уголовное право как бы берет на себя роль представителя права вообще, является частью, заменяющей целое.
Происхождение уголовного права связывается исторически с обычаем кровной мести. Несомненно, что генетически эти явления близки друг другу. Но месть становится вполне местью только потому, что за ней следует вира и наказание, т. е. и здесь последующие этапы развития, как это часто наблюдается в истории человечества, объясняют намеки, заключающиеся в предыдущих формах. Если же подходить к тому же явлению с противоположного конца, мы не увидим в нем ничего, кроме борьбы за существование, т. е. чисто биологического факта. Для теоретиков уголовного права имеющих в виду более позднюю эпоху, кровная месть совпадает с jus ta-lionis, т. е. с началом равного возмездия, при котором отомщение обиды обиженным или его родом устраняет возможность дальнейшей мести. На самом деле, как справедливо указывает М. Ковалевский, древнейший характер кровной мести был вовсе не таков. Родовые междоусобия переходят из поколения в поколение. Обида, хотя бы и совершенная в отмщение, сама становится основанием для новой мести. Обиженный и его родичи становятся обидчиками — и так из одного поколения в другое, нередко до совершенного истребления враждующих родов \
Месть начинает регулироваться обычаем и превращается в возмездие по правилу талиона: «око за око и зуб за зуб» только тогда, когда наряду с нею начинает укрепляться система композиций или денежного выкупа. Идея эквивалента, эта первая чисто правовая идея, имеет своим источником все ту же форму товара. Преступление можно рассматривать как особую разновидность
Общая теория права и марксизм
161
оборота, в которой меновое, т. е. договорное, отношение устанавливается post factum, т. е. после своевольного действия одной из сторон. Пропорция между преступлением и возмездием сводится к той же меновой пропорции. Поэтому Аристотель, говоря о выравнивании в обмене как виде справедливости, делит его на два подвида — выравнивание в добровольных и недобровольных действиях, причем к добровольным действиям он относит хозяйственные отношения, как-то: куплю-продажу, ссуды и т. д., а ко вторым — разного рода преступления, влекущие за собой наказание как некоторый эквивалент. Ему же принадлежит определение преступления как договора, заключаемого против воли. Наказание выступает как эквивалент, уравновешивающий ущерб, понесенный потерпевшим. Эту же идею воспринял, как известно, Гуго Гроций. Как ни наивны с первого взгляда эти конструкции, но в них скрывается гораздо больше чутья к форме права, чем в эклектических теориях современных юристов.