Но если органическое, «естественное» отношение человека к вещи, т. е. ее присвоение, генетически составляет отправной пункт развития, то превращение этого отношения в юридическое совершилось под влиянием тех потребностей, которые были вызваны к жизни обращением благ, т. е. по преимуществу куплей и продажей. Ориу обращает внимание на то, что первоначально морская торговля и торговля караванами не создавали еще потребности в гарантии собственности. Расстояние, отделявшее лиц, вступивших в обмен, давало лучшую гарантию против каких бы то ни было претензий. Образование постоянного рынка вызывает необходимость урегулирования вопроса о праве распоряжения товарами и, следовательно, о праве собственности 25. Титул собственности в древнем римском праве, mancipatio per aes et libram, показывает, что он зародился одновременно с феноменом внутреннего обмена. Равным образом переход по наследству стал фиксироваться как титул собственности лишь с тех пор, как гражданский оборот проявил интерес к этой трансмиссии 27.
В обмене, говоря словами Маркса, «один товаровладелец лишь по воле другого... может присвоить себе чужой товар, отчуждая свой собственный» 28. Эту именно мысль и стремились выразить представители естественноправо-вой доктрины, пытаясь обосновать собственность на каком-то первоначальном договоре. Они правы, разумеется, не в том смысле, что такой договор когда-либо исторически имел место, но в том, что натуральные или орга-
Общая теория права и марксизм
115
ннческне формы присвоения приобретают юридический «разум» во взаимных актах приобретения и отчуждения. В акте отчуждения осуществление права собственности становится реальностью как абстракция. Всякое иное применение вещи связано с конкретным видом ее использования как средства потребления или как средства производства. Когда вещь функционирует в качестве меновой стоимости, она становится безличной вещью, чистым объектом права, а распоряжающийся ею субъект ■— чистым юридическим субъектом. В различном отношении к обороту надо искать объяснения противоречия между феодальной собственностью и буржуазной. Главный порок феодальной собственности в глазах буржуазного мира заключается не в ее происхождении (захват, насилие), но в ее неподвижности, в том, что она не способна стать объектом взаимных гарантий, переходя из рук в руки в актах отчуждения и приобретения. Феодальная или сословная собственность нарушает основной принцип буржуазного общества — «равную возможность достижения неравенства». Ориу, один из проницательнейших буржуазных юристов, справедливо выдвигает на первый план взаимность, как наиболее эффективную гарантию собственности и притом осуществляемую с наименьшей долей внешнего насилия. Эта взаимность, обеспечиваемая законами рынка, придает собственности характер «вечного» института. В противоположность этому чисто политическая гарантия, которую дает аппарат государственного принуждения, сводится к защите данного персонального состава собственников, т. е. к моменту, не имеющему принципиального значения. Борьба классов в истории не раз приводила к новому распределению собственности, к экспроприации ростовщиков п владельцев латифундий 2Э. Но эти потрясения, как бы они ни были неприятны для пострадавших классов и групп, не колебали самого основного устоя частной собственности — экономической связи хозяйств посредством обмена. Люди, восставшие против собственности, на другой же день должны были утверждать ее, встречаясь на рынке как независимые производители. Таков путь всех непролетарских революций. Таков логический вывод из идеала анархистов, которые, отбрасывая внешние признаки буржуазного права — государственное принуждение и законы, сохра-
116
Общая теория права и марксизм
няют его внутреннюю сущность — свободный договор между независимыми производителями 30.
Таким образом, только развитие рынка впервые создает возможность и необходимость превращения человека, присваивающего вещи путем труда (или грабежа), в юридического собственника.
Между этими фазами не существует непроходимой грани. «Естественное» незаметно переходит в юридическое, подобно тому как вооруженный грабеж сливается самым тесным образом с торговлей.
Карнер выдвигает другую концепцию собственности. По его определению, «собственность de jure является не чем иным, как властью лица А над вещью Н, простым отношением индивидуума к предмету природы, которым не затрагивается никакой другой индивид (курсив наш.— Е. П.) и никакая другая вещь; вещь есть частная вещь; индивидуум — частное лицо; право — частное право. Так дело фактически обстоит в период простого товарного производства» 31.
Все это место — одно сплошное недоразумение. Карнер воспроизводит здесь излюбленную робинзонаду. Но, спрашивается, какой смысл двум Робинзонам, из которых один не знает о существовании другого, представлять юридически свое отношение к вещам, когда оно и так без остатка покрывается фактическим отношением! Это право изолированного человека заслуживает того, чтобы его поставить рядом со знаменитой стоимостью «стакана воды в пустыне». И стоимость и право собственности порождаются одним и тем же феноменом — циркуляцией продуктов, сделавшихся товарами. Собственность в юридическом смысле появилась не потому, что людям пришло в голову наделить друг друга этим правовым качеством, но потому, что они могли обменивать товары, только надев личину собственника. «Безграничная власть над вещью» есть лишь отражение безграничной циркуляции товаров.
Карнер констатирует, что «собственнику приходит в голову мысль культивировать юридическое осуществление собственности путем отчуждения» 32. Самому Карне-ру не приходит в голову, что «юридическое» начинается именно с этого «культивирования», а до него присвоение не выходит из рамок естественного, органического.
Общая теория права и марксизм
117
Карнер соглашается, что «купля, продажа, ссуда, заем существовали раньше, однако с минимальным объективным и субъективным кругом действия» 33. Да, эти различные юридические формы циркуляции хозяйственных благ существовали настолько рано, что мы находим отчетливую формулировку отношений займа, ссуды и заклада, прежде чем была выработана сама формула собственности. Это одно уже дает ключ к правильному пониманию юридической природы собственности.
Наоборот, Карнеру кажется, что люди были собственниками до того и независимо от того, что они закладывали, покупали и продавали вещи. Эти отношения представляются ему лишь «вспомогательными и второстепенными институтами, заполнявшими пробелы мелкобуржуазной собственности». Другими словами, он исходит из представления совершенно изолированных индивидов, которым (неизвестно для какой надобности) вздумалось создать «общую волю» и от имени этой общей воли приказать каждому воздерживаться от посягательства на вещь, принадлежащую другому. Затем, сообразив, что собственник не может считаться универсалитетом ни в качестве рабочей силы, ни в качестве потребителя, эти изолированные Робинзоны решают дополнить собственность институтами купли-продажи, ссуды, займа и т. д. Эта чисто рассудочная схема ставит на голову действительное развитие вещей и понятий.
Карнер в данном случае просто-напросто воспроизводит так называемую гуго-гейзевскую систему изложения пандектного права, которая точно так же начинает с человека, подчиняющего своей власти внешние предметы (вещное право), затем переходит к обмену услуг (обязательственное право) и, наконец, к нормам, регулирующим положение человека как члена семьи и судьбу его имущества после смерти (семейное и наследственное право).
Связь человека с вещью, которую он сам произвел или завоевал или которая (как оружие или украшение) составляет как бы часть его личности, несомненно, входит исторически как один из элементов в развитие института частной собственности. Она представляет его первоначальную, грубую и ограниченную форму. Законченный и универсальный характер частная собственность получает только с переходом к товарному или, вернее, даже к то-
118
Общая теория права и марксизм
варно-капиталистическому хозяйству. Она становится безразличной по отношению к объекту и порывает всякую связь с тем или иным органическим объединением людей (род, семья, община). Она выступает в наиболее всеобщем значении как «внешняя сфера свободы» (Гегель), т. е. как практическое осуществление абстрактной способности быть субъектом права.
В этой чисто юридической форме собственность имеет логически мало общего с органическим или житейским принципом частного присвоения как результата личных усилий или как условия личного потребления и пользования. Насколько связь человека с продуктом своего труда или, например, с клочком земли, который он обработал личным трудом, имеет в себе нечто элементарное, доступное самому примитивному мышлению34, настолько же абстрактным, формальным, условным, рационалистическим является отношение собственника к собственности с тех пор, как вся экономическая деятельность стала преломляться в сфере рынка. Если морфологически эти два института — частное присвоение как условие беспрепятственного личного пользования и частное присвоение как условие последующего отчуждения в актах обмена — имеют между собой непосредственную связь, то логически — это две различные категории и слово «собственность», которое их обоих покрывает, вносит больше путаницы, чем ясности. Капиталистическая собственность на землю не предполагает никакой органической связи между землей и ее собственником; наоборот, она мыслима только при условии полной свободы перехода земли ив рук в руки, свободы сделок с землей.
Самое понятие собственности на землю появляется вместе с индивидуальной отчуждаемой земельной собственностью. Общинная же земля альменда первоначально вовсе не была собственностью юридического лица, ибо такого понятия не существовало, но находилась в пользовании общинников как лица собирательного35.
Капиталистическая собственность есть по существу свобода превращения капитала из одной формы в другую и переноса его из одной сферы в другую в целях получения максимального нетрудового дохода. Эта свобода распоряжения капиталистической собственностью немыслима без наличия индивидов, лишенных собственности,
55щая теория права и марксизм
119
т. е. пролетариев. Юридическая форма собственности не стоит ни в каком противоречии с фактом экспроприации собственности у значительного числа граждан. Ибо свойство быть субъектом прав есть чисто формальное свойство. Оно квалифицирует всех людей как одинаково «достойных» собственности, но отнюдь не делает их собственниками. Диалектика капиталистической собственности великолепно изображена в «Капитале» Маркса как там, где она протекает в «незыблемых» формах права, так п там, где она прорывает их путем прямого насилия (период первоначального накопления). Вышеупомянутое исследование Карнера дает в этом смысле весьма мало нового по сравнению с I томом «Капитала». Там же, где Карнер пытается быть самостоятельным, он вносит путаницу. Мы уже отмечали это по поводу его попытки абстрагировать собственность от того момента, который юридически ее конституирует, т. е. от обмена. Это чисто формальное понимание влечет за собой другую ошибку. А именно, рассмотрев переход от мелкобуржуазной собственности к капиталистической, Карнер заявляет: «Институт собственности получил широкое развитие, испытал полное превращение, не изменив своей юридической природы», и там же он делает вывод: «Изменяется социальная функция правовых институтов, но не изменяется их юридическая природа» 36. Спрашивается: какой институт имеет в виду Карнер? Если речь идет об отвлеченной формуле римского права, то в ней, конечно, ничто не могло измениться. Но ведь эта формула регулировала мелкую собственность только в эпоху развитых буржуазно-капиталистических отношений. Если же обратиться к цеховому ремеслу и к крестьянскому хозяйству в эпоху прикрепления крестьян к земле, то там мы найдем целый ряд норм, ограничивающих право собственности. Конечно, можно возразить, что все эти ограничения носят публично-правовой характер и не затрагивают института собственности как такового. Но ведь в таком случае все положение сведется к тому, что некая абстрактная формула равна самой себе. С другой стороны, феодальная и цеховая, т. е. ограниченные, формы собственности уже обнаруживали свои функции — всасывание чужого неоплаченного труда. Собственность простого товарного производства, которую Карнер противопоставляет капиталистиче-
120
Общая теория права и марксизм
ской форме собственности, является такой же голой абстракцией, как и само простое товарное производство. Ибо превращение хотя бы части производимых продуктов в товары и появление денег составляют достаточное условие для появления ростовщического капитала, который «вместе со своим близнецом, купеческим капиталом,— по выражению Маркса,— принадлежит к допотопным формам капитала, которые задолго предшествуют капиталистическому способу производства и наблюдаются в самых различных общественно-экономических формациях» ". Мы, следовательно, можем прийти к выводу, обратному тому, к которому пришел Карнер, а именно: нормы меняются, а социальная функция остается неизменной.
По мере развития капиталистического способа производства собственник постепенно освобождается от технически-производственных функций, а вместе с тем теряет и полноту юридического господства над капиталом. В акционерном предприятии отдельный капиталист является лишь носителем титула на известную долю нетрудового дохода. Его экономическая и юридическая активность как собственника ограничивается почти исключительно сферой непроизводительного потребления. Основная масса капитала становится в полной мере безличной классовой силой. Поскольку она участвует в рыночном обороте, что предполагает автономию ее отдельных частей, эти части выступают как собственность юридических лиц. На деле ею распоряжается сравнительно небольшая кучка крупнейших капиталистов, действующая к тому же через своих наемных представителей или уполномоченных. Юридически отчетливая форма частной собственности уже не отражает действительного положения вещей, ибо с помощью методов участия и контроля фактическое господство выходит за чисто юридические рамки. Здесь мы подходим к тому моменту, когда капиталистическое общество уже достаточно зрело для того, чтобы перейти в свою противоположность. Необходимой политической предпосылкой этого является классовая революция пролетариата.
Но еще до этого переворота развитие капиталистического способа производства, основанного на принципе свободной конкуренции, приводит к тому, что этот прин-
Общая теория права и марксизм
121
цип превращается в собственную противоположность. Монополистический капитализм создает предпосылки совершенно иной системы хозяйства, при которой движение общественного производства и воспроизводства совершается не путем отдельных сделок между автономными хозяйственными единицами, а с помощью планомерной, централизованной организации. Эта организация создается трестами, концернами и другими монополистическими объединениями, завершением этих тенденций является наблюдавшееся во время войны сращивание частнокапиталистических и государственных организаций в одну мощную систему буржуазного государственного капитализма. Это перерождение юридической ткани на практике не могло не отразиться в теории. На заре своего развития промышленный капитализм окружал принцип правосубъ-ективности некоторым ореолом, превознося его как абсолютное свойство человеческой личности. Теперь его начинают рассматривать лишь как техническое определение, представляющее некоторые удобства для «разграничения рисков и ответственностей», а то и просто объявляют умозрительной гипотезой, не имеющей под собой никакого реального основания. Так как это течение направляло свои удары против правового индивидуализма, то оно вызывало к себе симпатии некоторых наших марксистов, полагающих, что перед ними элементы новой «социальной» теории права, отвечающей интересам пролетариата. Само собой разумеется, что такая оценка свидетельствует о чисто формальном подходе к вопросу. Не говоря уже о том, что указанные теории ничего не дают для действительного социологического понимания индивидуалистических категорий буржуазного права, но и критикуют они этот индивидуализм не с точки зрения пролетарского представления о сощтлизме, а с точки зрения диктатуры финансового капитала. Социальный смысл этих доктрин состоит в апологии современного империалистического государства и тех методов, к которым оно прибегало, в особенности во время последней войны. Нас не должно поэтому удивлять, что именно на основании уроков мировой войны — самой грабительской и реакционной из всех войн новейшей истории — один американский юрист пригнел к таким «социалистически» звучащим выводам:
122
Общая теория права и марксизм
«Индивидуальные права жизни, свободы и собственности не имеют никакого абсолютного или абстрактного существования; это права, которые с легальной точки зрения существуют только благодаря тому, что государство оказывает им покровительство, и которые поэтому без каких бы то ни было ограничений находятся в распоряжении государства» ia.
Захват политической власти пролетариатом есть основная предпосылка социализма. Однако, как это показал опыт, планомерно организованное производство и распределение не могут на другой же день заменить собой рыночный обмен и рыночную связь отдельных хозяйств. Если бы это было возможно, то юридическая форма собственности была бы в тот же момент исторически исчерпана до конца. Она завершила бы цикл своего развития, вернувшись к исходной точке, к предметам непосредственного индивидуального пользования, т. е. стала бы снова элементарным бытовым отношением. А вместе с ней была бы осуждена на смерть и форма права вообще 39. До тех же пор, пока задача построения единого планомерного хозяйства не осуществлена, пока остается в силе рыночная связь между отдельными предприятиями и группами предприятий, до тех пор остается в силе и форма права. Мы уже не говорим о том, что в применении к средствам и орудиям производства мелкого крестьянского и ремесленного хозяйства форма частной собственности в переходный период остается почти неизменной. Но и в отношении крупной национализированной промышленности применение принципа так называемого хозяйственного расчета означает образование автономных единиц, связь которых с другими хозяйствами устанавливается через рынок.
Поскольку государственные предприятия подчинены условиям оборота, постольку связь между ними выливается не в форму технического соподчинения, но в форму сделок. В соответствии с этим становится возможным и необходимым чисто юридический, т. е. судебный, порядок урегулирования отношений, однако наряду с этим сохраняется и с течением времени, несомненно, будет усиливаться непосредственное, т. е. административно-техническое, руководство в порядке подчинения общему хозяйственному плану. Таким образом, с одной стороны,
Общая теория права и марксизм
123
мы имеем хозяйственную жизнь, протекающую в категориях натуральных, и общественную связь между производственными единицами, представляемую в ее разумной незамаскированной (не товарной) форме,— этому отвечает метод непосредственных, т. е. технически содержательных, указаний в виде программ, планов производства и распределения и т. д., указаний конкретных, меняющихся постоянно в зависимости от изменения условий. С другой стороны, мы имеем связь между хозяйственными единицами, выраженную в форме стоимости циркулирующих товаров и, следовательно, в юридической форме сделок,— этому в свою очередь отвечает создание более или менее твердых и постоянных формальных рамок и правил юридического общения автономных субъектов (кодекс гражданский, возможно, также торговый) и органов, практически налаживающих это общение путем разрешения споров (суды, арбитражные комиссии и т. д.). Само собой очевидно, что первая тенденция не заключает в себе никаких перспектив для процветания юридического ремесла и*. Ее постепенная победа будет означать постепенное отмирание формы вообще. Можно, конечно, возразить, что, скажем, производственная программа — это тоже публично-правовая норма, ибо она исходит от государственной власти, обладает принудительной силой, создает права и обязанности и т. д. Конечно, до тех пор, пока новое общество будет строиться из элементов старого, т. е. из людей, воспринимающих общественные связи только как «средство для своих частных целей», даже простые, технически разумные указания будут принимать форму отчужденной от человека и над ним стоящей силы. Политический человек все еще будет, выражаясь словами Маркса, «абстрактным искусственным человеком». Но чем радикальнее будет совершаться изживание торгашеских отношений и торгашеской психологии в сфере производства, тем скорее пробьет час того окончательного освобождения, о котором говорит Маркс в своей статье «К еврейскому вопросу»: «Лишь тогда, когда действительный индивидуальный человек воспримет в себя абстрактного гражданина государства и, в качестве индивидуального человека, в своей эмпирической жизни, в своём индивидуальном труде, в своих индивидуальных отношениях станет родовым существом; лишь тогда, когда человек
124
Общая теория права и марксизм
познает и организует свои «собственные силы» как общественные силы и потому не станет больше отделять от себя общественную силу в виде политической силы,— лишь тогда свершится человеческая эмансипация» 40.
Таковы перспективы необъятного будущего. Что же касается нашей переходной эпохи, то приходится отметить следующее. Если в эпоху господства безличного финансового капитала продолжала сохраняться реальная противоположность интересов отдельных капиталистических групп (распоряжающихся своим и чужим капиталом), то при пролетарской диктатуре, несмотря на сохранение рыночного обмена, уничтожается реальная противоположность интересов внутри национализированной промышленности и обособленность или автономия отдельных хозяйственных организмов (наподобие частнохозяйственной) сохраняется лишь как метод41. Таким образом, те quasi-частнохозяйственные отношения, которые складываются между государственной промышленностью и мелким трудовым хозяйством, а также между отдельными предприятиями и объединениями предприятий внутри самой государственной промышленности, поставлены в строгие рамки, которые в каждый данный момент определяются успехами, достигнутыми в сфере планомерного строительства. Поэтому форма права как таковая не таит в себе в нашу переходную эпоху тех неограниченных возможностей, которые открывались в ней для буржуазно-капиталистического общества на заре его рождения. Наоборот, она временно замыкает нас в свои узкие горизонты. Она существует только для того, чтобы окончательно исчерпать себя.
Задача марксистской теории состоит в том, чтобы этот общий вывод проверить и проследить на конкретном историческом материале. Развитие не может идти.одинаково в различных областях социальной жизни. Поэтому необходима кропотливая работа наблюдения, сравнения, анализа. Но только тогда, когда мы изучим темп и формы изживания стоимостных отношений в экономике и вместе с тем отмирания частноправовых моментов в юридической надстройке и, наконец, постепенное, обусловленное этими основными процессами выветривание самой юридической надстройки в целом,— только тогда мы можем ска-
Общая теория права и марксизм
125
зать себе, что мы уяснили по крайней мере одну сторону процесса созидания внеклассовой культуры будущего.
1 Разумовский И. П. Проблемы марксистской теории права. М.,
1925, с. 18.
2 Там же, с. 114.
3 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 25, ч. II, с. 165.
4 Там же, с. 166—167.
5 Puchta G. Kursus der Institutionen. 5. Aufl. Leipzig, 1856, Bd. I,
S. 4-9.
6 Hegel G. W. F. Grundlinien der Philosophie des Rechts / Hrsg. von
G. Lasson. Leipzig, 1911.
1 Рождественский А. А. Теория субъективных публичных прав. М.,
1913, с. 6.
8 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 94. 8 Гилъфердинг Р. Бем-Баверк, как критик Маркса. М., 1923.
10 Человек-товар, т. е. раб, лишь только он выступает в роли рас
порядителя товарами-вещами и становится сопричастником обо
рота, получает отраженное значение субъекта (о правах рабов
по совершению сделок в римском праве см: Покровский И. А.
История римского права. 2-е изд. Пг., 1915, с. 294). Напротив,
в современном обществе свободный человек, т. е. пролетарий,
когда он как таковой ищет рынка для продажи своей рабочей
силы, трактуется как объект и подпадает в законах об эмиграции
таким же запрещениям, контингентам и т. д., как и прочие то
вары, перевозимые через государственную границу.
11 Windscheid В. Lehrbucli des Pandektenrechts. 3. Aufl. Dusseldorf,
1870, Bd. 1, § 49.
12 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 94.
13 Fichte J. G. Rechtslehre vom 1812. Leipzig, S. 10.
14 Спенсер Г. Социальная статика. СПб., 1873, гл. XIII.
15 Развитие так называемого права войны есть не что иное, как по
степенное укрепление принципа неприкосновенности буржуаз
ной собственности. До эпохи французской революции население
беспрепятственно и невозбранно грабилось как своими, так и не
приятельскими солдатами. Веньямин Франклин первый провоз
глашает (1785 г.) как политический принцип, что в будущих
войнах «крестьяне, ремесленники и купцы должны мирно про
должать свои занятия под охраной обеих воюющих сторон». Рус
со в «Общественном договоре» выдвигает правило, что война
ведется между государствами, но не между гражданами. Законо
дательство Конвента строго карало грабежи солдат как в своей,
так и в неприятельской стране. Только в 1899 г. в Гааге прин
ципы французской революции были возведены в ранг междуна
родного права. Справедливость, впрочем, требует отметить, что
если Наполеон, объявляя континентальную блокаду, испытывал
некоторое смущение и считал нужным в своем обращении к се
нату оправдывать эту меру, «затрагивающую интересы частных
лиц ради ссоры государей» и «напоминающую варварство отда-
126
Общая теория права и марксизм
ленных веков», то в последнюю мировую войну (1914—1918 гг.— Ред.) буржуазные правительства без всякого смущения открыто нарушали право собственности подданных воюющей стороны.
16 Ср.: Дернбург Г. Пандекты. М., 1906, т. 1, с. 39.
17 Brinz Л. Lehrbuch der Pandekten. 2. Aufl. Erlangen, 1879, Bd. 2,
S. 984.
18 Дернбург Г. Пандекты, с. 39.
19 В Германии это произошло только к моменту рецепции римско
го права, что доказывается, между прочим, отсутствием немец
кого слова для выражения понятий «лицо» (persona) и «субъект
права» (см.: Gierke О. Geschichte dos deutschen Korperschaftsbeg-
riffs. Berlin, 1873, S. 30).






