138
Общая теория праба и марксизм
то, что наряду со всеми видами фактической зависимости одного человека от другого (от каковых зависимостей эта доктрина абстрагировалась) она конструировала еще один вид зависимости от безличной общей воли государства.
Но как раз эта конструкция и составляет основу юри-! дической теории государства — лица. Естественноправо- I вой элемент в юридических теориях государства лежит ' гораздо глубже, чем это казалось критикам естественно-правовой доктрины. Он коренится в самом понятии публичной власти, т. е. власти, никому в частности не принадлежащей, стоящей над всеми и адресующейся ко всем. Ориентируясь на это понятие, юридическая теория неизбежно теряет связь с реальной действительностью. Разница между доктриной естественного права и новейшим юридическим позитивизмом только в том, что первая гораздо яснее ощущала логическую связь абстрактной государственной власти и абстрактного субъекта. Она брала эти мистифицированные отношения товаропроизводящего общества в их необходимой связи и потому дала образчик классической ясности построений. Наоборот, так называемый юридический позитивизм не отдает себе отчета даже в своих собственных логических предпосылках.
|
|
Правовое государство — это мираж, но мираж, весьма удобный для буржуазии, потому что он заменяет выветрившуюся религиозную идеологию, он заслоняет от масс факт господства буржуазии. Идеология правового государства удобнее религиозной еще потому, что она, не отражая полностью объективной действительности, все же опирается на нее. Власть, как «общая воля», как «власть права», постольку реализуется в буржуазном обществе,
■ поскольку последнее представляет собой рынок 15. С этой
точки зрения и полицейский устав может выступить пе
ред нами как воплощение идеи Канта о свободе, огра
ниченной свободой другого.
Свободные и равные товаровладельцы, встречающиеся на рынке, являются таковыми только в абстрактном отношении приобретения и отчуждения. В действительной
■ жизни они связаны друг с другом многообразными от-
■• ношениями зависимости. Это — лавочник и крупный en
's товик, крестьянин и помещик, разоренный должник и его
кредитор, пролетарий и капиталист. Все эти бесчислен-
Общая теория права и марксизм
139
ные отношения фактической зависимости составляют подлинную основу государственной организации. Между тем для юридической теории государства они как бы не существуют. Далее, жизнь государства складывается из борьбы различных политических сил, т. е. классов, партий, всевозможных группировок; здесь скрываются реальные движущие пружины государственного механизма. Для юридической теории они равным образом недоступны. Правда, юрист может проявить большую или меньшую гибкость и приспособляемость к фактам, например принимая во внимание кроме писаного нрава и те неписаные правила, которые сложились в государственной практике, но это не изменит его принципиальной позиции по отношению к действительности. Между юридической истиной и той истиной, которая составляет цель исторического и социологического исследования, неизбежно некоторое расхождение. Дело не только в том, что динамика социальной жизни опрокидывает застывшие юридические формы и что поэтому юрист со своим анализом обречен запаздывать на несколько темпов; даже оставаясь в своих утверждениях, так сказать, a jour факта, юрист передает его иначе, чем социолог, ибо юрист, оставаясь юристом, исходит из понятия государства как самостоятельной силы, противостоящей всяким иным индивидуальным и общественным силам. С точки зрения исторической и политической решения влиятельной классовой или партийной организации имеют такое же, а иногда и еще большее значение, чем решение парламента или какого-нибудь иного государственного учреждения. С точки зрения юридической факты первого рода являются как бы несуществующими. Наоборот, в любом постановлении парламента, отбросив юридическую точку зрения, можно видеть не акт государства, но решение, принятое определенной группой, кликой лиц, движимых теми же самыми индивидуально-эгоистическими или классовыми мотивами, как и всякий другой коллектив. Крайний нормати-вист Кельзен делает отсюда вывод, что государство вообще существует лишь в качестве мысленного предмета, замкнутого порядка норм или долженствований. Но, конечно, такая бесплотность предмета науки государственного права должна отпугивать юристов-практиков. Ибо они если не разумом, то инстинктом ощущают несомнеи-
|
|
140
Общая теория права и марксизм
ную практическую значимость своих понятий именно в здешнем греховном мире, а не только в царстве чистой логики. «Государство» юристов, несмотря на всю его «идеологичность», соотносится с некоторой объективной реальностью, подобно тому, как самый фантастический сон все же опирается на действительность.
Этой реальностью прежде всего является сам государственный аппарат в его вещественных и людских элементах.
Прежде чем создавать законченные теории, буржуазия начала строить свое государство па практике. Этот процесс в Западной Европе начался в городских коммунах 16. В то время как феодальный мир не знал различия между личными средствами феодала и средствами политического союза, в городах впервые появляется общественная городская касса, сначала как спорадическое, затем как постоянное учреждение "; «дух государственности» получает, так сказать, свое материальное седалище.
Появление государственных средств делает возможным появление людей, которые существуют на эти средства,— должностных лиц и чиновников. В феодальную эпоху функции управления и суда выполнялись слугами феодала. В городских коммунах впервые появляются общественные должности в полном смысле слова; публичность власти находит себе материальное воплощение. Доверенность в смысле частноправовом, в смысле уполномочия к совершению сделок, отделяется от должности. Абсолютной монархии оставалось только усвоить эту сложившуюся в городах публичную форму власти и осуществить ее на более обширной территории. Все дальнейшее усовершенствование буржуазной государственности, которое происходило и путем революционных взрывов, и путем мирного приспособления к монархически-феодальным элементам, можно свести к одному принципу, который гласит, что из двух обменивающихся на рынке ни один не может выступать в качестве властного регулятора менового отношения, но что для этого требуется некто третий, воплощающий в себе ту взаимную гарантию, которую товаровладельцы в качестве собственников дают друг другу, и являющийся, следовательно, олицетворенным правилом общения товаровладельцев.
|
|
I
Общая теория права и марксизм
141
Это юридическое понятие государства буржуазия клала в основу своих теорий и стремилась осуществлять на практике. Последнее, разумеется, она делала, руководясь знаменитым принципом «постольку-поскольку» 18.
Ибо ради чистоты теории буржуазия никогда не упускала из виду другой стороны дела, а именно что классовое общество не только рынок, где встречаются независимые товаровладельцы, но в то же время арена ожесточенной классовой войны, в которой государственный аппарат является одним из самых могучих орудий. А на этой арене отношения складываются далеко невдухекан-товского определения права как ограничения свобода личности в минимальных пределах, необходимых для общежития. Здесь глубоко прав Гумплович, когда он заявляет, что «такого рода права никогда не существовало, ибо мера свободы обусловлена только мерой господства другого, норма общежития диктуется не возможностью общежития, но возможностью господства». Государство как фактор силы и во внутренней и во внешней политике — вот та поправка, которую буржуазия вынуждалась делать к своей теории и практике «правового государства». Чем неустойчивее становилось господство буржуазии, тем более компрометирующими становились эти поправки, тем скорее «правовое государство» превращалось в бесплотную тень, пока, наконец, исключительное обострение классовой борьбы не заставило буржуазию совершенно отбросить в сторону маску правового государства и обнажить сущность власти как организованного насилия одного класса над другим.
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 12, с. 714.
|
|
2 Характерно, что, предписывая для известных дней «божий мир»,
церковь прямо как бы узаконивала для другого времени частные
войны. В XI в. было сделано предложение вовсе уничтожить по
следнее, но это предложение встретило энергичный протест Ге-
рарда, епископа Камбрского, который заявил, что требование
постоянного божьего мира «противоречит человеческой природе»
(ср.: Котляревский С. А. Власть и право: Проблема правового го
сударства. М., 1915, с. 189).
3 Ср.: Hauriou M. Principes du droit public. Paris, 1910, p. 272.
4 Ср.: Gierhe 0. Geschichte des deutschen Korperschaftsbegriffs. Ber-
5 Hn, 1873, S. 648.
Если на деле это сознание своей высокой миссии отсутствовало и у западных феодалов, и у русских князей, смотревших на свои
142
Общая теория права и марксизм
функции по обеспечению порядка просто как на источник дохода, то последующие буржуазные историки не преминули приписать им несуществовавшие мотивы, так как для самих историков буржуазные отношения и вытекающая из них публичность власти представлялись вечной и незыблемой нормой.
6 При этом сама объективная норма представляется как общее
убеждение подчиненных ей лиц: «Право есть всеобщее убежде
ние лиц, находящихся в юридическом общении. Возникновение
правового положения есть поэтому возникновение всеобщего
убеждения, имеющего обязательную силу и подлежащего испол
нению» (Пухта Г. Курс римского гражданского права. М., 1874,
т. 1, с. 29). Эта формула в своей мнимой всеобщности представ
ляет на деле лишь идеальное отражение условий рыночного об
щения; вне этого последнего она лишена всякого смысла. На
самом деле вряд ли кто-нибудь решится утверждать, что право
вое положение, например, илотов в Спарте было результатом их
(илотов) «всеобщего убеждения, возымевшего обязательную
силу» (ср.: Gamplowicz L. Rechtsstaat und Sozialismus. Innsbruck,
1881).
7 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 170.
8 В наше время обостренной революционной борьбы мы можем на
блюдать, как официальный аппарат буржуазной государственно
сти отходит на второй план по сравнению с «вольными дружи
нами» фашистов, оргеша и т. п. Это лишний раз доказывает, что
когда равновесие общества нарушается, то оно «ищет спасения»
не в создании стоящей над классами власти, но в максимальном
напряжении сил борющихся классов.
9 Подволоцкий И. Марксистская теория права. М., 1923, с. 33.
10 Ср.: Таль Л. Юридическая природа организации или внутреннего
порядка предприятия.— Юрид. вестн., 1915, № IX, (I), с. 178.
11 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 25, ч. II, с. 453—454.
12 См.: Там же, с. 399.
13 Я избавлен от труда приводить подробные доказательства этого
положения возможностью сослаться на критику юридических
теорий Лабанда, Еллинека и других у Гумпловича (см.: Gumplo-
wicz L. Rechtsstaat und Sozialismus; Idem. Geschichte der Staats-
theorien. Innsbruck, 1926), а также на превосходную работу
т. В. В. Адоратского «Государство» (М., 1923).
14 Здесь нельзя не отметить маленькую несообразность. Если дей
ствуют не люди, а само государство, то зачем отдельно указы
вать на подчинение нормам того же государства?.. Ведь это, соб
ственно, означает повторение одного и того же. Вообще, теория
органов представляет один из самых крупных камней преткнове
ния юридической теории. После того как юрист BOf-вот, казалось,
благополучно справился с определением понятия государства
и готовится безмятежно плыть дальше, его ожидает второй под
водный камень — понятие органа. Так, по Еллинеку у государ
ства нет воли, но есть воля органов. Но спрашивается: как же
создались органы? А без органов нет государства. Попытка раз
решить затруднение при помощи концепции государства, как
юридического отношения, подставляет вместо проблемы в общем
виде ряд частных случаев, на которые она разлагается. Ибо лю-
I
Общая теория права я марксизм 143
бое конкретное публично-правовое отношение заключает в себе тот же элемент мистификации, который мы находим в общем понятии государства-лица 16*.
is Лоренц Штейн противопоставлял, как известно, идеальное государство, стоящее над обществом, государству, поглощенному обществом, т. е., по нашей терминологии, классовому государству. К таковым он относил феодально-абсолютистское государство, охранявшее привилегии крупного землевладения, и капиталистическое, которое охраняет привилегии буржуазии. Но за вычетом этих исторических реальностей остается только государство, как фантазия прусского чиновника или как абстрактная гарантия условий обмена по стоимости. В исторической же действительности «правовое государство», т. е. государство, стоящее над обществом, реализуется только в качестве своей собственной противоположности, т. е. как «комитет, управляющий общими делами всего класса буржуазии» {Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 4, с. 426).
16 Ср.: Котляревспий С. А. Указ. соч., с. 193.
17 Древнегерманская община •— марка вовсе не была юридическим
лицом, владеющим имуществом. Общественный характер альмен-
ды выражался в том, что она находилась в пользовании всех
членов марки. Сборы на общественные нужды производились
лишь спорадически и в каждом отдельном случае строго сораз
мерно с потребностью. Если оставался излишек, то он употреб
лялся на общее угощение. Этот обычай показывает, как чуждо
было представление о перманентных общественных средствах.
18 Английская буржуазия, которая раньше других отвоевала себе
господство на мировых рынках и чувствовала себя неуязвимой
благодаря островному положению, могла идти дальше других
в практике «правового государства». Наиболее последовательным
проведением юридического начала во взаимоотношениях власти
и отдельного субъекта и наиболее эффективной гарантией того,
что носители власти не выйдут из своей роли — быть олицетво
рением объективной нормы, является подчинение государствен
ных органов юрисдикции независимого (не от буржуазии, разу
меется) суда. Англосаксонская система является своего рода
апофеозом буржуазной демократии. Но, так сказать, на худой
конец, при иных исторических условиях буржуазия мирится
и с такой системой, которую можно окрестить как система «от
деления собственности от государства» или система цезаризма.
В этом случае правящая клика своим неограниченным деспоти
ческим произволом (имеющим два направления: внутреннее,
против пролетариата, и внешнее, выражающееся в империали
стической политике) как бы создает фонд для «свободного само
определения личности» в гражданском обороте. Так, по мнению
С. А. Котляревского, «частноправовой ипдивидуализм вообще
уживается с политическим деспотизмом: Code civil возникает
в эпоху, для которой характерно не только отсутствие политиче
ской свободы в государственном устройстве Франции, но и ка
кой-то упадок интереса к этой свободе, сказавшийся так нагляд
но уже во время 18 брюмера. Но такая частноправовая свобода
не только заставляет мириться со многими сторонами в деятель-
144
Общая теория права и марксизм
ности государства; она сообщает «той последней в целом известный правовой отпечаток» (Котляревский С. А. Указ. соч., с. 171). Блестящую характеристику отношения Наполеона I к гражданскому обществу см. у Маркса (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 2, с. 137).
ГЛАВА ШЕСТАЯ
ПРАВО И НРАВСТВЕННОСТЬ
Для того чтобы продукты человеческого труда могли относиться друг к.другу как стоимости, люди должны относиться друг к другу как независимые и равные личности.
Если один человек находится во власти другого, т. е. является рабом, его труд перестает быть творцом и субстанцией ценности. Рабочая сила раба наравне с рабочей силой домашнего животного лишь переносит на продукт определенную часть издержек своего производства и воспроизводства.
На этом основании Туган-Барановский делает вывод, что политическую экономию можно понять, только исходя из руководящей этической идеи верховной ценности и потому равноценности человеческой личности'. Маркс, как известно, делает обратный вывод, а именно этическую идею равноценности человеческой личности он связывает с формой товара, т. е. выводит ее из практического приравнивания друг к другу всех видов человеческого труда.
В самом деле, человек как моральный субъект, т. е. как равноценная личность, есть не более как условие обмена по закону стоимости. Таким же условием является человек как субъект прав, т. е. как собственник. И наконец, оба эти определения самым тесным образом связаны с третьим, в котором человек фигурирует в качестве эгоистического хозяйствующего субъекта.
Все три определения, будучи несводимы одно на другое и даже как бы противоречивы, отражают совокупность условий, необходимых для реализации стоимостного отношения, т. е. такого отношения, при котором связь людей в процессе труда представляется как вещественное свойство обмениваемых продуктов.
Общая теория права и марксизм
145
Если оторвать эти определения от того реального общественного отношения, которое они выражают, и пытаться развивать их как самостоятельные категории, т. е. чисто рассудочным путем, то в результате получится клубок противоречий и взаимно друг друга уничтожающих положений 2. Но в реальном отношении обмена эти противоречия диалектически соединяются как нечто целостное.
Обменивающийся должен быть эгоистом, т. е. руководиться голым хозяйственным расчетом, иначе стоимостное отношение не может проявить себя как общественно необходимое отношение. Обменивающийся должен быть носителем права, т. е. иметь возможность автономного решения, ибо его воля должна «находиться в вещах». Наконец, обменивающийся воплощает начало принципиальной равноценности человеческой личности, ибо в обмене все виды труда приравниваются один к другому и сводятся к абстрактному человеческому труду.
Таким образом, три вышеуказанных момента, или, как раньше любили выражаться, три начала,— эгоизма, свободы и верховной ценности личности — неразрывно связаны одно с другим, представляя в совокупности рациональное выражение одного и того же общественного отношения. Эгоистический субъект, субъект права и моральная личность — это три основные маски, под которыми выступает человек в товаропроизводящем обществе. Экономика стоимостных отношений дает ключ к пониманию правовой и моральной структуры не в смысле конкретного содержания норм права или морали, но в смысле самой формы. Идея принципиальной ценности и равноценности человеческой личности имеет свою длинную историю: через стоическую философию она вошла в обиход римских юристов и в учение христианской церкви, а затем в доктрину естественного права. Существование рабства в Древнем Риме не помешало Сенеке прийти к убеждению, что, «если тело может быть несвободным и принадлежать господину, то душа всегда остается sui juris». Кант, в сущности говоря, сделал очень небольшой шаг вперед по сравнению с этой формулой, ибо у него принципиальная автономия личности прекрасно сочетается с чисто крепостническими взглядами на отношения между господами и слугами (Gesinde). Но в какие бы одежды эта идея ни
146
Общая теория права и марксизм
облекалась, в ней нельзя открыть ничего, кроме выражения того факта, что различные конкретные виды общественно полезного труда сводятся к труду вообще, поскольку продукты труда начинают обмениваться как товары. Во всех других отношениях неравенство людей (половое, массовое и т. д.) бьет в глаза на протяжении истории с такой очевидностью, что приходится удивляться не тому богатству аргументов, которое могли выдвинуть против учения об естественном равенстве людей различные его противники, а тому, что до Маркса и кроме Маркса никто ~вв задался вопросом об исторических причинах, способствовавших возникновению этого естественноправового предрассудка. Ведь если человеческая мысль на протяжении веков с таким упорством возвращалась к тезису ад равенстве людей и разрабатывала его на тысячу ладов, то ясно, что за этим тезисом должно было скрываться •какое-то объективное отношение. Нет сомнения, что понятие моральной или равноценной личности есть идеологическое образование и как таковое не адекватно действительности. Ничуть не меньшим идеологическим искажением реальной действительности является и эгоистический хозяйствующий субъект. И тем не менее оба эти определения адекватны одному специфическому социальному отношению и лишь выражают его абстрактно и, следовательно, односторонне. Вообще говоря, мы уже имели случай указать, что понятие или словечко «идеология» не должно удерживать нас от дальнейшего анализа. Успокаиваться на том, что человек, равный другому человеку,— это порождение идеологии, значит слишком облегчать себе задачу. «Низ» и «верх» суть не более как понятия, выражающие собой нашу «земную» идеологию. Однако в основе их лежит несомненный реальный факт земного тяготения. И как раз тогда, когда человек познал действительную причину, заставляющую его различать низ и верх, т. е. силу тяготения, направленную к центру земли, он постиг ограниченность этих определений, их неадекватность в применении ко всей космической действительности. Таким образом, обнаружение идеологичности было другой стороной обнаружения истинности понятий.
Если моральная личность есть не что иное, как субъект товаропроизводящего общества, то моральный закон
Общая теория права и марксизм
147
должен обнаружить себя как правило общения товаровладельцев. Это неизбежно придает ему двойственность. С одной стороны, этот закон должен иметь социальный характер и как таковой стоять выше отдельной личности. С другой стороны, товаровладелец по своей природе есть носитель свободы (свободы приобретать и отчуждать), поэтому и правило общения товаровладельцев должно быть помещено в душе каждого их них, быть его внутренним законом. Категорический императив Канта объединяет в себе эти противоречивые требования. Он сверхиндивидуален, потому что он не имеет ничего общего с какими-либо естественными побуждениями — страхом, симпатией, жалостью, чувством солидарности и т. д. Он, по выражению Канта, не устрашает, не убеждает, не льстит. Он вообще расположен вне всяких эмпирических, т. е. просто человеческих, мотивов. В то же время он выступает независимо от всякого внешнего давления в прямом и грубом смысле слова. Он действует исключительно в силу сознания его всеобщности. Кантовская этика — это типичнейшая этика товаропроизводящего общества, но в то же время она представляет собой наиболее чистую и законченную форму этики вообще. Кант придал логически законченный вид той форме, которую буржуазное, разложенное на атомы общество стремилось воплотить на деле, освобождая личность от органических связей патриархальной и феодальной эпох 3.
Основные понятия морали не имеют поэтому никакого смысла, если мы оторвем их от товаропроизводящего общества и попробуем применять к какой-либо иной общественной структуре. Категорический императив вовсе не есть социальный инстинкт, ибо основное предназначение этого императива — действовать там, где невозможна никакая естественная органическая, сверхиндивидуальная мотивация. Там, где между индивидами существует тесная эмоциональная связь, стирающая границы личного «я», там не может иметь место феномен морального долга. Для понимания этой последней категории надо исходить не из той органической связи, которая существует, например, между самкой и детенышем или между родом и каждым из его сочленов, но из состояния разобщенности. Моральное бытие является необходимым восполнением юридического бытия,— и то и другое
148
Общая теория права и марксизм
суть способы общения людей, производящих товары. Весь пафос кантовского категорического императива сводится к тому, что человек «свободно», т. е. по внутреннему убеждению, делает то, к чему в плоскости права он был бы принужден. Характерны самые примеры, которые приводит Кант для иллюстрации своих мыслей. Они сводятся целиком к проявлению буржуазной добропорядочности. Героизм и подвиг не находят себе места в рамках кантовского категорического императива. Жертвовать собой вовсе не обязательно, поскольку ты от другого не требуешь такой жертвы. «Безумные» акты самоотречения и самозабвения во имя исполнения своего исторического призвания, своей социальной функции, акты, в которых проявляется высшая напряженность социального инстинкта, лежат вне этики в строгом смысле слова 4.
Шопенгауэр и за ним В. Соловьев определяли право как некоторый этический минимум. С тем же основанием можно этику определить как некоторый социальный минимум. Более высокий подъем социального чувства лежит вне этики в строгом смысле и унаследован современным человечеством от предшествовавших эпох органического, в частности родового, быта. Вот что говорит, например, Энгельс, сравнивая характер древних германцев и цивилизованных римлян: «Их личные способности и храбрость, их свободолюбие и демократический инстинкт, побуждавший видеть во всех общественных делах свое собственное дело... чем было все это, как не характерными чертами человека, стоящего на высшей ступени варварства, как не плодами его родового строя?» 5.
Единственно, чем рационалистическая этика действительно поднимается над могучими и иррациональными социальными инстинктами,— это своей всечеловечностью. Она порывает со всеми органическими, по необходимости узкими рамками (род, племя, нация) и стремится стать универсальной. Этим она отражает определенные материальные достижения человечества, а именно превращение торговли в мировую торговлю. «Несть эллина, ни иудея» отражало собой вполне реальный факт в истории народов, объединенных властью Рима.
Поскольку универсализм этпческой (а следовательно, и правовой) форлгьт: все люди равны, у всех одна и та же «душа», все могут быть субъектами права и т. д.— на-
Общая теория права и марксизм 149
вязывался практикой торгового общения с иноземцами, т. е. с людьми чуждых обычаев, языка, религии, постольку он вряд ли на первых порах воспринимался как нечто положительное уже хотя бы потому, что с ним был связан отказ от вкоренившихся своих специфических обычаев, от любви к своему и презрения к чужому. Так, например, Мэп указывает, что само jus gentium явилось плодом пренебрежения, которое римляне питали ко всякому чуждому праву, и нежелания предоставить чужеземцу преимущества их собственного туземного jus civile. Древний римлянин, по мнению Мэна, так же не любил jus gentium, как не любил иностранцев, для пользы которых оно предназначалось. Самое слово aequitas означало уравнивание, причем, вероятно, этому выражению не прида-рэлосъ сначала никакого этического оттенка, и нет основания предполагать, чтобы процесс, обозначаемый этим выражением, возбуждал собой что-либо, кроме отвращения, в уме первобытного римлянина 6.
Тем не менее в дальнейшем рационалистическая этика представляется для товаропроизводящего общества максимальным достижением и высшим культурным благом, о котором принято говорить не иначе, как в самом восторженном тоне. Достаточно вспомнить хотя бы известные слова Канта: «Две вещи наполняют душу все новым и увеличивающимся удивлением и благоговением, чем чаше и глубже вдумываешься в них: звездное небо над моей головой и моральный закон во мне» 7.