Задача состоит, следовательно, в том, чтобы связать изучение юридической формы и практическое применение ее с экономическими и социально-классовыми основами как самой этой формы, так и отдельных ее разновидностей, наконец, отдельных правовых институтов.
Наиболее характерные для буржуазного права категории — субъект права, собственность, договор и т. д.— прежде всего и отчетливее всего вскрывают свою материальную основу в явлении обмена. Категории трудовой стоимости соответствует категория юридического субъекта. Безличное, всеобщее, измеряемое лишь количественно свойство товаров восполняется формальными свойствами равенства и свободы, которыми наделяют
188
Марксистская теория права
ДРУГ Друга товаровладельцы. Вот отправной пункт для критики абстрактных правовых категорий, который имеется у самого Маркса.
В своем очерке «Общая теория права и марксизм» я попытался последовательно применить эту точку зрения к различным областям права и к различным юридическим категориям. Мне представляется, что в результате получилась более или менее стройная концепция, которая увязывается, между прочим, и с теми беглыми замечаниями, которые имеются у Маркса относительно права переходного к социализму периода.
|
|
Противопоставление социалистической плановости а эквивалентного начала, или, что то же, технического и общественного разделения труда, получает при таком подходе решающее значение для уяснения целого ряда частных проблем теории права. Самым лучшим доказательством плодотворности выдвинутой мною точки зрения я считаю тот факт, что целый ряд товарищей с успехом использовали ее как с критическими, так и с конструктивными целями, и притом в самых различных областях права.
Вместе с тем необходима, конечно, дальнейшая критическая проверка предложенной гипотезы.
Возражения по существу всегда полезны для дела. Плохо только, когда вместо таких возражений поднимается огульный вопль о борьбе с правовой идеологией вообще, об антиправовой пропаганде и т. п. Заслуга секции права Коммунистической академии состоит, между прочим, и в том, что она не вступила па этот соблазнительный путь.
В своей статье «Государство и право в период социалистического строительства» 5 П. И. Стучка формулировал ряд пунктов, в которых выдвигаемая мною концепция, будем для краткости именовать ее, вслед за т. Стуч-кой, «трудовой теорией», нуждается в известном уточнении и исправлении.
Прежде всего я охотно соглашусь, что вышеупомянутый очерк во многих отношениях требует дальнейшей разработки и, может быть, переработки. Целый ряд проблем не мог найти себе места в книге, да и просто не входил тогда еще в поле зрения автора. Такова, например, проблема права переходного времени, или советского
|
|
Марксистская теория права
189
права, которую поставил во весь рост т. Стучка, что и принадлежит к числу его крупных заслуг в теории права.
Разумеется, я не представлял себе процесса отмирания права как «непосредственный переход от буржуазного права к неправу». Если такое впечатление могло получиться, то это потому, что я главное внимание направил на комментирование известного места у Маркса в «Критике Готской программы» относительно «узкого горизонта буржуазного права» 6. Но, конечно, это «буржуазное право без буржуазии» (Маркс имеет в виду такую степень, когда классы уже уничтожены и сохранился лишь принцип распределения пропорционально трудовым затратам), как небо от земли, далеко от буржуазного права без кавычек, являющегося опосредствующим моментом процесса эксплуатации. Классовая, функциональная характеристика этого права, и не только этого, но и нашего современного советского права, отвечающего более низкой ступени развития, чем та, которую Маркс имел в виду в «Критике Готской программы», принципиально отличны, противоположны такой же характеристике подлинного буржуазного права. Отмирать может только это не подлинное буржуазное право, «буржуазное право» в кавычках. Право же буржуазного государства, защищаемое силой последнего, может быть только уничтожено революцией пролетариата.
Повторяю, что большой заслугой т. Стучки является неустанное подчеркивание им особой, специфической природы советского права, вытекающей из его революционного происхождения, в противовес всяким попыткам рассматривать наше советское право как наиболее полное завершение неких «социальных» тенденций, наблюдавшихся в буржуазном правопорядке.
Точно так же совершенно неоспорим факт существования феодального права, имевшего свое специфическое классовое функциональное значение и целый ряд особенностей, вытекавших преимущественно из специфической формы эксплуатации. Речь может идти только о том, увязываются ли специфические особенности феодального права, особая форма этого права с неразвитостью товарно-денежного хозяйства и с преобладанием натурально-хозяйственных отношений. Я думаю, что т. Стучка этой связи отрицать не будет. Наоборот, в своих работах он
190
Марксистская теория права
неоднократно подчеркивает ту мысль, что, например, соо-ственность на землю теряет феодальный характер, вместе с тем как земля становится товаром наравне с другими товарами, а ее собственник — товаровладельцем. Таким образом, переход от феодального права господства над землей (и над людьми) к буржуазному праву частной собственности на землю (от которого отделена политическая власть, как некая особая сила) ч можно рассматривать не только с точки зрения переворота в функциональном классовом характере права, но и с точки зрения развертывания его формы. Именно поэтому буржуазия не только ставит свое новое право на место феодального, но придает юридическому моменту в общественной жизни и в своей идеологии такое всеобъемлющее значение.
Не следует также забывать то обстоятельство, что разделение труда и связанный с этим обмен суть явления более ранние, чем феодальный строй. Хотя феодализм по сравнению с последующими стадиями развития характеризуется преобладанием натурально-хозяйственных отношений, однако на всем протяжении феодального периода мы встречаемся с куплей-продажей, с продуктами труда, принявшими форму товара, и с всеобщим эквивалентом, т. е. с деньгами.
Таким образом, налицо уже имеются основные предпосылки для построения экономических отношений как отношений оборота.
|
|
Появление частной собственности, которое опять-таки предшествует феодализму, есть результат разделения труда. Частная собственность появляется впервые как движимая собственность 8.
К тому времени, когда на месте родовой и племенной земельной собственности начинает развиваться крупное землевладение духовной и светской знати и когда на основе этого вырастает феодализм, движимая собствелность и известные зачатки обязательственного права уже имеются налицо. С этим в особенности придется согласиться, если принять точку зрения одного из новейших историков раннего феодализма Альфонса Дошла, отрицающего катастрофический характер разрушения римской культуры германскими племенами. Однако для наших целей вполне достаточно тех вполне бесспорных данных относительно наличия в эпоху раннего феодализма развернутой
Марксистская теория права
191
формы стоимости, которые имеются в так называемых варварских правдах. Напомним хотя бы, что вергельд везде исчисляется в денежных единицах.
Из этого, между прочим, вытекает, что частная собственность, которая базируется на факте общественного разделения труда и на обороте, не только пришла на смену феодальному вещному праву, как единственная и универсальная форма собственности, но существовала наряду с ним и даже предшествовала ему.
Все это дает нам основание утверждать, что при рассмотрении права феодального общества мы точно так же можем установить связь между особенностями содержания и функционально-классового назначения права данной эпохи и особенностями формы. Для этого нам нет надобности ни отрицать существование феодального права, ни превращать его в буржуазное право. Десятину и оброк не следует смешивать с прибавочной стоимостью капиталистического общества. Однако, поняв до конца эту последнюю категорию, мы, как это еще указывал Маркс, уясним себе и значение феодальных форм эксплуатации. Точно так же критика наиболее отвлеченных п наиболее законченных определений буржуазного права может быть полезной для уяснения предшествующих форм, хотя во многом они носят прямо противоположные черты.
|
|
Отношение двух товаровладельцев, как реальная основа для всего богатства юридических конструкций, само является довольно тощей абстракцией. За волей товаровладельца скрывается очень многое: и воля капиталиста, и воля мелкого товаропроизводителя, и воля рабочего, продающего свой единственный товар — рабочую силу. Формальная отчетливость юридической сделки еще ничего не говорит об экономическом и социально-классовом содержании.
На эту сторону дела указывает т. Стучка, призывая совершенно основательно «не дольше оставаться в абстрактном обществе простых товаропроизводителей, чем это нужно для вскрытия тайн абстракций буржуазного права. Раз это сделано, назад к действительности, к классовому обществу».
Вряд ли можно что-нибудь возражать против такого призыва. Истолкование смысла формальных категорий
192
Марксистская теория права
права не лишает их этого формального характера, а следовательно, не устраняет опасности известного рецидива юридической идеологии, подкрашенной в защитные марксистские цвета. Тов. Стучка безусловно прав, возвышая против этого свой предостерегающий голос.
В частности, совершенно бесспорно указание П. И. Сту-чки, что воля товаровладельца в простом товаропроизводящем обществе и воля капиталистического товаровладельца суть качественно различные воли, хотя в сделках купли-продажи они выступают в одном и том же формальном обличье. Направление воли в одном случае выражается экономической формулой Т—Д—Т, а в другом случае — формулой Д—Т—Д + д. Вся важность этого различия особенно ясно вскрылась для нас в связи с последней внутрипартийной дискуссией, когда нам пришлось бороться с некритическим употреблением термина «частное хозяйство» и доказывать необходимость строгого различия между частнокапиталистическим производством, с одной стороны, и простым товарным производством, т. е. крестьянским хозяйством,— с другой.
В заключение несколько слов по поводу соотношения государства и права. Тов. Стучка предостерегает здесь от экономизма и усматривает в выдвинутых много положениях некоторую неясность и недоговоренность на этот счет. Я не могу согласиться, чтобы в моей работе пме лась какая-либо недоговоренность в смысле уступки экономизму или фаталистическому извращению Марксова учения о развитии общества. Речь шла у меня о двух вещах. Во-первых, я предостерегал от смешения действительных возможностей государственной власти и действительно достигаемых ею результатов с тем, что содержится в издаваемых государством законах. Для революционных периодов в особенности важно различать эти две вещи. Напоминание о том, что есть законы, которые «гласят» и которые «не гласят», сделал не кто иной, как сам т. Стучка. Далее, я утверждал, что общественное разделение труда и, следовательно, выступление хозяйствующих субъектов в качестве участников обмена суть факты, которые не обязаны своим возникновением приказам государственной власти. То же положение, как будто бы бесспорное. А между тем в этих фактах заключается основная и принципиальная предпосылка правоот-
Марксистская теория права
193
ношения. Разумеется, конкретное опосредствование данной системы правоотношений — дело государственной власти и издаваемых ею законов. Это было бы нелепо отрицать. Но еще более нелепо было бы сводить при анализе правового регулирования как исторического явления все к объективной норме, к правилу как таковому, «упразднять» субъективное право, не давая себе труда поразмыслить над теми реальными экономическими фактами, которые за этой категорией скрываются. Поэтому смешное впечатление производят те юристы, которые, оставаясь безраздельно в плену юридической идеологии (ибо понятие публичной власти, от которой исходят объективные нормы,— это понятие насквозь юридическое), воображают, что они делают какой-то шаг вперед и уводят нас от «индивидуалистических и метафизических конструкций». На самом деле они продолжают вращаться в порочном кругу своих определений и обнаруживают лишь полное непонимание того, о чем у них самих идет речь.
В своей работе я пытался показать, что для марксиста нет никакой необходимости следовать эт ому примеру, т. е. объяснять право через юридизированное государство. От такой «позитивной» теории права я призывал вернуться к Марксу, у которого показано, каким образом «кок. ституирование политического государства и разложение гражданского общества на независимых индивидов... совершаются в одном и том же акте» 9.
Сосредоточивая внимание на всемогуществе государства в сфере создания и поддержания правовой формы (общеобязательные законы, сила судебного решения, неуклонное выполнение приговоров и т. д.), юристы-позитивисты сознательно или бессознательно затушевывают гораздо более важную вне-правовую, вне-законную, вне-юридическую силу государства, которая направляется на защиту классового господства всеми средствами и вне всяких юридических форм.
Тов. Стучка глубоко прав, подчеркивая значение государственной власти в деле ускорения перехода от одного способа производства к другому. Но у меня речь шла не об этом.
Поднятый т. Стучкой вопрос является гораздо более широким, и в нем у нас нет никаких разногласий. Моя
7 Е Б Пашуканкс
194
Марксистская теория права
задача была гораздо скромнее: показать внутреннюю связь между общественным разделением труда, выраженным в форме товара, и основными понятиями как в области так называемого частного, так и в области так называемого публичного права.
Я убежден, что только при этом подходе марксистская критика сможет преодолеть всякие рецидивы абсолютизированной юридической догматики, которая, как это показал опыт, неизбежно превращается в рецидив буржуазной юридической идеологии.
1 Рейснер М. Право. Наше право. Чужое право. Общее право.
Л.; М., 1925, с. 209.
2 Там же, с. 198.
3 Там же, с. 24.
4 Там же, с. 119.
5 Революция права, 1927, № 2, с. 3—26.
6 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 19, с. 20.
7 «Благодаря высвобождению частной собственности из общности...
государство приобрело самостоятельное существование наряду
с гражданским обществом и вне его; но на деле государство есть
не что иное, как форма организации, которую неизбежно должны
принять буржуа, чтобы — как вовне, так и внутри страны —
взаимно гарантировать свою собственность и свои интересы»
(Маркс К., Энгельс Ф. Фейербах. Противоположность материа
листического и идеалистического воззрений: (Новая публикация
первой главы «Немецкой идеологии»). М., 1966, с. 97).
8 «Частная собственность в собственном смысле слова появляется у древних, как и у современных народов, лишь вместе с движимой собственностью» (там же, с. 98).
s Маркс К., Энгельс Ф, Соч., т. 1, с. 405,
ГЕГЕЛЬ. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО
(к столетию со дня смерти)
Значение гегелевской философии измеряется величием тех всемирно-исторических движений, на грани которых она расположена.
Уходя глубоко корнями своими в реформацию и французскую революцию, философия Гегеля через левое гегельянство получает дальнейшее развитие. Маркс, Энгельс и Ленин переработали материалистически диалектику Гегеля, создав философию диалектического материализма как величайшее оружие революционного коммунистического движения пролетариата.
Только в этих масштабах можно оценивать всемирно-историческое значение гегелевской философии. Оно слишком грандиозно для того, чтобы его можно было измерять количеством посвященных Гегелю диссертаций, университетских курсов или академических обществ. Для того чтобы понять значение и степень влияния гегелев, ской философии, надо обращаться не к международному справочнику ученого мира «Минерва», а к самому движению мировой истории, которое, выражаясь идеалистическими терминами Гегеля, охватывает «действительность духа во всем ее объеме и ее внутреннем и внешнем проявлении» (Die geistige Wirklichkeit in ihrem ganzen Umfange von Innerlichket und Ausserlichkeit).
Нельзя не отметить комическое положение, в которое поставили себя устроители берлинского конгресса, посвященного столетию со дня смерти Гегеля 25*. Они принципиально отказались поставить доклады советской делегации на такие темы, как «Маркс, Ленин, Гегель» или «Гегель и современность», и предложили ограничиться «сообщением об объеме и организации изучения гегелевских теорий в русских научных учреждениях».
Впрочем, нет ничего удивительного в том, что почтенные неогегельянцы, объединенные в архиреакционном гегелевском союзе 26*, менее всего интересуются значением Гегеля для всемирной истории. Ибо на этой арене демиургом-строителем является пролетариат. Поэтому буржуазная наука стремится замкнуть гегелевскую филосо-
196
Гегель. Государство и право
фию в стенах академий и университетов, выдвинуть на первый план ее наиболее слабые и реакционные стороны, сделать из нее монополию протестантских попов и оголтелых националистов, поставить ее на службу международного фашизма.
«Было бы абсурдно,— уверяет один из инициаторов Гегелевского конгресса Г. Лассон,— искать гегелевское учение о чистом духе в материалистическом бездушии марксизма».
Но, увы, всемирная история, как это указал сам Гегель, менее всего склонна следовать рецептам тех, кто предай «спокойному, упорядоченному и освященному существующей системой ходу вещей».
Только рассматривая гегелевскую философию как «алгебру революции» 27*, как ступень к материалистической диалектике, только через призму исторического творчества Маркса, Энгельса, Ленина мы сможем выделить в философии Гегеля то, что является в ней вечным творением — «под видимостью временного и преходящего понять поныне свою силу и свое значение». Ибо та задача, которую ставил Гегель философии, должна быть разрешена в отношении его собственных творений: «под видимостью временного и преходящего понять субстанцию, которая имманентна, и вечное, которое налицо» (In dem Schein des Zeitlichen und Vortibergehenden die Substanz, die Immanent und das Ewige, das Gegenwartig ist, zu begre-ifen).
Философия Гегеля, как и вся германская классическая философия, несет на себе отпечаток отсталости экономических и политических отношений Германии того времени. Смелые полеты мысли Канта я Гегеля, которые особенно ярко выделяются на фоне ничтожества их современных последователей и эпигонов, сочетались -с робостью в практических выводах и по отношению к само-державно-феодалыю-клерикальному государству, по отношению к протестантской религии, с которой оба ищут примирения. Тем не менее Меринг глубоко прав, считая одной из самых забавных иронии мировой истории тот факт, что философия Гегеля была провозглашена птзус-ской государственной философией. Ибо сколько мучительных усилий ни прилагал Гегель для того, чтобы открыть разум в окружающей его действительности прус-
Гегель. Государство и право 197
ского абсолютизма, дух гегелевской философии, его диалектика представляли собой сильнейшее взрывчатое вещество.
Известно, что Гегель в «Философии права» защищает монархию, сословный строй, бюрократическо-полицейское государство против доктрины либерализма, которая, по его мнению, разлагает государство на отдельные атомы и ведет его к бессилию. Он воюет там против парламентаризма и совершенно в духе Меттерниха и Карлсбадских постановлений обрушивается на печать, которая-де стремится «к общему разложению». Гегель отражает в своей социальной философии не только революционные, но и реакционные устремления буржуазии, ее готовность примириться с полуфеодальными политическими учреждениями, с монархией, с полицейско-бюрократической машиной абсолютизма, лишь бы охранить «порядок» от поползновений «черни». Страх перед пролетариатом — вот источник той половинчатости и реакционности, которую мы находим у Гегеля. Фашисты сейчас хватаются за эти положения Гегеля, в которых оп выступает не как великий ученый, не как философ, развивавший буржуазные идеалы до самых смелых логических последствий, но как Spiepbiirger, мещанин, не могущий подняться выше жалкого политического уровня тогдашней Германии, не как апостол буржуазной свободы, но как верноподданный его величества, короля прусского 28*.
Возрождение интереса к Гегелю, которое замечается в современной буржуазной философии, носит вообще ярко выраженный реакционный характер. Современные неогегельянцы менее всего ищут у Гегеля рациональное зерно его диалектики. Они возятся преимущественно с ее мистической шелухой, они берут у Гегеля все то, что ближе подходит к поповщине, к примирению с действительностью. В рецензии на книгу болгарского ученого Янева «Гегель, его личность и его философия», помещенной в «Логосе», мы читаем: «Теперь можно с полным правом говорить о возвращении к Гегелю. Это возвращение обозначает обращение современного человека к вечным вопросам жизни; означает обновление веры в дело человеческого духа, который сильнее всего па земле» '.
Гегель нужен буржуазии для того, чтобы она могла уверовать в спасение буржуазной культуры и всего бур-
198 Гегель. Государство и право
жуазного общества, которое неудержимо идет к своему краху. Они ищут у него примирения, преодоления конкретных противоречий, хватаются за метафизическую и идеалистическую сторону философии Гегеля, истолковывают Гегеля в поповском духе, выдвигая на первый план самое слабое в Гегеле: «боженьку, абсолют, чистую идею» 2. Один из профессоров, писавший на тему о «гегелевском ренессансе», усмотрел суть этого ренессанса в том, что «среди не знающей покоя, посюсторонней и стремящейся к преходящим благам цивилизации пробуждается сознание беспочвенности и бессмысленности всей этой лихорадочной деятельности и вместе с тем начинаются поиски чего-то устойчивого, полного смысла и непреходящей ценности» 3.
Гегель истолковывается здесь в духе поповско-квие-тистическом; его философия изображается как некая пристань блаженного успокоения от противоречий грешного мира и «ужасов классовой борьбы».
Не отстают от буржуазных ученых и социал-фашистские теоретики. В своем докладе, посвященном столетию Гегеля, небезызвестный Зигфрид Марк, докапываясь до сути диалектики, отожествляет ее с точкой зрения «исторической целостности». Значение диалектики он видит в том, что «только в целостности исторических событий можно будет понять по внешности бессмысленные противоречия как движущие факторы развития». Социал-фашистский теоретик ухитряется вытравить революционную суть диалектики, использовать ее как оправдание пассивности, как средство успокоения от противоречий жизни. Негодование масс по поводу конкретных противоречий капитализма, обрекающих их на безработицу, нужду и голод, Зигфрид Марк пытается отвести в безопасное русло филистерского резонерства насчет «высшего» смысла этих противоречий, который-де открывается под углом зрения «исторической целостности». Трудно себе представить большее опошление марксизма и диалектики.
Тот же Зигфрид Марк, разумеется, отвергает «попытку коммунистических теоретиков понять марксизм попу-лярно-диалектнческн, как эмпирическую науку о действительных противоречиях жизни».
Комментарии, как говорится, излишни. Можно, пожалуй, добавить, что, даже но отчетам с.-д. прессы, док-
Гегель. Государство и право
199
лад Зигфрида Марка был прочитан настолько сухим и тяжелым языком, что большинство аудитории его не поняло. Так «популяризируется» социал-демократами теория научного социализма, так извращаются и опошляются ими марксизм и диалектика.
Между тем философия Гегеля более всего далека от пассивного созерцания.
«В теоретической идее,— пишет Гегель,— субъективное понятие, как общее, в себе и для себя лишенное определения, противостоит объективному миру, из коего оно почерпает себе определенное содержание и выполнение. В практической же идее оно как действительное противостоит действительному; но уверенность в себе, присущая субъекту, в его определенном в себе и для себя бытии, есть уверенность в своей действительности и недействительности мира; для субъекта уничтожено инобытие мира не только как отвлеченная общность, но и в его единичности, и в определениях его единичности» 4.
Это место из III части «Науки логики» заключает в себе глубочайшую мысль, которая получает свое законченное последовательное выражение в диалектическом материализме и которую Маркс выразил в своих известных тезисах о Фейербахе. Эту же мысль Ленин в своих комментариях к «Науке логики» формулирует следующим образом: «Теоретическое познание должно дать объект в его необходимости, в его всесторонних отношениях, в его противоречивом движении an und fur sich. Но человеческое понятие эту объективную истину познания «окончательно» ухватывает, уловляет, овладевает ею лишь когда понятие становится «для себя бытием» в смысле практики. Т. е. практика человека и человечества есть проверка, критерий объективности познания» 5.
«Уверенность...субъекта... в своей действительности и в недействительности мира» — в этой формуле раскрывается революционная сторона гегелевского диалектического метода. Выписав это место, Ленин комментирует его своим простым и ясным языком, «т. е. что мир не удовлетворяет человека, и человек своим действием решает изменить его» 6. Но если высшая объективность достигается в сфере практической идеи, т. е. человеческой практики, которая «сообщает себе реальность в
200
Гегель Государство и право
форме внешней действительности посредством снятия определений внешнего мира» 7, то, с другой стороны, практическая идея «обречена оставаться в царстве субъективности, в чистых областях прозрачной мысли, которой противостоит внешняя многообразная действительность как незамкнутое царство мрака», если только «воля отделяется от познания и внешняя действительность не сохраняет для нее (воли) формы истинно сущего» !.
Признавать истинно сущее как независимую от субъективных мнений наличную действительность — «это,— по замечанию Ленина,— чистый материализм!» «Неисполнение целей (человеческой деятельности) имеет своей причиной (Grand) то, что реальность принимается за несуществующее (nichtig), что не признается ее (реальности) объективная действительность» (т. 29, с. 199). И, наоборот, «деятельность человека, составившего себе объективную картину мира, изменяет внешнюю действительность, уничтожает ее определенность (=меняетте или иные ее стороны, качества) и таким образом отнимает у нее черты кажимости, внешности и ничтожности, делает ее само-в-себе и само-для-себя сущей ^объективно истинной)» (т. 29, с. 199).