Природа политики. Детерминистские (социологические) концепции политики

Политология как наука: история становления, предмет изучения

Возникновение и развитие политологии

VI век до н.э. Древняя Греция

Рождение политологии как науки. Люди размышляли о политике тысячи лет назад. Аргумент: именно в Древней Греции произошла рационализация человеческого мышления. От метафор – к разуму. Например, Древний Вавилон делит час на 60 минут и окружность на 360о. «Всегда волнует звездное небо над нами и нравственные законы внутри нас». (с)

Рационализм – попытка объяснить мир и место человека в нем исключительно с помощью разума (отбрасывая мифы, религию).

Греки были не сильно религиозны, но очень практичны. Платон – отец-основатель. Мир по вертикали делится на две части. Вверху — Эйдос, мир абсолютных истин, чистых идей. Внизу – мир отраженных истин. Проблема людей в том, что они живут в отраженном мире —> войны и т.д.. Платон считает, что проблема решима: надо познать мир абсолютных истин и перестроить свою жизнь. В политике это значит главный вопрос политической мысли: какова наилучшая форма правления?

Ответ на этот вопрос дал Аристотель. Он собрал информацию о всех известных в то время полисах (около 146-ти) и обобщил: форм правления всего шесть. Далее рационалист Аристотель структурировал их по 2 критериям:

количественный

правит один человек

правят несколько

правят многие (в идеале - все)

качественный (в чьих целях)

ради общего блага

ради частного блага

 

Система форм правления по Аристотелю:

монархия тирания
аристократия олигархия
полития демократия

Аристотель ввел элемент динамики.

Монархия, аристократия и полития (1-й столбец) – «правильные» формы правления (ради общего блага). Тирания, олигархия, демократия (2-й столбец) – «неправильные» формы (в интересах частного блага). Движение осуществляется циклически: монархия —> тирания —> аристократия —> олигархия —> полития —> демократия —> монархия. Деградация «правильных» форм в «неправильные». У Аристотеля «аристократы» - способные постичь Эйдос. Аристократия и демократия ближе всего к современной анархии. Ответ Аристотеля на лучшую форму правления: смешанная, объединяющая достоинства «правильных» форм правления.

«+» монархии — эффективность управления. Есть проблема — есть решение.

«+» аристократии — власть у людей, способных мыслить на общее благо. Есть, с кем посоветоваться. Далеко не все способны так мыслить.

«+» политии — решения принимаются большинством, без насилия, не нужен внешний контроль.

Эта идея доминировала сотни лет.

 

XVI век, Николо Маккиавелли

Переформатировал основные вопросы политической науки. Начал снова с наблюдения. Политическая мысль и политическая практика – две почти не пересекающиеся линии. Правители не особенно прислушивались к политическим ученым. —> Родилась радикальная идея: не стоит плодить проекты. Главный вопрос: не как должно быть, а как есть. Надо изучать факты, а не модели идеального государства.

В центре политических исследований – проблема власти. Как ее получить, как удержать, как использовать. Книга Маккиавелли: «Государи (пособие для властителей)».

Термин «маккиавеллизм» = в политике всё возможно, цель оправдывает средства.

 

Договорные теории Гоббса, Локка и пр.

Гоббс: первоначально люди жили в естественном состоянии: борьба всех со всеми. Но так общество может самоуничтожиться. Бог дал разум —> заключили общественный договор. Каждый добровольно отчуждает часть своих прав в пользу третьей инстанции —> образование государства, искоренение произвола.

Идет не от идеальной системы, а от фактов, от реального положения вещей.

 

XX век: этап синтеза

Современная наука руководит принципом: «Знать, чтобы предвидеть. Предвидеть, чтобы действовать». Современная наука, в терминах христианства, избавилась от гордыни, не считает,что способна изобрести идеальную форму правления. Наука не навязывается обществу. Но ученые собирают факты и выявляют закономерности.

 

Политическая наука в России

В России политическая мысль имеет длительную историю и содержит много интересных и оригинальных идей. Современный облик политические исследования приобретают здесь в конце XIX — начале XX в. Заметный вклад в мировую политическую науку внесли М.М. Ковалевский, Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев, М.Я. Острогорский и ряд других исследователей, а также марксистские теоретики В.И. Ленин, Г.В. Плеханов и другие.

Бурное развитие политической науки было сильно заторможено, а во многих направлениях и прервано после большевистской революции 1917 г. Политология стала трактоваться как лженаука, буржуазная наука и т.п. Робкие попытки создания «марксистско-ленинской политической науки» и активизации политических исследований успеха не имели. Отдельные политические проблемы анализировались в организационных рамках исторического материализма, научного коммунизма, истории КПСС, теории государства и права и некоторых других сильно идеологизированных дисциплин. Однако их познавательные, эвристические возможности были ограничены догмами официального марксизма и общим положением обществоведения как служанки власти. Отношение к политологии начало меняться лишь во второй половине 80-х гг. Сегодня, несмотря на многочисленные трудности, она постепенно занимает подобающее ей место в системе обществознания, оказывает все более заметное влияние на практическую политику, строительство демократической государственности.

 

Предмет политологии

Политология, как следует из буквального перевода самого этого слова, — наука о политике. Вопрос о том, в каком объеме политология изучает политику, является дискуссионным. Исследователи трактуют эту проблему по-разному:

Политология — наука, традиционно занимающаяся исследованием государства, партий и других институтов, осуществляющих власть в обществе или воздействующих на нее, а также ряда других политических явлений. Cущественным недостатком трактовки политологии как сравнительно частной науки о политике является логически следующее из такого подхода фактическое отрицание общей науки о политике, интегрирующей все политические знания в единую систему. Вероятно в силу отмеченных слабостей, эта позиция в последние годы утрачивает свое влияние, особенно в Европе.

Политология — единая наука о политике. Однако она включает не все знания об этой сфере общественной жизни, а лишь те, которые опираются на строго научные, преимущественно эмпирические методы. Эта точка зрения представлена сторонниками бихевиоризма.

Политология — общая, интегральная наука о политике во всех ее проявлениях, включающая весь комплекс наук о политике и ее взаимоотношениях с человеком и обществом: политическую философию, политическую социологию, политическую психологию, теорию политических институтов и прежде всего государства и права и т.д. Понимаемая в этом значении, политология аналогична экономической науке, социологии, философии и другим интегральным наукам, объединяющим соответствующие комплексы знаний о тех или иных сферах жизнедеятельности.

Политология представляет собой единую, интегральную науку о политике, ее взаимодействии с личностью и обществом. Дать более конкретное общее определение этой науки практически невозможно.

 

Природа политики. Детерминистские (социологические) концепции политики

В массовом сознании есть два представления о политике:

1. Политика – это грязное дело.

2. Политика – это деятельность ради общего блага, удел избранных, умение из ничего сделать нечто (неактуальная т.зр.)

Оба представления о политике – ценностные суждения. Говорят о том, какой может быть политика. Но не отвечают на вопрос, что это такое. Массовое сознание не видит этой проблемы —> о политике, особенно в России, говорят в терминах морали и экономики, но не политики.

Отвечая на вопрос, что такое политика, наука, на первый взгляд, приходит к неутешительным выводам: более 200 различных определений политики. Анализ показывает, что это множество структурируется в 3 концептуальных подхода.

 

Природа политики

Под природой понимается инвариантное (стабильное, неизменное) качество, свойственное политике с момента зарождения по настоящее время.

Политика существовала не всегда. С т.зр. истории (40 тыс.лет, как минимум) это довольно молодой феномен. В первобытном обществе политики не было. Первобытное общество было синкретичным (слитным, нерасчлененным). Главная проблема – выживание в условиях враждебной природы. Выжить можно было только сообща. Главный социальный закон: «Один, как все, и все, как один». Такое общество управляется традициями и обычаями. Опыта отцов и дедов всегда оказывалось достаточно. Старейшины – хранители традиций. Вожди – интерпретаторы. Политика в этой ситуации не нужна.

Но общество развивается дальше. Повышается производительность труда. Разделение труда – экономическая основа. Рыболовство, охота, сельское хозяйство, собирательство. Обмен излишками породил торговлю. Появляется ремесло. В итоге общество усложнялось. Говоря языком социологии: стало возникать социально-дифференцированное общество – общество из социальных групп, интересы которых не совпадают. В таком обществе возникают центробежные тенденции. Природной целостности общества угрожает опасность. Понимание этой опасности ведет к появлению новой социальной силы, которой раньше не было. Она загружается 2-мя задачами:

1. Восстановить упорядоченность, природную целостность общества.

2. Удовлетворять различные интересы социальных групп.

Эта новая сила и есть политика.

По своей природе, своему происхождению политика – это социальная сила, возникающая в дифференцированном обществе и направленная на его интеграцию.

§ Политика изначально несёт неустранимое противоречие между общим и групповыми интересами.

§ Противоречие между целью и средствами, между целостностью общества (это цель политики) и главным средством, властью.

Природа политики – достижение целостности общества. Но есть и другие интеграторы, например, экономика, религия. Преимущества христианства – утверждение единого Бога, утверждается равенство людей перед Богом. На эту идеологию хорошо накладывается идеология политическая.

Специфика политики как интегратора: средство политики – это власть. Здесь и возникает сквозное второе противоречие: власть как средство может превратиться в самоцель.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: