Теория плюралистической демократии

§ отрицает наличие в обществе единой воли народа как основы для деятельности власти, поскольку люди в своих действиях исходят из принципа не общественной, а личной пользы;

§ рассматривает общество как совокупность социальных групп, стремящихся к реализации своих интересов, поэтому процесс принятия политических решений и формулирования воли происходит через борьбу этих сил и служит своеобразным компромиссом. Монополизировать процесс принятия политических решений какой-то одной силой оказывается невозможным. Плюралистическая теория демократии исходит из равновесия политических сил, исключающего действие одной властвующей группы только в собственных интересах.

Элитарная теория демократии

Последователи элитарной теории демократии, одним из которых является Я. Шумпетер (1883—1950), используют обратную логику в доказательстве преимуществ своего подхода: следует идти не от идеала демократии, а наоборот, нормой может считаться лишь то, что проверено на практике. Поскольку не существует рационального поведения отдельного индивида при голосовании или принятии решений, отсутствует обязывающая концепция всеобщего блага, постольку необходимо «политическое разделение труда». Господствующая элита, избранная на определенный срок, принимает функции политического представительства интересов большинства населения, лишенного на этот же срок возможности действовать.

Партиципаторная демократия

Сторонники партиципаторной (соучастие) демократии, напротив, отрицают принцип разделения политического труда. Они исходят из идеала индивидуального самоопределения автономной личности. Причем самоопределение личности рассматривается ими как право на всестороннее политическое участие в масштабах всего общества и в различных его сферах. В 60-х годах прошлого столетия в западных странах демократия участия стала активно развиваться различных формах самоуправления, новых социальных движениях (например, в движении «зеленых»), общественных инициативах, отрицающих государственное принуждение.

Теория социалистической демократии

В противоположность индивидуалистическим и групповым носителям власти в условиях демократии теория социалистической демократии трактует ее как форму классового господства. Правда, в рамках данной концепции развивались две традиции — ортодоксальная (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин) и реформистская (Э. Бернштейн, К. Каутский). Согласно ортодоксальной интерпретации:

§ только социалистическая демократия устанавливает власть народа (но в то же время при коммунизме демократия как принцип существования государства вообще отмирает вместе с государством)

§ идеологически фиксированная цель (построение коммунизма), реально оторванная от жизни, жестко определяет потребности общества

§ права и свободы личности вторичны по отношению к главному — «общественному интересу». Однако «общественный интерес», не основанный на личном интересе, превращается в фикцию.

В результате практические попытки сформировать общую волю, политическое единство путем устранения многообразия социальных интересов привели к краху режимов «социалистической демократии».

Социал-реформисты понимают демократию как определенную форму компромисса, соглашения разнородных социальных сил, которая опирается на ценностный консенсус (свобода, справедливость, солидарность). При этом цели общества изменяются по мере изменения условий жизни личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: