Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А. В. Петровского. – М.: Издательский центр «Академия», 1996. – 496 с. – Режим доступа: http://za-partoj.ru/d/psy/psy065.htm 2 страница

Данный подход не выдерживает критики. Возникает вопрос: а к какой из этих групп относятся знания, умения, навыки, отношения, убеждения, мировоззрение, движущие силы, черты характера и другие структурные элементы психики? Не зная, из чего состоит психика, невозможно правильно классифицировать их.

Вышеперечисленные ошибки свидетельствует о том, что до сих пор наука не знает, из чего состоит психика.

При определении структуры психики мы руководствовались следующим мнением М.И. Еникеева. «Научное понимание психики человека возможно лишь при целостном рассмотрении совокупности психических явлений. Абсолютизация отдельных сторон психики приводит к ограниченным концепциям и теориям» [4].

Учитывая, что психика формируется с помощью педагогического процесса, мы ее структурные элементы искали в результатах педагогического процесса. Искали их и в действиях, поступках, деятельности людей, так как в них проявляется психика. Благодаря такой работе мы нашли ответ на вопрос, из чего состоит психика. Она состоит из знаний, умений, навыков, черт характера, отношений, эмоций, убеждений, идеалов, взглядов, мировоззрения, движущих сил, приобретенных потребностей, характера, воображения, приобретенных способностей.

Все эти элементы в психике взаимосвязаны и взаимодействуют. Каждый из них выполняет свою роль. Движущие силы, убеждения направляют поведение. Умения, способности обеспечивают качество действий. Положительные черты характера охраняют психику от дурных влияний. Совесть контролирует поведение человека. Эмоции создают соответствующую обстановку в психике, активизируют ее работу. Знания, умения, навыки, эмоции, черты характера, отношения, эмоции участвуют в создании более объемных, крупных элементов – взглядов, совести, кругозора, мировоззрения.

В результате такой «коллективной» работы психика приобретает свою важную способность - сознание и обеспечивает человека умением мыслить, делает его вменяемым. Такая целостность обеспечивает автоматизированное функционирование психики.

Рассмотрим функции психики. «Существует еще один вопрос…, - пишет А.Г. Маклаков. – В чем состоят функции психики? Кажется, что ответ на данный вопрос очень прост. Однако ни в одном учебнике психологии вы не найдете на него прямого ответа, потому что на самом деле это один из самых сложных вопросов среди изучаемых современной психологией. Проявления психики столь многогранны, что дать однозначный ответ весьма сложно» [6, с. 74-75].

Сам он выделяет три функции психики: «отражение окружающей действительности, сохранение целостности организма, регуляция поведения» [6, с. 74-75]. Б.Ф. Ломов и В.Н. Дружинин выделяют тоже «три основные функции психики: познавательную (когнитивную), регулятивную и коммуникативную» [12, с. 88-89]. А.Я. Понамарев определяет «две функции психики по отношению к внешнему миру: творчество (создание новой реальности) и адаптация (приспособление к существующей реальности)» [12, с. 86].

К сожалению, эти мнения не соответствуют действительности. Главной функцией психики является сохранение, развитие сознания. Это для нее жизненно важная функция, так как без сознания психика не представляет никакой ценности, она умирает. Вторая важная функция психики – обеспечение слаженного автоматического функционирования каждого своего структурного элемента. При выполнении этих функций человеку обеспечивается успешная «познавательная, коммуникативная, творческая» и любая друга деятельность. Он легко пройдет и «адаптацию к жизни», и «поведение будет соответствующим».

Психику до конца не поймешь, не объяснишь, не выявляя ее особенности.

Во-первых, она всегда индивидуальна, т.е. принадлежит отдельному человеку. Не бывает одинаковой, стопроцентно совпадающей друг другу психики. Даже у близнецов она разная. Этим объясняется отсутствие людей с одним и тем же характером. «Каждый человек отличается от других огромным, поистине неисчерпаемым числом индивидуальных особенностей, то есть особенностей, присущих именно ему как индивидууму» [7, с. 235-236].

Во-вторых, психике присущи эмоциональные состояния. Они вызываются либо какими-то нарушениями в психике, либо ярким необычным проявлением или, наоборот, угасанием, ослаблением, исчезновением каких-то структурных элементов. К эмоциональным состояниям можно отнести психоастению, апатию, тревожность и т.д. «Психоастения – болезненное расстройство психики, характерное крайней нерешительностью, боязливостью, мнительностью, склонностью к навязчивым идеям» [11]. «Настроение – эмоциональное состояние человека, связанное со слабо выраженными положительными или отрицательными эмоциями и существующее в течение длительного времени» [7, с. 341].

В-третьих, психика имеет направленность. «Направленность личности – понятие, обозначающее совокупность потребностей и мотивов личности, определяющих главное направление ее поведения» [9, с. 667]. Направленность личности – это направленность ее психики. Она бывает разной. У некоторых людей, например, преступников психика направлена на разрушение, грабеж, убийства и т.д. У правильно воспитанных людей и психика имеет созидательную, прогрессивную направленность.

В-четвертых, психика – не пассивна, она работает, действует, т.е. функционирует. Человек постоянно в действии: учится, читает, работает, строит, проектирует, анализирует, обобщает, помогает, исправляет, воспитывает и т.д. А ведь в действительности все это делает психика. Защищает родину патриотизм, строят умения, навыки, побеждают в соревнованиях способности, разрушает семью несовпадение характеров, тормозит развитие экономики плохое отношение к работе…

В-пятых, психика человека развивается: совершенствуется или ухудшается. Такие выражения, как «психическое развитие человека», «духовное развитие личности», «уровни развития личности» как раз подтверждают наличие у психики такой особенности. Приводим интересную мысль А. Камню по этому поводу: «Если душа существует, неверно было бы думать, что она дается нам уже сотворенной. Она творится на земле, в течение всей жизни. Сама жизнь – не что иное, как эти долгие и мучительные роды. Когда сотворение души, которым человек обязан себе и страданию, завершается, приходит смерть» [18].

Психика, как мы уже знаем, развивается с помощью педагогического процесса. Развивается до тех пор, пока мозг функционирует на должном уровне. После смерти мозга психика умирает. Поэтому мысль «душа не умирает» не соответствует действительности.

Учеными выделяются уровни развития психики. «По Юнгу, психика человека включает три уровня: сознание, личное бессознательное и коллективное бессознательное» [6, с. 494]. «А.Н. Леонтьев выделяет семь стадий развития психики ребенка: новорожденный ребенок (до 2 месяцев); ранний младенческий возраст (до 6 месяцев); поздний младенческий возраст (от 6 до 12-14 месяцев); преддошкольный возраст (от 1 года до 3 лет); дошкольный возраст (от 3 до 7 лет); младший школьный возраст (от 7 до 11-12 лет); подростковый возраст и начало юности (от 13-14 до 17-18 лет) [6, с. 99].

А.Г. Маклаков считает, что существуют четыре уровня развития психики. «Мы можем выделить четыре основных уровня развития психики живых организмов: раздражимость, чувствительность (ощущения), поведение высших животных (внешне обусловленное поведение), сознание человека (самодетерминированное поведение) [6, с. 73].

К сожалению, ни одно из подходов к выделению уровней развития психики не вызывает доверия. Уровень развития психики нельзя определять в зависимости от возраста человека или по отдельным разрозненным показателям живого организма (раздражимость, чувствительность и т.д.). Надо найти существенный критерий, позволяющий точно разделить психику по уровням развития. Им является сознание. Уровни сознания будут соответствовать уровням развития психики. Почему? Потому, что сознание главный показатель качества психики. Согласно такому подходу в психике мы выделяем четыре уровня: отличный, хороший, удовлетворительный, неудовлетворительный. Ведь именно такими отметками принято оценивать у нас качество усвоения структурных элементов психики: знаний, умений, навыков, черт характера и т.д. Следовательно, и сознание, и воспитанность (поведение) в целом должны оцениваться по данной системе.

В-шестых, психика проявляется, что является следующей ее особенностью. Она проявляется, как неоднократно было сказано об этом выше, в действиях, поступках, деятельности. «Сторонний наблюдатель вынужден прибегнуть к опосредованному познанию моей психики через изучение моей деятельности», - писал С.Л. Рубинштейн [14, с. 29]. «Выражение души в беседах проявляется», - писал Демокрит [18].

Отдельные стороны психики отражаются даже на теле человека, в движениях. В зависимости от действий психики лицо человека может краснеть, бледнеть. Иногда отдельные части организма могут функционировать хуже или вообще прекращать свои действия, т.е. может произойти паралич. Такое бывает, когда, например, человек испытывает психический шок. При определенных психических ситуациях изменения происходят в глазах. При удивлении или восторге они становятся круглыми как шар, чуть-чуть закрываются при непонимании, прячутся от стыда, вины. Слезы текут, когда у человека горе и т.д. Народ не зря говорит: «Глаза – зеркало души».

Завершая рассмотрение психики, сделаем некоторые выводы:

- психика формируется с помощью педагогического процесса;

- психика состоит из знаний, умений, навыков, черт характера, эмоций, движущих сил, отношений, убеждений, мировоззрения, идеалов, взглядов и т.д.;

- сознание является способностью психики;

- животные не имеют ни сознания, ни психики.

 

Литература

 

1. Венгер Л.А. Психология / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. – М.: Академия, 1988. – 453 с.

2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. – М.: Академия, 2004. – 288 с.

3. Дубровина Е.Е. Психология: учеб. для ср. пед. уч. заведений. – 2-е изд. / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан. – М.: Академия, 2001. – 464 с.

4. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь / М.И. Еникеев – М.: ТК. Велби, Проспект. - 2006. – 560 с.

5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – 2 изд. – М.: Смысл; Академия, 2005. – 356 с.

6. Маклаков А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб: Питер, 2001. – 592 с.

7. Морозов А.В. Основы психологии / А.В. Морозов. - 2 изд. – М: Академический проект, 2005, - 2005. – 352 с.

8. Немов Р.С. Общая психология / Р.С. Немов. – М: Владос, 2003. – 400 с.

9. Немов Р.С. Психология / Р.С. Немов. - В 3 кн. - Кн. 1: – 5 изд. – М.: Владос, 2008. – 687 с.

10.  Немов Р.С. Психология: словарь-справочник / Р.С. Немов. - В 2 ч. – Ч. 1. – М.: Владос-Пресс, 2003.

11.  Новейший психологический словарь / под общ. ред. В.Б. Шапаря. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2006. – 808 с.

12.  Психология: учеб. для вузов / под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2000. – 672 с.

13.  Психология: учебник для вузов / под ред. А.А. Крылова. – М.: ПБОЮЛ М.А. Захаров, 2001. – 584 с.

14.  Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб., 2006.

15.  Философия / под ред. В.П. Кохановского. – Ростов-н/Д: Феникс, 2006.

16.  Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л.Ф. Ильичев и др. – М.: Советская энциклопедия, 1983. – 836 с.

17. Чуприкова Н.И. Система понятий общей психологии и функциональная система психической регуляции поведения и деятельности / Н.И. Чуприкова // Вопросы психологии. – 2007. - №3.

18.  Энциклопедия афоризмов: Жемчужины мысли / сост. Э. Борохов. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Назовите предмет исследования психологии.

2. Проанализируйте ошибки ученых в объяснении предмета психологии.

3. Какие ошибки допускают ученые в объяснении психики?

4. Как формируется психика?

5. Обладают ли психикой животные?

6. Из чего состоит психика?

7. Имеется ли в психике бессознательное?

8. В чем заключаются функции психики?

9. Проанализируйте особенности психики.

 

Сознание

Вся история развития психологии связана

с поиском ответов на вопрос: что такое сознание?

В.Н. Дружинин.

План

 

1. История изучения сознания в науке.

2. Ошибки ученых в объяснении сознания.

3. Причины ошибок в объяснении сознания.

4. Сознание как вменяемость человека и способность его мыслить.

5. Особенности сознания.

Сознание изучается с давних пор, со времен древнегреческой истории. Изучается многими науками. «Можно утверждать, что впервые сознание стало изучаться не в науке логики, не в учении о духе, а в политической экономии – науке, изучающей специфику и законы капиталистического производства» [23, с. 258-259]. В настоящее время его изучают психология, философия, социология и т.д.

«Сознание как научно-психологическая проблема – наименее разработанная область психологии, - пишет М.И. Еникеев. – Разнообразные определения сознания сводят его либо к понятию психики, либо даже к отдельной психической функции – мышлению» [5]. Действительно, до сих пор «не существует общепринятого определения сознания» [8, с. 73]. Это объясняется тем, что, по чистосердечному признанию ученых, «выработка ясного и четкого определения сознания – дело чрезвычайно трудное» [8, с. 73].

Сознание учеными воспринимается как неуловимая вещь. «Сознание – предмет неуловимый, «вещь» нематериальная… Его реальность прячется, ускользает», - пишет Т.П. Матяш [23, с. 230]. Такое положение приводит ученых в панику, в пессимистическое состояние, что проявляется в отказе от изучения его. «Мы не можем познать сущность сознания, - писал В. Вундт. - …Все попытки определить сознание… приводит или к тавтологии, или к определениям, происходящих в сознании деятельностей, которые уже потому не суть сознания, что предполагают его» [3, с. 738]. «Вот уже двадцать лет, как я усомнился в существовании сущего, именуемого сознанием… Мне кажется, настало время всем открыто отречься от него». Эти слова принадлежат У. Джемсу [из кн.: 9, с. 24].

Несмотря на такое отношение, сознание все же изучается, изучается довольно активно. Только вот ответа до сих пор нет на вопрос, что такое сознание. «До сих пор нет точного, единого понимания и даже удовлетворительного определения сознания», - говорится в словаре-справочнике, составленном Р.С. Немовым [15]. В другом – в «Новейшем психологическом словаре» В.Б. Шапаря утверждается, что «исследователи не смогли обнаружить характеристики сознания…» [16, с. 601].

Отсутствие достоверных знаний о сознании, пессимизм ученых в изучении этой одной из главных проблем психологии, свидетельствуют о беспомощности, некомпетентности ученых-психологов и незрелости психологии как науки.

В объяснении сознания ученые допускают серьезные ошибки.

1. Сознание отождествляется с памятью. «Сознание есть память Я о самом себе», - написано в учебнике философии [23, с. 253]. Однако это не соответствует действительности. Память свойство и функция мозга. Она записывает, запоминает то, что доходит до мозга с помощью педагогического процесса и биологических раздражителей. Она, например, запоминает эмоции, знания, умения, отношения и т.д. Мозг выступает в роли записывающего устройства – диктофона. А сознание не записывает и не воспроизводит. Поэтому отождествлять его с памятью – полная чушь.

2. Сознание отождествляется со знанием. Декарт Ренс (1596-1650) – французский философ и естествоиспытатель, стоящий у истоков современной психологии, писал: «Сознание является прямым и непосредственным знанием субъекта о том, что происходит в нем самом, когда он мыслит» [5]. Такая же мысль встречается в работе Л.С. Рубинштейна «Основы общей психологии». «Сознание – это прежде всего знание», - пишет он [20, с. 74].

Однако знание не является сознанием. Знание – структурный элемент, строительный материал психики, на основе которой возникает сознание. Нетождественность сознания со знанием легко доказывается с помощью примера. Например, именительный падеж - знание, но не сознание же. Наше собственное сознание не допускает ставить знак равенства между сознанием и знанием.

3. Сознание отождествляется с отношением. «Сознание не только знание и отображение – рефлексия бытия, но и практическое отношение к нему субъекта», - пишет Л.С. Рубинштейн [20, с. 20]. В книге «Философия», изданной под ред. В.П. Кохановского, говорится, что «сознание… есть отношение Я к мозгу (не – Я)» [23, с. 238].

Отношение и сознание – самостоятельные понятия, означающие разные явления. Отношение – позиция человека к чему-либо - является структурным элементом психики, находится внутри ее. А сознание – свойство всей психики - ее способность.

4. Сознание отождествляется с языком и речью. Для иллюстрации приведем фрагмент из словаря-справочника по психологии, составленного Р.С. Немовым. «Третье понимание сознания соотносит его с языком и речью человека, - говорится в нем. - Здесь утверждается, что в сознание входит и в нем может находиться лишь то, что передается словами. Поскольку любое слово является понятием, то на данную, психолингвистическую интерпретацию сознания накладывается еще одно ограничение: в сознание включается лишь общее, обобщенное знание, представленное на уровне понятий о предметах и явлениях, отраженных в языке. Иными словами, сознание в данном понимании по существу отождествляется с языком и речью человека» [15].

Язык и речь – носители, передатчики информации, эмоций, отношений, убеждения, т.е. всей психики и сознания. Они являются средствами проявления сознания. Средства проявления сознания и само сознание – разные «вещи». Их не надо путать.

5. Ученые считают сознание функцией мозга. «Французские материалисты 18 в. (особенно Ламетри и Кабанис), опираясь на достижения передовой физиологии и медицины, обосновали положение о том, что сознание является особой функцией мозга» [24].

Сознание не является функцией мозга. Мозг обладает природной способностью иметь психику. Педагогический процесс воспользуется этой способностью и, формируя на базе мозга знания, умения, навыки, отношения, черты характера, эмоции, создает психику. Психика порождает сознание. Сознание является функцией или способностью психики. Для иллюстрации приведем пример. Маленький ребенок, имея качественный мозг, не обладает соответствующим сознанием. Это объясняется тем, что его психика еще не созрела для этого. Без психики нет сознания.

6. «С точки зрения Фрейда, сознание есть «главным образом восприятие раздражителей, приходящих к нам из внешнего мира» [17]. В этой цитате отражается очередная ошибка в объяснении сознания. Восприятие – физиологическая функция организма. Оно не является сознанием. Разве могут быть, например, сознанием восприятие голода, холода? Конечно, нет.

7. Сознание объясняется как психическое отражение действительности. А.В. Морозов в своем учебнике «Основы психологии» пишет: «Сознание – высший уровень психического отражения человеком действительности, ее представленность в виде обобщенных образов и понятий» [12, с. 347].

С этим мнением согласиться трудно. «Образы» и «понятия», например, образ любимого человека, литературного героя или понятия «война», «землетрясение», «счастье» и др. разве являются сознанием?! Они же картины и знания. О том, что знания нетождественны с сознанием уже говорилось выше.

8. Сознание отождествляется с психикой. «Самое старое определение отождествляет сознание со всеми психологическими особенностями человека и ставит знак равенства между сознанием и психикой. Древние ученые считали, что все, что связано с душой человека, все, в чем активность души может проявляться, входит в содержание сознания, поскольку никакой другой психики, кроме осознаваемой, у человека, по их мнению, не существует. Не случайно психология долгое время считалась наукой о сознании человека. В настоящее время эта точка зрения открыто большинством психологов не защищается, но в скрытом виде продолжает еще существовать, оказывая определенное влияние на выбор предмета исследования и на методы изучения психики. Отчетливым образом она просматривается, например, в современной когнитивной психологии» [15].

О том, что сознание является свойством (функцией, способностью) психики говорилось выше. Разве свойство предмета может быть самим этим предметом. Например, запах бытового газа может быть газом?! Конечно, нет. Сознание тоже не может быть психикой.

9. Сознание, по мнению ученых, является высшей формой психики человека. В.В. Давыдов прямо так и пишет: «Сознание – это высшая форма психики» [4, с. 18]. Сознание, как было сказано выше, - это свойство психики. Свойство не может быть высшей (или низшей) формой явления, свойством которого является.

10. Сознание рассматривается как структурный элемент психики человека. Вот что пишет по этому поводу М.И. Еникеев: «Сознание не исчерпывает всей сущности психики человека. Наряду с сознанием у человека имеются и биологически сформированные психические структуры (сфера его врожденно-бессознательной деятельности), и обширная сфера прижизненно приобретенных автоматизмов – сфера подсознания» [5].

Нами на предыдущих страницах неоднократно говорилось о том, что сознание не является структурным элементом психики, а является производным от нее, т.е. ее свойством, функцией или способностью.

11. Сознание объясняется как особое состояние психики человека. Сознание «трактуется… как особое состояние психики человека, в котором он обычно находится тогда, когда не спит, когда нормально, правильно воспринимает то, что происходит с ним и вокруг него, - пишет Р.С. Немов. – Сознание в этом его понимании может исчезать, появляться меняться по силе или отчетливости проявления. Говорят, например, что сознание человека отключается, когда он засыпает, вновь включается, когда он просыпается. Утверждают также, что в результате тяжелой травмы или заболевания человек может на время потерять сознание, а когда выздоровеет или придет в себя – вновь обретает его» [15].

Сознание не является состоянием психики. Состояниями психики являются астения, апатия, тревожность, возбужденность, сон и т.д. Разве сознание можно поставить рядом с ними. Сознание полностью зависит от психики. Оно «не исчезает», исчезает психика. С исчезновением психики оно вынуждено исчезнуть. Психика по отношению к сознанию первично. Сознание – не состояние, а функция (способность) психики. Между состоянием и функцией большая разница. Сравните: человек имеет функцию (способность) воспроизводства себе подобных и в тоже время имеет состояние (качество способности)…своего здоровья.

12. Сознание отождествляется с мыслительной деятельностью. Доказательством, например, является совпадение определений о сознании и о мышлении. «Сознание – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности», - пишет Л.Д. Столяренко в своем учебнике «Основы психологии». [21, с. 29]. Такое же определение дается им мышлению: «Мышление – наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами» [21, с. 112]. «Мышление – активный процесс обобщенного, опосредованного отражения объективной действительности. Развитие мышления человека связано с его личным практическим опытом и усвоенной им культурой человечества», - пишут Л.А. Венгер и В.С. Мухина [2]. «Мышление – осуществляющий в ходе практики активный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, обеспечивающий раскрытие на основе чувственных данных ее закономерных связей и их выражения в системе абстракций (понятий, категорий и др.), - утверждают философы [23, с. 411].

Как видно, оба они - отражения действительности.

Совпадение определений свидетельствует о том, что их авторы отождествляют сознание с мышлением.

Следует отметить, что такого понятия, как «мышление» не должно быть. Его надо заменить понятием «мыслительная деятельность». Субъектом мыслительной деятельности является человек, а результатом – мысли, изобретения, статьи, научные открытия, проекты и т.д. А сознание ничего не создает. Она – вменяемость человека и способность его мыслить. «Способность мыслить» и «мыслительная деятельность» - разные «вещи». Мыслительная деятельность – проявление способности мыслить. Поэтому сознание и проявление сознания – понятия не тождественные. При мыслительной деятельности участвует вся психика и производное от нее сознание.

13. Сознание называется экспериментальной площадкой. «Мы увязываем сознание, прежде всего с полигоном, с экспериментальной площадкой, средствами которых осуществляется адекватное отражение окружающего нас мира и где вырабатываются программы взаимодействия с этим миром», - пишет Ф.Ш. Терегулов [22, с. 77]. «Отражение» окружающего мира происходит не в сознании, а в психике. В освоении (изучении) его участвуют: а) все элементы психики; б) биологические средства: мозг, рецепторы, нервы, органы чувств и т.д.; в) педагогический процесс. Участвует и сознание – свойство, функция, способность психики. Все они вместе образуют, если использовать выражение Ф.Ш. Терегулова, «экспериментальную площадку». Одно сознание не является «экспериментальной площадкой».

14. Утверждается, что животные обладают сознанием. «Еще в 30-е годы появилась классификация уровней развития интеллекта в животном мире, - пишет И.М. Лущихина. – Первый уровень характеризуется отсутствием интеллекта. Представителями этого уровня являются животные, обитающие в малоизменяющейся среде (например, морские животные типа сидячих полипов). Ко второму уровню относятся животные с весьма малоразвитым интеллектом: травоядные животные, которым не приходится разыскивать себе корм. К третьему относятся животные-хишники, которым приходится охотиться и ловить подвижную живую добычу. Еще более высоким уровнем интеллекта обладают животные, которые живут стадами и также добывают пищу с помощью охоты. У этих животных ярко выражены индивидуальные черты на фоне видовых. Высший уровень развития интеллекта приписывают животным, живущим на деревьях» [19, с. 158-159].

В действительности животные не имеют сознания. Почему? Они не воспитываются, из-за чего не возникает психика. Раз нет психики, значит, нет и ее функции – сознание. Поэтому животные не отвечают за свои действия, они невменяемы.

15. Утверждается, что в психике наряду с сознанием присутствует и бессознательное. «Кроме сознания, у человека есть и бессознательное», – пишет Р.С. Немов [14, с 139]. «Бессознательное, – по словам А.В. Морозова, – характеристика психологических свойств, процессов и состояний человека, находящихся вне сферы его сознания, но оказывающих такое же влияние на его поведение, как и сознание» [12, с. 335].

«Впервые о бессознательном заговорили в XVII в. в связи с признанием необходимости по-разному объяснять поведение человека и животных… Ученые уже в это время признавали, что у человека наряду с сознательными психическими явлениями могут существовать и бессознательные психические явления. Лейбниц в XVII в. в своих научных трудах утверждал и доказывал, что человек может бессознательно воспринимать окружающий мир, что внутренняя психическая активность человека может протекать не только на сознательном, но и на бессознательном уровне. Более того, Лейбниц считал, что даже то, что находится в сознании человека, может подвергаться воздействию бессознательных сил.

Развивать идеи Лейбница о бессознательном продолжил в XVIII в. Гербарт. Согласно Гербарту, непознаваемы, а следовательно, «могут находиться в бессознательном состоянии не только восприятие, но и вся душа человека», то есть, говоря современным языком, вся его психика…Бессознательным, по Гербарту, может быть и внимание человека, то есть человек может обращать на что-то свое внимание, сам не осознавая этого факта.

Важные идеи о бессознательном далее последовательно высказывали Г. Гельмгольц (бессознательные умозаключения), Ч. Дарвин (бессознательные эмоции), И.М. Сеченов (бессознательные ощущения) и ряд других ученых. В результате идея о бессознательных психических явлениях стала общепринятой, но относящейся в основном только к психическим процессам. Подытожил и систематизировал в XIX в. идеи о бессознательном в психике классик немецкой психологии В. Вундт.

Существенно изменил и расширил представления о бессознательном З. Фрейд. К идеям Лейбница, Гербарта и Вундта, касающимся познавательных процессов, он добавил ряд фактов и выводов о существовании бессознательного в личности: бессознательных мотивов поведения и черт характера человека, а также бессознательных отношений к людям. Таким образом, благодаря работам Фрейда, бессознательной стала считаться фактически вся психика человека, точнее, идея бессознательного была распространена на всю психику в целом» [13, с. 200-203].

«Фрейд подчеркивает, что бессознательное он считает центральным компонентом, составляющим суть психики человека, а сознательное – лишь определенной надстройкой, базирующейся и произрастающей из сферы бессознательного» «На рубеже XIX-XX вв. возникло новое научное направление, получившее название психоанализа, основоположником которого явился З. Фрейд. – Оно утвердило понимание психологии как науки не только о сознании, но и о бессознательном» [19, с. 13-14].

Среди ученых нет ясного, четкого объяснения бессознательного. «Что находится в «бессознательном опыте», - пишет У.Ш. Атангулов. – Никто еще не осмелился заявить о его содержимом, обычно ограничиваются фрейдовской характеристикой: сознание человека – это небольшая видимая часть айсберга, все остальное – бессознательное» [1, с. 70-71].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: