Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А. В. Петровского. – М.: Издательский центр «Академия», 1996. – 496 с. – Режим доступа: http://za-partoj.ru/d/psy/psy065.htm 4 страница

Второй уровень сознания представлен тем, что входит в определение сознания как особого психического состояния. Это и то, что человек воспринимает, припоминает, представляет в данный момент, это его мысли и переживания, причем не только настоящие, но и прошлые – такие, о которых он в состоянии вспомнить. К этому уровню сознания также относится то, что человек может воспринимать и оценивать, но не обязательно воспринимает и реально оценивает в настоящее время.

Третий уровень сознания представлен тем, что лишь частично осознается человеком, что он, в принципе, в состоянии воспринимать, представлять, припоминать и описывать, но делает это не полностью, не вполне точно и с большим трудом…

Четвертый уровень – это собственно уже не сознание, а бессознательное, то есть такое состояние психики человека, при котором невозможно обнаружить ни один из описанных выше, убедительных признаков сознания» [13, с. 197-198].

К сожалению, выделенные группы сознания не представляют научной ценности. В них сказывается распространенная ошибка – отождествление сознания с психикой. Поэтому эти группы скорее относятся не к сознанию, а к психике. Научное деление сознания на группы возможно только при правильном понимании сознания как психологического явления. Только такое понимание позволяет разработать истинные критерии оценки сознания. А такими критериями являются:

- уровень вменяемости человека;

- качество способности человека мыслить.

С помощью этих критериев мы выделили в развитии сознания три уровня: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень характеризуется следующими показателями:

- человек полностью реализует гражданские, юридические, профессиональные компетенции;

- человек способен мыслить на уровне изобретений, научных открытий.

Средний уровень отличается следующими признаками:

- человек вменяемый, иногда совершает необдуманные действия;

- удовлетворительно мыслит в повседневной жизни, однако не готов творческой, изобретательной деятельности.

Низкий уровень сознания имеет следующие показатели:

- человек совершает антиобщественные или немотивированные действия, не обладает способностью реально оценивать их последствия;

- мыслительная деятельность направлена на совершение антиобщественных, противоправных действий.

Качество сознания улучшается с помощью педагогического процесса, который обогащает психику новыми элементами и путем укрепления здоровья, прежде всего мозга и нервной системы человека. Не зря ведь говорят: в здоровом теле – здоровый дух. Данная закономерность явно наблюдается в реальном жизненном пути человека. Ребенок до 14 лет не несет юридической ответственности за свои действия. За них отвечают другие люди, с более развитым сознанием: родители, опекуны, воспитатели. Конечно, это не означает, что он невменяем. У него сознание есть, он отвечает за свои действия перед товарищами, перед родителями, перед коллективом, перед школой. Но у него нет юридической ответственности. Этот уровень считается, наверное, низким уровнем развития сознания.

После 14 лет юноша приобретает нести частичную юридическую ответственность за свои определенные действия. Это соответствует среднему уровню. До 18 лет он не считается полностью вменяемым.

С 18 лет здоровый человек становится полностью вменяемым. Сознание его поднимается на высокий уровень развития.

Сознание имеет большое значение в жизни людей, в судьбе всего человечества. Оно позволяет делать научные открытия; развивает общество; регулирует поступки, деятельность людей; продлевает жизнь человека; развивает экономику; предупреждает беды, ошибки и т.д.

Сознание играет приоритетную роль в психике. При отсутствии некоторых элементов психика может функционировать хоть как-то, а при отсутствии сознания – нет.

 

Литература

1. Атангулов У.Ш. Башкирская национальная школа / У.Ш. Атангулов. – Уфа: Гилем, 2007. – 164 с.

2. Венгер Л.А. Психология / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. – М.: Академия, 1988. – 453 с.

3. Вундт В. Основания физиологической психологии / В. Вундт. – М., 1880.

4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. – М.: Академия, 2004. – 288 с.

5. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь / М.И. Еникеев – М.: ТК. Велби, Проспект. – 2006. – 560 с.

6. Искрин В.И. Новая психология. / В.И. Искрин. - 2 изд. – СПб., 2001. – 222 с. – 222 с.

7. Коджаспирова Г.М. Педагогика / Г.М. Коджаспирова. – М.: Кнорус, 2010. – 744 с.

8. Кэрролл Э. Психология эмоций / Э. Кэрролл. – СПб., 1999. – 464 с.

9. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – 2 изд. – М.: Смысл; Академия, 2005. – 356 с.

10. Маклаков А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб: Питер, 2001. – 592 с.

11. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. / К. Маркс, Ф. Энгельс // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т. 3.

12. Морозов А.В. Основы психологии / А.В. Морозов. - 2 изд. – М: Академический проект, 2005. – 352 с.

13. Немов Р.С. Общая психология / Р.С. Немов. – М: Владос, 2003. – 400 с.

14. Немов Р.С. Психология / Р.С. Немов. - В 3 кн. - Кн. 1: – 5 изд. – М.: Владос, 2008. – 687 с.

15. Немов Р.С. Психология: словарь-справочник / Р.С. Немов. - В 2 ч. – Ч. 1. – М.: Владос-Пресс, 2003.

16. Новейший психологический словарь / под общ. ред. В.Б. Шапаря. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2006. – 808 с.

17. Новейший философский словарь / под ред. А.А. Грицанова. – Минск: Интерпрессервис, 2001. – 1280 с.

18. Психология: учеб. для вузов / под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2000. – 672 с.

19. Психология: учебник для вузов / под ред. А.А. Крылова. – М.: ПБОЮЛ М.А. Захаров, 2001. – 584 с.

20. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб., 2006..

21. Столяренко Л.Д.: Основы психологии: учеб. пособие. / Л.Д. Столяренко. – М.: Проспект, 2010.

22. Терегулов Ф. Становление сознания – монетический подход / Ф. Терегулов // Сибирский педагогический журнал. – 2006. - №5.

23. Философия / под ред. В.П. Кохановского. – Ростов-н/Д: Феникс, 2006.

24. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л.Ф. Ильичев и др. – М.: Советская энциклопедия, 1983. – 836 с.

25. Popper K.R. Self and lts Brain. Popper K.R., J. C. Eicles. – Berlin: Springer International. – 1977.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Расскажите об истории изучения сознания в науке.

2. Проанализируйте ошибки ученых в объяснении сознания.

3. Назовите причины ошибок в объяснении сознания.

4. Что такое сознание?

5. Имеют ли животные сознание?

6. Каковы признаки вменяемости человека?

7. Охарактеризуйте уровни сознания.

8. Раскройте особенности сознания.

9. Как вы объясняете возникновение сознания?

10. Что такое бессознательное?

11. Составьте список научных трудов, посвященных проблеме сознания.

Ощущение

План

1. Понятие об ощущениях.

2. Ошибки ученых в объяснении ощущений.

3. Особенности ощущения.

4. Условия улучшения ощущения.

5. Значение ощущений.

Тему «Ощущение», как утверждают ученые, в психологию вернул Фехнер. «Самым главным в идее Фехнера было то, что он впервые включил элементарные ощущения в круг интересов психологии, - пишет А.И. Худяков. – До Фехнера считали, что исследованием ощущений, если это кому-нибудь интересно, должны заниматься физиологи, врачи, даже физики, но только не психологи. Для психологов это слишком примитивно» [13, с. 77].

Со временем «ощущение» стало самой изучаемой темой в психологии. «Внимание психологов в течение длительного времени, около пятидесяти лет после начала разработки психологии на экспериментальной основе, было приковано к детальному изучению ощущений человека» [7, с. 50].

Несмотря на это ощущение является неразработанной проблемой. В объяснении его много противоречий, неточностей, ошибок.

1. Ощущение отождествляется с педагогическим процессом. «Ощущение – элементарный познавательный процесс, с которого начинается познание человеком окружающего мира», - говорится в «Популярной психологической энциклопедии [19]. «Мы приступаем к изучению познавательных психических процессов, простейшим из которых является ощущение», - пишет А.Г. Маклаков [5, с. 164-165]. «В своей совокупности ощущения являются источником знаний человека о мире и самом себе» - это из «Педагогического энциклопедического словаря». [1, с. 183-184]. По мнению Р.С. Немова, «Ощущение – элементарный познавательный (психический, когнитивный) процесс, в результате которого человек с помощью своих органов чувств получает информацию о состоянии организма и о том, что происходит вокруг него» [8]. «Ощущение – это процесс первичной обработки информации на уровне отдельных свойств предметов и явлений», - пишет В.Н. Дружинин [12, с. 166-167] и т.д.

«Познавательный процесс» является синонимом понятия «педагогический процесс» (обучение, воспитание). Именно в педагогическом процессе человек получает знания «о свойствах предметов и явлений», «о состоянии организма». Других процессов, обеспечивающих человека знанием, в природе нет [18, с. 36]. А вышеприведенных определениях утверждается обратное. Их авторы ощущением называют процесс познания (усвоения) «отдельных свойств, предметов».

Человек ощущает воздействие на себя педагогического процесса. Если допустить, что ощущение является познанием (педагогическим процессом), то предыдущее предложение, по логике, означает «ощущает воздействие ощущения». Нелогично.

А ведь ощущение происходит и без познания, т.е. без усвоения знаний. Такое бывает, например, тогда, когда видим знакомый предмет, о котором знаем все. Видим, значит, ощущаем. Это говорит о том, что ощущение не является познавательным процессом. Оно может существовать в составе педагогического процесса и без него. И педагогический процесс может возникать без ощущения. Во время стихийного педагогического процесса человек воспитывается, не ощущая педагогического воздействия.

2. Ощущение объясняется как деятельность. « Ощущение… – это и очень элементарная, и очень высокая «теоретическая» деятельность, которая может включать относительно высокие степени абстракции и обобщения, возникшие на основе воздействия общественного человека на объективную действительность», - пишет С.Л. Рубинштейн [15, с. 178]. Деятельностью называет его и А.В. Морозов. По его мнению, «психические процессы: ощущения, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь … представляют собой особые виды деятельности» [6, с. 79-80].

«Деятельность, по нашему мнению, - это организация человеком процесса реализации задач. Задача – построить дом вызывает строительную деятельность (или деятельность строителя). Человек проектирует дом, делает фундамент, стену, крышу, штукатурит, красит и т.д. Задача – приобрести автомобиль заставляет человека брать кредит, считать деньги, искать, находить, выбирать нужный автомобиль, оформить в ГИБДД и т.д. Это деятельность покупателя. Деятельность продавца состоит из таких действий, как привести товар в кондицию, рекламировать, брать, считать деньги и т.д. Задача формирования у воспитанника, например, аккуратности требует изучения воспитанника, выбора и умелого применения методов, форм, средств, т.е. педагогической деятельности. Задача укрепления здоровья вызывает спортивную или лечебную деятельность. А в процессе игровой деятельности решается задача развлечься. Задача защиты Родины решается в процессе воинской деятельности» [17, с. 48].

Задача ощущать вызывает деятельность? Если вызывает какую?

Однако деятельность, состоящая из одних ощущений, не существует. Даже деятельность дегустатора, занимающегося оценкой качества алкогольных или парфюмерных изделий, выходит за рамки ощущений. Она, как всякая деятельность, является более широким явлением, чем ощущение. Имеет цель, формы, средства, методы, содержание, результат и т.д. У ощущения такой структуры, как у деятельности, нет. Например, прохожий около столовой ощущает пищевой запах, ощущает без всякой цели, задач. Разве это деятельность? Нет, конечно. А ощущение боли?

Примеров, опровергающих мнение ученых о том, что ощущение является деятельностью, достаточно много.

3. Ощущение считается одним из уровней развития психики. «Мы можем выделить четыре основных уровня развития психики живых организмов: раздражимость, чувствительность (ощущения), поведение высших животных (внешнее обусловленное поведение), сознание человека (само-детерминорованное поведение)», - пишет А.Г. Маклаков [5, с. 73-74].

«Психика – это формирующееся с помощью педагогического процесса на базе высокоразвитой материи (мозга, нервной системы) целостное образование, состоящее из знаний, умений, навыков, черт характера, эмоций, отношений, идеалов, убеждений, взглядов, кругозора, мировоззрения, совести, обладающее сознанием» [18, с. 148]. «Существенным критерием, позволяющим точно разделить психику по уровням развития является сознание. …Потому, что сознание – главный показатель качества психики. Согласно такому подходу в психике мы выделяем четыре уровня: отличный, хороший, удовлетворительный, неудовлетворительный. Ведь именно такими отметками принято оценивать у нас качество усвоения структурных элементов психики: знаний, умений, навыков, черт характера и т.д.» [18, с. 155].

А почему ощущение может быть отдельным уровнем развития психики? Ведь оно, во-первых, присутствует у людей любого уровня развития психики, во-вторых, ощущают и животные, у которых нет психики.

Эти обстоятельства доказывают неправильность утверждения о том, что ощущение является уровнем развития психики.

4. Ощущение называется психическим процессом. Однако, как сказано только что, ощущают и животные, у которых нет психики, психических процессов. Они, как и люди, видят, слышат, ощущают запах, вкус, холод, голод, боль и т.д.

5. Ощущение считается элементом сознания. «Английский философ и психолог Спенцер Гербарт (1820-1903 гг.) основным элементом сознания считал чувствования – ощущения и эмоции», - пишет М.И. Еникеев в своем «Психологическом энциклопедическом словаре» [4].

«Сознание – это вменяемость человека, его способность мыслить… Оно не имеет структуры» [18, с. 174]. Поэтому ощущение не может быть элементом сознания. Если оно было бы его элементом, то животные, не обладающие сознанием, не могли бы ощущать. Ощущение – врожденная способность живых организмов.

6. Восприятие и ощущение объясняются как синонимические понятия. « Восприятие – субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализаторы или систему анализаторов, - говорится в «Большом психологическом словаре». … Как образ восприятие есть непосредственное отражение предмета (явления, процесса) в совокупности его свойств, в его объективной целостности. Это отличает восприятие от ощущения, которое также является непосредственным чувственным отражением, но лишь отдельных свойств предметов и явлений, воздействующих на анализаторы» [2].

Из этого текста видно:

- и ощущение, и восприятие являются «непосредственными чувственными отражениями»;

- при восприятии отражается совокупность свойств предмета (явления, процесса), а при ощущении - лишь отдельное свойство.

Возникает вопрос: в зависимости от количества (объема) ощущаемых или воспринимаемых свойств разве суть явления (процесса) меняется? Ведь ощущение отдельного свойства и восприятие нескольких свойств – один и тот же процесс. Объясним на примере. Человек видит цвет предмета и одновременно определяет другие его свойства: объем, форму, запах, вкус, минусы и плюсы... Как это называется: ощущением или восприятием? Ясно одно: они должны называться одним словом.

«Образ восприятия представляет собой совокупность разнообразных ощущений», - пишет Р.С. Немов [7, с. 61-62]. Это означает, что знание (образ) о предмете, полученное несколькими органами чувств, является результатом восприятия, а одним органом – результатом ощущения. В действительности, и в первом, и во втором случае знание (образ) получено с помощью педагогического процесса, где применялся один и тот же метод – метод восприятия. Только вот непонятно, почему одно и то же явление, наблюдаемое в данной ситуации (ощущение и восприятие), считать разными? Почему искусственно делать их синонимическими понятиями?

По своей сущности ощущение и восприятие - разные явления. Ощущение – это чувствование (испытание, переживание) живым существом оказываемого в данный момент воздействия на него предметов, явлений, процессов и других факторов. Восприятие – прием воздействия. Объясним на примере. Берем в руки провод, по которому проходит электрический ток небольшого напряжения. Ток идет по телу, значит, мы его воспринимаем, в то же время прохождение тока ощущаем.

7. Утверждается, что ощущение возникает только при контакте органов чувств с предметами, явлениями объективного мира. «Процесс ощущения возникает вследствие воздействия на органы чувств различных материальных факторов, которые называются раздражителями», - пишет А.Г. Маклаков [5, с. 164-165]. «Ощущением называют психическое отражение в коре головного мозга отдельных свойств, предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств», - это мнение А.А. Осиповой [10, с. 430]. «Ощущение – субъективное отражение свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на рецепторы», - считает А.В. Морозов [6, с. 342].

Однако человек может ощущать и при отсутствии непосредственного воздействия объектов на его органы чувств. Это бывает, например, тогда, когда он в результате внушения начинает ощущать боль на каком-то участке своего тела, хотя она в действительности отсутствует. Такие иллюзорные ощущения встречаются довольно часто. Человек, «занимающийся» сексом во сне, может испытать оргазм, причем такой сильный по сравнению с тем, что происходит в реальной жизни. А.А. Петровский приводит такой пример: «Когда Флобер писал сцену отравления Эммы Бавари, героини романа «Госпожа Бавари», он ясно ощущал во рту вкус мышьяка» [11, с. 230]. Угрызение совести может привести к испытанию различных ощущений без всякого контакта с органами чувств. Мнительные, стеснительные люди часто ощущают отсутствующий на самом деле «неодобрительный» взгляд окружающих.

Все это говорит о том, что человек способен ощущать не только во время непосредственного контакта с объектом взаимодействия, но и в его отсутствии. В этом случае ощущает он через свою психику. Психика может реально или иллюзорно воздействовать на организм, выполняя роль посредника между объектом и органами чувств. Именно таким путем, например, чувство стыда приводит к покраснению лица.

8. Неправильная классификация ощущений. В науке до сих пор нет единой классификации ощущений. «Б.Г. Ананьев говорил об одиннадцати видах ощущений… Английский физиолог Ч. Шеррингтон… разделил их на три основных типа» [5, с. 169-173]. Называются и другие цифры.

«Существуют различные подходы к классификации ощущений» [5, с. 169-173].

«По модальности (видам анализаторов) различают ощущения: зрительные, слуховые, осязательные (тактильные, температурные и болевые), обонятельные и вкусовые» [3, с. 50].  

«Обоняние обеспечивает индивида информацией о наличии в воздухе различных химических веществ», - пишет В.Е. Субботин [12, с. 174]. «Обонятельная область представляет собою самую верхнюю часть слизистой оболочки носовой области» [15, с. 200-201]. «Ощущает» нос.

«Осязательными называют разнообразные по своему качеству ощущения, получаемые непосредственно с поверхности кожи» [7, с. 53-54]. «Они включают в себя три различных вида ощущений: тактильные (прикосновение и давление), температурные (тепло, холод) и болевые» [10, с. 432].

Как видно, осязательные ощущения принимаются кожей – органом чувств. С.Л. Рубинштейн писал: «У человека есть специфический орган осязания – рука и притом главным образом движущая рука. Отличие руки от других участков тела заключается не только в том, количественном факте, что чувствительность к прикосновению и давлению на ладони и кончиках пальцев во столько раз больше, чем на спине или плече, но и в том, что будучи органом, сформированном в труде и приспособленным для воздействия на предметы объективной действительности, рука способна к активному осязанию, а не только к рецепции пассивного прикосновения». [15, с. 197-200].

«Вкусовые ощущения – специфический вид ощущений, возникающих в результате непосредственного воздействия химических веществ на рецепторы, расположенные на поверхности языка» [8]. Язык ощущает кислость, соленость, сладость и горечь.

Ощущение, полученное с помощью глаз, учеными называется зрительным. «Сетчатка глаза имеет два типа рецепторов: палочки и колбочки. Палочки приспособлены к тому, чтобы работать при слабом освещении и давать черно-белую картину мира, а колбочки, наоборот, имеют наибольшую чувствительность в условиях хорошего освещения и обеспечивают цветовое зрение», - пишет В.Е. Субботин [12, с. 176].

Глаза являются более универсальным органом. Они позволяют ощущать широкий круг предметов, явлений, процессов. Ход протекания процессов, цвет, форма, объем определяются с помощью зрительных органов.

Органы слуха участвуют в создании слуховых ощущений. «Все звуки, которые воспринимает человеческое ухо, могут быть разделены на две группы: музыкальные (звуки пения, звуки музыкальных инструментов и др.) и шумы (всевозможные скрипы, шорохи, стуки и т.д.). Строгой границы между этими группами звуков нет, так как музыкальные звуки содержат шумы, а шумы могут содержать элементы музыкальных звуков. Человеческая речь, как правило, одновременно содержит звуки обеих групп», - пишет А.Г. Маклаков [5, с. 189-191]. Оказывается, «в преддверии внутреннего уха находятся рецепторы вестибулярного аппарата, которые дают информацию о силе и характере различных ускорений, в результате чего возникает ощущение равновесия. В комплекте с другими ощущениями ощущения равновесия составляют основу восприятия положения тела человека в пространстве (наклоны, статическое положение, вращение и т.д.) и координации движений» [10, с. 431-432].

Классификация ощущений по органам чувств не вызывает доверия. Почему?

Во-первых, она не вытекает из сущности ощущений, т.е. классифицируются не ощущения, а органы чувств, их функции. Во-вторых, такая классификация не позволяет провести четкую границу между группами ощущений. Например, в предыдущей цитате говорилось о том, что органами слуха получаются и слуховые ощущения, и ощущения равновесия.

А к какой группе относится ощущение фильма, при просмотре которого работает несколько органов чувств: зрительный, слуховой и др.? По логике ученых, это восприятие. А где ощущение? Содержание фильма, как раздражитель, представляет собой целостный объект воздействия, и оно должно ощущаться. Однако ощущение, полученное от него, мы не можем назвать зрительным или слуховым. Тогда к какой группе относится оно?

Осязательные и вкусовые ощущения образуются одним и тем же органом – поверхностями кожи. Тогда почему они отнесены к разным группам?

В-третьих, предложенная классификация не охватывает все ощущения. К какой группе, например, относятся ощущения счастья, страха, тревожности, радости и т.д.?

Следующая классификация почти не отличается от предыдущей. И в ее основе лежат органы чувств – рецепторы. «Так как ощущение возникает в результате воздействия определенного физического раздражения на соответствующий рецептор, то первичная классификация ощущений исходит, естественно, из рецептора, который дает ощущение данного качества или «модальности», - пишет С.Л. Рубинштейн. – В качестве основных видов ощущений различают кожные ощущения – прикосновения и давления, осязание, температурные ощущения и болевые, вкусовые и обонятельные ощущения, зрительные, слуховые, ощущения положения и движения (статические и кинестические) и органические ощущения (голод, жажда, половые ощущения, болевые, ощущения внутренних органов и т.д.) [14, с.184-188].

К сожалению, данная классификация не избавлена от тех недостатков, которые имелись в предыдущих.

Существует еще одна классификация ощущений, проведенная, как и предыдущие, по расположению рецепторов. Она «была предложена английским физиологом И. Шеррингтоном. Эта классификация ощущений наиболее популярна и до настоящего времени. Все ощущения были разделены англичаниным на три основных класса: экстероцептивные, проприцептивные и интероцептивные.

Экстероцептивными называют ощущения, которые возникают при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, находящиеся на поверхности тела (зрительные, слуховые, осязательные и т.д.), при этом они делятся на дистантные (зрительные и слуховые) и контактные (вкусовые, осязательные и т.д.), в зависимости от характера физического раздражителя (световая волна, твердое вещество).

Проприцептивные ощущения возникают благодаря рецепторам, расположенным в мышцах, сухожилиях и суставных сумках. Проприцептивные ощущения отражают движение и относительное положение частей тела. Они участвуют в формировании у человека так называемой «схемы тела». Проприоцепция обеспечивает регуляцию мышц (при движении и покое) с учетом состояния и положения органа движения и мышцы. Интероцептивные ощущения отражают состояние внутренней среды организма (жажда, голод удушье). Эти ощущения составляют органическое чувство – самочувствие человека», - пишет А.А. Осипова [10, с. 433-434].

Однако и эта классификация не лишена недостатков. Она образована путем деления тела на три части, где расположены рецепторы. Это а) поверхность тела; б) мышцы, сухожилия, суставные сумки; в) внутренность организма. Возьмем, например, ощущение голода, относящееся, по мнению И. Шеррингтона, к интероцептивным ощущениям. Ведь голод чувствуется не только внутренним органом – желудком, но и всем телом: и поверхностью, и мышцами, сухожилиями, суставными сумками. Поэтому его можно отнести ко всем трем группам ощущений. То же самое можно сказать и об ощущениях жажды, удушья.

Мышцы, сухожилия, суставные сумки разве не относятся к внутренней среде организма? В возникновении зрительного, слухового, осязательного, вкусового ощущений кроме поверхностей тела разве не участвует внутренняя среда организма: мозг, нервная система и т.д.

Как видно, выделенные группы не имеют четкой границы между собой. Поэтому любое ощущение беспрепятственно переходит из одной группы в другую. К тому же данной классификацией не охватываются все имеющиеся в природе ощущения. Например, ощущения, вызванные не телом, а психикой (ощущения счастья, радости, страха, гнева и т.д.) в ней не нашли своего места.

Ученые делят ощущения с учетом расположения раздражителей. Одна из таких классификаций находится в учебнике «Основы психологии» А.В. Морозова [6, с. 81-82]. По этой классификации выделяются: «1. Внешние ощущения: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, кожные, осязательные – с их помощью человек познает свойство предметов, которые находятся вне его. Рецепторы этих внешних ощущений расположены на поверхности тела человека, в органах чувств…; 2. Внутренние ощущения: голод, жажда, тошнота, изжога и т.д. Эти ощущения дают информацию от рецепторов тех органов чувств, которые находятся внутри организма человека; 3. Двигательные ощущения: это ощущения движения и положения тела в пространстве. Рецепторы двигательного анализатора находятся в мышцах и связках – так называемые кинестические ощущения – и обеспечивают управление движениями на подсознательном уровне (автоматически) [6, с. 81-82].

Как видно, и данная классификация вызывает вопросы. Например, куда отнести ощущение угрозы, к внешним или внутренним? Ощущение разве бывает внешним? Ведь все они происходят, внутри организма и в психике. Чем отличаются вкусовые, кожные, осязаемы ощущения? Разве они не одно и то же?

Все это свидетельствует о несовершенстве данной классификации.

Таким образом, мы убедились в том, что до сих пор в науке отсутствует научная классификация ощущений. Виды ощущения учеными определяются не по их существенным характеристикам. Берутся за основу несущественные, а второстепенные признаки, такие, как место нахождения рецепторов или раздражителей; свойства объектов, вызываемых ощущение и т.д. Классификациями охватываются не все ощущения. Следует отметить и то, что имеющиеся классификации, в основном, повторяют друг друга. Отличаются они только по названиям групп и видов ощущений. Например, органические ощущения в одном случае называются интероцептивными, в другом – внутренними. Вкусовые и осязательные ощущения совпадают с контактными, кожными и т.д.

Распределение ощущений должно производиться по их существенным характеристикам. В связи с этим ощущения можно делить на а) физиологические и психические; б) сильные и слабые); в) реальные и иллюзорные; г) приятные и неприятные; д) кратковременные и длительные.

Завершая анализ ошибок в объяснении ощущений, хочется назвать их причины.

Слабое владение исследователями педагогической теорией является одной из них. Авторы, к сожалению, не знают таких вопросов, как педагогический процесс, психика, сознание, без которых невозможно объективно объяснять психолого-педагогические проблемы, в том числе и ощущение. Многие ученые ощущение изучают не из реальной жизни, а из книг, статей других авторов, свои научные продукции конструируют на их основе, меняя только внешние атрибуты – названия, предложения и т.д., что является второй причиной неразработанности «ощущения». Следующей причиной можно считать слабое владение учеными теорией и практикой организации научного исследования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: