Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А. В. Петровского. – М.: Издательский центр «Академия», 1996. – 496 с. – Режим доступа: http://za-partoj.ru/d/psy/psy065.htm 7 страница

Почему допускаются такие ошибки?

Причины ошибок в объяснении психолого-педагогических проблем одни и те же. Это:

- отсутствие методологической базы, необходимой для изучения этих проблем. Наши ученые не знают, что такое педагогический процесс, психика, сознание и т.д. Они руководствуются в своих исследованиях ненаучными, мифическими «концепциями», такими, как деятельностный, компетенностный, личностно-ориентированный и другие подходы;

- незаслуженное обожествление так называемых классиков психологической (педагогической) науки. К сожалению, их ошибки современными исследователями воспринимаются как достижения;

- недооценка творческого подхода к исследовательской работе, отсутствие желания избавиться он ненужных стереотипов и т.д.

Все эти причины можно сформулировать одним предложением – «формальное отношение ученых к своим профессиональным обязанностям».

Воображение – реально существующее психическое явление. Оно может возникнуть по любому поводу. Его, например, вызывает педагогический процесс. Эмоциональный, внушительный рассказ педагога «заставляет» ученика воображать содержание излагаемого. На уроке географии такого учителя он путешествует не по карте, а в воображаемой реальности по всему миру. На уроке биологии он может чувствовать себя растением, животным или Мичуриным. Литература вызывает воображения. При изучении басни И.С. Крылова «Стрекоза и муравей» я, например, чувствовал себя муравьем. Поучительный случай происходил в 60-е годы прошлого века в одной из школ Башкортостана. Во время изучения поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» старшеклассники организовали «вооруженный» отряд для избавления от тех людей, кто, по их мнению, мешает людям хорошо жить. Они воображали себя Гришей Добросклоновым.

В педагогическом процессе воображение может быть или методом, или средством.

Воображение вызывается и деятельностью. Врач, умеющий ставить себя на место больного, будет более качественно выполнять свои профессиональные обязанности. Актеру воображение помогает чувствовать себя не двойником, не копией сценического образа, а самим героем. Человек, не умеющий воображать, не может быть настоящим Дед Морозом.

Восприятие довольно часто становится причиной возникновения воображения. Увидел парашютиста, появилось желание быть таким и живешь этим воображением. У Ю. Никулина желание стать артистом цирка появилось во время первого посещения цирка. И он после этого воображал себя артистом и стал им.

Воображение вызывается и отношением. Как известно, любовь окрыляет, вдохновляет, воодушевляет. Любимый, любящий человек чувствует себя птицей, богатырем… Воображение меняет его. Он еще до брака чувствует себя семьянином, отцом…

Эмоции вызывают воображения. Из-за незаслуженных унижений, оскорблений, например, некоторые слабохарактерные люди могут воображать себя действительно плохими, неполноценными.

Возникает вопрос: обладают ли воображением симулянт, подхалим, двуличный человек? Обладают. Без него они не смогли бы искусственно выполнять свои роли, реализовать коварные цели. Отлично воображают и карьеристы, мошенники.

Оказывается, воображение можно использовать и благородных и корыстных целях.

 

Литература

 

1. Большая психологическая энциклопедия – Режим доступа: http://psychology.academic.ru/343/воображение.

2. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение / А.В. Брушлинский // Общая психология: хрестоматия / О.В. Скрипченко – М., Воронеж, 1996. – С. 365-387. – Режим доступа: http://uchebnikionline.com/psihologia/zagalna_psihologiya_hrestomatiya_-_skripchenko_ov/brushlinskiy_voobrazhenie_poznanie.htm

3. Википедия. – Режим доступа: https: // ru.wikipedia.org /wiki/Воображение

4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте /Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с. – Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/158224/

5. Козубовский В.М. Общая психология: познавательные процессы: учеб. пособие / В.М. Козубовский. – Минск, 2008. – 368 с. – Режим доступа: http://www.alleng.ru/d/psy/psy133.htm

6. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании / Л.С. Коршунова. – М., 1979.

7. Маклаков А.Г. Общая психология: учеб. пособие для студ. вузов и слушателей курсов психологических дисциплин / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2001. – 592 с. – Режим доступа: http:// www.studfiles.ru /preview/4010474/page:32/

8. Немов Р.С. Психология. В 4-х кн.– 4-е изд. - Общие основы психологии. Кн. 1. / Р.С. Немов – М.: ВЛАДОС. 2003. – Режим доступа: http://www.booksite.ru/localtxt/nem/ov/psy/ho/lo/gya/14.htm

9. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М., 2010. – Режим доступа: http://enc-dic.com/ozhegov/Vnimanie-3596.html

10.  Петровский А.В. Воображение // Введение в психологию: учеб. для вузов / под общ. ред. А.В. Петровского. – М.: Изд. центр. «Академия», 1996. – 496 с. – Режим доступа: http://www.alleng.ru/d/psy/psy065.htm

11.  Психология: учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан / под ред. И.В. Дубровиной. – М., Издательский центр «Академия», 1999. – 464 с. – Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/5250556/page:26/

12.  Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Питер, 1999. – 720 с. – Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/3604030/page:35/

13.  Сайфуллин Ф.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. специальностей. В 2-х кн. Кн. 1. / Ф.А. Сайфуллин. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2014. – 264 с. – Режим доступа: http://www.rulit.me/books/pedagogika-sajfullin-f-a-read-416440-1.html

14.  Социальная психология: словарь/ ред. М.Ю. Кондратьев. –  М.: Per Se; СПб.: Речь, 2005. – 175 с.

15.  Ступницкий О.И. и др. Психология учеб. для бакалав. / О.И. Ступницкий, В.Е. Щербакова, В.Е. Степанов. – М.: Изд.-торговая корпорация «Дашков и К», 2013. – 520 с. –Режим доступа: http://eanw.info/konkurs-2014/stupnizkii-psygologia.pdf

16.  Толковый словарь русского языка: В 4 т. / под ред. Д. Н. Ушакова. 2-е изд. – М.: Государственный институт «Советская энциклопедия»; 1947-1948. – Режим доступа: http: // gufo.me / content_ushakov/vnimanie-69165.html

Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь. – Режим доступа: http://thelib.ru/books/ andrey_valentinovich_filippov/tysyacha_sostoyaniy_dushi_kratkiy_psihologo_filologicheskiy_slovar-read-6.html

18.  Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников / И.С. Якиманская. – М.: Педагогика, 1980. – 240 с. – Режим доступа: http://www.studmed.ru/yakimanskaya-is-razvitie-prostranstvennogo-myshleniya-shkolnikov_179fb117b05.html

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Что такое воображение?

2. Чем объясняется неразработанность проблемы «воображение»?

3. Является ли воображение деятельностью?

4. Составьте небольшой рассказ, с демонстрацией воображения.

Внимание

План

1. Понятие о внимании.

2. Ошибки ученых в объяснении внимания.

3. Особенности внимания.

4. Виды внимания и их характеристики.

В повседневной жизни и в научных трудах «внимание» является часто употребляемым словом. Несмотря на это наука не знает, что такое внимание. «В научной психологии проблема внимания стоит несколько особняком, и у исследователей возникают значительные трудности в трактовке этого понятия и тех феноменов, которые за ними стоят», - пишет И.В. Блинникова [1, с. 114]. Соответствующего параграфа даже нет в некоторых учебниках психологии, предназначенных для психологических и педагогических специальностей.

«Внимание» привлекло достаточно большое количество зарубежных и отечественных психологов, среди которых – А.А. Ухтомской, Д.Е. Бродбент, Н.Н. Ланге, Т. Рибо, С.Л. Рубинштейн, Гальперин, В.Я. Дормашев, Т.А. Ротанова и др.

В объяснении его среди ученых нет единства, что свидетельствует о неразработанности этой проблемы. «Известные решения проблемы внимания распадаются на два основных и одни промежуточный класс, - пишут Ю.Б. Дормашев, В.Я. Романов. – Теории первого класса так или иначе отрицают специфику внимания, единую сущность его явлений, рассматривают внимание как побочный продукт или характеристику других психических процессов. Теории второго класса, напротив, признают суверенитет внимания, считают его особым и самостоятельным процессом, играющим существенную роль в познании и поведении. Здесь внимание как бы включено в деятельность, является ее существенным компонентом или особым процессом, несущим определенную функциональную нагрузку. Теория третьего промежуточного класса рассматривает внимание как условие познания, поведения или деятельности» [7, с. 43].

Определения о внимании встречаются довольно часто. Вот некоторые из них: «Внимание – избирательная направленность восприятия на тот или иной предмет» [4]. «Внимание – это осуществление отбора нужной информации, обеспечение избирательных программ действий и сохранение постоянного контроля за их протеканием» [8; 1, с. 116]. «Внимание – процесс и состояние настройки субъекта на восприятие приоритетной информации и выполнение поставленных задач» [3]. «Внимание – сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждения и т.д.) [2]. «Внимание – сосредоточенность мыслей или зрения, слуха на чем-то» [10].

К сожалению, ни в одном из этих определений нет ответа, раскрывающего сущность внимания.

В объяснении внимания учеными допускаются ошибки.

1. Отрицается самостоятельность внимания как явления. И.В.Блинникова пишет: «В некоторых теоретических подходах отрицается специфика внимания и единая сущность его проявлений. Внимание рассматривается как побочный продукт или характеристика других процессов. Например, в рамках генштальпсихологии считалось, что все феномены внимания можно объяснить законами структурного восприятия, т.е. организацией внешних стимулов. Поэтому отдельные исследования внимания считались ненужными и создающими «псевдопроблемы» [1, с. 115]. «Внимание своего особого содержания не имеет, оно проявляется внутри восприятия мышления, - писал С.Л. Рубинштейн. – Она – сторона всех познавательных процессов сознания, и притом та их сторона, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект» [12].

«Однако тот факт, что внимание неразрывно связано с другими психическими процессами или деятельностью субъекта, нельзя считать доказательством его «несуществования», - пишет И.В. Блинникова [1, с. 115]. Внимание существует. Если бы оно не существовало, то так часто не употреблялось бы в повседневной речи людей. О существовании внимания и самостоятельности его свидетельствует наличие действий, движений, восприятий, выполненных без внимания. Если бы внимание было их структурным элементом, то они не могли бы существовать без него.

По нашему мнению, внимание – проявление сосредоточенности. Оно обладает собственным содержанием, которое состоит из таких элементов, как углубленность, концентрированность, неотвлеченность и т.д.

2. Объясняется как психический процесс. В «Толковом словаре…» Д.Н. Ушакова записано: «Внимание – психический процесс, при котором из нескольких одновременных впечатлений некоторые воспринимаются особенно ясно» [13].

Ошибочность такого довольно-таки распространенного утверждения опровергается следующими обстоятельствами. Во-первых, внимание не находится в психике, где происходят психические процессы. Сосредоточенность, проявлением которой является внимание, - врожденная способность. В психике находятся ее усовершенствованные, развитые с помощью педагогического процесса варианты в виде таких черт характера, как сосредоточенный, внимательный. Внимание проявляется в движениях, действиях, поступках, рассуждениях, мимике, жестах, деятельности.

Для полного представления приведем пример. Возьмем трудолюбие. Оно как черта характера, проявляется в положительном отношении к труду; занятости, увлеченности трудом; получении радостей от труда и т.д. Как видно, трудолюбие расшифровывается набором действий, а сосредоточенность одним выражением – проявлением внимания.

Врожденность способности сосредоточиваться доказывается животными. Они, не имея психику, обладают вниманием, чем опровергают мнение ученых, называющих внимание психическим процессом.

3. Считается, что внимание имеет социальную природу. Т.А.Ратанова, И.А. Домашенко пишут: «Внимание человека имеет социальную природу. Оно порождено трудовой деятельностью и является одной из главных психологических характеристик трудового процесса» [11, с. 138].

«Социальная природа» означает возникновение и существование внимания в обществе. По мнению ученых, его порождают трудовая деятельность, воспитание. Однако внимание может существовать и без общества, и без воспитания. То, что животные обладают им, доказывает это. Воспитание эту природную способность только совершенствует, развивает. Оно учит управлять вниманием, эффективно использовать его в повседневной жизни, социальной, культурной сфере. Поэтому нет оснований для утверждения о том, что внимание имеет социальную природу.

4. Внимание объясняется как способ управления поведением. И.В. Блинникова пишет: «Л.С. Выготский рассматривал внимание через призму организации поведения, а его развитие связывал с «овладением» своим поведением, то есть с возможностью произвольно управлять своими действиями. Внимание описывалось как способ регулирования поведением» [1, c. 120].

Поведение управляется многими методами (способами), среди которых анализ, синтез, обобщение, запрет, зрительного восприятия, поощрение, наказание, корректировка и т.д. Внимание даже внешне не похоже на них. Метода внимания в природе нет. Оно не является способом управления поведением.

5. Внимание объясняется как деятельность. «Внимание есть особый вид психической деятельности, выражающийся в выборе и поддержании тех или иных процессов этой деятельности. Этот выбор сопровождается сосредоточением внимания, делающим ясной и отчетливой избранную деятельность», - пишет Н.Ф. Добрынин [6, с. 79]. Т.А.Ратанова, И.А. Домашенко отмечают: «Согласно теоретической концепции, предложенной П.Я. Гальпериным [5, с. 33-39; 87-94] внимание следует рассматривать как своеобразную ориентировочно-исследовательскую деятельность» [11, с. 137-138].

Мы выше писали, что внимание – это проявление сосредоточенности. Такое мнение не допускает объяснения внимания деятельностью. У него нет ни цели, ни содержания, ни методов, не принципов, ни средств, ни форм и других структурных элементов, характерных деятельности. Внимание лишь способствует выбору деятельности (движений, действий), доведению ее до конца, держа человека «прикованным» к этому занятию.

Нами перечислены и проанализированы некоторые ошибки ученых в объяснении внимания. Возникает вопрос: почему допускаются такие ошибки?

Главная причина в том, что наши ученые не обладают инструментом разрешения психолого-педагогических проблем. А таким инструментом могла бы служить объективная научная база о педагогическом процессе. К сожалению, такой базы в нашей стране нет. Наша наука не знает, что такое педагогический процесс, его структуру. Отсутствуют правильные концепции его форм, методов, средств, содержания, принципов, движущих сил и т.д. Ученые не имеют достоверных знаний о психике, сознании, деятельности и о многих других вопросах. В такой ситуации трудно получать объективные результаты исследовательских работ.

Определяя внимание проявлением сосредоточенности, мы в заключении хотим останавливаться на некоторых его особенностях.

Внимание делится на виды. Ученые классифицируют их по различным аспектам. Однако популярным является деление с учетом волевого усилия. По этому критерию бывают: а) произвольное внимание и б) непроизвольное внимание. «Непроизвольное внимание обращается на что-то без намерения сделать это и не требует волевых усилий… Произвольное внимание… обращается на объект и удерживается на нем при сознательном намерении сделать это» [9, с. 57]. «Произвольное внимание – это сознательно направляемое и регулируемое внимание», - пишет С.Л. Рубинштейн [12].

Внимания могут быть кратковременными и долговременными; устойчивыми и неустойчивыми.

Некоторые ученые отрицают наличие у внимания свойств. «Ю.Б. Гиппенрейтор… считала, что нельзя приписывать вниманию самостоятельные свойства», - пишет И.В. Блинникова [1, с. 121].

Однако оно, как объективно существующее явление, обладает рядом свойств. Например, оно может развиваться: угасать, усиливаться. Примеров достаточно много. Некоторые люди с возрастом становятся рассеянными, перестают следить за своим внешним видом. Разочарование в людях, в профессии приводит к ослаблению внимания на них. Любовь, наоборот, способствует усилению внимания к себе, к любимому, к жизни и т.д.

Сила внимания зависит и от уровня развития психики. Сознательный, добросовестный, честный, справедливый, ответственный, усидчивый человек уделяет больше внимания выполнению своих семейных, общественных, профессиональных обязанностей, не обращает внимания на приятные, но вредные занятия. Это говорит о том, что путем воспитания (а психика формируется с помощью педагогического процесса) можно улучшить внимание.

Внимание имеет огромное значение в жизнедеятельности человека. «Проблема внимания традиционно считается одной из самых важных и сложных проблем научной психологии. От ее решения зависит развитие всей системы психологического знания – как фундаментального, так и прикладного характера», - пишут Ю.Б. Дормашев, В.Я. Романов [7, с. 7]. Без внимания человек и другие живые существа не могли бы обеспечить себе безопасную и плодотворную жизнедеятельность.

Литература

 

1. Блинникова И.В. Внимание / И.В. Блинникова // Психология: учеб. для гуманитарн. вузов / под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб: Питер, 2001. – 656 с. – С. 114-122. – Режим доступа: http: // www.studfiles.ru/preview/4171472/page:12/

2. Большая психологическая энциклопедия: / А.Б. Альмуханова и др. – М.: Эксмо, 2007. – 542 с. – Режим доступа: http: // psychology.academic.ru/312/внимание

3. Большой психологический словарь. – Режим доступа: http://psychological.slovaronline.com/В/302-VNIMANIE

4. Википедия – Режим доступа: https: // ru.wikipedia.org /wiki/Внимание

5. Гальперин П.Я., Кобыльницкая С.Л.Экспериментальное формирование внимания / П.Я. Гальперин, С.Л. Кобыльницкая. – М.,1974.

6. Добрынин Н.Ф. О селективности и динамике внимания / Н.Ф. Добрынин // Вопросы психологии. – 1975. - №2.

7. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания: учеб. / Ю.Б. Дормашев, В.Я. Романов. – М.: Тривола, 1995. – 352 с. – Режим доступа: https://www.psyoffice.ru/page,11,3720-dormashev-ju.b.-romanov-v.-ja.-psikhologija.html

8. Лурия А.Р. Внимание и память. Материалы к курсу лекций по общей психологии / А.Р. Лурия. – М.: Изд-во МГУ, 1975. – 108 с. – Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/4171472/page:12/

9. Общая психология: учеб. пособие / под общ. ред. проф. А.В. Карпова. – М.: Гардарики, 2005. – 232 с. – Режим доступа: http: // www.studfiles.ru/preview/1620397/page:6/

10.  Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М., 2010. – Режим доступа: http://enc-dic.com/ozhegov/Vnimanie-3596.html

11.  Ратанова Т.А., Домашенко И.А. Психология человека / Т.А. Ратанова, И.А. Домашенко. – М.: Ред.-изд. Центр МГОПУ. – 1999. – 272 с. – Режим доступа: http: // www.studfiles.ru / preview / 1741834/page:21/

12.  Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2000. – Режим доступа: https://www.psyoffice.ru /9/rubin01/txt25.html

13.  Толковый словарь русского языка: В 4 т. / под ред. Д.Н. Ушакова. 2-е изд. – М.: Государственный институт «Советская энциклопедия», 1947-1948. – Режим доступа: http: //gufo.me / content_ushakov /vnimanie-69165.html

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Что такое внимание?

2. Какие ошибки допускаются учеными в объяснении внимания?

3. Дайте характеристику отдельным видам внимания.

4. Приведите и проанализируйте примеры, свидетельствующие роль и значение внимания в повседневной жизни человека и других живых существ.

Воля

План

 

1. История изучения воли в науке.

2. Понятие о воле.

3. Ошибки ученых в объяснении воли.

4. Значение воли.

«Проблема воли – одна из сложнейших проблем в психологии. Ее исследование имеет длительную историю, существуют различные научные представления о сущности воли, различные подходы к пониманию ее развития и места в общем психическом облике человека» [6]. А.Р. Батыршина, В.А. Мазилов на основе анализа соответствующих параграфов учебников психологии, предназначенных для вузов, выделяют основные подходы к исследованию данной проблемы.

«Первый подход рассматривает волевой процесс как «акты хотения», «желания», «стремления» через прохождение стадий: сначала возникает некое влечение, которое не имеет своего осознанного предмета, затем влечение находит свой предмет и становится осознанным, определенным и получает новое название – желание…

Исторически ведущим на протяжении целого столетия был подход (второй), предлагающий рассматривать волю через проявление сознательных (волевых) действий, направленных на достижение сознательно поставленных целей…

И, как следствие, возникает модернизированный подход (третий), рассматривающий волю как психическую деятельность, как «способность совершать целенаправленные действия, требующие преодоления трудностей и препятствий»…

Следующий (четвертый) подход также возникает в начале 60-х годов и рассматривает категорию «воля» как волевую активность…

Пятый подход предлагает рассматривает волю «как сознательное регулирование деятельности и собственного поведения».

Достаточно устойчивым является подход (шестой), рассматривающий категорию воли через «сознательную регуляцию и саморегуляцию деятельности и поведения»…

В современных учебниках психологии особо выделяется подход (седьмой), рассматривающий волю как «произвольное управление поведением».

…Восьмым подходом, имеющим место в современных учебниках, является рассмотрение воли как волевой регуляции» [2, с. 115-120].

По мнению В.А. Иванникова, сегодня имеется хорошая база для дальнейшего изучения воли. Он «отмечает, что совместными усилиями многих отечественных психологов были развиты и впервые сформулированы важные положения, которые являются хорошей основой для дальнейшего развития исследования в этой области психологических знаний:

1. Воля есть продукт общественно-исторического развития человека. Ее формирование связано с появлением и развитием трудовой деятельности.

2. Воля поэтому не является врожденной или генетически заданной способностью, а формируется прижизненно в реальной деятельности человека, требующей определенных волевых качеств и навыков волевой регуляции.

3. Воспитание воли осуществляется через совместную деятельность в коллективе и связано с формированием системы потребностей, общественно значимых ценностей и целей, мировоззрения и убеждений личности, необходимых личностных качеств.

4. Развитие воли тесно связано с развитием мышления, воображения, эмоциональной и мотивационно-смысловой сферы, с развитием сознания и самосознания, личности в целом.

5. Первичное волевое действие – это действие заданное и принятое личностью к исполнению. Волевая регуляция поэтому есть личностный уровень регуляции, а волевое действие есть действие, имеющее личностный характер.

6. Волевая регуляция – это регуляция сознательная, опосредованная знаниями человека о внешнем мире, о своих ценностях и возможностях, на основе которых осуществляются предвидение и оценка последствий собственной активности» [7, с. 70; 6].

«Сейчас многими учеными предпринимаются усилия, направленные на то, чтобы возродить учение о воле как целостное, придать ему интегративный характер» [16, с. 427]. Однако «в современных отечественных исследованиях воли нет единого ее понимания» [20, с. 123]. Наука даже не знает, есть воля или нет. Отечественные и мировые психологи до сих пор спорят по этому вопросу. «Термин «воля»… в западной психологии… в настоящее время практически не используется» [9]. Однако «вопрос о признании категории «воли» как одной из основных психологических понятий психологической науки остается актуальным». Так считают А.Р. Батыршина и В.А. Мазилов [2, с. 221].

Неразработанность проблемы «воля», дискуссионность имеющихся объяснений о ее сущности обусловлены ошибками исследователей. Проанализируем некоторые из них.

1. Воля трактуется как преодоление трудностей. «Воля – сознательное преодоление человеком трудностей на пути осуществления действия», - пишут А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский [18, с. 223]. «Трудности и препятствия бывают двух видов – внешние и внутренние. Внешние препятствия не зависят от человека, это внешние помехи, противодействия других людей, природные препятствия. Внутренние препятствия зависят от самого человека, это нежелание делать то, что нужно, наличие противоположных побуждений, пассивность человека, плохое настроение, привычка действовать необдуманно, лень, чувство страха, чувство ложного самолюбия и т.д.» [6, с. 215-223].

Однако воля – не процесс преодоления трудностей, а то, что заставляет преодолевать их. Преодоление трудностей – это действие, а воля – сила, помогающая совершать это действие.

2. Воля отождествляется с готовностью. «Воля – способность человека принимать решения на основе мыслительного процесса и направлять свои мысли и действия в соответствии с принятым решением», - говорится в «Википедии» [4]. В «Большом психологическом словаре» написано: «Воля – способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия» [3].

Однако в этих определениях речь идет не о воле, а готовности человека действовать по реализации решений мыслительного процесса. Для реализации решений, для преодоления препятствий одной воли не хватает. Нужны и знания, умения, черты характера, движущие силы, эмоции, убеждения и т.д. Готовность – способность – более широкое понятие. Поэтому воля не может отождествляться с готовностью.

3. Воля считается психической деятельностью. В учебнике «Психология», выпущенном под ред. Е. Игнатьева есть такое предложение: «Воля – психическая деятельность человека, проявляющаяся в активных преднамеренных действиях, направленных на достижение сознательно поставленных целей» [8].

Психической деятельности в природе нет. Существует мыслительная деятельность, которую ученые по ошибке называют психической. Во время мыслительной деятельности, предположим, человек разрабатывает план деятельности, направленной на достижение поставленных целей. Этот план и даже действия по реализации его могут совершаться без особых волевых усилий. Они могут выполняться автоматически, легко и быстро. Где здесь воля? Воли нет. Еще один пример. Допустим человеку нужно оформить елку. В выполнении этой работы участие воли необязательно.

Следовательно, не во всякой деятельности проявляется воля. К тому же деятельность не состоит из одной воли. У нее структура более сложная: включает в себя и цели, методы, формы, средства, содержание и т.д. Поэтому волю мы не можем назвать деятельностью.

4. Воля называется формой активности человека. «Воля – это особая форма активности личности, направленная на достижение сознательно поставленной цели с преодолением препятствий», - пишет А.Э. Штейнмец [22, с. 215].

Форма – внешний вид предмета, явления, процесса и т.д. Существуют формы школьника, полицейского, педагогического процесса и т.д. Какие формы имеет активность? Не знаем. Если даже она их имеет, воля не является ее формой – внешним видом.

5. Воля объясняется свойством сознания. « В.И. Селиванов отмечал, что понятие «воля» более узко, нежели понятие «сознание», следовательно, не сознание является свойством воли, а воля является свойством (функций) сознания», - писал Е.Г. Ильин [9].

«Сознание – это вменяемость человека, его способность мыслить» [21, с. 174]. Воля не является свойством сознания потому, что и в невменяемом состоянии люди могут проявить волю, причем сильную. В волевых действиях не всегда присутствует сознание.

6. Воля называется психическим процессом. В учебнике для вузов «Психология. Педагогика. Этика» читаем: «Воля – психический процесс, характеризуется своеобразным усилием и выражается в действиях и поступках человека, направленных на достижение сознательно поставленных целей» [19, с. 103].

Данная ошибка вытекает из-за неправильного толкования понятия «психический процесс». «Психические процессы включают в себя ощущение, восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь человека», - пишет Р.С. Немов [17].

Часть этих явлений, названных учеными психическими процессами, относится не к психике, а к организму человека. Они являются свойствами и функциями высокоорганизованной материи. Ощущают, воспринимают, запоминают, замечают мозг, органы ощущения. А мышление (мыслительная деятельность) является проявлением психики, речь – умения говорить.

Психическими процессами можно назвать только процессы развития, улучшения, ухудшения психики, процессы взаимодействия ее структурных элементов. Воля – результат психического процесса. Она возникает из-за взаимодействия структурных элементов психики. В то же время следует знать, что способность иметь волю живому существу дано природой. Поэтому и животные ее имеют. Воля человека усиливается, развивается психикой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: