Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А. В. Петровского. – М.: Издательский центр «Академия», 1996. – 496 с. – Режим доступа: http://za-partoj.ru/d/psy/psy065.htm 5 страница

Что такое на самом деле ощущение?

Наш ответ на этот вопрос частично освещался на предыдущих страницах данного параграфа. Остается только дополнять, систематизировать сказанное.

Ощущение – это чувствование живым существом оказываемого в данный момент на него воздействия. Воздействие может и не ощущаться. Такое, например, бывает при воздействии на человека после приема им наркоза, при стихийном педагогическом процессе. Человек в таком случае не чувствует воздействия, но воспринимает.

Способность ощущать живому существу дается природой. Она – врожденная способность.

Ощущения человека по сравнению с животными намного сильнее и шире. Это объясняется тем, что человек обладает психикой. К его физиологическим ощущениям добавляются психические. Он, например, путем воображения, мыслительной деятельности, прогнозирования может ощущать любовь, ненависть, горе, одобрение, осуждение и многое другое. К тому же с помощью педагогического процесса он может совершенствовать свою врожденную способность ощущать.

Живыми существами ощущается большое количество воздействий. Попробуем составить их примерный перечень: предмет, явление, процесс, объем, цвет, свет, вес, запах, вкус, холод, голод, жажда, боль, взгляд, усталость, агрессивность, беспомощность, страх, опасность, наслаждение, давление и т.д. Помимо всего этого человек, благодаря своей психике, ощущает дружбу, любовь, ненависть, отношения, вражду, счастье, психическую травму, оскорбление, унижение, критику и многое другое.

Способность человека ощущать с помощью психики или через психику доказывается многочисленными примерами. Например, во время критики у него краснеет лицо, даже бывают случаи потери сознания. Доверительные, вдохновляющие слова усиливают сексуальное наслаждение.

Ощущения как реальность имеют ряд особенностей.

Они индивидуализируются: каждый человек в меру своих возможностей, желаний ощущает по-своему. Это зависит и от генетических факторов: природных задатков, наследственности. Некоторые отлично ощущают с помощью зрительных, другие – слуховых, языковых и других органов. Встречаются люди с феноменальной способностью ощущать запах. Индивидуализация ощущений обуславливается и воспитанием. Уровень развития психики, бережное отношение к своему здоровью, качество органов чувств способствуют этому. По ощущениям наблюдается специализация среди животных, насекомых, птиц.

Ощущения развиваются, усиливаются, что является еще одним свойством их. Развитие осуществляется в основном четырьмя путями: а) укрепление здоровья, улучшение состояния органов чувств; б) обогащение психики с помощью целенаправленного занятия педагогическим процессом; в) использование специальных технических средств (очки, слуховые аппараты и т.д.); г) обеспечение привлекательности ощущаемых объектов.

Нормальное состояние здоровья человека (и других живых существ), отсутствие болезней, изъянов в органах чувств, как было сказано выше, являются условием улучшения ощущений. Косоглазие, близорукость, дальнозоркость, катаракта и другие недостатки глаз ухудшают зрительные ощущения; неполноценное функционирование слуховых, носовых, кожных анализаторов не позволяют качественно ощущать. Поэтому необходимо бережно относиться к своему здоровью, не допускать болезней как всего организма, так и отдельных органов.

В улучшении ощущения участвует психика. Человек, обладающий такими чертами характера, как внимательность, наблюдательность, сосредоточенность, любопытство, ответственность, эмоциональность, как правило, качественно ощущает. Широкий кругозор, мировоззрение, сознание, воображение, умения наблюдать, сравнивать, анализировать и другие структурные элементы психики помогают человеку ощущать то, чего не ощущают другие живые существа.

В улучшении ощущения способствуют и специальные технические средства, к которым, например, можно отнести бинокли, микроскопы, очки, слуховые аппараты и т.д. В их использовании надо руководствоваться соответствующими инструкциями и советами специалистов. Нарушение правил их применения, наоборот, может привести к ухудшению функций органов чувств.

Привлекательность объектов улучшает качество ощущений. Такие предметы вызывают интерес к себе, заставляют сосредоточиться и глубоко ощущать. Привлекательность не обеспечивается только внешними данными, рекламой и другими искусственными усилителями. При наличии любопытства, интереса, желания, стремления и других движущих сил и некрасивые, неприятные объекты становятся привлекательными для людей.

Ощущение имеет большое значение в жизнедеятельности живых существ. Они:

- «связывают человека с внешним миром» [Маклаков, 2001, с. 168];

- «необходимы… для непрерывной неосознаваемой адаптации к изменениям во внешней (и внутренней) среде» [13, с. 72-73];

- «доставляют человеку исключительно богатые и тонко дифференцированные данные, притом огромного диапазона» [15, с.215];

- «болевые ощущения сигнализируют о возможной физической опасности. …Вообразите, что произойдет с нами, если мы хотя бы один день утратим болевую чувствительность. Например, мы можем прикоснуться к горячему утюгу и вовремя не отдернуть руку» [12, с. 174];

- «на осязании, на деятельности движущейся руки основывается в значительной мере весь процесс обучения слепых, и в еще большей мере – слепоглухонемых, поскольку обучение их чтению… совершается у них посредством пальпации - восприятия пальцами выпуклого шрифта (шрифта Брайля)» [14];

- «обонятельные ощущения в значительной мере регулируют поведение животных при отыскании и выборе пищи, при распознавании особей другого пола и т.д.» [14, с.200-201].

 

Литература

 

1. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Б.М. Бим-Бад. – М., 2002.

2. Большой психологический словарь. – М.: Праим-Еврознак / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко, 2003. – Режим доступа: http://psychological.slovaronline.com/В/320-VOSPRIYATIE

3. Гамезо М.В. и др. Общая психология: учебно-методическое пособие / М.В. Гамезо, B.C. Герасимова, Д.А. Машурцева, Л.М. Орлова / под общ. ред. М.В. Гамезо. – М.: Ось-89, 2007. - 352 с. – Режим доступа: http://www.alleng.ru/d/psy/psy121.htm

4. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь / М.И. Еникеев. – М.: Проспект, 2006. – 559 с.

5. Маклаков А.Г. Общая психология: учеб. пособие для студ. вузов и слушателей курсов психологических дисциплин. / А.Г. Маклаков. – СПб: Питер, 2001. – 592 с. – с. 164-165

6. Морозов А.В. Основы психологии: учеб. для вузов / А.В. Морозов А.В. – 2-е изд. – М.: Академический Проект: Тринта, 2005. – 352 с.

7. Немов Р.С. Общая психология: учеб. для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / Р.С. Немов. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. – 400 с. – с. 50.

8. Немов Р.С. Психология: словарь- справочник. / Р.С. Немов. – В 2 ч. – Ч. 1. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – Режим доступа: http://padabum.com/d.php?id=32731

9. Новейший философский словарь / под ред. А.А. Грицанова. – Минск, 2001.

10. Осипова А.А. Ощущение / А.А. Осипова // Общая психология / под ред. Е.И. Рогова. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2008. – 560 с. – с. 430.

11.  Петровский А.А. Воображение // Введение в психологию / под общ. ред. А.А. Петровского. – М.: Академия, 1996. – 406 с.

12.  Психология: учеб. для гуманитарн. вузов / под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб: Питер, 2009. – 656 с. – с. 176. – Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/1702264/page:18/

13.  Психология: учебник / под ред. А.А. Крылова. – М.: ПБОЮЛ М.А. Захаров, 2001. – 584 с. – С. 77. – Режим доступа: http://thelib.ru/books/krylov_albert_aleksandrovich/psihologiya-read-10.html

14.  Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 712 с. – Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/326597/page:12/

15.  Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Питер, 2002. – 720 с. – Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/3018397/page:42/

16.  Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Питер, 1998. – Режим доступа: https: // www.psyoffice.ru /7/hrest/28/235237.html

17.  Сайфуллин Ф.А. Организация педагогического процесса: монография /Ф.А. Сайфуллин. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2012. – 349 с. – Режим доступа: https://knigogid.ru/books/750003-organizaciya-pedagogicheskogo-processa/toread

18.  Сайфуллин Ф.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. специальностей. В 2-х кн. Кн. 1. / Ф.А. Сайфуллин. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2014. – 264 с. – Режим доступа: http://www.rulit.me/books/pedagogika-sajfullin-f-a-read-416440-1.html

19.  Степанов С.С. Популярная психологическая энциклопедия / С.С. Степанов. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 672 с. – Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/2626308/

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Что такое ощущение?

2. Какие ошибки допускаются учеными в объяснении ощущения?

3. Каковы особенности ощущений?

4. Расскажите об условиях улучшения ощущения.

5. На конкретных примерах раскройте значение ощущений.

Восприятие

 

План

1. Понятие о восприятии.

2. Ошибки ученых в объяснении восприятия, их причины.

3. Виды восприятия.

4. Особенности восприятия.

 

В объяснении восприятия учеными допускаются ошибки.

1. Оно отождествляется с педагогическим процессом (обучением, воспитанием). «Восприятие – название одного из основных психических процессов у человека, при помощи которого он познает окружающую его среду», - говорится в «Большой медицинской энциклопедии» [1] «Толковый словарь русского языка» Д.Н. Ушакова восприятие объясняет как «узнавание предметов и явлений внешнего мира» [19]. В другом «Толковом словаре» восприятие преподносится, «формой чувственного отражения действительности в сознании, способность обнаруживать, принимать, различать и усваивать явления внешнего мира и формировать их образ» [15].

Эту мысль разделяют и авторы учебника по психологии. «Восприятие – процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств. Завершается формированием образа», - так написано в учебнике А.В. Морозова «Основы психологии», изданном в 2005 году [12, с. 335].

Однако восприятие не является педагогическим процессом. Оно не познает, не узнает, не усваивает, не различает явления внешнего мира, не формирует образ. Все это делается педагогическим процессом. Восприятие в нем может выступать только в качестве одного из структурных элементов – методом. Существуют, например, методы слухового, зрительного, кожного восприятия и т.д. Когда мы видим, слышим, осязаем... предмет и при этом получаем информацию (знания) о нем, то происходит автоматическое соединение (взаимодействие) методов с другими структурными элементами педагогического процесса: целью, содержанием, формой, средством, движущей силой, объектом, субъектом, и возникает педагогический процесс. Из-за незнания сущности педагогического процесса, механизма его функционирования у ученых возникает иллюзия о том, что именно восприятие обеспечивает человека информацией (знанием).

А когда мы видим, слышим, осязаем, обонянием, но при этом информацию не получаем, то педагогический процесс не происходит. Поэтому в этом случае видение (зрительное восприятие), слушание (слуховое восприятие), осязание, обоняние методами педагогического процесса не являются. Они - действия, в которых проявляются функции органов чувств.

Человек может видеть, слышать, осязать…, но при этом не воспринимать. Например, когда собеседник говорит на непонятном языке, мы не понимаем - не воспринимаем - содержания его речи. Ощущаются голос, звук, интонация, а содержание не воспринимается. Такое бывает и тогда, когда видишь горы, реки, поля, однако при этом внутри себя никаких реакций не чувствуешь. И в этом случае восприятие отсутствует. Однако если при виде этих же элементов природы испытываешь восхищение, наслаждение, то, значит, происходит восприятие.

Все сказанное говорит о том, что восприятие в большинстве случаях возникает благодаря педагогическому процессу. Понимание, восхищение, наслаждение, знание являются результатами педагогического процесса.

Ппедагогический процесс помогает и не воспринимать. Сплетни воспитанным человеком не воспринимаются. Он когда их слышит, проводит анализ услышанного и пропускает мимо ушей. Иногда и критика не воспринимается.

Однако восприятие может происходить и без педагогического процесса. Примерами могут быть «физиологические» восприятия. В так называемый неблагоприятный день человек обычно чувствует себя подавленным, тяжелым, грустным. Это говорит о том, что он реагировал на природное явление, принял его воздействие, значит, произошло восприятие. Голод, холод, жажда и другие физиологические состояния воспринимаются – организм реагирует на них. Человек может похудеть, потерять сознание или искать пути удовлетворения этих потребностей.

2. Восприятие объясняется как форма познания. «Марксизм рассматривает восприятие, т.е. непосредственно чувственное отражение действительности, и как ступень, и как основную форму познания», - писал А.Н. Леонтьев [10, с. 28-29]. Эту мысль разделяет и С.Л. Рубинштейн. Он писал: «Восприятие – это форма познания действительности» [17, с. 227].

Познание осуществляется с помощью педагогического процесса (обучения, воспитания). Других таких процессов в природе нет и не будет. Поэтому под понятием «формы познания» надо подразумевать «формы педагогического процесса». Формами педагогического процесса являются: «лекция, семинар, диспут, собеседование, практикум, коллоквиум, экскурсия, вечер, олимпиада, экспедиция, конференция, соревнование, конкурс, футбол, волейбол, защита (научно-исследовательской работы), зачет, экзамен и т.д.» [18, с. 113].

С перечисленными формами восприятие не имеет ничего общего. Оно не может находиться среди них. Потому что оно не является формой познания.

3. Восприятие считается познавательной деятельностью. «Восприятие не только связано с действием, с деятельностью – и само оно специфическая познавательная деятельность сопоставления, соотнесения возникающих в нем чувственных качеств предмета», - писал С.Л. Рубинштейн [17, с. 227]. А.Г. Маклаков в своей книге «Общая психология» тоже восприятие называет деятельностью. «Восприятие правильнее всего обозначать как воспринимающую (перцептивную) деятельность субъекта, - пишет он. – Результатом этой деятельности является целостное представление о предмете, с которым мы сталкиваемся в реальной жизни» [11, с. 200].

Познавательной называется деятельность по организации педагогического процесса. Восприятие не организует его и не является деятельностью. Деятельностью занимаются только люди. Когда человек читает, видит, слушает, осязает, анализирует, сравнивает, наблюдает - выполняет тому подобные действия с целью познать (узнать), то возникает педагогический процесс. Вышеназванные действия и возникающая при этом познавательная деятельность являются лишь средством этого процесса. Они не вооружают человека знаниями, умениями, эмоциями и т.д. Восприятие (усвоение) этих элементов совершается педагогическим процессом.

4. Восприятие, по мнению ученых, происходит только при непосредственном контакте раздражителя с органами чувств. В «Кратком психологическом словаре» читаем: «Восприятие – целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецептурные поверхности органов чувств» [9]. «В образе восприятия содержится всегда только то, что непосредственно воздействует на органы чувств», - говорится в учебнике Р.С. Немова «Общая психология» [13, с. 134].

Однако человек способен воспринимать и без непосредственного контакта предмета с органами чувств. Возьмем мифические, никогда несуществующие в реальной жизни герои сказок. По имеющимся описаниям мы представляем их внешний вид, характеры и другие данные, значит, воспринимаем. События, факты, процессы, происходящие тысячу лет тому назад или далеко-далеко от нас, тоже воспринимаются. Поэтому утверждение о том, что восприятие возникает только при непосредственном контакте органов чувств с раздражителями, не соответствуют действительности.

5. Восприятие представляется как синтез ощущений. «Восприятие есть совокупность ощущений», - пишет Н.С. Ефимова [8, с. 86]. «Большинство психологов рассматривает ощущение (например, тепла, солености, боли) как исходную форму познания, а восприятие как синтез ощущений, формирующийся в процессе активного отражения объективно существующего целостного предмета», - говорится в «Большом психологическом словаре» [2].

Необходимость такого синтеза словарь объясняет следующим образом. «Поскольку любой предмет как раздражитель является сложным, обладает рядом свойств, то в формировании его образа участвует обычно несколько анализаторов. Восприятие формируется на основе ощущений разных модальностей» [2].

Что такое ощущение? Без ответа на этот вопрос невозможно понять смысл выражения «синтез ощущений».

«Ощущением называют, - пишет А.А. Осипова, - психическое отражение в коре головного мозга отдельных свойств, предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств» [16, с. 430]. «Ощущения учеными подразделяются на зрительные (играющие наиболее важную роль), слуховые, осязательные, вкусовые и обонятельные» [20, с. 409].

«В отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств», - пишут Б.П. Зинченко, Т.П. Зинченко [3, c. 137].

Таким образом, по мнению ученых, восприятие – это отражение предмета, явления, процесса целиком, со всеми свойствами. «Восприятие – это целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех своих сторон, синтез данных отдельных ощущений» - такое определение содержится в книге «Философия» [20, с. 409]. «При восприятии, например, разрезанного свежего огурца мы получаем не отдельные, изолированные друг от друга зрительные, обонятельные и тактильные ощущения, а их сложное сочетание друг с другом в едином образе огурца с присущим ему цветом, запахом и поверхностью», - пишет А.А. Осипова [16, с. 439].

Как видно, ученые ощущения и восприятие различают по масштабу охвата свойств предметов, воздействующих на органы чувств. Если при этом выявляется одно свойство – ощущение, а если совокупность свойств (синтез ощущений) - восприятие. Однако в действительности происходит одно и то же явление – восприятие: и одно свойство, и совокупность свойств воспринимаются. А сам процесс восприятия ощущается.

Восприятие не состоит из ощущений. Они находятся на разных плоскостях.

6. Ученые считают, что восприятие формирует образ целостного предмета. « Восприятие – процесс отражения действительности в форме чувственного образа объекта», - говорится в «Философском энциклопедическом словаре» [21]. «Восприятие – процесс формирования посредством активных действий субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы», - написано в «Словаре практического психолога» [7]. А.В. Морозов в своем учебнике «Основы психологии» отмечает: «Результатом восприятия является образ предмета» [12, c. 82-84].

Процесс возникновения этого образа более подробно раскрывается в следующем высказывании А.А. Осиповой: «При восприятии из всего набора свойств, которыми обладает объект, выделяются наиболее существенные и сопоставляются с уже имеющимся прошлым опытом. Процесс восприятия объекта состоит из следующих перцептивных действий:

- поиск объекта;

- выделение наиболее характерных признаков объекта;

- опознание объекта, т.е. отнесение его к какому-либо классу (предмет мебели, явления природы и т.д.).

В результате перцептивных действий у человека формируется так называемый перцептивный образ» [16, с. 440-441].

Образ, как видно из трудов ученых, состоит из совокупности свойств воспринимаемого предмета. Следовательно, он – полученные знания об этом предмете. Мы из комментариев предыдущих ошибок в объяснении восприятия узнали, что знания формируются только с помощью существующего в единственном экземпляре педагогического процесса (обучения, воспитания). Восприятие не дает никаких знаний. В составе педагогического процесса, являясь одним из его структурных элементов – методом, только участвует в получении знаний, т.е. по словам ученых, в формировании образов. У авторов, плохо представляющих педагогический процесс, при этом возникает иллюзия о том, что образ создается восприятием. «Образ» - результат педагогического процесса, и он воспринимается.

7. Разница между «ощущением» и «восприятием» объясняется неправильно. Ученые различают их с учетом масштабности (объема) «отражения в коре головного мозга предметов, явлений, процессов и других раздражителей». «Если в результате ощущения человек получает знание об отдельных свойствах предмета (острое укололо, горячее обожгло, яркое ослепило), то восприятие дает целый образ предмета или явления, - пишет А.А. Осипова. – Например, при восприятии груши человек получает не отдельные изолированные зрительные, вкусовые, обонятельные и др. ощущения, а единый образ груши, с присущими ей формой, цветом, запахом, вкусом и т.д.» [16, с. 440].

Однако в обоих случаях, рассказанных в этой цитате, речь идет об одном и том же – о «приеме воздействия», которого мы называем восприятием. Потому что воздействие на органы чувств одного свойства предмета или совокупности его свойств не порождает разные явления и не позволяет нам назвать первого случая «ощущением», второго - «восприятием».

Считая ощущение и восприятие разными явлениями, отличающимися, как отмечено выше, по «масштабности отражения», ученые, что парадоксально, на самом деле неосознанно «доказывают» обратное. Когда читаешь их труды об ощущениях и восприятиях, понимаешь, что они говорят об одном и том же. Это даже наблюдается в определениях: «Ощущение – элементарный познавательный (психический, когнитивный) процесс, в результате которого человек с помощью своих органов чувств получает информацию о состоянии организма и о том, что происходит вокруг него» [Немов Р.С. Психология: словарь-справочник. – М., 2003]. «Восприятие – психический процесс, представляющий собой отражение в сознании человека предметов и явлений материального мира в виде зрительных, слуховых, осязательных и других образов» [4, с. 327].

Выделенные учеными виды ощущения и восприятия также совпадают.

«Ощущения, как и восприятия, можно классифицировать по модальности, выделяя зрительные, вкусовые, слуховые, осязательные и пр.» - говорится в «Словаре практического психолога» [7]. По модальности (по анализаторам) выделяют: а) зрительное, б) слуховое, в) осязательное, г) обонятельное, д) вкусовое восприятия, - пишут М.В. Гамезо, B.C. Герасимова, Д.А. Машурцева, Л.М. Орлова [6, с. 68].

Ученые «выделяют восприятие пространства, восприятие времени, восприятие движения» [11, с. 207-212]. На такие же группы делятся и ощущения. «Двигательные ощущения: это ощущения движения и положения тела в пространстве», – эта цитата из учебника «Основы психологии» [12, с. 81-82].

Такие совпадения говорят о том, что ощущение и восприятие в таком виде, как понимают и объясняют ученые, в действительности друг от друга не отличаются, означают одно и то же. Дополнительным аргументом этого вывода служит следующая цитата: «Осязание – восприятие физических объектов с помощью пальцев рук или специальных кожных рецепторов, расположенных на поверхности разных частей тела», - пишет Р.С. Немов в своем словаре-справочнике» [14].

Осязание, по единодушному признанию ученых являющиеся ощущением, здесь называется восприятием.

Чем же отличаются ощущение и восприятие на самом деле?

На этот вопрос наш ответ таков: восприятие – это прием человеком (живым существом) воздействия, оказанного на него; ощущение - чувствование этого воздействия.

Таковы основные ошибки ученых в объяснении восприятия.

Основной причиной этих ошибок является незнание педагогики. Авторами вышеназванных теоретических ошибок не «воспринят» педагогический процесс. Они не знают его сущность, структуру, особенности. Не зная всего этого, невозможно правильно объяснять конкретные вопросы, какими являются ощущение и восприятие.

Что такое восприятие?

Систематизируем наш ответ, изложенный в процессе анализа ошибок ученых по этому вопросу.

В природе и обществе объективно существует процесс воздействия. На человека воздействуют предметы, явления, воздух, атмосфера, погода, физические, химические, биологические процессы, архитектура, литература, педагогический процесс, история, новости, взгляд, отношения, психика и многое другое.

Человек обладает способностью воспринимать воздействия. Независимо от того, что на него воздействует: отдельное свойство или совокупность свойств, простые или глобальные предметы, процессы - это будет восприятием. Человек может и не воспринимать оказанного на себя воздействия. Такое бывает, например, тогда, когда имеются изъяны в органах чувств.

Восприятие не является педагогическим процессом; формой познания; познавательной деятельностью; синтезом ощущений; образом целостного предмета, явления, процесса. Оно нами воспринимается как обыкновенное русское слово. В языке оно означает «прием воздействия».

При воздействии на человека педагогического процесса оно становится его методом: зрительного восприятия, слухового восприятия; осязания, обоняния и т.д.

 

Литература

 

1. Большая медицинская энциклопедия Большая медицинская энциклопедия / гл. ред. Б.В. Петровский. – 3-е изд. – М.: Советская энциклопедия. – Режим доступа: http://bigmeden.ru/article/Восприятие

2. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко – М., 2003 – 672с. – Режим доступа: http: // www.studfiles.ru / preview / 4495748/page:13/

Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А. В. Петровского. – М.: Издательский центр «Академия», 1996. – 496 с. – Режим доступа: http://za-partoj.ru/d/psy/psy065.htm

4. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология: учеб. пособие для учащихся пед. училищ / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1988. – 336 с.

5. Википедия. – Режим доступа: https: // ru.wikipedia.org / wiki / Виды восприятия

6. М.В. Гамезо и др. Общая психология: учебно-методическое пособие / М.В. Гамезо, B.C. Герасимова, Д.А. Машурцева, Л.М. Орлова / под общ. ред. М.В. Гамезо. – М.: Ось-89, 2007. – 352 с. – Режим доступа: http://www.alleng.ru/d/psy/psy121.htm

7. Головин С.Ю. Словарь практического психолога / С.Ю. Головин. – М.: АСТ, Харвест, 1988. – Режим доступа: http://www.center-nlp.ru/library/s55/nlp/golovin.html?current_book_page=37

8. Ефимова Н.С. Основы общей психологии: учеб. пособие для студ. образ. учрежд. среднего проф. образования / Н.С. Ефимова. – М.: ИД «Форум» - ИНФА – М. – 2013. – 288 с. – Режим доступа: https://drive.google.com/file/d/0Bx0rqRYNdSRGRG9NLWZQME9Rczg/view

9. Краткий психологический словарь / Л.А. Карпенко, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – Ростов-на-дону: «Феникс», 1998. – 512 с. – Режим доступа: http: // pedagogic.ru / psycholo / item/f00/s00/e0000096/index.shtml

10. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл, 2005. – 352 с. – Режим доступа: http: // azps.ru /hrest/59/8528563.html

11. Маклаков А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб: Питер, 2001. – 592 с.

12.  Морозов А.В. Основы психологии: учеб. для вузов / А.В. Морозов. – 2-е изд. – М.: Академический Проект: Трикста, 2005. - 352 с.

13.  Немов Р.С. Общая психология: учеб. для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / Р.С. Немов. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. – 400 с.

14.  Немов Р.С. Психология: словарь-справочник. / Р.С. Немов. – В 2 ч. – Ч. 1. –М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – Режим доступа: http://padabum.com/d.php?id=32731

15.  Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М., 2010. – Режим доступа: http://enc-dic.com/ozhegov/Vosprijatie-4065/

16.  Осипова А.А. Ощущение / А.А. Осипова // Общая психология / под ред. Е.И. Рогова. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2008. - 560 с. – Режим доступа: https://www.livelib.ru/book/1000290508-obschaya-psihologiya-pod-redaktsiej-e-i-rogova

17.  Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Питер, 2002. – 720 с. – Режим доступа: https://www.psyoffice.ru/7/hrest/28/235237.html

18.  Сайфуллин Ф.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. специальностей. В 2-х кн. Кн. 1. / Ф.А. Сайфуллин. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2014. – 264 с. – Режим доступа: http: // www.rulit.me /books/pedagogika-sajfullin-f-a-read-416440-1.html

19.  Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка / Д.Н. Ушаков. – М.: Альта-Принт, 2005. – 1216 с. Режим доступа: https://slovar.cc/rus/ushakov/388713.html

20.  Философия: учеб. пособие для студ. вузов / ред. В.П. Кохановский. - 12-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. –  576 с.

21.  Философский энциклопедический словарь / под ред. Л.Ф. Ильичева и др. – М., 1983.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Что такое восприятие?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: