Ее структурные элементы

После формулировки темы исследования надо определить ее актуальность. Обосновать актуальность – это значит объяснить необходимость исследования данной темы. Здесь желательно кратко осветить причины, по которым изучение этой темы стало необходимым и что мешало ее раскрыть раньше, возможно в других работах.

Далее должна последовать формулировка проблемы исследования.

Проблема исследования может начинаться с проблемных вопросов. Например:

Можно ли…? Как можно…?
Будет…? Что случится, если…?
Возможно ли…? Каковы преимущества…?
Почему…? Каково влияние…?
Как…? Каким образом…?

Правильная постановка и ясность проблемы исследования определяет направления исследования.

Любая исследовательская работа содержит объект и предмет исследования. Они как бы являются точкой отсчета вашего исследования.

Объект исследования это то, что непосредственно подвергается исследованию, т.е. это процесс или явление, в рамках которого находится то, что предстоит изучить и исследовать.

Предмет исследования – это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск, как правило предмет исследования в большей степени совпадает с темой исследования.

Уточнив все эти составляющие исследовательской работы надопереходить к формулировке гипотезы исследования. Процесс ее формулировки не является одномоментным делом, как правило, вначале формулируется рабочая гипотеза, которая затем уточняется в ходе самого исследования. Гипотез может быть несколько, при этом некоторые из них могут подтверждаться, а некоторые нет. В результате исследования гипотеза подтверждается или опровергается. В случае своего подтверждения она становится теорией, а если ее опровергнуть, то гипотеза превращается в ложное предположение.

Гипотеза – это предположение, еще не доказанная логически и не подтвержденная опытом догадка. Слово «гипотеза» происходит от древнегреческого «hypothesis» – основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений. Обычно гипотезы начинаются со слов «предположим», «допустим», «возможно», «если..., то...». Если гипотез несколько, то их надо пронумеровать, поставив самую важную на первое место, менее важную на второе и так далее.

Выполним задания!

1. Посмотрите на мир чужими глазами

Прочитайте неоконченный рассказ:

Утром небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…

Продолжите и запишите рассказ, представьте себя гуляющего во дворе с друзьями; водителем грузовика, едущего по дороге; летчиком отправляющимся в полет; мэром города; вороной, сидящей на дереве; зайчиком в лесу.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Составьте гипотезы – «Давайте вместе подумаем»

Почему самолет оставляет след в небе? _____________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________

Почему в классе есть свет? __________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

В результате исследования важно добиться определенной цели и определить пути ее достижения. Для этого надо сформулировать цель исследования и определить его задачи.

При формулировке цели исследования можно использовать следующие слова: выявить, установить, обосновать, показать, определить, проверить, построить и т.п.

Например, вы сформулировали тему «Принцип работы светодиода». Вас интересует проблема«как работает светодиод», а целью исследования в этом случае будет изучение принципа работы светодиода.

Задачи исследования обычно уточняют его цель. Если цель указывает общее направление исследовательской деятельности, то задачи описывают основные шаги исследователя. Например, вы, исследуя принцип работы светодиода, ставите перед собой задачи выяснить:

1) как работает светодиод по отношению к другим источникам света (например, лампа накаливания)?

2) каков его принцип работы в определенных условиях?

3) каковы индивидуальные особенности разных светодиодов?

Любая исследовательская работа должна носить проблемный и практический характер.

При выполнении исследования важно подобрать тот перечень литературы, который максимально раскроет ваше исследование.

Затем надо определить способы достижения цели, т.е. методы исследования.

После этих этапов можно переходить к проведению непосредственного самого исследования с помощью выбранных методов.

Конечными этапами исследования являются оформление его результатов и презентация.

Выполним задания!

3. Рассмотрите и заполните таблицу:

Вопросы Ответы

С чего мы начнём разработку исследования?

 

 
 
 
 
 

Что мы должны будем сделать после того, как определили цели исследования?

 

 
 
 
 
 

К чему нам стоит перейти после определения задач исследования?

 
 
 
 
 

Сформулированная цель и задачи исследования позволят нам определить…..?

 
 
 
 
 

 К чему приведет нас разработанный план действий?

 
 
 
 
 

4. Распределите действия по этапам исследовательской работы (поставьте рядом с действием 1, 2, 3 или 4):

· определение актуальности исследования,

· выбор темы,

· оформление приложения.

· анализ литературы,

· отбор источников и литературы,

· определения целей и задач исследования,

· выбор методов,

· анализ полученных результатов,

· проведение исследования, опыта, эксперимента,

· определение объекта и предмета исследования,

· презентация работы,

· оформление работы.

5. Запишите  для своей  темы исследования:

 

«…………………………………………………………………….…………….»

 

Актуальность     _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________  
Проблема   _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________  
Объект _______________________________________________ _______________________________________________  
Предмет _______________________________________________ _______________________________________________  
Цель _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________  
Задачи (не меньше 2-х) _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________  
Гипотеза (гипотезы) _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________  

 

Исследование должно носить практическую значимость, т.е. показывать, где и как могут быть использованы материалы работы.

 

6. При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным? Придумайте условия, при которых будут полезными эти предметы:

Письменный стол _________________________________________________________ _________________________________________________________ _________________________________________________________  
Нефтяное месторождение _________________________________________________________ _________________________________________________________ _________________________________________________________  
Игрушечный кораблик _________________________________________________________ _________________________________________________________ _________________________________________________________  
Апельсин _________________________________________________________ _________________________________________________________ _________________________________________________________  
Мобильный телефон _________________________________________________________ _________________________________________________________ _________________________________________________________  
Проект постройки дома _________________________________________________________ _________________________________________________________ _________________________________________________________  
Чайник _________________________________________________________ _________________________________________________________ _________________________________________________________  
Букет ромашек _________________________________________________________ _________________________________________________________ _________________________________________________________  
Охотничья собака _________________________________________________________ _________________________________________________________ _________________________________________________________  

 

Вы попробовали определить практическую значимость, т.е. показывать, где и как могут быть использованы выше перечисленные предметы, но в физике часто исследуются явления и процессы. Поэтому определите их значимость применения.

 

7. Напишите при каких условиях каждое явление будет очень полезным:

Движение _________________________________________________________ _________________________________________________________ _________________________________________________________  
Электрический ток _________________________________________________________ _________________________________________________________ _________________________________________________________  
Нагревание _________________________________________________________ _________________________________________________________ _________________________________________________________  
Испарение _________________________________________________________ _________________________________________________________ _________________________________________________________  
Охлаждение _________________________________________________________ _________________________________________________________ _________________________________________________________  
Звук _________________________________________________________ _________________________________________________________ _________________________________________________________  
Свет _________________________________________________________ _________________________________________________________ _________________________________________________________  
Сила _________________________________________________________ _________________________________________________________ _________________________________________________________  
Работа _________________________________________________________ _________________________________________________________ _________________________________________________________  
Энергия _________________________________________________________ _________________________________________________________ _________________________________________________________  

 

8. Определите название или предположите для чего могут применяться основные измерительные приборы, используемые при проведении опытов по физике:

Измерительный прибор

Рисунок Название Применение
___________________________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________  
___________________________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________  
___________________________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________  
___________________________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________  
___________________________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________  
____________________________________________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________  

Примечание: динамометр учебный – прибор, который состоит из стальной пружины с указателем и крючком, закрепленными на пластмассовым основании со шкалой. Внизу основания имеется подставка с отверстием, которая ограничивает растяжение пружины.

9. Соедините стрелками структурные элементы исследовательской работы и их определение

Название элементов исследовательской работы Определение элементов исследовательской работы
Актуальность обоснование того, где и как могут быть использованы материалы работы
Проблема это степень важности темы исследования в данный момент и в данной ситуации
Цель это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск
Задачи это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы
Гипотеза сложный вопрос, задача, требующая разъясне­ния, исследования
Объект это совокупность конкретных целевых установок (действий), направленных на анализ и решение проблемы
Предмет предположение, выдвигаемое для объяснения каких-нибудь явлений, требующих подтверждения
Методы исследования это то, что непосредственно подвергается исследованию
Практическая значимость это способ достижения цели исследования

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: