Пространство взаимодействия

Классификация позиций.

С точки зрения транзактного анализа каждый участник взаимодействия в принципе может занимать одну из трех позиций, которые условно можно обозначить как Родитель, Взрослый, Ребенок. Это так называемые состояния Я.

Эти позиции нив коей мере не связаны обязательно с соответсвующей социальной ролью: это лишь чисто психологическое описание определенной стратегии во взаимодействии. Каждый тип состояний жизненно важен для человека.

Ребенок – это источник радости, интуиции, творчества, спонтанных побуждений. Позиция «Хочу!»

– Благодаря Родителю многие наши реакции стали автоматическими, что позволяет сберечь массу времени и энергии. Позиция Родителя «Надо!»

Взрослый перерабатывает информацию и учитывает возможности эффективного взаимодействия с окружающим миром. Он контролирует действия Родителя и Ребенка и является посредником между ними. Позиция Взрослого – объединение «Хочу» и «Надо».

Основные характеристики позиций

Признак Родитель Взрослый Ребенок
Характерные слова и выражения Все знаю, что … Ты не должен никогда … Ты всегда должен … Я не понимаю как это допускают … и т.п. Как? Что? Когда? Почему? Возможно … Вероятно … Я сердит на тебя! Вот здорово! Отлично! Отвратительно!
Интонации Обвиняющие, снисходительные, критические Связанные с реальностью Очень эмоциональные
Состояние Надменное, сверхправильное, очень приличное Внимательность, поиск информации Неуклюжее, подавленности, угнетенное, игривое
Выражение лица Нахмуренное, неудовлетворенное, обеспокоенное Спокойное, максимум внимания Угнетенное, удивление
Позы Руки на бедрах, указывающий перст, руки сложены на груди Наклон к собеседнику и ориентация на него Спонтанная, подвижность(ходьба, сжатие кулаков

Позиции партнеров в общении определяются теми состояниями Я, которые в данный момент общения вступают во взаимодействие. Транзакция – поведение партнеров, соответствующее одному из его состояний.

Виды транзакций:

1. Параллельные транзакции. В этом случае – транзакции носят «дополнительный» характер, т.е. совпадают: если партнер обращается к другому как Взрослый к Взрослому, то и тот отвечает с такой же позиции. Например:

Преподаватель: Каким образом у Вас получилось трехзначное число? (В-В)

Студент: Да, это неверно. Я забыл извлечь квадратный корень (В-В)

Или:

Первый пассажир: Как вам не стыдно, сидеть если рядом стоит пожилая женщина? (Р-Д)

Второй пассажир: Простите, пожалуйста, я просто не заметил, задумался (Д-Р)

В случае параллельных транзакций взаимодействие эффективно, так как люди понимают друг друга и готовы к адекватному взаимодействию. Нередко такие транзакции являются фиксированными:

– Так, деловой разговор или дипломатический прием требуют фиксированных транзакций В-В.

– Светская беседа малознакомых пенсионеров может ограничиваться транзакциями Д-Д, другие же считаются неуместными.

– Отношения между преподавателем и студентом приписывают транзакции в позициях Р-В, а между учительницей и школьником – Р-Д.

– Для женщин естественны (и желательны) транзакции с мужчиной типа В-Р или даже Д-Р.

– Транзакции Д-Р постоянно возникают между пациентом и психотерапевтом, причем смена взаимной позиции в ходе контактов считалась до последнего времени запрещенной.

2. Транзакции без взаимодополнения. В этих транзакциях ответный стимул партнера либо поступает не с той позиции, куда был направлен исходный стимул, либо адресован не к той позиции, с которой этот стимул посылается. Если один из участников взаимодействия адресуется к другому с позиции Взрослого, а тот отвечает ему с позиции Роди теля, то взаимодействие нарушается и может вообще прекратиться.

Например: Жена обращается к мужу с информацией: «Я порезала палец» (апелляция к Взрослому с позиции Взрослого).

– если он отвечает «Сейчас перевяжем», то это ответ также с позиции Взрослого (1).

– если же следует сентенция: «Вечно у тебя что-то случается», то это ответ с позиции Родителя (2),

– а в случае: «Что же я теперь должен делать?», демонстрируется позиция Ребенка (3).

В двух последних случаях эффективность взаимопонимания невелика.

Транзакции без взаимодействия могут быть с учетом адресата и без учета адресата.

Пример транзакции с учетом адресата.

Иванов: Что стало с молодыми людьми? Они совсем распустились – (Р-Р).

Петров: Вспомните, когда мы были молодыми, наши родители говорили тоже самое (В-Р)

Пример транзакции без учета адресата:

Счетовод: А не сорваться ли нам в кино, пока нет начальства? (Д-Д)

Бухгалтер: Будьте добры, передайте мне ведомость за июль месяц (В-В).

Такие транзакции могут быть и пересекающимися. Например:

Муж: Тебе не попадались на глаза мои запонки? (В-В)

Жена: Вечно ты все теряешь, не можешь без няньки! (Р-Д).

Тип общения без взаимодополнения чаще всего оказывается конфликтным, т.к. такие транзакции обычно содержат болезненный «укол» хотя бы от одного из двух (или трех) сообщений, каждое из которых адресовано разным позициям партнера. То сообщение, которое в наибольшей степени соответствует «конвенциям» и контексту беседы, считается явным; другие же оказываются «скрытыми», косвенными. Например:

Иванов: «Зайдемте ко мне, я живу один. Выпьем горячего чайку» - явная транзакция В-В.

(Подтекст: 2Вы мне очень нравитесь» - скрытая транзакция Д-Д).

Петрова: «Да, это было бы кстати – согреться чаем..» - явная транзакция В-В. (подтекст: «Вы мне тоже» - скрытая транзакция Д-Д).

В данном случае явные и скрытые транзакции оказываются параллельными. Но они могут быть и пересекающимися, и тогда они чаще носят провоцирующий характер. Например:

Петров Иванову: «Сейчас я предоставлю Вам слово» - явная транзакция В-В. (Подтекст: «Я вижу, вы сгораете от нетерпения покрасоваться на трибуне» - скрытая транзакция Р-Д)

– Иванов Петрову: Гм! («Могу вообще не выступать, если Вы намерены сделать из меня посмешище» - скрытая транзакция Д-Р).

В данном случае явные транзакции пересекаются, а скрытые – параллельны.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: