Вертикальные:
– Пристройка партера сверху – отражаетдоминирование; может выглядеть как поучение, осуждение, советы, порицание, замечания, обращение на «ты», «сынок», высокомерные или покровительственные интонации, похлопывание по плечу, подача руки ладонью вниз, взгляды сверху вниз и др.
– Пристройка наравне – спокойный взгляд в глаза собеседнику, открытое выражение чувств и желаний, обоснованные высказывания и готовность выслушать критические замечания в свой адрес с последующим обсуждением и др.
– Пристройка снизу – демонстрация зависимости, требование защиты, отсутствие инициативы, власти; проявляется как просьба, извинение, поиск самооправдания, виноватые или заискивающие интонации, наклоны корпуса, опускание головы и другие формы проявления зависимости и подчинения.
– Отстранение партнера по общению.
Способность к смене психологических позиций в зависимости от ситуации – это показатель зрелого, компетентного общения.
Горизонтальные – использование или наоборот (нет) межличностных преград, стоящих на пути сближения людей – это предопределяет межличностную дистанцию. Это могут быть физические барьеры как эквиваленты психологических (стол, стул, скрещенные на груди руки), закрытость личности для другого человека (эмоции). Полное отсутствие межличностной дистанции ненормально.
|
|
Третья классификация позиций: открытые и закрытые:
– Открытость предметной позиции – это способность выразить свою точку зрения на предмет и готовность учесть позиции других
– Закрытость предметной позиции – неспособность или нежелание раскрывать свои позиции
– Смешанная позиция: А) одна из сторон пытается выяснить позицию другой, в тоже время не раскрывая своей. В крайнем варианте это выглядит как «Вопросы здесь задаю Я!»; Б) один из собеседников открывает партнеру все свои «обстоятельства», рассчитывая на помощь, не интересуясь намерениями другого.
Эти оба смешанные виды взаимодействия асимметричны, поскольку общение осуществляется с неравных позиций партнеров. Выбор позиции зависит от степени доверия к партнеру, ситуации, возможных последствий открытости общения и др. факторов.
Сценарии и механизмы взаимодействия
Для каждой ситуации существуют свои правила участия в них и способы понимания действий партнера.
Сценарии – это стандартные последовательности действий в тех или иных первичных ситуациях.
Большинство социальных действий, в которые мы вовлечены, имеют форму запланированных последовательностей, в которых все отрегулировано и предсказуемо – как в сценарии фильма. Например, сценарий «на приеме у врача» состоит из жалоб больного, расспросов со стороны врача, процедур, выполняемых медсестрой, выписывания врачом рецептов, устных рекомендаций и т.д. Или ситуация «случайная встреча с приятелем».
|
|
Сценарии как бы фиксируют модели опыта и поэтому выступают своеобразными гидами для поведения человека в разнообразных ситуациях. Если ситуация знакома – знание сценария позволяет автоматически совершать последовательные действия. Если ситуация незнакома – отсутствие сценария затрудняет адекватное поведение. Знание типичных сценариев способствует взаимопониманию между участниками.
Взаимодействие является тем фундаментальным процессом, который скрепляет партнеров в диадную общность. К основным механизмам, которые обеспечивают формирование межличностного пространства взаимодействия, относятся:
– Взаимопонимание
– Координация
– Согласование.
Взаимопонимание – механизм межличностного взаимодействия, связанный прежде всего с когнитивными процессами и обеспечивающий формирование общего смыслового поля участниками взаимодействия, объединение интересов сторон, выработку сходного видения задач в конкретной ситуации.
Для этого участники взаимодействия должны быть достаточно осведомлены друг о друге – о социальном статусе, ролевых позициях, групповой принадлежности привычках, взглядах на мир. Способами достижения такого знания выступают уточнения, переспросы, повторы, перефразирования, обсуждения, споры по различным жизненным проблемам.
Координация - – механизм межличностного взаимодействия, связанный с инструментальными процессами (умения и навыки партнеров, стратегии и стили их деятельности), с поиском таких средств общения, которые в наилучшей степени соответствуют намерениям и возможностям партнера.
Результатом координации является совместимость в действиях, согласованность в операциях.
Согласование – механизм взаимодействия, касающийся в основном мотивационно-потребностной стороны общения. Его результатом является относительное согласие в целях, смыслах, намерениях партнеров по общению, что задает основной тон межличностным отношениям, определяет их эмоциональную окраску.
Взятые в совокупности взаимопонимание, координация и согласование составляют процесс, в ходе которого партнеры обретают свой предмет общения, на основе которого и строят отношения.
Для каждого уровня общения стратегически наиболее значимым является определенный уровень взаимопонимания, координации и согласования.
Например, на социально-ролевом уровне значение имеет не искренне выражение человеком того, что он чувствует, и не искренне принятие чувств другого, а правильное, с точки зрения окружающих, поведение в данной ситуации. Это внешний поведенческий уровень понимания. Целесообразность его обусловлена тем, что социально-ролевое общение ситуативно.
На интимно-личностном уровне, наоборот, искреннее эмоциональное реагирование, истинные чувства играют ведущую роль. Именно их надо принимать в расчет, при этом учитывать и скрываемые чувства.