Вторая классификация позиций: «вертикальные и горизонтальные»

Вертикальные:

Пристройка партера сверху – отражаетдоминирование; может выглядеть как поучение, осуждение, советы, порицание, замечания, обращение на «ты», «сынок», высокомерные или покровительственные интонации, похлопывание по плечу, подача руки ладонью вниз, взгляды сверху вниз и др.

Пристройка наравне – спокойный взгляд в глаза собеседнику, открытое выражение чувств и желаний, обоснованные высказывания и готовность выслушать критические замечания в свой адрес с последующим обсуждением и др.

Пристройка снизу – демонстрация зависимости, требование защиты, отсутствие инициативы, власти; проявляется как просьба, извинение, поиск самооправдания, виноватые или заискивающие интонации, наклоны корпуса, опускание головы и другие формы проявления зависимости и подчинения.

Отстранение партнера по общению.

Способность к смене психологических позиций в зависимости от ситуации – это показатель зрелого, компетентного общения.

 

Горизонтальные – использование или наоборот (нет) межличностных преград, стоящих на пути сближения людей – это предопределяет межличностную дистанцию. Это могут быть физические барьеры как эквиваленты психологических (стол, стул, скрещенные на груди руки), закрытость личности для другого человека (эмоции). Полное отсутствие межличностной дистанции ненормально.

 

Третья классификация позиций: открытые и закрытые:

Открытость предметной позиции – это способность выразить свою точку зрения на предмет и готовность учесть позиции других

Закрытость предметной позиции – неспособность или нежелание раскрывать свои позиции

Смешанная позиция: А) одна из сторон пытается выяснить позицию другой, в тоже время не раскрывая своей. В крайнем варианте это выглядит как «Вопросы здесь задаю Я!»; Б) один из собеседников открывает партнеру все свои «обстоятельства», рассчитывая на помощь, не интересуясь намерениями другого.

Эти оба смешанные виды взаимодействия асимметричны, поскольку общение осуществляется с неравных позиций партнеров. Выбор позиции зависит от степени доверия к партнеру, ситуации, возможных последствий открытости общения и др. факторов.

 

Сценарии и механизмы взаимодействия

Для каждой ситуации существуют свои правила участия в них и способы понимания действий партнера.

Сценарии – это стандартные последовательности действий в тех или иных первичных ситуациях.

Большинство социальных действий, в которые мы вовлечены, имеют форму запланированных последовательностей, в которых все отрегулировано и предсказуемо – как в сценарии фильма. Например, сценарий «на приеме у врача» состоит из жалоб больного, расспросов со стороны врача, процедур, выполняемых медсестрой, выписывания врачом рецептов, устных рекомендаций и т.д. Или ситуация «случайная встреча с приятелем».

Сценарии как бы фиксируют модели опыта и поэтому выступают своеобразными гидами для поведения человека в разнообразных ситуациях. Если ситуация знакома – знание сценария позволяет автоматически совершать последовательные действия. Если ситуация незнакома – отсутствие сценария затрудняет адекватное поведение. Знание типичных сценариев способствует взаимопониманию между участниками.

Взаимодействие является тем фундаментальным процессом, который скрепляет партнеров в диадную общность. К основным механизмам, которые обеспечивают формирование межличностного пространства взаимодействия, относятся:

– Взаимопонимание

– Координация

– Согласование.

Взаимопонимание – механизм межличностного взаимодействия, связанный прежде всего с когнитивными процессами и обеспечивающий формирование общего смыслового поля участниками взаимодействия, объединение интересов сторон, выработку сходного видения задач в конкретной ситуации.

Для этого участники взаимодействия должны быть достаточно осведомлены друг о друге – о социальном статусе, ролевых позициях, групповой принадлежности привычках, взглядах на мир. Способами достижения такого знания выступают уточнения, переспросы, повторы, перефразирования, обсуждения, споры по различным жизненным проблемам.

Координация - – механизм межличностного взаимодействия, связанный с инструментальными процессами (умения и навыки партнеров, стратегии и стили их деятельности), с поиском таких средств общения, которые в наилучшей степени соответствуют намерениям и возможностям партнера.

Результатом координации является совместимость в действиях, согласованность в операциях.

Согласование – механизм взаимодействия, касающийся в основном мотивационно-потребностной стороны общения. Его результатом является относительное согласие в целях, смыслах, намерениях партнеров по общению, что задает основной тон межличностным отношениям, определяет их эмоциональную окраску.

Взятые в совокупности взаимопонимание, координация и согласование составляют процесс, в ходе которого партнеры обретают свой предмет общения, на основе которого и строят отношения.

Для каждого уровня общения стратегически наиболее значимым является определенный уровень взаимопонимания, координации и согласования.

Например, на социально-ролевом уровне значение имеет не искренне выражение человеком того, что он чувствует, и не искренне принятие чувств другого, а правильное, с точки зрения окружающих, поведение в данной ситуации. Это внешний поведенческий уровень понимания. Целесообразность его обусловлена тем, что социально-ролевое общение ситуативно.

На интимно-личностном уровне, наоборот, искреннее эмоциональное реагирование, истинные чувства играют ведущую роль. Именно их надо принимать в расчет, при этом учитывать и скрываемые чувства.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: