Контексты межличностного взаимодействия

Лекция 3. Общение как восприятие и взаимодействие

Цель:

Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)

План

  1. Контексты межличностного взаимодействия
  2. Пространство межличностного взаимодействия
  3. Сценарии, механизмы и стили взаимодействия
  4. Типы взаимодействия

 

Анализ общения как взаимодействия представляет значительные сложности. Выделение этой стороны в чистом виде более условно, чем выделение коммуникативной и перцептивной сторон. Тем не менее это возможно.

Проведем семантический анализ слова «взаимодействие». Это слово означает:

– Действия, которые индивиды предпринимают в отношении друг друга («он на меня давил, но я не поддался»);

– Как люди соотносят свои цели и организуют их достижение. Т.е., как достигается взаимность между участниками общения.

В структуре взаимодействия можно выделить:

1) ситуации взаимодействия или контекст взаимодействия;

2) позиции взаимодействия, позволяющие людям достичь своих целей в заданных обстоятельствах, или пространство взаимодействия;

3) сценарии и механизмы взаимодействия.

 

Контексты межличностного взаимодействия

Для понимания смысла и содержания взаимодействия надо знать его контекст. Например, диалог: «Ну, наконец то Вы появились! – А что собственно произошло?». В данном случае второй собеседник ищет контекст, который позволил ему выбрать линию последующего поведения.

Как удается разным людям понять друг друга, договориться, согласовать цели и действия? Такая возможность возникает, если люди обладают значительным объемом информации, сходной как по происхождению и структуре, так и по содержанию. К такой информации относится умение выделять стандартные социальные ситуации (деловые переговоры, празднование Дня рождения, любовные свидания, свадьба, разговоры в очередях, отдых в кругу семьи и др.) Такая информация используется в качестве контекстуальных рамок.

Классификации стандартных социальных ситуаций. Рассмотрим 2 из них.

1. В зависимости от степени личной вовлеченности в преобразование отношений выделяют три типа ситуаций (уровня общения):

А) социально-ролевой уровень – контакты ограничиваются ситуативной необходимостью (на улице, в транспорте, в магазине, на приеме в официальном учреждениии0. Основной принцип здесь – знание и реализация норм и требований социальной среды участниками взаимодействия.

Б) деловой уровень – людей объединяют интересы дела и совместная деятельность, направленная на достижение общих целей. Основной принцип – рациональность, поиск средств повышения эффективности сотрудничества.

В) интимно-личностный уровень – характеризуется особой психологической близостью, сопереживанием, проникновением во внутренний мир других людей. Основной принцип – эмпатия.

2. В зависимости от способов структурирования времени (по Э.Берну), которые фактически представляют собой способы организации межличностного взаимодействия. Э.Берн предлагает выделять шесть форм социального поведения – четыре основные и две пограничные.

А) Крайний полюс (пограничный)замкнутость –явная коммуникация между людьми отсутствует. Человек физически присутствует, но психологически – вне контакта, он будто бы окутан собственными мыслями. Это бывает в разных ситуациях (в купе поезда, в больничной палате, даже во время вечеринки). Такое поведение может быть воспринято с пониманием и не вызывает проблем, если оно не превращается в привычку.

Б) Ритуалы – привычные, повторяющиеся действия, не несущие смысловой нагрузки. Они могут носить неформальный характер (приветствия, прощания, благодарности) или быть официальными (дипломатический этикет). Цель этого типа взаимодействия – возможность провести время совместно, но не сближаясь.

В) Времяпровождение – полуритуальные разговоры о проблемах и событиях, известных всем. Они не так стилизованы и не так предсказуемы, как ритуалы, но обладают некоторой повторяемостью. Примеры: вечеринка, участники которой недостаточно хорошо знакомы друг с другом; разговоры во время ожидания какого-нибудь официального собрания.

Времяпровожление всегда социально запрограммировано: говорить в это время можно лишь в определенном стиле и только на допускаемые темы (например, светский разговор; женский разговор). Основная цель этого типа общения – структурирование времени не только ради поддержания приятельских отношений, но и отчасти социальный отбор, когда человек ищет новые полезные знакомства и связи.

Г) Совместная деятельность – взаимодействие между людьми на работе. Цель – эффективное выполнение поставленной задачи.

Д) Игры – наиболее сложный общения, так как в играх каждая сторона старается достичь превосходства над другой и получить вознаграждение. Основная отличительная особенность игр – скрытая мотивация их участников и выигрыш. По мнению Э.Берн, важные социальные контакты чаще всего протекают как игры, а сами игры составляют значительную часть человеческого общения. Почему? Э.Берн отвечает так:

– Повседневная жизнь предоставляет очень мало возможностей для человеческой близости;

– Многие формы близости для большинства людей психологически неприемлемы, требуют осмотрительности (западная культура в основном не позволяет искренности – кроме как в интимной обстановке – так как ее могут использовать с дурным смыслом;

– Повторяющееся времяпровождение в конце концов приедается – скука.

Поэтому как компромисс между близостью и времяпровождением многие люди прибегают к играм. Социальное значение игр: избавить себя от скуки времяпровождения, не подвергая опасностям близких.

Чаще всего люди выбирают себе друзей, партнеров, близких людей из числа тех, кто играет в те же игры, что и они. В этом – личностное значение игр: если человек начинает играть в другие игры, он будет изгнан из привычного общества.

Многие игры необходимы людям для поддержания душевного здоровья. У таких людей психическое равновесие столь неустойчиво, а жизненные позиции столь шатки, что стоит лишить их возможности играть, как они впадут в безысходное отчаяние.

Транзактный анализ – направление, предлагающее регулирование действий участников взаимодействия через регулирование их позиций, а так же учет характера ситуаций и стиля взаимодействия.

Е) Второй пограничный случай – близость. Двусторонняя близость – это свободное от игр общение, предполагающее теплое заинтересованное отношение между людьми, исключающее извлечение выгоды. Человеческая близость должна быть самой совершенной формой отношений, она приносит ни с чем не сравнимое удовольствие. Особенно любовь.

Времяпровождение и игры – это суррогат истинной близости.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: