Е.З.Алексеева – учитель географии школы № 35 – Центр социально-педагогической реабилитации и адаптации детей с ослабленным здоровьем – СПР и АД “Эрэл” г. Якутска Республики Саха (Якутия)
Цель урока: познакомить учеников с составом, местом и значением данного комплекса в хозяйстве страны, его основными проблемами.
Образовательно-воспитательные задачи:
1. Сформировать представление об особой роли ВПК, конкретизация принципов размещения отраслей ВПК; конверсии предприятий ВПК.
2. Совершенствование умений работать с дополнительными материалами по теме урока; умение анализировать проблемы и устанавливать причинно-следственные связи.
3. Развитие навыков развернутого устного ответа, умения четко излагать свои мысли. Воспитание чувства гордости и патриотизма за свою Отчизну.
Средства обучения:
1. плакаты,
2. таблицы,
3. рисунки,
4. макет вертолета,
5. картосхема 46 и § 33 по учебнику А.И.Алексеева и § 20 – В.П.Дронова.
Методы:
1. Объяснительно-иллюстративный.
2. Репродуктивный с элементами проблемного изложения.
|
|
3. Частично-поисковый.
Форма урока: урок – диалог.
Тип урока: урок – презентация и усвоения нового учебного материала.
Мотивация учебного процесса: ВПК – необходимая отрасль, у которой главной целью является производство вооружений и военной техники в целях защиты Отечества.
Учитель: Вспомним основные даты и события в формировании армии.
Ученик:
· 23 февраля 1918 г. – год образования Красной Армии.
· 22 июня 1941 г. – вероломное нападение фашистской Германии на Советский Союз. Отступление Советской Армии – слабо вооруженной, неподготовленной к войне.
· 9 мая 1945 г. – День Победы ценою многих людских потерь.
· 9 мая 2005 г. – Всенародный великий праздник 60-летия Победы.
Ученик показывает все плакаты по этим датам.
Учитель. Задачи Вооруженных Сил России в современных условиях.
В мирное время. Для защиты суверенитета и государственных интересов России в мире собственными силами, а также в рамках системы коллективной безопасности.
В военное время. Для стратегической обороны государства, отражения агрессии, снижения военно-экономического потенциала противника и прикрытия территории России в военных конфликтах любого уровня и масштаба.
Вопрос проблемного характера: какие причины вынуждают вооружаться Россию?
Ответ ученика на этот вопрос обсуждался в виде диалога:
· уроки Великой Отечественной войны;
· “холодная война” – идеологическое противостояние двух сверхдержав США и СССР (Россия);
· наступление НАТО на границы России (Прибалтийские страны, Украина, Грузия).
Объяснение новой темы.
1. Состав ВПК. Межотраслевые комплексы, участвующие в ВПК <таблица 1>.
|
|
2. Основные принципы, определяющие географию отраслей ВПК:
· безопасность размещения его производств (Урал, Сибирь);
· принцип дублирования (в разных районах страны размещаются предприятия – дублеры);
· концентрация производств, НИИ и КБ в Москве и Подмосковье;
· образование закрытых городов с номерами и “ЗАТО”.
Роль межотраслевых комплексов в производстве продукции оборонного назначения
Межотраслевой | Оборонные производства | Специализированные оборонные комплексы |
Топливно-энергетический | Производство ядерного топлива | Ядерно-оружейный (атомно-оружейный) |
Машиностроительный | Судо-, авиа-, ракето-, танко-, автомобилестроение, средства связи, огнестрельное оружие, электроника, электротехника и др. | Авиационно-космический и ракетно-космический |
Конструкционных материалов: металлургический | Производство композитов, металлических порошков и проката | |
Химико-лесной | Производство химических реагентов, соединений, пиломатериалов | Химико-оружейный |
Строительный | Цементное и др. производства | Военно-строительный |
Агропромышленный | Перерабатывающие отрасли (производство казеина) | |
Товаров народного потребления и услуг | Производство технических тканей и обмундирования |
3. Главные факторы размещения ВПК: безопасность, сохранение потенциала, наукоемкость, высокая квалификация кадров и транспортный фактор.
4. Конверсия. Производство гражданской продукции <таблица 2>. Проблемы конверсии.
Таблица 2