И так, мы с вами еще раз убедились, что машиностроительный комплекс чрезвычайно сложный по своей структуре. Давайте разберемся: Какова же география МК?
Какие факторы влияют на размещение предприятий?
Решать эти задачи мы будем по группам.
Класс разбивается на четыре группы, каждая получает задание
Задание группе №1
Фактор размещения - это требования, предъявляемые размещаемым объектам к окружению.
Без удовлетворения этих требований объект не сможет нормально
функционировать.
1. Познакомьтесь со схемой «Факторы размещения предприятий МК».
2. Как вы понимаете фактор наукоемкость и трудоемкость?
Откройте карту в атласе «Машиностроительный комплекс» на стр.16
3. Назовите основные центры размещения отраслей, определяющих научно-технический прогресс: электротехнической промышленности, приборостроение, радиотехники, электроники, авиакосмической и атомной промышленности. Проанализируйте дополнительный текст.
Аэрокосмическая промышленность ориентирована на высокий научный потенциал Московского региона. Основные НИИ и ОКБ размещены в Москве и городах ее окружения: КБ «ЯК», «ТУ» (Москва), авиационный технополис (Жуковский), межконтинентальные ракеты и космические аппараты (Королев, Химки, Реутов, Дубна). Военно-стратегическое положение определяет размещение ряда предприятий отрасли в глубине страны — в Урало-Поволжье (Ульяновск, Самара, Пермь, Уфа, Воткинск), в Сибири (Тюмень, Омск, Новосибирск, Иркутск, Улан-Удэ). Космодромы действуют недалеко от Плесецка и в Капустином Яре.
4. Какие факторы играют решающую роль в размещении этих предприятий?
Задание группе №2
Фактор размещения - это требования, предъявляемые размещаемым объектам к окружению.
Без удовлетворения этих требований объект не сможет нормально
функционировать.
1. Познакомьтесь со схемой «Факторы размещения предприятий МК».
2. Как вы понимаете фактор специализация, кооперирование?
Специализация и кооперирование — важнейшие принципы размещения предприятий машиностроения. Машины состоят из множества деталей и агрегатов. Изготовить все на одном заводе невозможно, проще и дешевле производить отдельные части машин на специализированных предприятиях. Для выпуска готового изделия предприятия устанавливают связи по кооперированию. Поэтому в различных районах страны строят комплексы взаимосвязанных машиностроительных предприятий.
Например, КамАЗ включает шесть крупнейших специализированных заводов: литейный, прессово-рамный, кузнечно-прессовый, ремонтно-инструментальный, автосборочный. Крупнейшие автозаводы — ВАЗ и ЗИЛ — связаны кооперированными поставками более чем с 300 предприятиями-смежниками каждый, которые поставляют более 500 наименований материалов, на их долю приходится 55% себестоимости производства автомобилей.
В ряде машиностроительных отраслей сложилась слишком узкая специализация. Например, в России существует только по одному предприятию, выпускающему троллейбусы (Энгельс), магистральные тепловозы (Коломна), картофелеуборочные комбайны (Рязань). Одно из следствий узкой специализации — высокий уровень концентрации производства. В российском машиностроении 20% объема производства приходится на 10 крупнейших предприятий.
В отличие от других отраслей промышленности на размещение машиностроения природно-ресурсный фактор влияет в наименьшей степени, однако весьма существенными факторами становятся такие, как обеспеченность трудовыми ресурсами, их квалификация, развитая транспортная инфраструктура. Вследствие многообразия факторов размещения и повсеместности потребителей машиностроение развито во всех районах России. Однако уровень развития машиностроения, набор машиностроительных отраслей и их значение в различных частях страны неодинаковы. В одних районах машиностроительные отрасли имеют общегосударственное значение, то есть являются отраслями их специализации, в других — удовлетворяют потребности только данного района.
Откройте карту в атласе «Машиностроительный комплекс» на стр. 16
3. Назовите основные центры размещения отраслей, определяющих научно – технический прогресс (среднее машиностроение): станкостроение и индустриальная промышленность, автомобилестроение, авиастроение, транспортное и сельскохозяйственное машиностроение. Проанализируйте дополнительный текст.
Станкостроение обеспечивает оборудованием различные отрасли хозяйства и имеет широкую географию, однако ведущими являются крупные, сложившиеся машиностроительные центры (Москва, Санкт-Петербург, Иваново) и относительно новые — Сасово (Рязанская область), Сухиничи (Тверская область).
Автомобилестроение России возникло в Москве, где до сих пор выпускают грузовые и легковые автомобили (ЗИЛ). Однако сегодня главным «автомобильным цехом» страны стало Урало-Поволжье (ВАЗ — Тольятти, КамАЗ — Набережные Челны, УАЗ — Ульяновск, ГАЗ — Нижний Новгород, ИЖ — Ижевск). Производство автобусов — Ликино-Дулево, Голицына, Яхрома, Курган; микроавтобусов — Нижний Новгород (на базе ГАЗ). В последние годы на российских предприятиях быстро растет сборочное производство автомобилей.
Тракторостроение и производство сельскохозяйственных машин в основном ориентировано на потребителя — главные сельскохозяйственные районы. Первые тракторные заводы возникли в довоенный период в Волгограде и Челябинске. Позднее тракторные заводы были построены в Центре (Владимир, Липецк, Санкт-Петербург), в Сибири (Рубцовск) и на Северо-Западе (завод трелевочных тракторов — Петрозаводск). Производство комбайнов сосредоточено в главных сельскохозяйственных районах, например зерноуборочных (Таганрог, Красноярск, Ростов-на-Дону).
4. Какие факторы играют решающую роль в размещении этих предприятий?
Задание группе №3
Фактор размещения - это требования, предъявляемые размещаемым объектам к окружению.
Без удовлетворения этих требований объект не сможет нормально
функционировать.
1. Познакомьтесь со схемой «Факторы размещения предприятий МК».
2. Как вы понимаете фактор потребительский, транспортный?
Откройте карту в атласе «Машиностроительный комплекс» на стр. 16
3. Назовите центры размещения отраслей общего машиностроения: железнодорожного машиностроения, судостроения, машин для легкой и пищевой промышленности. Проанализируйте дополнительный текст.
Локомотива и вагоностроение возникло там, где начала складываться железнодорожная сеть страны. Пассажирские тепловозы — Коломна, маневровые тепловозы — Людиново, Муром. Пассажирские вагоны выпускает Санкт-Петербург, грузовые — Абакан, Нижний Тагил, электрички — Тверь и Демихово. Вагоны метро производят Санкт-Петербург и Мытищи.
Транспортное машиностроение обеспечивает подвижным составом различные виды транспорта и имеет ориентацию прежде всего на выгодное транспортно-географическое положение, как в силу широкой кооперации, так и в силу специфики производственных процессов. Например, судостроение ориентировано на речные и морские порты — Санкт-Петербург и Выборг, Архангельск и Мурманск, Нижний Новгород (АО «Красное Сормово») и Астрахань, Тюмень, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Владивосток.
4. Какие факторы играют решающую роль в размещении этих предприятий?
Задание группе №4
Фактор размещения - это требования, предъявляемые размещаемым объектам к окружению.
Без удовлетворения этих требований объект не сможет нормально
функционировать.
1. Познакомьтесь со схемой «Факторы размещения предприятий МК».
2. Как вы понимаете фактор военно-стратегический, металлоемкость?
Откройте карту в атласе «Машиностроительный комплекс» на стр.16
3. Назовите центры размещения отраслей тяжелого машиностроения: отрасли, производящие машины, для горнодобывающей промышленности, подъемно-транспортное машиностроение, машины для химической и нефтяной промышленности, металлургическое, энергетическое оборудование. Проанализируйте дополнительный текст.
Тяжелое машиностроение относится к материалоемким отраслям и отличается относительно малой трудоемкостью. Тяжелое-машиностроение ориентировано на крупных производителей металла и основных потребителей своей продукции — металлургические базы Центра, Урала и Сибири. Лидер отрасли — «Уралмаш» (Екатеринбург) — выпускает прокатные станы, шагающие экскаваторы, гидравлические прессы. Оборудование для угольной промышленности Сибири производит Красноярский завод шагающих экскаваторов (для КАТЭКа) и предприятия Кузбасса (в Новокузнецке, Прокопьевске, Анжеро-Судженске, Кемерове). Тяжелые станки и кузнечно-прессовое оборудование выпускают в Ульяновске, Новосибирске, Воронеже, Коломне.
Энергетическое машиностроение ориентировано не только на металлургические базы, но и на квалифицированные кадры и научные разработки. Исторически эта отрасль развивалась в Санкт-Петербурге и его пригороде Колпино, где производят оборудование как для ГЭС, так и для АЭС. Паровые котлы для ТЭС выпускают в Барнауле, Бийске, Таганроге, Белгороде, Подольске. Новый центр атомного машиностроения — «Атоммаш» — построен в Волгодонске.
4. Какие факторы играют решающую роль в размещении этих предприятий?
Далее, каждая группа докладывает о своей проделанной работе. Все учащиеся записывают понятия факторов.
Наукоемкость – ориентация отраслей на научный потенциал, предприятия наиболее прогрессивных и сложных отраслей опираются на науку. Доля наукоемких отраслей составляет в России – 20 %.
Военно-стратегический фактор – предприятия выпускающие оборонную продукцию, учитывая национальную безопасность, размещаются подальше от границ и в городах с ограниченным доступом.
Трудоемкость – производство машин требует больших затрат труда. Трудоемкие отрасли тяготеют к районам с высокой концентрацией населения.
Металлоемкость – на производство машин требуется много металла, поэтому предприятия тяготеют к металлургическим базам.
Специализация – производство на предприятии какого- либо продукта, отдельных частей и деталей.
Кооперирование – объединение специализированных предприятий для выпуска готовой продукции.
Транспортный фактор – размещение предприятий ближе к транспортным магистралям,
так как для производства машин требуются различные детали и машины приходиться перевозить на большие расстояния.
Потребительский фактор – ориентирование выпуска машин на потребителя так как есть продукция, которую сложно транспортировать, из – за большого веса или крупных размеров.
Таблица
Отрасль | Факторы размещения | Центры размещения |
Отрасли, определяющие НТП: Электроника, радиотехника, атомная промышленность Приборостроение Аэрокосмическая техника | Наукоемкость, трудоемкость, транспортный, потребительский, специализация, кооперирование наукоемкости | Москва, Подмосковье, Санкт – Петербург, Екатеринбург, Новосибирск Воронеж, Пенза Москва, Жуковский, Королев, Дубна |
Отрасли среднего машиностроения: Станкостроение Автомобилестроение Тракторостроение | Научные кадры, квалифицированная рабочая сила, транспортный фактор, Потребительский, специализация, Кооперирование На потребителя | Москва, Иваново, Сасово, Сухиничи ЗИЛ- Москва, ВАЗ - Тольятти. КАМАЗ - Набережные Челны, УАЗ – Ульяновск, ГАЗ – Нижний Новгород, ИЖ – Ижевск, Автобусы- Ликино- Дулево, Голицино, Волжский, Яхрома, Курган; Микроавтобусы – Нижний Новгород. Волгоград, Челябинск, Владимир, Липецк, Санкт_- Петербург, Рубцовск Трелевочные трактора -Петрозаводск; зерноуборочные комбайны – Таганрог, Красноярск, Ростов –на- Дону. |
Общее машиностроение Судостроение Железнодорожное | Транспортно – географическое положение, кооперирование потребительский | Санкт- Петербург, Выборг, Архангельск, Мурманск, Нижний Новгород, Астрахань, Тюмень, Хабаровск, Комсомольск- на –Амуре, Владивосток. Пассажирские тепловозы-Коломна, Маневровые тепловозы- Людиново, Муром. Пассажирские вагоны – Санкт –Петербург, грузовые – Абакан, Ниж. Тагил, электрички - Тверь, Демихово. Вагоны метро- Санкт – Петербург и Мытищи. |
Тяжелое машиностроение Машины для горнодобывающей промышленности, кузнечно – прессовое оборудование, энергетические машины, Химическое и нефтяное оборудование | Металлоемкость, потребитель | Прокатные станы, шагающие экскаваторы, гидравлические прессы – Екатеринбург. Оборудование для угольной промышленности - Красноярск, Новокузнецк, Прокопьевск, Анджеро-Судженск, Кемерово. Тяжелые станки и кузнечно - прессовое оборудование – Ульяновск, Новосибирск, Воронеж, Коломна |
Вы обратили внимание что факторы, влияющие на размещение отраслей машиностроения очень многообразны и потребность в машинах на территории России повсеместная. Но уровень развития и особенности машиностроения значительно различаются в разных районах.
Анализируем карту.
Во-первых, очень велики различия в уровне развития 90 % продукции машиностроения производит Европейская часть России.
Во-вторых, районы России отличаются по уровню развития машиностроения. Три района -Центральная Россия, Урал и Поволжье дают 70% машиностроительной продукции. В промышленности каждого района машиностроение занимает разное место.
В-третьих, российское машиностроение сосредоточено главным образом в крупных городах.
Закрепление
На контурную карту нанести данные выполненной таблицы.
Задание на дом
Параграф11 стр. 46 -50. Отвечаем на вопросы на стр. 50