Тема: Районирование территории. 1 час
19. Тема. Зачем районировать территорию страны?
Цели: Учащиеся должны знать: основырайонирования территории и виды районирования, понятия отрасль специализации, географическое разделение труда, территориально- производственный комплекс, научно- производственные комплексы, технополисы.
Тип урока. Творческая лаборатория по созданию проекта «Новое районирование России».
Оборудование. Политико - административная карта России, с границами экономических районов, физическая карта России, атлас 9 класс, набор контурных карт, инструктивная карточка группам.
Организационный момент. 5 мин.
Класс делится на 4-5 творческих групп(лабораторий) по 4-5 человека. Для создания проекта Новое районирование России. Выбирают руководителя группы.
Вступительное слова учителя.
Вы знает, что участки Земли отличаются друг от друга по природе, истории, хозяйственной деятельности людей.
(Слайд – шоу.Природные комплексы 4-5).
Исторически у человека возникла потребность выявлять, описывать и оценивать непохожие друг на друга территории – РАЙОНЫ. Сегодня вам предстоит изучить опыт районирования России и разработать новые проекты районирования территории страны. Каждая группа – это творческая лаборатория. Желаю вдохновения и творческих успехов.
Работа групп 25 мин.
Задание группе № 1.
- Дать определение район –
Метод деления территории по определенным признакам на отдельные части (районы) называется - РАЙОНИРОВАНИЕМ.
Районирование – важнейший метод географии.
География – это единственная наука, для которой этот метод является основным.
Задание группе № 2.
Научно, аргументировано обосновать вопрос
Зачем районировать территорию России?
Для этого изучите текст учебника 88-92 и выпишите в тетрадь:
1. Задачи районирования (научные, прикладные).
2. Признаки районирования:
Физико-географические - (климат, рельеф, реки, озера)
Социально – экономические - население, численность и размещение, хозяйственная деятельность, транспорт)
3. Виды районирования.
- частное районирование; и общее районирований;
- сплошное и выборочное
4. Районирование по направлению деления территории:
Районирование «сверху», - единую большую территорию разделяют на более мелкие районы. Приведите примеры. (федеральные округа, административное деление)
Районирование «снизу» - региональные ассоциации экономического взаимодействия. (По рис 28. стр 91). Укажите состав региональных ассоциаций экономического взаимодействия. (Северо-Запад, Центральная Россия, Черноземье, Большая Волга, Юг России, Большой Урал, Сибирское соглашение, Дальневосточная Россия).
5. В ходе исторического развития на территории России сформировались крупные физико-географические и социально- экономические районы. Рис.29. стр.92.
Каждый район имеет свои показатели площадь, население, производство промышленной продукции. (См. табл. №4 стр. 274-275 в приложении).
Укажите: Самый большой район по площади? (Северо – Восток Сибири 4.9 млн км кв.)
Самый маленький район по площади? (Северо – Западный район 0,2 млн.км.кв.)
Самый большой район по численности населения?(Центральная Россия 46 млн.чел,)
Где самая высокая плотность населения? (Центральная Россия).
Где плотность населения минимальная? (Северо- Восток Сибири).
Каждый экономический район отличается от других районов специализацией.
Как определить отрасли специализации?
Для этого существует коэффициент специализации:
К = П: Н,
П – доля продукции района, в общем производстве страны,
Н – доля населения района в общем населении страны.
Если К > 1, то данная отрасль является отраслью специализации.
Для выделения этих районов использовалось районирование:
а)общее, комплексное, учитывающее районные особенности природы, населения и хозяйства.
б) сплошное,
в) «сверху» - подразделяющее территорию станы на отдельные, непохожие друг на друга части.
ИТОГОВОЕ задание по группам. 5-7 мин.
- Составьте своё районирование территории России, объясните какие принципы районирования, вы брали за основу, в чём географическая, экономическая, социальная выгода вашего районирования.
- Нанесите на контурную карту НОВЫЕ экономические районы (своей творческой группы).
Защита проектов Новое районирование России. 5 -8 мин.
Выступление руководителей групп и показ по карте Новых районов России.
ИТОГ. Вопрос учителя к классу.
- Зачем районировать территорию страны?
Районировать территорию необходимо для того, чтобы наиболее полно, изучать и использовать особенности географического положения, природных условий и природно - ресурсной базы района. Знать историко-географические особенности территории, население, демографические и этнокультурные особенности для современного расселения. Целенаправленно развивать хозяйство данной территории с учетом основных факторов развития важнейших отраслей и промышленных центров с учетом их влияния на окружающую среду. Для улучшения взаимодействия и взаимосвязи между отдельными территориями. Для общего развития экономики России в целом.
Домашнее задание: Выучить план характеристики экономических районов.
Стр. 93. На к/к отметить Экономические районы России.
Инструктивная карточка для группы №__
Состав группы-____________________________________________________
__________________________________________________________________
Руководитель группы_______________________________________________
Задание № 1.
Дать определение район –____________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Метод деления территории по определенным признакам на отдельные части (районы) называется - РАЙОНИРОВАНИЕМ.
Задание № 2.
Научно, аргументировано обосновать вопрос