Часть VI География крупных регионов России. 47 часов

Тема: Районирование территории. 1 час

 

19. Тема. Зачем районировать территорию страны?

 Цели: Учащиеся должны знать: основырайонирования территории и виды районирования, понятия отрасль специализации, географическое разделение труда, территориально- производственный комплекс, научно- производственные комплексы, технополисы.

 

Тип урока. Творческая лаборатория по созданию проекта «Новое районирование России».

 

Оборудование. Политико - административная карта России, с границами экономических районов, физическая карта России, атлас 9 класс, набор контурных карт, инструктивная карточка группам.

Организационный момент. 5 мин.

 Класс делится на 4-5 творческих групп(лабораторий) по 4-5 человека. Для создания проекта Новое районирование России. Выбирают руководителя группы.

Вступительное слова учителя.

 Вы знает, что участки Земли отличаются друг от друга по природе, истории, хозяйственной деятельности людей.

(Слайд – шоу.Природные комплексы 4-5).

 Исторически у человека возникла потребность выявлять, описывать и оценивать непохожие друг на друга территории – РАЙОНЫ. Сегодня вам предстоит изучить опыт районирования России и разработать новые проекты районирования территории страны. Каждая группа – это творческая лаборатория. Желаю вдохновения и творческих успехов.

Работа групп 25 мин.

 Задание группе № 1.

- Дать определение район –

Метод деления территории по определенным признакам на отдельные части (районы) называется - РАЙОНИРОВАНИЕМ.

Районирование – важнейший метод географии.

География – это единственная наука, для которой этот метод является основным.

Задание группе № 2.

 Научно, аргументировано обосновать вопрос

Зачем районировать территорию России?

Для этого изучите текст учебника 88-92 и выпишите в тетрадь:

1. Задачи районирования (научные, прикладные).

2. Признаки районирования:

Физико-географические - (климат, рельеф, реки, озера)

Социально – экономические - население, численность и размещение, хозяйственная деятельность, транспорт)

3. Виды районирования.

- частное районирование; и общее районирований;

- сплошное и выборочное

4. Районирование по направлению деления территории:

Районирование «сверху», - единую большую территорию разделяют на более мелкие районы. Приведите примеры. (федеральные округа, административное деление)

Районирование «снизу» - региональные ассоциации экономического взаимодействия. (По рис 28. стр 91). Укажите состав региональных ассоциаций экономического взаимодействия. (Северо-Запад, Центральная Россия, Черноземье, Большая Волга, Юг России, Большой Урал, Сибирское соглашение, Дальневосточная Россия).

5. В ходе исторического развития на территории России сформировались крупные физико-географические и социально- экономические районы. Рис.29. стр.92.

Каждый район имеет свои показатели площадь, население, производство промышленной продукции. (См. табл. №4 стр. 274-275 в приложении).

Укажите: Самый большой район по площади? (Северо – Восток Сибири 4.9 млн км кв.)

Самый маленький район по площади? (Северо – Западный район 0,2 млн.км.кв.)

Самый большой район по численности населения?(Центральная Россия 46 млн.чел,)

 Где самая высокая плотность населения? (Центральная Россия).

Где плотность населения минимальная? (Северо- Восток Сибири).

Каждый экономический район отличается от других районов специализацией.

Как определить отрасли специализации?

Для этого существует коэффициент специализации:

К = П: Н,

П – доля продукции района, в общем производстве страны,

Н – доля населения района в общем населении страны.

Если К > 1, то данная отрасль является отраслью специализации.

Для выделения этих районов использовалось районирование:

а)общее, комплексное, учитывающее районные особенности природы, населения и хозяйства.

б) сплошное,

в) «сверху» - подразделяющее территорию станы на отдельные, непохожие друг на друга части.

ИТОГОВОЕ задание по группам. 5-7 мин.

 

 - Составьте своё районирование территории России, объясните какие принципы районирования, вы брали за основу, в чём географическая, экономическая, социальная выгода вашего районирования.

- Нанесите на контурную карту НОВЫЕ экономические районы (своей творческой группы).

 

Защита проектов Новое районирование России. 5 -8 мин.

 Выступление руководителей групп и показ по карте Новых районов России.

 

ИТОГ. Вопрос учителя к классу.

- Зачем районировать территорию страны?

Районировать территорию необходимо для того, чтобы наиболее полно, изучать и использовать особенности географического положения, природных условий и природно - ресурсной базы района. Знать историко-географические особенности территории, население, демографические и этнокультурные особенности для современного расселения. Целенаправленно развивать хозяйство данной территории с учетом основных факторов развития важнейших отраслей и промышленных центров с учетом их влияния на окружающую среду. Для улучшения взаимодействия и взаимосвязи между отдельными территориями. Для общего развития экономики России в целом.

Домашнее задание: Выучить план характеристики экономических районов.

Стр. 93. На к/к отметить Экономические районы России.

 

Инструктивная карточка для группы №__

Состав группы-____________________________________________________

__________________________________________________________________

Руководитель группы_______________________________________________

Задание № 1.

Дать определение район –____________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________

Метод деления территории по определенным признакам на отдельные части (районы) называется - РАЙОНИРОВАНИЕМ.


Задание № 2.

 Научно, аргументировано обосновать вопрос


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: