double arrow

I Организационный момент. Мотивация

В 1492 году великий путешественник Христофор Колумб открыл новый материк. Желаю и вам в ходе учебы сделать много открытий и найти свою Америку. Мудро звучит китайское изречение: «Учиться – всё равно что плыть против течения: остановился, и тебя отнесло назад» (Высказывание вывешено на доске). Поэтому давайте вместе двигаться вперед, и успех придет.

 

II Подготовка к усвоению нового материала. Актуализация опорных знаний и умений.

   Фронтальный опрос:

          1) Для чего надо изучать Россию по районам и регионам?

          2) Какие ученые придавали районированию страны большое значение  

               (В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов, К.И. Арсеньев, П.П. и В.П.

   Семеновы – Тянь-Шанские, Д.И. Менделеев и др.)

III Постановка цели урока.

  1. Стихотворение М.Ю. Лермонтова читает ученик.

  Но я люблю ее за что, не знаю сам – Её степей холодное молчанье, Её лесов безбрежных колыханье, Разливы рек ее, подобные морям… Люблю дымок спаленной жнивы, В степи кочующий обзор, И на холме средь жёлтой нивы Чету белеющих берез.  

 

2. Учитель. Как вы думаете о каком регионе нашей страны данные строки стихотворения (о Русской (Восточно – Европейской) равнине

3. Русская (Восточно – Европейская) равнина основа территории Европейской части России. И так, поставьте цели и задачи вашей работы на уроке (учащиеся самостоятельно определяют цели и задачи)

 

IV Изучение нового материала.

1. Сообщение ученика «Роль Европейского макрорегиона в становлении Русского государства»

Как предполагают некоторые ученые, название Русь появилось в первые века нашей эры и относилось первоначально только к небольшой территории южнее Киева, где впадает в Днепр его правый приток Рось. Название Рось (Русь) относилось и к самому славянскому племени, и к той территории, которую оно занимало. В V – VI вв. племя Русь и другие славянские племена, известные под общим названием поляне, объединились в мощный союз племен. Этот союз по главному племени получило новое общее название – Русь. Позже появились названия Русская земля, а с XV века Россия.

 На русской равнине веками развивались культуры и хозяйства многих народов. Именно из Европейской части России отправились в далекие края на Восток и на Север русские землепроходцы. На русской равнине расположены самые древние и славные города России – Псков, Новгород, Москва, Казань, Владимир, Ярославль, Рязань, Архангельск.

 На Русской равнине проходили исторические битвы с татаро - монголами, полчищами тевтонских рыцарей, армией Наполеона, ордами гитлеровцев. Прородно - историческими святынями стали места русской боевой славы – Чудское озеро, Куликово, Бородинское и Прохоровское поля. Чудесная и разнообразная природа Русской равнины – источник вдохновения в творчестве – А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова и С.А. Есенина, Л.Н. Толстого и И.С. Тургенева, И.Ил. Левитана и В.Д. Поленова, А.П. Бородина и М.П. Мусоргского, Н.А. Римского –Корсакова и П.И. Чайковского.

 

Групповая работа. Изучение природных условий Европейской части России.    

А давайте вспомним, а также расширим ваши знания о природе и природных условиях Русской (Восточно-Европейской) равнины.

Класс делится на 4 группы. Каждая из групп получают задание

         1 группа Ученые – геологи

      1. Дать характеристику основным формам рельефа Русской (Восточно –

          Европейской) равнины по плану

                      1. Размеры (S, протяженность с с-ю и з-в)

                      2. Формы рельефа, их происхождение.

          2 группа Ученые – климатологи

      1. Дайте оценку климата Русской равнины.

                3 группа Ученые – гидрологи

     1. Какие реки и озера составляют водные ресурсы Русской равнины. Какие крупные города находятся на их берегах.

    4 группа Ученые ботаники и зоологи.

    1. Докажите, что стихотворение М.Ю. Лермонтова описывает природные зоны

       Русской равнины.

 

Учащиеся используют 1) учебник параграф 19

                            2) Карты России разного содержания (физико – географическая,

                                климатическая, природные зоны России».     

 

3. Проверка выполнения заданий. Учитель добавляет ответы учащихся демонстрацией фрагментов по уроку «Восточно – Европейская равнина» из учебного диска издательства «Кирилл и Мефодий» 8 класс.

Одновременно с ответами учащихся и демонстрацией фрагментов фильма учащиеся работают по контурным картам.

 

4. Объяснительно – иллюстративный рассказ учителя. Роль Европейской части России в хозяйстве России.

Рассказ сопровождается изображением на экране фрагментов из урока «Европейская часть России» (диск издательства «Кирилл и Мефодия». География. 9 класс).

 

а) Благоприятность природных условий для жизни людей их хозяйственной деятельности.   Анализ карты рис. 5 стр. 21 брошюры «География России. Эколого – экономические аспекты»

 

б) S региона – 26% от плащади страны

Население – 80% от населения страны

Хозяйство – 85% от промышленного и сельскохозяйственного производства.

Наука – 90% научных исследований

Финансы – 90% финансовых средств страны.

Для городского населения – 74%

Городов – миллионеров 10

 

В) Экономические районы Европейской части России.

· Анализ таблицы 17 стр. 99 учебника

  Вопросы к анализу таблицы!

1. Сколько районов входят в состав Европейской части России.

2. Какой район самый большой? маленький по площади, по населению.

3. Где самая высокая доля городского населения, меньше всего?

4. Где плотность населения самая высокая и какая? Где самая маленькая и какая?

5. В каком районе живем мы с вами? Назовите его показатели.

 

V Первичное закрепление изученного материала.

а) У кого возникли вопросы по новому материалу? Кому что непонятно?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: